Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 22:00, дипломная работа
Проблема настоящего исследования состоит в изучении гендерных различий стремления к успеху и представлений о нём у современных предпринимателей – мужчин и женщин с различными типами гендерной идентичности.
Актуальность исследования обусловлена рядом факторов.
Качественные изменения в российской экономике, повлекшие возрождение предпринимательства и, соответственно, возникновение нового социального слоя предпринимателей, ведут к необходимости теоретического осмысления целого ряда социальных, экономических, психологических и иных проблем и практического применения полученных результатов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И КАРЬЕРНОЙ УСПЕШНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ 7
1.1. Проблема исследования гендерных различий в психологии 7
1.2. Исследование представлений об успехе и карьерной успешности в психологии 12
1.3. Содержание представлений о карьерной успешности. Различия представлений о карьерной успешности у мужчин и женщин 18
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ СТРЕМЛЕНИЯ К УСПЕХУ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЁМ У СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 31
2.1. Цель, задачи, гипотезы исследования 31
2.2. Организация и методики исследования 32
2.3. Результаты и их обсуждение 34
2.3.1. Анализ типов гендерной идентичности в выборках предпринимателей - мужчин и женщин 34
2.3.2. Анализ стремления к успеху у предпринимателей – мужчин и женщин с различной гендерной идентичностью 37
2.3.3. Анализ представлений об успешном предпринимателе и успехе у лиц с различной гендерной идентичностью 43
Выводы 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
ЛИТЕРАТУРА 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Проведём анализ представлений об успешности предпринимательской деятельности у лиц с разной гендерной идентичностью. Для рассмотрения этой части третьей исследовательской задачи нами был проведён анализ «свободных» ответов мужчин и женщин с разными типами гендерной идентичности на вопрос анкеты «Кто такой успешный предприниматель?». Ответы мужчин и женщин на этот вопрос представлены в табл. 2 приложения 1. (Наиболее развёрнутые ответы респондентов мы «приводили» к условно обобщённому виду и затем их фиксировали в табл. 2 приложения 1.)
Прежде чем приступить к анализу представлений об успешном предпринимателе у лиц с различной гендерной идентичностью, представим ответы респондентов, помещённые в табл. 2 в удобном для статистической обработке виде (т.е. – в цифровом). Для этого создадим наиболее похожие смысловые кластеры и присвоим им статистические метки, соответствующие номерам кластеров.
При анализе табл. 2 приложения 1 нами были выделены следующие смысловые кластеры:
1) возможность расширения производства;
2) возможность рационально использовать своё время;
3) деньги, доход, стабильность или гарантированность дохода, финансовая стабильность и адаптивность (помимо экономической в т.ч. социальная), экономическая состоятельность, благосостояние, хорошая прибыль;
4) любимая работа, возможность работы по желанию;
5) наличие собственного дела, осуществлённая реализация собственных целей;
6) независимость, социальная и экономическая независимость;
7) ответственность, самоотдача, гибкость отношений с партнёрами, порядочность отношений с партнёрами и клиентами;
8) отсутствие налоговых долгов;
9) перспективность своего предприятия, экономическая достаточность при рациональности вкладов; связь вклада и заработка, эффективность работы, успешность собственного дела за счёт правильно организованных собственных действий, результативность и эффективность работы;
10) признание, общественное признание;
11) разумное отсутствие чужого влияния на твою судьбу;
12) связи;
13) хорошая семья;
14) хороший и стабильный коллектив, возможность самостоятельно создать команду.
Используя статистические метки для выделенных кластеров, «переформатируем» табл. 2 приложения 1, указав напротив каждого ответа номер присвоенной статистической метки, для чего добавим дополнительную колонку («Статистическая метка ответа») в табл. 2 приложения 1.
Теперь приступим к анализу представлений об успешности предпринимательской деятельности у мужчин и женщин с различной гендерной идентичностью, для чего произведём расчёт модальных интервалов ответов на вопрос «Кто такой успешный предприниматель?» мужчин с каждым типом идентичности и женщин с каждым типом идентичности.
(Мода или модальный интервал представляют собой наиболее часто встречаемые значения. Мода может быть центральной – т.е. наиболее часто присутствующей величиной в выборке, кроме того моды могут быть локальными – величины которых так же относительно часто присутствуют в выборке, но менее выражены, чем центральная мода [43].)
Расчёт модальных интервалов для показателей анализа успешности мужчин и женщин с разными типами гендерной идентичности при открытом опросе респондентов о содержательных характеристиках успешного предпринимателя представлен в приложении 2.
