Адаптация младших школьников к обучению в среднем звене

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 03:49, курсовая работа

Краткое описание

Переход из начальной школы в среднюю является сложным, но при правильной организации он может способствовать психологическому, социальному росту ребенка, в ином случае - может стать болезненным процессом приспособления, привыкания. Первая часть школьной жизни уже позади - ребенок отучился в начальной школе. Он теперь - пятиклассник! Родители ждут новых успехов, взлетов успеваемости. Но, увы, этого не происходит. Более того, ребенок вдруг становится более нервным, беспокойным, в дневнике появляются первые замечания. А всему виною - адаптационный период, просто ребенок еще не успел перестроиться на «взрослый лад».

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Ковалевич.docx

— 62.39 Кб (Скачать файл)

 

 

2.2 Анализ и интерпретация  результатов констатирующего этапа  эксперимента

 

 

Для эффективного психолого-педагогического сопровождения нам необходима информация об особенностях развития мотивационной, эмоционально-волевой сфер, а так же о коммуникативных особенностях учащихся, составивших выборку нашего исследования.

 

Необходимые данные, в первую очередь были нами получены в ходе предварительного изучения анализа, подготовленного школьным психологом в конце 2009-2010 учебного года. В нем содержатся материалы, раскрывающие особенности интеллектуальной, эмоционально-волевой и мотивационной готовности к переходу учащихся в среднее звено. На основании этих данных мы и определили класс, который более других нуждается в психолого-педагогическом сопровождении в период адаптации.

 

При помощи комплекса диагностических методик мы получили дополнительную информацию об учащихся данного класса на начало 2010-2011 учебного года.

 

Анализ результатом исследования учебной мотивации с использование методики «Ведущие мотивы учения» показал, что у учащихся данного класса учебные мотивы представлены следующим образом.

 

 

Таблица 2. Результаты исследования учебной мотивации (в %)

 

Количество человекМотивы ученияВнутренниеВнешнийСоциальныеПознавательныеДевочки (12)18,625,929,614,9Мальчики (15)22,233,329,625,9Всего 27 учащихся40,859,259,240,8

 

Кроме того, ответы на вопрос «Почему ты учишься?» позволили определить направленность мотивации учащихся 5 класса Б:

 

У 22,2% - проявляется познавательный мотив учения («Учусь потому, что на уроке интересно», «Учусь потому, что хочу больше знать»),

 

У 14,8% - позитивный мотив учения («Учусь потому, что интересно быть среди друзей», «Учусь, чтобы доставить радость родителям»)

 

,8% учащихся указали такие  мотивы, как «Учусь потому, что  заставляют родители», и даже  «Потому, что мама ничего не  купит».

 

На начало учебного года интересы учащихся по учебным предметам распределились следующим образом:

 

Математика - 33,3%

 

Литературное чтение - 14,8%

 

Русский язык - 14,8%

 

География - 22,2%

 

История - 59,2%

 

Труд - 40,8%

 

Физкультура - 74%

 

Полученные данные позволяют не только выявить направленность интересов детей, но и указывает на необходимость лучше продумывать подачу учебного материала по «малоинтересным» для детей предметам таким образом, чтобы они перешли в разряд «интересных».

 

На вопрос о любимом занятии большинство ребят ответили: «Прогулка», «Игры на свежем воздухе», «Общение с друзьями», «Посещение компьютерных салонов».

 

Данные исследования учебной мотивации учащихся показали, что в данном классе необходимо осуществлять работу, направленную на развитие познавательных и внутренних мотивов. Эти мотивы способствуют развитию познавательной активности, повышению обученности и как следствие способствуют адаптации обучения в среднем звене. [23]

 

Исследуя особенности проявления школьной тревожности, мы использовали тест Филипса. Данные мы рассматривали с позиции общего показателя тревожности и каждый параметр школьной тревожности в отдельности, поэтому он был для нас информативным, и определенным образом наталкивал на выявление причин вызывающих данное эмоциональное состояние.

 

Определив общий показатель тревожности, мы составили таблицу данных (Приложение 2), которая помогла нам определить общий уровень тревожности ребенка в целом и ведущий параметр в частности.

 

Таким образом, мы смогли определить общий уровень школьной тревожности по трем критерия: высокий (В), повышенный (П) и норма (Н) в данном классе. На основании данных теста была построена и гистограмма общего уровня тревожности.

 

 

Гистограмма «Общий уровень тревожности»

 

 

 

Анализ уровня тревожности по каждому фактору представлен в процентах от общего числа учащихся.

