Политическая реформа и проблемы демократии в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Эффективные способы вхождения в мировое сообщество – одна из сложнейших проблем XXI века. Возрождение и подъем Китая в течение последних 60 лет – явление в истории человечества уникальное. Ни одна страна не проделывала такой путь за столь краткий срок. До 1990 г., Россия и КНР были почти на равных по размеру ВНП на душу населения. Теперь же Китай далеко впереди практически по всем основным параметрам. С 1981 по 2005 гг. Китай вызволил из нищеты 625 млн. человек, что является беспрецедентным достижением. Сейчас это вторая экономика мира с ВНП на уровне 5 трлн. долларов. Недавно Китай обогнал по этому показателю Японию, а до 2030 г. намерен догнать и Соединенные Штаты.

Содержание

Введение
Глава I. Изменение социально-экономического и политического курса Китайской Народной Республики
Курс на социалистическую модернизацию Китая
Строительство демократии с китайской спецификой
Глава II. Политическая реформа и проблемы демократии в Китае
2.1. Проблемы модернизации политической системы
2.2. Перспективы демократического развития китайского общества
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Милана ДИПЛОМНАЯ.docx

— 131.63 Кб (Скачать файл)

Важнейшее значение в теории модернизации Дэн Сяопина придавалось  человеческому фактору. Программа  воспитания «нового человека» внедрялась с начала 80-х годов в рамках курса на создание социалистической духовной культуры, охватывающей всю  духовную сферу жизни китайского общества - идеологию, собственно культуру, мораль, право - и нацеленную на формирование современной культурно-цивилизационной среды, без которой преобразования немыслимы37.

В процессе разработки стратегии  модернизации Китая Дэн Сяопином была пересмотрена прежняя концепция  развития современного мира, сводившаяся  к тому, что его основу составляли мировая война и революция. Согласно теории Дэн Сяопина, основными тенденциями, определяющими состояние современных  международных отношений, являются мир и развитие, сохранение которого является внешней гарантией успешного  проведения модернизации КНР38. Наконец, неотъемлемой частью программы модернизации Дэн Сяопина является завершение процесса объединения страны по формуле «одно государство - два строя», предусматривающее сохранение в Сянгане, Аомэне и на Тайване после их воссоединения с КНР существующего там капиталистического строя39.

Дэн Сяопин, ветеран революции, ведущий политический деятель КНР, 25 октября 1987 года на открытии XIII съезда Коммунистической партии Китая был назван «главным архитектором китайских реформ»40.

Таким образом, процесс модернизации Китая, утвержденный Компартией в конце 1978 г, начавшись с преобразований в сельском хозяйстве, имеющий целью  реформу промышленности и изменение  внешней политики, решительно набирал  обороты. Ведущая роль в этом процессе принадлежала великому политическому  деятелю, «архитектору китайских реформ»  Дэн Сяопину, сумевшему за фантастически  короткие сроки вывести страну из социально-экономического кризиса.

В ходе инспекционной поездки  на юг Китая в начале 1992 г. Дэн Сяопин делает выводы о необходимости дальнейшего ускорения реформ и развития на основе расширения сферы действия рыночных отношений и предлагает для определения действенности проводимых реформ и открытой политики три критерия: способствуют ли реформы развитию производительных сил, способствуют ли они укреплению комплексной государственной мощи, способствуют ли повышению жизненного уровня народа41.

Развивая реформу, руководство  КНР совершило на III пленуме ЦК КПК четырнадцатого созыва в 1993 г. теоретический «прорыв», объявив о соединении рыночной экономики с социализмом42.

На XV съезде КПК в 1997 г. в Устав партии было включено положение о руководящей роли «теории Дэн Сяопина» на начальной стадии социализма. Она объявлена новым этапом развития марксизма в Китае, вторым теоретическим достижением после «идей Мао Цзэдуна», «продолжением и развитием идей Мао Цзэдуна», научной системой строительства социализма с китайской спецификой43.

Нынешние лидеры КНР не только подчеркивают свою приверженность идеям «архитектора реформ», но и  развивают их по мере возникновения  новых проблем. Новые руководители Китая стараются сделать развитие страны более комплексным и согласованным, не отказываясь от начертанной Дэн  Сяопином политики «реформ и открытости».

Обобщая вышесказанное, необходимо еще раз отметить, что к концу 1976 г. КНР оказалась в состоянии глубокого социально-экономического и политического кризиса. Смена власти в ЦК КПК, приход к управлению страной маоистов-прагматиков во главе с Дэн Сяопином стали важным историческим событием КНР. Принципиальной особенностью модернизации современного китайского общества является и то, что ею руководит Коммунистическая партия Китая. Однако необходимо подчеркнуть, что в ходе модернизации происходила определенная перестройка и в самой партии, прежде всего идеологическая. Многие из решений партии содержали глубоко выверенный и аргументированный отказ от целого ряда положений ортодоксального марксизма (точнее, его сталинской интерпретации), возможно, приемлемых в условиях Запада, но совершенно не актуальных для народов развивающейся Азии. Эти нетрадиционные решения руководства компартии Китая касались проблем форм собственности, места рыночных отношений в условиях социализма и др. аспектов совмещения социалистических принципов социального развития с объективными механизмами экономического процветания, утратившими свойства особой идеологической значимости в ситуации конца 20 века. Главная цель решений руководства Коммунистической партии Китая - превращение страны в современное процветающее общество на базе совмещения производственных технологий капитализма «западного типа» и социальных, культурных и идеологических норм национальной традиции, а также принципов социалистического строительства.

