Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:58, курсовая работа
Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой
рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние
на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение
численности занятых работников». По численности работающих, по объему
производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг
субъекты малого предпринимательства в отдельных странах занимают ведущую
роль. В принятых в Российской Федерации в течение 1991 - 1995 гг.
законодательных и нормативных актах указывается, что развитие в стране малого
предпринимательства является одним из направлений экономической реформы,
способствующих развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка
товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого слоя
собственников и предпринимателей.
1.Малое предпринимательство: роль, проблемы, перспективы развития. Сущность и
критерии определение субъектов малого предпринимательства.
1.2 Место малого предпринимательства в экономике промышленно развитых стран.
1.3 Субъекты малого предпринимательства.
1.4 Система государственной поддержки и регулирования малого
предпринимательства.
1.4.1. Государственная поддержка малого предпринимательства в промышленно
развитых странах.
2. Налогообложение субъектов малого предпринимательства.
2.1. Развитие малого предпринимательства в г. Набережные Челны.
2.2. Налогообложение субъектов малого предпринимательства на примере малых
предприятий Тукаевского района г. Набережные Челны.
2.3. Налоговая нагрузка на субъекты малого предпринимательства: проблемы,
пути решения.
исследование.
Во-первых, необходимо отметить, что существующая в настоящее время в России
налоговая система носит фискальный характер, что отрицательно сказывается на
развитии малого бизнеса. Как показывает мировая практика, наиболее
благоприятными налоговыми ставками для малых предприятий являются ставки в
размере 20-32 % всех налоговых поступлений. Но в России действует, так
называемый, эффект «кривой Лаффера». Он выражается в том, что при повышении
налоговых ставок выше 45-50 % налоговые поступления в бюджет перестают расти
и даже резко сокращаются, так как предпринимателю не под силу платить такие
налоги. Непомерно высокие ставки налога на прибыль, на добавленную стоимость,
налога на имущество и других обязательных платежей, сборов и пошлин негативно
сказываются на развитии малого и среднего предпринимательства.
Налоговая система и налоговая политика в стране являются тормозом развития
малого бизнеса на всех стадиях жизненного цикла субъектов малого
предпринимательства. Не смотря на то, что в стране и в РТ в частности
действует система государственной поддержки субъектов малого
предпринимательства, из государственного и местных бюджетов средств на эти
цели выделяется крайне мало. Работа созданной инфраструктуры для поддержки
малого бизнеса остается только на бумаге.
Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для
субъектов малого предпринимательства тоже не может решить проблему
экономического стимулирования малого предпринимательства, так как сама
система требует значительных изменений.
Каждый раз при утверждении государственного бюджета страны на очередной
календарный год вносятся предложения о лишении субъектов малого
предпринимательства тех малых льгот, которые установлены федеральными
законами 1994-1995 г.г. В политике отмены действующих льгот, имеющих
целенаправленный, стимулирующий характер проявляется ужесточение режима
налогообложения. Сторонники отмены налоговых льгот аргументируют это
следующим: льготы создают неравные начальные условия для налогоплательщиков и
существенно снижают поступления в бюджет.
Относительно этого довода необходимо отметить, что налогоплательщики
изначально находятся в
стартовые возможности, нежели усугубляют их. Более основателен, особенно в
условиях бюджетного кризиса, аргумент о «выпадении» в связи со льготами
значительных сумм из доходов бюджета. При этом называют сумму бюджетных
потерь в 100-160 млрд. рублей. в расчете на год. Однако никто еще не
затруднил себя подсчетом бюджетных выгод в связи с выполнением налоговой
системой стимулирующей
Льготы по налогам вводятся не ради самих льгот, а для активного воздействия
на экономические процессы. Отказываясь от налоговых льгот, государство теряет
рычаги воздействия на экономику, сужая свои возможности рамками текущих,
преимущественно фискальных задач
в ущерб стратегии
Очевидно, что необходима не тотальная отмена налоговых льгот, а их
упорядочение, что предполагает их классификацию, определение по ним
экономического эффекта, использование по целевому назначению, отказ от
малозначительных и
Разумно примененные налоговые льготы способны уменьшить нагрузку на расходную
часть бюджета и одновременно стимулировать инициативу налогоплательщиков.
