Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 13:16, шпаргалка

Краткое описание

1. Место политологии среди гуманитарных наук
2. Структура политологии как научной дисциплины
3. Частные и общие категории политологии. Законы политологии

Вложенные файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ КНИГА.docx

— 240.64 Кб (Скачать файл)

 

104. Природа политического  лидерства Природа политического лидерства достаточно сложна и не поддается однозначной интерпретации, в связи с чем существует множество теорий политического лидерства, поразному трактующих этот феномен. 1. Теория личностных черт. Согласно ей, природа лидерства объясняется выдающимися качествами отдельных личностей. Сторонники этой концепции среди черт, присущих лидеру, называют ум, твердую волю, целеустремленность, организаторские способности, компетентность. 2. Факторно-аналитическая теория является разновидностью теории черт. Ее сторонники различают чисто индивидуальные качества лидера и его черты, связанные с достижением определенных политических целей. Данная концепция вводит в теорию лидерства понятие целей, связанных с определенной ситуацией. 3. Ситуативная теория отстаивает идею зависимости лидерства от определенных социальных условий и ситуаций. Лидером человек может стать в конкретных условиях, а его личностные качества часто могут оказаться неактуальными. Однако представители этой концепции недостаточно учитывают самостоятельность лидера, его способность влиять на ситуацию.

4. Теория конституентов рассматривает лидерство как особое отношение между лидером и конституентами. В круг последних включаются активисты, последователи и избиратели, поддерживающие данного лидера и оказывающие на него влияние. Лидер является выразителем интересов своих последователей. 5. Психологическая теория акцентирует внимание на субъективных сторонах лидерства. По мнению З. Фрейда, в основе лидерства лежит подавленное либидо — преимущественно бессознательное влечение, оно проявляется в стремлении к власти. Авторитарная личность стремится избавиться от своих комплексов путем навязывания своей воли другим людям. Психоаналитическое направление расширило представление о внутренних мотивациях стремления к лидерству.

Перечисленные концепции лидерства  плохи тем, что отражают отдельные  стороны этого сложного социально-психологического феномена. Поэтому сегодня широкое  признание получают концепции, характеризующиеся  комплексным подходом к анализу  лидерства. Среди них — интегративная  теория лидерства. Она учитывает  основные стороны лидерства: анализ личности лидера, его происхождение, процесс социализации, способы выдвижения, задачи, которые он должен выполнять.

 

105. Типология политического  лидерства в зависимости от: 1) идеальных типов господства (М. Вебер): традиционное (основанное на вере в святость традиций, устоявшихся обычаев, на привычке), легальное (основанное на убеждении в законности и рациональности существующего порядка, в правомерности существующих норм общежития) и харизматическое (основанное на вере в сверхъестественные способности вождя, его исключительные качества); 2) склонности к определенной модели поведения (Г. Лассуэл): агитационное (воздействующее силой слова, ораторским искусством, личным примером), организационное (влияющее на политический процесс через работу с кадрами, посредством использования возможностей структуры, организации) и теоретическое (воздействующее силой интеллекта, логики); 3) целей и воздействия на общество (Р. Такер): консервативное (базирующееся на обосновании необходимости сохранения общества в его существующем виде), реформаторское (стремящееся к радикальному преобразованию общественного устройства) и революционное (ставящее целью переход к принципиально иной общественной системе); 4) вида институциональности: формальное (связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональные отношения) и неформальное (возникает на основе личных отношений участников); 5) характера деятельности: универсальное (постоянно проявляющееся качество лидера) и ситуационное (качество, проявляющееся в определенной ситуации); 6) используемых методов управления: демократическое (выражается в учете интересов и мнений всех членов группы, в их привлечении к управлению), авторитарное (предполагает единоличное направляющее воздействие) и невмешивающееся (стремящееся уйти от решения проблем, переложить функции на помощников); 7) содержания: творческое (лидер разрабатывает и предлагает программу поведения) и исполнительное (лидер выполняет уже заданную программу); 8) субъектов: индивидуальное и групповое.

 

106. Функции и тип лидеров  (по М. Веберу и М. Херманн) функций: 1. Программная — разработка лидером программы деятельности. 2. Диагностическая (аналитическая). 3. Мобилизационная — заключается в возможности лидера обеспечить поддержку своего курса широкими слоями населения и их привлечении к его осуществлению.

4. Коммуникативная — направлена  на упрочение каналов политической  связи с целью убеждения в  правильности курса и предотвращения  отчуждения граждан от власти. 5. Функция социального арбитража и патронажа — связана с защитой прав и свобод граждан, обеспечением законности и порядка. 6. Функция легитимации политического режима — обеспечение поддержки власти на основе личного авторитета лидера. В этих случаях режим пытается найти свое оправдание в особых качествах харизматических лидеров.

