Политические партии Кыргызстана: теория и практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Изучение политических партий как политико-правового явления, категории
и института является одним из наиболее значимых направлений современной
общественной науки. Теоретико-методологический и практический интерес к
этому направлению исследований в отечественной науке многократно усили-
вается формированием новой демократической – конкурентной и плюралисти-
ческой партийной системы, трансформацией политических партий в структур-
ный элемент механизма организации и осуществления государственной власти
в Кыргызской Республике.
Как показывает анализ, формирование партий и партийной системы Кыр-
гызской Республики началось еще до обретения своей независимости. Зачатки
демократического и национального самосознания стали оформляться в первые
общественно-политические движения, переросшие в последующем в полити-
ческие движения и политические партии Кыргызстана

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
СУЩНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ
1.1. Теоретико-методологический анализ понятия и характерных
признаков политической партии
1.2. Основные теоретические подходы в определении роли
и функций политической партии
1.3.Типология политических партий и партийных систем
Глава 2. АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ,
РЕГУЛИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
2.1. Конституционно-правовые основы и политико-правовой статус
политических партий в Кыргызской Республике
2.2. Основные принципы деятельности, организационная структура и
членство в политических партиях Кыргызской Республики
Глава 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ
УЧАСТИЯ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ
ПАРТИЙ КЫРГЫЗСТАНА (2000 – 2010 ГОДЫ)
3.1. Первый этап. Избирательная кампания 2000 года
3.2. Второй этап. Избирательная кампания 2005 года
3.3. Третий этап. Избирательная кампания 2007 года
3.4. Четвертый этап. Избирательная кампания 2010 года
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ.docx

— 180.36 Кб (Скачать файл)

партий и избирательных 

блоков

Общая сумма,

поступившая в

избир. фонд

(тыс. сомов)

Сумма средств 

политических 

партий и изби-

рательных бло ков 

(тыс. сомов)

Доля средств

П/П и И/Б

(в %) в общей

сумме избир.

фондов

Партия коммунистов 

Кыргызстана 390,3 - -

Избирательный блок "Манас" 230,8 - -

Избир. блок "Союз демокр.

сил" 1361,3 779,4 57,3%

Соц. партия "Ата-Мекен" 97,6 - -

Партия действия "Моя  страна" 329 - -

Аграрная партия 32 - -

Партия "Асаба" 83 - -

Прогрессивно-

демократическая партия

"Эркин Кыргызстан"

159,7 - -

Партия ветеранов войны  в 

Афганистане 143,6 47,4 33%

Демократическая партия

женщин Кыргызстана 114,9 - -

Аграрно-трудовая партия - - -

Итого: 2942,2 826,8 28,1%

Как видно из указанных  данных, из 11 политических партий и  избирательных 

блоков только две располагали  собственными финансовыми средствами.

В  составе  избирательного  фонда  избирательного  блока  «Союз  демок-

ратических  сил»  доля  собственных  средств  составляла  779,4  тыс.  сом  или 

57,3%, «Партии ветеранов  войны в Афганистане» - соответственно 44,7 тыс. 

сом или 33%.

Остальные  9  партий  не  перечислили  в  избирательный  фонд  собственные 

средства, что свидетельствует  об отсутствии у них финансовой базы.

Также были добровольные пожертвования  юридичеcких лиц в избиратель-

ные фонды политических партий и избирательных блоков, которые  представле-

ны в таблице № 5.

Политические партии Кыргызстана

58

Таблица № 5

Наименование политических партий 

и избирательных блоков

Общая сумма,

поступившая в

изб. фонд (тыс.

сомов)

Сумма

пожертвований

юридич. лиц 

(тыс. сомов)

Доля пожерт-

вований юридич.

