Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 13:10, курсовая работа
Целью работы является изучение влияния волевого самоконтроля на уровень агрессивности у юношей и девушек.
Задачи:
1. Произвести анализ литературных источников, освещающих вопросы агрессивности личности, психологических особенностей юношеского возраста, понятия «волевого самоконтроля»;
2. Подобрать психодиагностические методики для изучения волевых качеств личности юношей и девушек и с их помощью провести исследование.
3. Определить степень зависимости между уровнем агрессивности и уровнем волевого самоконтроля в юношеском возрасте.
4. разработка рекомендаций для родителей, учителей учащихся.
Введение………………………………………………………………………..2
Общая характеристика работы………………………………………………..4
Глава 1.Особенности проявления агрессивности в юношеском возрасте…6
1.1. Психологические особенности развития в юношеском возрасте…….6
1.2. Определение понятия «агрессивность», проявление агрессивности в юношеском возрасте…………………………10
Выводы к главе 1……………………………………………………………..17
Глава 2. Волевой самоконтроль в юношеском возрасте…………………...18
2.1. Понятия «воля», «волевой самоконтроль»……………………………..18
2.2. Представление о самоконтроле в юношеском возрасте……………...24
Выводы к главе 2 …………………………………………………………….25
Глава 3. Зависимость между волевым самоконтролем и уровнем агрессивности в юношеском возрасте………….26
3.1. Организация и методы исследования, исследование агрессивности у юношей и девушек……………….26
3.2. Исследование волевого самоконтроля в юношеском возрасте………29
3.3. Определение коэффициента корреляции………………………………34
Заключение……………………………………………………………………36
Список использованной литературы………………………………………..38
Приложение 1
Приложение 2
С помощью таблицы
мы находим сумму квадратов
Таким образом коэффициент ранговой корреляции rs равен = 0.69
Связь достоверна, если rs эмп > rs 0.05, и тем более достоверна, если rs эмп > rs 0.01.
|
|
|
Исходя из таблицы приходим к выводу, т.к N=15, а p=0.69, то В целом, по группе испытуемых коэффициент корреляции между показателями шкалы агрессивности и волевого самоконтроля составляет 0,69, это позволяет констатировать, что между этими показателями есть корреляция.
Заключение:
Подводя итоги данной работы можно сказать что юношеский возраст – возраст, в котором завершается физическое и половое созревание. Его главная психологическая особенность - вступление в самостоятельную жизнь. Главное в самосознании является будущее, к которому он себя готовит. Агрессивное поведение изучалось рядом следующих ученых: Л. Берковцом, М. Миллером, М. Зильманом, А. Бандурой.
Говоря о воле и
волевом самоконтроле необходимо подчеркнуть.
Что воля связана с познавательной
и эмоциональной сторонами
Обычно под самоконтролем понимается умение критически отнестись к своим поступкам, действиям, регулировать своё поведение и управлять им.
Результаты исследования агрессивного поведения девушек и юношей и волевого самоконтроля позволили сделать следующие выводы:
Изучение научно-методической литературы показало, что публикации на эту тему единичны и в основном представляют собой обзор отечественных исследований.
Из результатов диагностики было установлено, что часть юношей и девушек имеют ярко выраженное агрессивное поведение, носящее деструктивный характер. Волевой самоконтроль находится у них на низком уровне.
Агрессивность юношей и девушек прямопропорционально зависит от волевого самоконтроля.
Данные, полученные про проведении контрольного эксперимента, подтвердили наше предположение о том, волевой самоконтроль влияет на психику юношей и девушек положительно.
В целом, по группе испытуемых коэффициент корреляции между показателями шкалы агрессивности и волевого самоконтроля составляет 0,69, это позволяет констатировать, что между этими показателями есть корреляция.
В связи с этим мы разработали дальнейшие перспективы работы с агрессивными юношами и девушками:
Повышение уровня волевого самоконтроля путем проведения психологических игр, упражнений.
- оптимизацию взаимоотношений в классе;
- коррекцию неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций юношей и девушек с агрессивным поведением;
- развитие коммуникативных
форм поведения,
- формирование навыков
адекватного общения с
Для психологов и преподавателей
проводить групповые консультац
Список использованной литературы:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тестовый материал и ключ к опроснику Баса-Дарка
Ключ к тесту
Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:
1. Физическая агрессия:
"да" = 1, "нет" = 0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68;
"нет" = 1, "да" = 0: 9, 7.
2. Косвенная агрессия:
"да" = 1, "нет" = 0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63;
"нет" = 1, "да" = 0: 26, 49.
3. Раздражение:
"да" = 1, "нет" = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72;
"нет" = 1, "да" = 0: 11, 35, 69.
4. Негативизм:
"да" = 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 28;
"нет" = 1, "да" = 0: 36.
5. Обида:
"да"= 1, "нет" = 0: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58.
6. Подозрительность:
"да" = 1, "нет" = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;
"нет" = 1, "да" = 0: 33, 66, 74, 75.
7. Вербальная агрессия:
"да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73;
"нет" = 1, "да" = 0: 33, 66, 74, 75.
8. Чувство вины:
"да" = 1, "нет" = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.
Враждебность = Обида + Подозрительность;
Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия.
Интерпретация результатов теста
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6,5-7 ± 3.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
БЛАНК ОТВЕТОВ
Ключ к опроснику ДОС-39
Вопрос |
Ответ |
Вопрос |
Ответ |
Вопрос |
Ответ |
Вопрос |
Ответ |
1 |
11 |
21 |
31 |
||||
2 |
12 |
22 |
32 |
||||
3 |
13 |
23 |
33 |
||||
4 |
14 |
24 |
34 |
||||
5 |
15 |
25 |
35 |
||||
6 |
16 |
26 |
36 |
||||
7 |
17 |
27 |
37 |
||||
8 |
18 |
28 |
38 |
||||
9 |
19 |
29 |
39 |
||||
10 |
20 |
30 |
Информация о работе Влияние самоконтроля на уровень агрессивности у юношей и девушек