Что касается налоговой нагрузки, то до сих пор не достигнуто согласие о
методике этого расчета. Чаще всего предлагается сравнивать суммы начисленных
(или уплаченных) налогов к сумме источника средств для уплаты налогов. При
этом иногда предлагают исключить из расчета налоговой нагрузки такие платежи,
как налог на добавленную стоимость, акцизы, подоходный налог с физических
лиц, отчисления во внебюджетные социальные фонды. Но нейтральных для
предприятия налогов просто не существует: они реально уплачиваются за счет
текущих денежных поступлений, а степень их «перелагаемости» непостоянна и
осуществляется не в полном объеме.
Если рассматривать состав источников средств для уплаты налогов, то
необходимо отметить их несовпадение с налогооблагаемой базой. Источником для
уплаты налогов может быть только доход предпринимателя в его различных
формах, а именно: выручка от реализации продукции, работ, услуг (для НДС,
акцизов); себестоимость продукции с последующим покрытием расходов из выручки
от реализации (для земельного и социального налогов); прибыль предприятия в
процессе ее формирования (для налога
на имущество предприятия и
оборота); прибыль предприятия в процессе ее распределения (для налога на
прибыль); чистая прибыль предприятия (для экономических санкций, вносимых в
бюджет, некоторых местных налогов и лицензионных сборов); доход работников
предприятия (для подоходного налога с физических лиц).
Частные показатели налоговой нагрузки целесообразно рассчитывать по названным
группам налогов к соответствующему источнику средств.
При решении вопроса об оптимальности налоговой нагрузки уместна ориентировка
на социальную психологию и наличные бюджетные резервы.
Налогоплательщик обычно считает справедливой налоговую нагрузку до 30 %,
хорошо воспринимает нагрузку в 40 % и не приемлет ее, когда она превышает 50
%. Чрезмерная налоговая нагрузка подрывает саму налоговую базу, снижает общую
сумму налоговых поступлений.
Поиск «критической точки», оптимальной налоговой нагрузки может быть
направлен на разработку отраслевых нормативов предельной налоговой нагрузки
путем обоснования доли оплаты труда, амортизации и чистой прибыли в
добавленной стоимости. Такие нормативы в известной степени ограничили бы
налоготворчество в регионах и на местах. В случае их превышения имелись бы
объективные основания для ходатайств об отсрочках. Во всяком случае,
очевидно, что показатели налоговой нагрузки должны найти место в отчетности
предприятий.
Изучая вопросы, возникающие у налогоплательщиков - субъектов малого
предпринимательства, можно сделать вывод о сложности, крайней запутанности и
противоречивости современного налогового законодательства. Наибольшие
проблемы возникают не в связи с количеством и размером уплачиваемых налогов,
а в связи с правильностью их расчетов, неоднозначностью налоговых законов и
подзаконных нормативных актов. Ко всему прочему существующие финансовые
санкции за нарушение налогового законодательства очень значительны, а правила
их применения жестокие.
Эта проблема не существовала бы при наличии большого количества
квалифицированных специалистов по налогообложению и проявлении доброй воли со
стороны налоговых органов. Но специалисты еще должны появиться, а добрая воля
налоговой службы обратно пропорциональна дефициту бюджета. При этом у
предпринимателей имеется
органов касающихся не только их формализма, некомпетентности и нежелания
сотрудничать, но и, что самое неприятное, низкой культуры общения.
Безусловно, психологический момент
негативного отношения
работникам налоговых органов не может не сказаться на уровне собираемости
налогов.
И в любом случае налогообложение малого предпринимательства должно быть как
можно более простым для понимания в целях обеспечения более точного и полного
его соблюдения, тем более что пользователями налогового законодательства в
части субъектов малого предпринимательства являются не квалифицированные
специалисты в области налогов, а владельцы малых предприятий и индивидуальные
предприниматели. Тексты нормативных актов должны быть им понятны.
Современное законодательство необходимо направить в сторону
налогоплательщика, сделать законы более доступными, упростить тем самым не
только работу предпринимателей, но и налоговых органов, которые и сами очень
часто не знают как трактовать тот или иной нормативный акт.
Другая проблема состоит в том, что имеет место недостаточная активность
органов государственной власти и тех организаций, ассоциаций и объединений,
которые призваны оказывать поддержку малому предпринимательству. В
большинстве случаев эта поддержка остается на бумаге и в реальной жизни
рядовой «малый» предприниматель никакой поддержки не получает.