Типы лидеров. Широко распространенной является типология лидерства, предложенная М. Вебером. В зависимости от способа  легитимации власти он выделил три  основных типа лидерства: 1. Традиционное. Авторитет традиционных лидеров основывается на вере в традиции, обычаи. Право на господство лидер получает по наследству. 2. Харизматическое. Основано на вере в исключительные, выдающиеся качества вождя.

3. Рационально-легальное — характеризуется верой в правомерность порядка избрания лидера. Власть рационально-легального лидера основывается на праве.

Интересна классификация политических лидеров, предложенная Маргарет Херманн. Она выделила четыре собирательных образа лидера: 1. Знаменосец — характеризуется привлекательностью, собственным видением действительности, способностью увлечь массы. 2. Служитель — является выразителем интересов своих последователей. В своей деятельности он ориентируется преимущественно на их мнение. 3. Торговец — характеризуется умением привлекательно преподнести свою программу избирателям, «продать» ее. 4. Пожарный — отличается способностью быстро решать возникающие перед обществом сложные проблемы.

 

107. Понятие политической  элиты — относительно немногочисленный слой людей (своего рода управляющий класс), занимающий руководящие посты в органах государственной власти, политических партиях, общественных организациях и т. п. и влияющий на выработку и осуществление политики в стране. В основном это профессиональные политики высокого ранга, высшие государственные служащие, авторитетные члены общества, способные влиять на решение политических проблем. Политическая элита разделяется на правящую (которая непосредственно обладает государственной властью), оппозиционную (т. е. контрэлиту), высшую (которая принимает значимые для всего общества решения) и т. д. Существование политической элиты обусловлено следующими факторами: 1) психологическими и социальными особенностями людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике; 2) законом разделения труда, который требует профессионального занятия управлением, определенной специализации; 3) высокой социальной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием; 4) широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения социальных привилегий; 5) практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями; 6) политической пассивностью широких масс населения, главные интересы которых обычно лежат вне политики.

Функции политической элиты: 1) стратегическая (определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества, классов, слоев и т. п.); 2) организаторская (осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь); 3) интегративная (укрепление стабильности и единства общества).

 

108. Теория политической  элиты Для политологии характерно признание элитарности существующего общества. Реальная политическая власть сосредоточена в руках меньшинства — элиты, формирующей цели развития общества и принимающей важные политические решения. В настоящее время существует большое количество различных концепций, обосновывающих правомерность деления общества на управляющее меньшинство и управляемое большинство. Идеи о неизбежности такого деления общества высказывались еще в глубокой древности. В связи с этим можно назвать Конфуция, Платона, Макиавелли, хотя в то время не было сделано никакого серьезного социологического обоснования. Первые научно разработанные концепции элит были предложены в конце ХIХ — начале ХХ вв. Г. Моска, В. Парето, Р. Михельсом. В их исследованиях охарактеризованы основные качества элиты, критерии и формы отбора, взаимоотношения внутри элиты и отношения элиты с массами, роль элиты в обществе. Они подчеркивали элитарность любого общества, его неизбежное деление на управляющее меньшинство и управляемое большинство. Власть принадлежит элите потому, что она отличается особыми качествами. В настоящее время существуют различные направления элитарных теорий: ценностные теории элиты, теории демократического элитизма, концепции плюрализма элит, леволиберальные теории. Они отражают те или иные аспекты реальной действительности. В обобщенном виде политическая элита — это привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших для общества решений. Составной частью политической элиты является правящая элита. Ее обычно подразделяют на: высшую, принимающую наиболее важные для всего государства решения; среднюю, олицетворяющую властные структуры крупных регионов; низшую, административную, представленную служащими-управленцами.

Структура и социальная представительность политической элиты непостоянны. Изменения, происходящие в обществе, оказывают  большое влияние на состав элиты. В подготовке политической элиты огромная роль принадлежит партиям, которые выдвигают из своей среды политических лидеров, способных отстаивать интересы тех или иных социальных групп.

 

109. Системы элитообразования Зависимость динамики развития общества от эффективности политических решений, которые принимает элита, требует и тщательного отбора для выполнения властно-управленческих функций. В различных странах сложились присущие только им концепции рекрутирования элиты. Можно выделить две таких системы: предпринимательская и система гильдии.

Предпринимательская система элитообразования ориентирована на личностные качества кандидата, его способность нравиться людям. Отбор кандидатов на властные позиции осуществляется из разных по имущественному положению групп общества. Систему характеризуют открытость, демократизм, ограниченное число фильтров. Предполагается конкуренция между кандидатами на руководящие посты, в ходе которой каждый должен надеяться на собственные изобретательность, остроумие, активность.