лиц

в%

Партия коммунистов Кыргызстана 390,3 20 5,1%

Избирательный блок "Манас" 230,8 90,3 39,1%

Избирательный блок "СДС" 1361,3 153 11,2%

Соц. партия "Ата-Мекен" 97,6 - -

Партия действия "Моя  страна" 329 233,4 70,9%

Аграрная партия 32 10 31,3%

Партия "Асаба" 83 - -

Прогрессивно-демократическая  партия

"Эркин Кыргызстан" 159,7 - -

Партия ветеранов войны  в Афганистане 143,6 - -

Демократическая партия женщин

Кыргызстана 114,9 12 10,4%

Аграрно-трудовая партия - - -

Итого: 2942,2 518,7 17,6%

Анализ поступлений в  фонды политических партий и избирательных  блоков

показывает, что всего  от юридических лиц на специальные  счета избирательных 

фон дов 11 политических партий и избирательных блоков поступило 518,7 тыс.

сом, что составляет 17,6% всех средств, поступивших в избирательные  фонды.

Наиболее значительными  оказались пожертвования от юридических  лиц в из-

бирательные фонды партии действия «Моя страна» - 233,4 тыс. сом  или 71%, из-

Политические партии Кыргызстана

59

бирательного блока «Союз  демократических сил» - 153 тыс. с. или 11,2% и изби-

рательного блока «Манас» - 90,3 тыс. сом или 39%.

Такие политические партии и  избирательные блоки, как «Ата-Мекен», «Эр-

кин Кыргызстан» и «Партия  ветеранов войны в Афганистане» не получи ли по-

жертвований от юридических  лиц. В этом случае следует отметить, что значи-

тельный вклад в избирательные  фонды внесли физические лица - 524,4 тыс. сом 

или 17,8% от общего избиратель ного фонда. Как показано в таблице  № 6, в значи-

тельной мере за счет пожертвований  физических лиц были сформированы изби-

рательные фонды таких  партий, как прогрессивно-демократическая  партия «Эр-

кин Кыргызстан» - 109,7 тыс. сом (69%), «Партия ветеранов войны в  Афганиста-

не» - 96,2 тыс. сом (67%), избирательный  блок «Манас» - 140,5 тыс. сом (61%).

Избирательный фонд Социалистической партии «Ата-Мекен» в сумме 97,6 тыс.

сом полностью был сформирован  за счет пожертвований физических лиц.

Пожертвования физических лиц  в избирательные фонды поступали, в основ-

ном, в максимально допустимой сумме - 3 тыс. сом. В то же время, следует  от-

метить отсутствие пожертвований  от физических лиц в избирательные  фонды 

избирательного блока  «Союз демократичес ких сил» и  партии «Асаба».

Таблица № 6

Наименование 

политических

партий и 

избирательных

блоков

Общая сумма

избирательных

фондов

(тыс.сомов)

Сумма

пожертвований

физ. лиц

(тыс. сомов)

Доля пожертвований 

физ. лиц в %

Партия коммунистов 

Кыргызстана 390,3 2,3 0,6%

Избир. блок "Манас" 230,8 140,5 60,9%

Избирательный блок

"Союз демократических 

сил"

1361,3 - -

Соц. партия "Ата-

Мекен" 97,6 97,6 100%

Партия действия "Моя 

страна" 329 95,6 29,1%

Аграрная партия 32 12 37,5%

Партия "Асаба" 83 - -

Прогрессивно-

демократическая партия

"Эркин Кыргызстан"

159,7 109,7 68,7%

Политические партии Кыргызстана

60

Партия ветеранов 

войны в Афганистане 143,6 96,2 66,9%

Демократическая

партия женщин

Кыргызстана

114,9 30,5 26,5%

Аграрно-трудовая

партия - - -

Итого: 2942,2 524,4 17,8%

В целом анализ расходования средств избирательных фондов, представлен-

ный в табличной форме  № 7, показывает, что общая сумма  расходов политиче-

ских партий и избирательных  блоков в ходе избирательной кампании состави-

ла 2795 тыс. сомов.

Таблица № 7

Наименование политических

партий и избирательных  блоков

Сумма расходов (тыс.