Успешный двадцатилетний опыт модернизации китайского общества на основе описанных принципов, установленных  руководством страны, делает необходимым  его систематизацию и обобщение, выявление как наиболее продуктивных решений, так и не оправдавших  себя. Китайское руководство, и прежде всего Председатель Дэн Сяопин учитывал ошибки эпохи «культурной революции», а еще ранее периода «большого  скачка», осознал необходимость  радикальных перемен в обществе. На состоявшемся 18-22 декабря 1978 г. III пленуме ЦК КПК одиннадцатого созыва Дэн Сяопином была предложена новая экономическая политика и новый политический курс. В контексте идеи «четырех модернизаций» были сформулированы четыре основных принципа экономических реформ, отражавшие, по сути, процесс реорганизации социально-экономической сферы в условиях старой политико-административной системы. Однако практика показала, что процесс экономической модернизации Китая не мог быть достаточно эффективным в отсутствие преобразований в политической сфере. Начав перестройку на рубеже 1978-1979 гг., он предложил программу реформирования китайского общества, названную «социализмом с китайской спецификой».

Новаторский дух этой программы  заключается в ее реалистичности, в соблюдении принципа, гласящего, что  нельзя проводить в стране резких перемен, что китайское общество можно модернизировать только постепенно. Важнейшую роль в осуществлении реформы сыграло и то, что Дэн Сяопин в своей программе сделал акцент на национальной культуре Китая и, прежде всего, на чувстве национального достоинства. Ради этого он актуализировал многие конфуцианские принципы, отчасти забытые за годы экспериментов, такие, как принцип «золотой середины», уход от крайностей в принятии решений, внимание к противоположным точкам зрения, решение каждого вопроса в диалектическом ключе и т.д.

В основу модернизации было положено изменение экономических  отношений - преобразование форм собственности. Оно включало отказ от обязательной государственной собственности  в сельском хозяйстве, введение различных  форм собственности в промышленности, внедрение рыночных отношений в  торговлю, широкое привлечение передовых  западных технологий, создание совместных предприятий и т.п. Однако все  эти изменения производились  не одновременно, а поэтапно, шаг  за шагом, не создавали в обществе иллюзии вседозволенности. И сегодня  уже можно сказать, что модернизационная реформа, начатая Дэн Сяопином двадцать лет назад, превратила отсталую страну в современную державу

 

 

 

 

    1.  Строительство демократии с китайской спецификой

После проведения реформ, затронувших  все сферы жизни общества, компартия Китая, обобщив положительный и отрицательный исторический опыт, вывела народ на новый период строительства социалистической демократии.

Компартия Китая, понимая, что социалистический строй необходимо совершенствовать, руководствуется следующим курсом: без демократизации общественных отношений не может быть социалистической модернизации; необходимо укреплять социалистическую законность, поставив демократию на институциональную и законодательную основу; необходимо обеспечить верховенство закона и строить социалистическое правовое государство; необходимо развить социалистическую демократию, создавая социалистическую политическую культуру; следует неизменно обеспечивать органическое соединение партийного руководства с положением народа как хозяина страны и управлением государством на основе закона; необходимо строить гармоничное социалистическое общество, ставя человека во главу угла и управляя страной во имя народа44.

За последние 30 с лишним лет в практике строительства  социалистической демократии в Китае  удалось добиться ряда крупных сдвигов. Совершенствуются и развиваются  такие государственные демократические  институты, как институт собраний народных представителей (СНП), институт многопартийного сотрудничества и политических консультаций, функционирующий под руководством КПК, система национальной районной автономии; происходит дальнейшее расширение демократии в низовых организациях города и деревни; основные права граждан пользуются уважением и гарантиями; продолжается повышение уровня демократического государственного управления КПК, заметно повышается уровень демократического функционирования правительства; уверенно продвигается вперед создание системы демократического правосудия. Серьезные успехи достигнуты в преобразовании системы государственного руководства, законодательства, административного управления, вынесения важнейших решений, судопроизводства, назначения кадров и контроля45. Направляемые целью управления страной на основе закона и строительства социалистического правового государства, все более усиливаются институционализация, нормализация и процедурное оформление социалистической демократии.

Залогом демократии в Китайской Народной Республике является институт народных представителей. С учетом национальных реалий в Китае учреждена однопалатная парламентская система, а не двухпалатная, как в странах Запада. В Конституции КНР установлено: Высшим органом государственной власти является Всекитайское собрание народных представителей Китайской Народной Республики. В Китае все административные, судебные и прокурорские органы государства создаются СНП, перед которыми они несут ответственность и под контролем которых они находятся. Важнейшие государственные дела решаются СНП. Административные органы отвечают за исполнение законов, резолюций и решений, принятых СНП. Суды и органы прокуратуры в соответствии с законами отдельно и независимо осуществляют судебные и прокурорские полномочия, никакие административные органы, общественные организации и частные лица не могут вмешиваться в их деятельность.