На второй план отходят профессиональная компетентность, качество образования  и т. п. Предпринимательская система  хорошо приспособлена к требованиям  времени, момента. Существенным недостатком  является возможность прихода в  политику случайных лиц, авантюристов, способных производить лишь внешний  эффект.

Система гильдии предполагает медленное  продвижение кандидата вверх  по ступеням власти. Это связано  с множеством формальных требований: уровень образования, партийный  стаж, опыт работы с людьми. Отбор  кандидатов осуществляется из определенных социальных групп или партии. Система  рекрутирования закрытая, ориентированная на узкий круг руководящих работников. Она консервативна, не имеет конкуренции, склонна к воспроизводству одного типа руководителей — это превращает элиту в замкнутую касту. Но эта система обеспечивает высокую степень предсказуемости в политике, снижает возможность конфликтов внутри элиты.

Особую разновидность системы  гильдии представляет номенклатурная система, сложившаяся в СССР и  других социалистических странах. Ее особенность: назначение руководителей любого уровня осуществлялось только с согласия партийных  органов, кандидат поднимался со ступеньки  на ступеньку. Конфликты внутри элиты  были исключены, обеспечивалась преемственность  политического курса, но система  культивировала раболепие кандидата, показной активизм и т. д. Закрытый характер номенклатурной системы обусловил деградацию советской элиты.

 

110. Тенденции изменения  политической элиты в РФ Элиту советского общества начала 1980-х гг. можно охарактеризовать по нескольким критериям. 1. Внутриэлитные отношения: она представляла собой идеологически объединенную и монолитную элиту, для которой были характерны иерархичность и жесткая субординация.

2. Открытость к неэлитным группам: она носила закрытый характер, между ней и обществом существовала огромная система корпораций («бюрократический корпоративизм»). 3. Принцип формирования: оно осуществлялось путем отбора угодных высшим властным инстанциям людей на основе формальных правил: партийность, идеологическая выдержанность, личная преданность, конформизм, умение не возражать начальству; не было самовоспроизводства элит. 4. Отношение к власти и собственности: монополия на власть, рассматривалась как право на распоряжение собственностью, основная масса доходов формировалась за счет льгот и привилегий.

Если характеризовать российскую элиту 1990-х гг., исходя из тех же критериев, заметны коренные отличия:

1. Внутриэлитные отношения: характерны утрата объединяющей идеологии, образование конкурирующих внутриэлитных групп, дезинтеграция элиты, отсутствие объединения консенсусного типа.

2. Открытость к неэлитным группам: появился доступ в элиту из неэлитных групп; обновление состава элиты, поставщиком элиты стали политические партии. 3. Принцип формирования: была предпринята попытка изменения формирования элиты на основе демократических принципов: многопартийной политической системы, гласности, плюрализма мнений; кооптация как механизм формирования элиты стал дополняться выборами.

4. Отношение элиты к власти  и собственности: разделение внутри  самой элиты на политическую  и экономическую; заметны обмен  власти на собственность, а  также трансформация привилегий  и льгот в экономические ресурсы.

 

111. Политическое участие Если политики занимаются своей деятельностью профессионально, то основная масса населения время от времени принимает в политике участие. Под термином «политическое участие» подразумевают разнообразные формы непрофессиональной политической деятельности, когда политически активные люди, непосредственно не связанные с функционированием государственного или правительственного аппарата, стремятся влиять на его работу.

Политические участие может  выражаться в самых разнообразных  по направлению, значению и результативности формах. Существуют активное, инициативное, пассивное, поддерживающее участие

виды политического участия: 1) действия людей в политике, служащие ответом на внешнее воздействие, исходящее от других людей и институтов; 2) периодическое участие во всякого рода выборах, политических кампаниях, связанное с делегированием полномочий; 3) деятельность в политических организациях, движениях, партиях; 4) выполнение политических обязанностей в рамках государственных органов, помощь общественности в реализации их функций (например, при охране правопорядка), привлечение общественности к осуществлению контроля за деятельностью политических институтов; 5) посещение политических собраний, освоение и передача политической информации, участие в политических дискуссиях; 6) прямое действие — непосредственное влияние на функционирование и изменение политических институтов через такие формы политической деятельности, как митинги, демонстрации, забастовки, голодовки, кампании неповиновения или бойкот; 7) воздействие на ход политических процессов через обращения и письма, встречи с политическими лидерами, представителями государственных и политических организаций и движений. При недостаточно демократических режимах прямое политическое участие людей сведено к минимуму. Его либо стремятся полностью запретить, либо действуют более мягким, но не менее запретительным образом: для проведения прямой акции ее руководители должны получить у соответствующей властной структуры разрешение на проведение. власть отказывает, ссылаясь на проведение в этом месте в это время другого мероприятия.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"