 

 

Таблица 3. Сводная таблица результатов исследования уровня тревожности

 

№ п/пФакторы тревожностиВПН1.Общая тревожность в школе14,97411,12.Переживания социального стресса18,670,311,13.Фрустрация потребности в достижении успеха7,562,929,64.Страх самовыражения22,259,218,65.Страх ситуации проверки знаний22,262,914,96.Страх не соответствовать ожиданиям окружающих25,959,214,97.Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу18,659,222,28.Проблемы и страхи в отношениях с учителями22,255,622,2Анализируя результаты теста Филипса, мы отметили, что у наибольшего количества учащихся на момент исследования факторами высокой тревожности являются страх не соответствовать ожиданиям окружающих (25,9%), страх ситуации проверки знаний (22,2%), страх самовыражения (22,2%), проблемы и страхи в отношениях с учителями (22,2%).

 

Это может быть обусловлено еще тем, что пятиклассники столкнулись с новыми условиями обучения: кабинетная система обучения, вместо одного учителя - несколько учителей-предметников, новый социальный статус, круг общения заметно расширился, а так же определенными личностными особенностями учащихся. [31]

 

Для оценки коммуникативных способностей мы воспользовались материалами сборника «Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих способностей» под редакцией В.И. Андреева.

 

На каждого учащегося была заполнена таблица, в нее были занесены самооценка ученика, оценка класса, оценка учителя и выведен общий балл, позволяющий оценить уровень развития коммуникативных способностей. Результаты изучения коммуникативный способностей 5 класса Б представлены в сводной таблице. (Приложение №3).

 

Таким образом, мы смогли определить, что 22,2% учащихся имеют низкий уровень развития коммуникативный способностей, 18,5% - высокий уровень, а большинство детей - 59,3% имеют средний уровень развития коммуникативных способностей. Менее всего развиты у детей умение овладевать опытом других и эффективного применения этого опыта, а так же они испытывают трудности при распределении обязанностей в группе и руководстве группой.

 

Для исследования личностных особенностей учащихся мы использовали 12-факторный опросник Кэттела. Диагностика проводилась малыми группами, результаты были обработаны, на каждого ученика был составлен личностный профиль. Данные представлены в Приложении 4.

 

Полученные данные позволили нам определить личностный профиль каждого учащегося в отдельности, и класса, в общем. Личностный профиль учащегося был добавлен в контрольно-диагностические карты учащихся, которые хранятся у психолога школы. Также была составлена сводная таблица результатов по классу (Приложение 5).

 

Таким образом, общая картина по классу выглядит так:

 

Фактор А - 46,7% мальчиков и 25% девочек имеют низкие значения, что характеризует их как отличающихся недоверчивостью, чрезмерной обидчивостью, отсутствием интуиции в межличностных отношениях, в их поведении могут часто наблюдаются негативизм, упрямство, эгоцентризм.

 

Оставшиеся, 63% детей, сочетают в себе эмоциональную общительность, теплое отношению к другим детям, но проявляют все-таки и недоверие, обидчивость и упрямство

 

Фактор В-у 46,7% мальчиков и 25% девочек преобладают конкретные формы мышления, объем знаний невелик, они примитивно подходит к решению своих проблем, быстро утомляются. Учащиеся со средним значение по данному фактору обладают определенным уровнем логического мышления, при определенных условиях могут легко усваивать знания, но при этом могут быть рассеянны и невнимательны.

 

Фактор С - раскрывает эмоционально-волевую сферу детей. Большинство учащихся этого класса (88,9%) имеют среднее значение по этому фактору. Они реагируют на свои неудачи, бывает, что оценивают себя менее способными чем сверстники, но при этом имеют определенную подготовку к выполнению школьных требований, Учащие с низкими значениями характеризуются неустойчивостью настроения, плохо контролируют свои эмоции и легко ранимы.

 

Фактор D - 13,3% мальчиков и 8,3% девочек имеют значение оценку, что свидетельствует о повышенной возбудимости, чрезвычайной активности в сочетании с самонадеянностью, 66,7% всех детей характеризуется наличием определенного уровня беспокойства, отвлекаемости и недостаточностью концентрации внимания. 22,2% детей с низким значение по данному фактору отличаются эмоциональной уравновешенностью, сдержанностью.

 

Фактор Е - 11,1% из класса (только девочки) имеют выраженную склонность к самоутверждению, отличаются стремлением к лидерству и доминированию, 20% мальчиков и 16,7% девочек имеют низкие значения по данному фактору, что свидетельствует о наличие проблем в поведении, а желание быть лидером не находит реального воплощения. При этом 70,4% детей могут подчиняться требованиям взрослых, но некоторым формам социального взаимодействия им все же необходимо учиться.

 

Фактор F - склонных к риску и беспечный детей в данном классе не выявлено, при этом все же всего 11,1% учащихся благоразумны, рассудительны и осторожны, остальные 88,9% - отличаются некоторой активностью, энергичностью и оптимизмом.