В Конституции КНР предусматривается: все граждане, достигшие возраста 18 лет, имеют право избирать и  быть избранными, независимо от их национальности, расы, пола, рода занятий, семейного  положения, религиозных убеждений, уровня образования, имущественного ценза  и срока проживания в стране, за исключением лиц, которые в соответствии с законом лишены политических прав46. Депутаты собраний народных представителей уездного и волостного уровня избираются непосредственно избирателями. В течение многих лет число граждан, имеющих право избирать и быть избранными, превышает 99% от числа людей в возрасте 18 лет и старше; избиратели составляют около 90% от общего количества людей, имеющих право избирать47. По установлениям Конституции и других законоположений, Всекитайское собрание народных представителей и местные СНП всей уровней избираются сроком на 5 лет, сессия ВСНП проводится раз в год, сессия местных СНП всех уровней проводится не менее раза в год. В Законе о выборах также предусмотрено, что число депутатов ВСНП не должно превышать 3000 человек48. Ввиду того, что количество депутатов ВСНП очень большое, их невозможно часто собирать для обсуждения дел, и, согласно Конституции КНР, ВСНП создает Постоянный комитет (ПК), который в промежутках между сессиями ВСНП осуществляет функции и полномочия высшего органа государственной власти. Заседание ПК ВСНП проводится, как правило, раз в два месяца. Постоянный Комитет ВСНП состоит из Председателя, заместителей Председателя, Генерального секретаря и рядовых членов49.

Собрания народных представителей и их постоянные комитеты в полной мере развивают демократию, выслушивают  мнения различных сторон, представляют и выражают волю и коренные интересы народа. Они принимают законопроекты  и предложения только абсолютным большинством, т. е. при согласии более  чем половины членов состава. СНП  осуществляют функции и полномочия в четырех направлениях: законодательство, контроль, назначение и смещение должностных  лиц, выработка решений по важнейшим  вопросам.

Осуществление той или  иной партийной системы обусловливается  характером государства, его национальными  реалиями, его интересами и потребностями  социального развития. Партийная  система в Китае отличается как  от системы конкуренции двух или  нескольких партий, практикуемой в  странах Запада, так и от однопартийности в ряде других стран. В Китае осуществляется институт многопартийного сотрудничества и политических консультаций, функционирующий под руководством Коммунистической партии Китая50. В настоящее время в Китае существуют 9 политических партий. Помимо Компартии Китая имеются также: Революционный комитет партии Гоминьдана Китая (основан в 1948 г.), Демократическая лига Китая (1941 г.), Ассоциация демократического национального строительства Китая (1945 г.), Ассоциация содействия развитию демократии в Китае (1945 г.), Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая (1930 г.), Чжигундан (Партия стремления к справедливости) Китая (1925 г.), Общество Цзюсань (« 3 сентября ») (1945 г.) и Лига демократической автономии Тайваня(1947 г.)51. Поскольку эти партии в большинстве своем родились в годы войны Сопротивления китайского народа японским захватчикам (1937-1945 гг.) и освободительной войны (1946-1949 гг.) и развивались в борьбе за национальное освобождение и народную демократию, их принято называть «демократическими партиями».

В современном Китае демократические  партии представляют собой политические союзы представителей трудящихся социалистического  общества, строителей дела социализма и патриотов, поддерживающих социализм. Беспартийные деятели также составляют важную силу в политической жизни  Китая. Это люди, не состоящие ни в одной партии, но вносящие позитивный вклад в дело общества и пользующиеся определенным влиянием. Основную их массу  составляют представители интеллигенции.

Демократические партии —  это дружественные партии, сплоченные и сотрудничающие с КПК, это партии, участвующие в управлении государством, а не оппозиционные партии. Они  участвуют в государственной  власти, в консультациях по основным политическим установкам страны и кандидатурам государственных руководителей, в  управлении государственными делами, в разработке и проведении в жизнь курса и политики страны, ее законов и законоположений. До выработки важнейших решений Центральный комитет (ЦК) КПК, как правило, приглашает ведущих руководителей демократических партий и представителей беспартийных деятелей на демократические консультативные совещания, встречи в узком кругу или собеседования, на которых информирует собравшихся о тех или иных вопросах, заслушивает их мнения и вместе с ними обсуждает государственные дела52. Главное содержание консультаций включает: важнейшие документы Всекитайского съезда КПК и ЦК КПК; предложения по внесению поправок в Конституцию и важнейшие законы; выдвижение кандидатур государственных руководителей; важные решения по дальнейшему развертыванию реформ и открытости; средние и долгосрочные планы экономического и социального развития; важнейшие вопросы, касающиеся общей обстановки в стране; информирование о важных документах и событиях и выслушивание мнений; другие важные вопросы, по которым нужно консультироваться с демократическими партиями.

Информация о работе Политическая реформа и проблемы демократии в Китае