Представим центральные и локальные моды для выборок мужчин и женщин с маскулинным, фемининным и андрогинным типами идентичности в табл. 5. Нами также были рассчитаны значения уровня статистической значимости p для хи-квадрат Пирсона событий «тип идентичности» (показатели заданы в номинативной шкале) и «представления об успешности предпринимательской деятельности» (показатели также заданы в номинативной шкале) (для номинативных шкал может быть использован хи-квадрат Пирсона для анализа случайности событий, точнее – его уровень статистической значимости [43]).
Таблица 5
Модальные интервалы для представлений об успешности предпринимательской деятельности у мужчин и женщин. Уровень статистической значимости для хи-квадрат Пирсона для событий: «тип идентичности» и «представления об успешности предпринимательской деятельности»
Выборка |
Тип гендерной идентичности |
Общее по выборке |
p для хи-квадрат | ||
маскулинный |
фемининный |
андрогинный | |||
мужчины |
9,3, 5,10 |
9,3,5,10 |
9,3,5,6,10,14 |
9, 3,5,10,14 |
0,978 |
женщины |
3, 4,12 |
9, 3,7 |
3,9, 10,12 |
3,9,10,14,12,7 |
0,391 |
Примечание: в табл. 5 центральные моды помечены подчёркиванием шрифта. Мы будем считать одновременно две моды условно центральными, если у них равная наиболее высокая представленность в выборке, либо если у них разница по числу представленностей в выборке не превышает единицы.
Мы считаем, что анализ табл. 5 целесообразнее начинать с анализа уровня статистической значимости p для хи-квадрат Пирсона, отражающего, являются ли события данных респондентами с разной гендерной идентичности ассоциаций представлений об успешности предпринимательской деятельности (их выраженности в номинативных показателях – принятых нами кластерах) закономерными (при p £ 0,05) или случайными (при p > 0,1 (p £ 0,1 – уровень тенденций [43]).
Анализ соответствующего столбца табл. 5 показывает, что и для выборки предпринимателей – мужчин (p = 0,978) и для выборки предпринимателей – женщин (p = 0,391) эти события случайны, т.е. представления об успешности предпринимательской деятельности, высказанные в свободной форме и мужчинами, и женщинами, не зависят от типа их гендерной идентичности.
Кроме того, как показывает анализ центральных мод в выборках мужчин и женщин, их основные выборы являются схожими (номера кластеров 3 и 9). Крайне слабые различия отмечаются лишь в локальных модах, но они отражают у нас мнения не более 10% респондентов каждой выборки, что учитывать для нас не имеет смысла.
Итак, 3-й принятый нами кластер описывается следующим образом: «деньги, доход, стабильность или гарантированность дохода, финансовая стабильность и адаптивность (помимо экономической в т.ч. социальная), экономическая состоятельность, благосостояние, хорошая прибыль»; 9-й - «перспективность своего предприятия, экономическая достаточность при рациональности вкладов; связь вклада и заработка, эффективность работы, успешность собственного дела за счёт правильно организованных собственных действий, результативность и эффективность работы».
Таким образом, и мужчины, и женщины – предприниматели в своих свободных ассоциациях связывают успешность предпринимательской деятельности с гарантированностью дохода и материальным благосостоянием, а также – эффективностью и успешностью своего начинания в бизнесе. Связи представлений об успешности предпринимательской деятельности с типами гендерной идентичности в выборках мужчин и женщин нами не обнаружено.
Проведём анализ представлений об успехе у лиц с разной гендерной идентичностью.
Для рассмотрения этой части третьей исследовательской задачи логично провести анализ частот ответов респондентов на фиксированный вариант задания «проранживать в порядке убывания значимости для себя следующие высказывания, касающиеся успеха:
- «успех, это – материальное благополучие и общественное признание»;
- «успех, это – свобода суждений и действий»;
- «успех, это – достижение целей, ради которых человек трудиться»;
- «успех, это – связи и деньги»».
(Ранги оценок значимости (от 1 до 4) каждого высказывания мужчин и женщин обследованных выборок представлены в табл. 3 приложения 1.)