Таким образом, можно сказать, что малое предпринимательство развивается не
благодаря, а вопреки «заботам» государства и если ситуация не изменится, то в
ближайшем будущем малое
вносить весомый вклад в формирование ВВП и доходной части бюджетов всех
уровней, в решении таких проблем, как занятость, ускорение научно-
технического прогресса, становление так необходимого нашей стране «среднего»
класса.
Законодательная база по налогообложению, учету и отчетности должна быть
построена таким образом, чтобы не вынуждать предприятия в массовом порядке
идти на нарушения закона. В этом случае применяемые репрессивные санкции
будут на порядок более оправданы и эффективны.
Сегодня, когда с крупными предприятиями слишком много проблем, задача стоит в
их реструктуризации, чтобы создавать малые. Необходимы новые типы самих
предприятий, равно как и стимулирование их деятельности за счет упрощения
процедур, обучения кадров, анализа экономической статистики, создание бизнес
центров, кредитных линий и т.д.
Кардинальное изменение ситуации к лучшему возможно при последовательном
снижении уровня налогообложения,
усиление контрольных функций
параллельным обеспечением правоохранительным органам достаточных гарантий
безопасности ведения малого бизнеса. Увеличение числа добросовестных
налогоплательщиков выведет из тени значительные финансовые потоки, что в
конечном итоге увеличит налоговые поступления от субъектов малого
предпринимательства.
Список литературы
1. Постановление Правительства
РСФСР «О мерах поддержке
РСФСР» от 18 июля 1991г. № 406.
2.Постание Правительства РФ « О первоочередных мерах по развитию и
государственной поддержке малого
предпринимательства в
от 11 мая 1993 г. №446.
3.Закон РСФСР «Об упрощенной
системе налогообложения,
субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря . №222-ФЗ.
4.Налоговый Кодекс . Часть первая. Принят Государственной Думой 16 июля 1998г.
5.Отчет о поступлениях Государственных налогов и других платежей в бюджет и
внебюджетные фонды по Государственной
налоговой инспекции
на 01.01.99 г.
6. Аскери О. «Как быстро
класс». Финансовый бизнес 1999 г. №2 с.55-58.
7. Балацкий Е. «Точки Лаффера и их экономическая оценка» // Экономика и жизнь
- 1997г. №12 с.85-94
8. Булатов А.С. // Экономика 2-е
издание переработанное и
БЭК,1997г. с. 500-529
9. Воловик Е.М. «Налогообложение собственного бизнеса в Великобритании» //
Финансовая газета - 1998г. №14 (4) с.5
10. Воробьев С. Портер А. «
№24 (7) с.6
11. Высоков В .«Малый бизнес «в тени» - государству жарко» // Экономика и
жизнь - 1998 №20 (5) с.1.
12. Ермаков В . «Через тернии к звездам» // Бизнес и политика
1998г. №4 с.53-56
14. Исаков Д.М. «Налогообложение иностранных юридических лиц» Финансовая
газета - !998г. №27(7) с.23-26.
15. Кашин В.А. «Налоговая система и оздоровление национальной экономики» //
Финансы - 1998г. №8 с.23-26.
16. Киров Е.А. «Методология
субъекты» // Финансы -1998г. №9 с.30-32
17. Крутик А.Б. Горенбургов М.А. Малое предпринимательство и бизнес-
коммуникации. Санкт-Петербург. «Бизнес-пресса», 1988г. c.34-61
18. Князев В.Г. «Налоги с
странах.» // Финансы.1999г. №2 с.29-34
19. Кулигин П.И. «Налогообложение в странах Центральной
и Восточной Европы » // Проблемы прогнозирования 1998г. №2 (4) с.107-115
20. Лапуста М.Г. Старостин Ю.Л.
Малое предпринимательство М.:
с.106-159.
21. Налоги и налогообложение
. // Учебное пособие. Под
И.Г., Кашина В.А. М.: Финансы ,1998г.
22. .Литвинин М. И. «Налоговая нагрузка и экономические интересы предприятий»
// Финансы 1998г. №5 с.29-31.
23. Николаев А.А. «Налоговое
вестник 1998г. №5 с.32-36
24. Никонов Н.А. «О некоторых
вопросах применения малыми
законодательства о налоге на прибыль » // Бизнес и политика. - 1998г. №9
с.13-33
25. Подпорин Ю.Р. «Об упрощенной
системе налогообложения,
субъектов малого предпринимательства» // Финансовая Россия - 1998г. №9 (3) с.