 

Фактор G - 14,8% детей можно охарактеризовать как недобросовестных, безответственных, часто конфликтующих с родителями и учителями. 11,1% - целеустремленные, аккуратные и добросовестные учащиеся. 74,1% - отличаются некоторой несобранностью, отсутствием стойкой мотивации, при этом могут относиться с ответственностью лишь к некоторым поручениям.

 

Фактор H - подвергается наличие детей в классе (22,2%) чувствительных к угрозам, порицаниям, 77,8% детей со средним значением испытывают определенные трудности в общении со взрослыми и учителями, нет детей которые бы отличались смелостью и непринужденностью в общении со взрослыми.

 

Фактор I - 18,5% детей отличает эмоциональная сензитивность, богатое воображение и эстетические наклонности, 14,8% - более практичные и полагающиеся на себя. 66,7% детей имеют определенные мягкость и сентиментальность, но в некоторых ситуация могут реалистически подойти к решению в трудной ситуации.

 

Фактор О - 7,4% детей данного класса чувствуют себя спокойной, оптимистично, 22,2% обращают на себя внимание пониженным настроением, озабоченностью, легко выходя из душевного равновесия. 66,7% могут легко расстраиваться, характеризуются определенным уровнем тревожности, но при этом могут мобилизовать свои силы в определенный момент.

 

Фактор Q3 - 8,3% девочек хорошо понимают социальные нормативы, успешно овладевают требованиями окружающего мира, при этом 25,9% всех учащихся отличаются низким уровнем самоконтроля в отношении требований социальной среды, в нашем случае школы, они плохо организованы. 70,4% класса готовы при определенных условиях усваивать социальные нормы поведения и контролировать свое поведение.

 

Фактор Q4 - 11,1% учащихся характеризуются избытком побуждений, которые не находят практической разрядки, эти учащиеся также имеют низкую успеваемость, у 70,4% отмечается некоторое нервное напряжение и раздражительность в поведении, лишь 18,5% детей чествуют себя спокойно и невозмутимо.

 

Таким образом, результаты, полученные в ходе диагностического обследования показали, что в данном классе для успешной адаптации необходимо проведение коррекционной работы, направленной на снижение уровня школьной тревожности, развитие учебной мотивации, а так же на развитие коммуникативных способностей, усвоения норм социального взаимодействия, ответственности и добросовестности.

 

Целью данного этапа эмпирического исследования являлось изучение влияния психолого-педагогического сопровождения на процесс адаптации к обучению в среднем звене.

 

Мы предполагали что, работа, направленная на развитие мотивации, снижения уровня школьной тревожности и развитие таких личностных особенностей как коммуникативные навыки общения с учителями и одноклассниками, способствуют успешному процессу адаптации к обучению в средней школе.

 

В результате сравнительного анализа комплексной диагностики выдвинутая гипотеза была подтверждена. Нами было выявлено, что особых различий в общих интеллектуальных показателях не наблюдается, прослеживается небольшое расхождение в результатах, свидетельствующих о словарном запасе, уровне информированности, осведомленности.

 

У большинства детей выявлен уровень школьной мотивации, который требует дальнейшей работы, направленной на развитие познавательных и внутренних мотивов; четко прослеживается тенденция в развитии коммуникативных способностей учащихся как в общении со сверстниками так и в общении со взрослыми, но данная работа должна быть продолжена для развития и закрепления полученного результата.

 

Результаты, полученные до и по окончанию психолого-педагогического сопровождения были подвергнуты статистическому анализу с использование Т-критерия Вилкоксона. Полученные показатели доказывают нашу гипотезу о том, что данный вид работы, направленный на снижение школьной тревожности и развитие коммуникативной и мотивационной сфер способствует адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене.

 

 

Заключение

 

 

Новые условия обучения требуют изменения динамического стереотипа мышления и поведения младших подростков. И чем быстрее он включится в разнообразные ситуации нового окружения, преобразует, переосмыслит для себя действительность, переживет для себя свои личностные конфликты, будет готов к преодолению преград, тем быстрее и безболезненней пройдет процесс адаптации. Быстро включиться в учебно-воспитательный процесс ребятам мешает ряд психологических проблем, которые образовались у ребенка еще до перехода в среднее звено.

 

Следует помнить о том, что адаптационный процесс приходится на пубертатный период. На фоне незавершенного роста и развития наступает период полового созревания, резко перестраивается функция гипоталамо-гипофизарной системы, преобладание процессов возбуждения над торможением, изменение всех физиологических функций. [2]

 

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что для того чтобы адаптационный период был эффективным, необходимы следующие этапы его организации:

 

разработка психологом школы варианта программы для работы с каждой группой учащихся;

 

осознание классными руководителями идеи адаптационного периода и принятие его смысла;

Информация о работе Адаптация младших школьников к обучению в среднем звене