сомов)

Доля от общей суммы 

расходов

в%

Всего расходов, в том числе 2795 100%

Избирательный блок "Союз

демократических сил" 1281,1 45,8%

Партия коммунистов Кыргызстана 590,1 13,9%

Партия действия "Моя  страна" 329 11,8%

Избирательный блок "Манас" 230,7 8,2%

Партия ветеранов войны  в 

Афганистане 143,6 5,2%

Прогрессивно-демократическая 

партия "Эркин Кыргызстан" 139,5 5%

Социалистическая партия "Ата-

Мекен" 96,8 5,5%

Партия "Асаба" 82,5 5%

Демократическая партия женщин

Кыргызстана 70,6 2,5%

Аграрная партия 50,8 1,1%

Аграрно-трудовая партия - -

Политические партии Кыргызстана

61

Из этой суммы, как указано  в таблице № 7, более всего расходов на предвы-

борную работу произвели  избиратель ный блок «Союз демократических  сил»,

«Партия коммунистов Кыргызстана» и партия действия «Моя страна».

Анализ расходования средств  избирательных фондов по видам расходов по-

казал, как видно из таблицы  № 8, что все политические партии и избирательные 

бло ки основные затраты сделали  на проведение предвыборной агитации че рез 

средства массовой информации и периодические печатные издания, используя 

на это 47 % от всех избирательных  фондов. На выпуск и рас пространение пе-

чатных материалов они  использовали 29,6 % средств. Далее идут прочие расхо-

ды, связанные с предвыборной работой, - 18,2 % и расходы на проведение пу-

бличных предвыборных мероприятий - 5,2 %.

Таблица № 8

Основные направления  расходов Сумма расходов (тыс. сомов)

Доля в % от

общей суммы

расходов

Всего расходов: 2795 100 %

На предвыборную агитацию через 

СМИ, ТВ, радио 1124,1 40,2 %

На предвыборную агитацию через 

периодические печатные издания 188,8 6,8 %

На проведение публичных 

предвыборных мероприятий (собраний,

митингов и т.д.)

144,9 5,2 %

На выпуск и распространение 

печатных материалов 829 29,6 %

Прочие расходы, связанные  с 

предвыборной работой 507,8 18,2 %

Сводный  анализ  формирования  и  использования  средств  избиратель ных 

фондов кандидатов, проведенный  Центральной избирательной комиссией  Кыр-

гызской Республики, на основании  информации, полученной из финансовых

отчетов, представленных 85 кандидатами, и представленный в таблице № 9, по-

казывает следующее:

Политические партии Кыргызстана

62

Таблица № 9

Кандидаты от политиче-

ских партий и избиратель-

ных блоков

Кандидаты, выдвинутые по одноман-

датным избирательным  округам

1. Формирование

избирательных

фондов по

источникам посту-

пления

Сумма избир.

фонда (тыс. со-

мов)

Доля в %

от избир.

фонда

Сумма из-

бир. фон-

да (тыс. со-

мов)

Доля в %

от

избир.

фонда

На кан-

дидата в 

среднем

(тыс.

сомов)

Всего поступило, в 

том числе: 2942,2 100% 12341,9 100% 145,2

Собственные сред-

ства кандидатов 1012,3 34,4% 6210,4 50,3% 73,1

Средства политиче-

ских партий и изби-

рательных блоков,

выделенные канди-

датам

826,8 28,1% 5 0,01% 0,06

Пожертвования

юридиче ских лиц 518,7 17,6% 1858,4 15,1% 21,9

Пожертвования

физи ческих лиц 584,4 19,9% 4267,4 34,6% 50,2

2. Расходование 

средств по направ-

лениям

Всего израсходова-

но, в том числе: 2795 100% 11853,4 100% 139,5

На предвыборную

агитацию через 

СМИ, ТВ, радио

1124,1 40,2% 2129,4 18% 25,1

На предвыборную

агитацию через пе-

риодические печат-

ные издания

188,8 1,6% 2340,8 19,8% 27,5

На проведение пу-

бличных мероприя-

тий (собраний, ми-

тингов и т.д.)

144,9 5,2% 489,8 4,1% 5,8

На выпуск и распро-

странение печатных

материалов

829 29,6% 4516,8 38,1% 53,1

Прочие расходы 

(транспорт, аренда 

помещений и др.)