Для этого необходимо провести процедуру кростабуляции (ответов мужчин и женщин) связи произведённого ими ранжирования - с типами гендерной идентичности, которая позволит определить частоты встречаемости ответов респондентов каждого типа гендерной идентичности (отдельно мужчин и женщин). Однако кростабуляция сама по себе нам не покажет наличие статистической связи событий «тип гендерной идентичности» и «ранжирование ответов на понятие «успех» лицами с разными типами гендерной идентичности», т.е. мы не будем знать, связаны эти события между собой, или полученный частоты показателей ранжирования представлений об успехе не зависят от типа гендерной идентичности (т.е. – эти события случайны).
Обозначения типов гендерной идентичности заданы в номинативной шкале (иначе их задать невозможно), а ранги выборов представлений об успехе – в ранговой. Статистическая связанность этих событий может быть определена лишь с использованием хи-квадрат Пирсона [43]. Проведём процедуру кростабиляции для мужчин и женщин с разными типами гендерной идентичности, задав для частотного анализа ранговые показатели ответов респондентов на понятие «успех» и задав дополнительно в качестве статистики показатель хи-квадрат Пирсона (к сожалению, мы не можем отдельно его вычислить, не применяя процедуру кростабуляции).
Анализ начнём с анализа уровня статистической значимости для хи-квадрат Пирсона событий «тип гендерной идентичности» и «ранжирование ответов на понятие «успех» выборок мужчин и женщин (см. табл. 6).
Таблица 6
Уровень статистической значимости для хи-квадрат Пирсона событий «тип гендерной идентичности» и «ранжирование ответов на понятие «успех»
Выборка |
Определение успеха | |||
материальное благосостояние и общественное признание |
свобода суждений и действий |
достижение цели, ради которой трудишься |
связи и деньги | |
мужчины |
0,558 |
0,273 |
0,168 |
0,647 |
женщины |
0,438 |
0,228 |
0,833 |
0,192 |
Как показывает анализ табл. 6, ни в выборке мужчин, ни в выборке женщин ни один из проранживанных выборов определения успеха не связан с типом гендерной идентичности (везде обнаружены высокие значения p, существенно отличные даже от уровня тенденций связанности этих событий (0,1)). Таким образом нам нет смысла проводить процентный анализ каждого из выборов, произведённый лицами с разными типами гендерной идентичности (как мужчинами, так и женщинами), так эти события статистически не связаны.
Следовательно, и представления об успешном предпринимателе, и представления об успехе вообще у предпринимателей – мужчин и предпринимателей – женщин не связаны с их типами гендерной идентичности.
В тоже время открытым остаётся вопрос о связи представлений об успешности с полом предпринимателей. Проверим случайность этих связей, дополнив к статистическому событию «ранжирование ответов на понятие «успех» статистическое событие «пол» и рассчитаем для них хи-квадрат Пирсона и соответствующие ему уровни статистической значимости (см. приложение 2 и табл. 7).
Таблица 7
Уровень статистической значимости для хи-квадрат Пирсона событий «ранжирование ответов на понятие «успех» и «пол предпринимателя»
Определение успеха | |||
материальное благосостояние и общественное признание |
свобода суждений и действий |
достижение цели, ради которой трудишься |
связи и деньги |
0,087 |
0,139 |
0,352 |
0,199 |
Как видно из табл. 7, тенденция связи с полом наблюдается для таких ценностей успеха, как «материальное благосостояние и общественное признание» (p = 0,087) и «свобода суждений и действий» (p = 0,139). Для ценностей успеха «достижение цели, ради которой трудишься» (p = 0,352) и «связи и деньги» (p = 0,199) с полом респондента не наблюдается.
Представим в табл. 8 процентное соотношение выборов числа респондентов выборок мужчин и женщин в связи с рангами каждой ценности понятия «успех».
Таблица 8
Процентное соотношение предпринимателей – мужчин и женщин, определивших ранги 1-4 фиксированным в опросе ценностям на понятие «успех»
Выборка |
Ранги |
Определение успеха | |||
материальное благосостояние и общественное признание |
свобода суждений и действий |
достижение цели, ради которой трудишься |
связи и деньги | ||
мужчины |
1 |
50,0 |
6,25 |
12,5 |
31,3 |
2 |
34,4 |
15,6 |
18,8 |
31,3 | |
3 |
15,6 |
28,1 |
43,8 |
12,5 | |
4 |
0 |
50,0 |
25,0 |
25,0 | |
женщины |
1 |
28,6 |
17,9 |
25,0 |
28,6 |
2 |
28,6 |
32,1 |
28,6 |
10,7 | |
3 |
35,7 |
14,3 |
32,1 |
17,9 | |
4 |
7,1 |
35,7 |
14,3 |
42,9 |