507,8 18,2% 2376,7 20% 28

Как показал анализ 85 финансовых отчетов баллотировавшихся по одноман-

датным избирательным  округам кандидатов в депутаты Законода тельного со-

брания и Собрания народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Ре-

спублики,  проведенный  Центральной  избирательной  ко миссией  Кыргызской

Политические партии Кыргызстана

63

Республики,   основными  источниками поступления средств  в избирательные 

фонды  кандидатов  по  одномандатным  избирательным  округам  были  их  соб-

ственные средства – 6210,4 тыс. сом или более 50%, в отличие  от канди датов,

выдвинутых политическими  партиями и избирательными блоками, где основ-

ная доля средств избирательных  фондов приходится на пожерт вования  физиче-

ских лиц - 4267,4 тыс. сом  или 34,6 %.

Указанная таблица 9 и анализ показывают, что при проведении предвыбор-

ной работы кандидата ми, баллотировавшимися по одномандатным  избиратель-

ным округам, ос новной акцент делался на выпуск и распространение  печатных

материа лов, в то время  как кандидаты от политических партий больше всего 

зат рат произвели на предвыборную агитацию через СМИ. Фактические  затра ты

на одного кандидата в  среднем составили 145,2 тыс. сом.

В целом по результатам  выборов, в которых впервые участвовали  политиче-

ские партии и кандидаты  от политических партий, в первом туре по одноман-

датным избирательным  округам избрано 16 депутатов: 7 - в  Законодательное со-

брание, 9 - в Собрание народных представителей. После первого тура выборов 

по одномандатным избирательным  округам по личному заявлению  сняли свои

кандидатуры 6 претендентов, по решению суда - 11, по решению ЦИК - 1 кан-

дидат.

По итогам первого тура на основании решения суда признаны недействитель-

ными выборы по Иссык-Кульскому  избирательному округу. Повторное голосова-

ние по одномандатным избирательным  округам состоялось 12 марта 2000 года.

Всего в Законодательное  собрание, с учетом партийного списка, было избра-

но 60 депутатов, в Собрание народных представителей - 45 депутатов.

3.2. Второй этап. Избирательная  кампания 2005 года

27 февраля - 13 марта 2005 года  состоялись выборы депутатов  Жогорку Ке-

неша Кыргызской Республики с участием политических партий. Официальное 

начало избирательной  кампании было положено Указом Президента Кыргыз-

ской Республики от  9 декабря 2004 года № УП N 435 « О назначении выборов

депутатов Жогорку Кенеша    Кыргызской Республики».

Выборы   проходили по обновленному выборному законодательству.  Закон 

о внесении изменений и  дополнений в Кодекс  «О выборах  в Кыргызской Ре-

спублике» был принят  депутатами  Законодательного собрания Жогорку Кене-

ша 25 декабря 2003 года,   подписан Президентом Кыргызской Республики 24

января 2004 года.  В  новое  избирательное законодательство  были внесены нор-

мы, направленные   на демократизацию процесса  формирования  избиратель-

ных комиссий, усиление роли политических партий в обществе,  на использо-

вание новых  избирательных  процедур, гарантирующих прозрачность и чест-

ность выборов, усилены меры ответственности за нарушения  избирательного

Политические партии Кыргызстана

64

законодательства  и т.д.

Подготовку и проведение выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской

Республики осуществляли Центральная избирательная комиссия, 7 областных,

Бишкекская, Ошская городские  избирательные комиссии, 75 окружных избира-

тельных комиссий по выборам  депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Респу-

блики, 2137 участковых избирательных  комиссий. В соответствии с Кодексом

«О выборах в Кыргызской Республике» на избирательные комиссии возложе-

на вся полнота ответственности  за обеспечение избирательных прав граждан.

Важным моментом, характеризующим  статус всех избирательных комиссий,

является закрепленная в  законе норма, гласящая, что при подготовке и проведе-

нии выборов избирательные  комиссии в пределах своей компетенции  независи-

мы от органов государственной  власти и органов местного самоуправления. Это 

означает, с одной стороны, что никакой орган или представляющее его долж-

ностное лицо не вправе давать указания избирательным комиссиям, навязывать

Информация о работе Политические партии Кыргызстана: теория и практика