Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 00:29, курсовая работа
За последние десятилетия Россия пережила кризис идейно-нравственных ценностей: обесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу.
Введение
Глава 1. Теоретические основы толерантности у младших школьников в ОУ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста
1.2 Анализ понятия «толерантность» в научной литературе
1.3 Направления воспитания толерантности у младших школьников в школе
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию толерантности у младших школьников на примере МБОУ - СОШ № 168 г. Екатеринбурга
2.1 Анализ деятельности МБОУ - СОШ № 168 по воспитанию толерантности у младших школьников в 168 школе
2.2 Диагностика уровня толерантности у младших школьников
2.3 Комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
a) способствовать пониманию детьми своих чувств, эмоций;
b) способствовать развитию умения понимать чувства, эмоции, действия, отношения других людей;
c) формировать способность принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях;
d) развивать коммуникативные навыки у детей.
Занятия содержат упражнения, игры развивающего характера, что соответствует возрастным особенностям младших школьников. Основные виды деятельности: игра (сюжетно-ролевая, дидактическая, творческая), элементы психодрамы и коммуникативного тренинга, беседа.
Четвертое направление: понимание младшими школьниками принципа взаимозависимости как совместных действий.
«Уверенно общаюсь» - развитие ассертивности и коммуникативной компетентности.
Целью данного раздела программы является развитие у детей ассертивности - умения человека защищать свои взгляды, интересы, убеждения без ущерба для других людей. Ассертивность включает в себя в качестве составных элементов: позитивное самовосприятие, положительное представление о себе, доверие к себе, основанное на собственном эффективном и адекватном поведении, стремление к достижению положительного результата, к успеху дела, умение реализовать самоутверждающие способы поведения (осознавать и выражать свои желания, чувства, эмоции, требования к окружающим).
Основные задачи:
a) развивать эмоциональную восприимчивость, социальную перцепцию, интерес к сверстникам.
b) формировать навыки самоутверждающего поведения и ответственности за него, развивать умение сотрудничать со сверстниками.
c) развивать коммуникативные навыки у детей.
Занятия включают в себя: беседы, психотехнические упражнения, развивающие упражнения.
Основной методикой данного раздела является репетиция уверенного поведения. С этой целью используются ролевые игры, моделирующие ситуации, которые в свое время создали или могут создать определенные сложности для участников.
Разделы являются дополняющими друг
друга. Показанием к посещению того
или иного курса занятий
Каждый раздел комплекса мероприятий
подкрепляется проведением
Также, по нашему мнению, целесообразно ввести такое направление, как работа с родителями [29].
Проведены занятия для родителей; индивидуальные и групповые тематические консультации для родителей и педагогов экспериментального класса по темам:
• Возрастные особенности ребенка 6-7 лет;
• Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка;
• Эмоциональная устойчивость холерика;
• Развитие уверенности у ребенка;
• Как помочь гиперактивному ребенку?
• Развитие ассертивности ребенка через внешкольную деятельность;
• Давай вместе!
• А если не хочет?
• Чувства родителей: как с ними быть?
• Как разрешать конфликты?
• А как на счет дисциплины?
• Эмоциональные трудности, нарушения поведения у детей - как помочь своему ребенку;
• Детская ревность! Как не втягиваться в детские конфликты;
• Способы формирования адекватной детской самооценки;
• Личный пример родителей в воспитании младших школьников;
• Средства для развития уверенности в себе у ребенка через физическую активность;
• Неуверенность: как помочь стеснительному ребенку?
• Развитие ассертивности ребенка через внешкольную деятельность;
• Как справляться с
• Развиваем коммуникативную
• Домашние обязанности и
После апробации комплекса
Рис.4. Результаты сравнительной диагностики по «Анкете самооценки навыков толерантного поведения младших школьников» и «Анкеты экспертной оценки сформированности толерантности младшего школьника».
Показатели уровня толерантности вырос на 0,2 балла по показателям «Анкеты самооценки навыков толерантного поведения младших школьников» и на 0,7 балла по показателям «Анкеты экспертной оценки сформированности толерантности младшего школьника». Мы видим незначительные колебания самооценки толерантности детей в пределах достаточного уровня. Результаты находятся в пределах достаточного уровня.
После проведения комплекса мероприятий по воспитанию толерантности младших школьников, у всех учащихся, посещавших занятия, по всем компонентам толерантности выявлена положительная динамика.
Рис.5. Результаты сравнительной диагностики компонентов толерантности по «Анкете самооценки навыков толерантного поведения младших школьников» Батрак Я.А.
- Показатель Коммуникативной
- Показатель Ценностных
- Показатель Эмоциональной
- Показатель Эмпатии младших школьников увеличился с 4,1 до 4,4 баллов. (на 0,3 балла)
- Показатель Ассертивности учащихся младших школьников уменьшился с 2,7 до 2,6 баллов. (на 0,1 балл)
Рис.6. Результаты промежуточной диагностики компонентов толерантности по «Анкете экспертной оценки сформированности толерантности младшего школьника» Батрак Я.А.
- Показатель Коммуникативной
- Показатель Ценностных
- Показатель Эмоциональной
- Показатель Эмпатии учащихся младшего школьного возраста увеличился с 3 до 3,6 баллов (на 0,6 балла)
- Показатель Ассертивности учащихся младшего школьного возраста увеличился с 1,5 до 1,8 баллов. (на 0,3 балла)
Таким образом, при частичном апробировании
комплекса мероприятий по воспитанию
толерантности младших
После проведения комплекса мероприятий по воспитанию толерантности младших школьников, у всех учащихся, посещавших занятия, по всем компонентам толерантности выявлена положительная динамика.
Заключение
Возраст 7-10-11 лет является наиболее
ответственным этапом школьного
детства. В младшем школьном возрасте
память развивается в двух направлениях
- произвольности и осмысленности. Развивается
зрительная память, связанная со способностью
точно, четко, без труда восстанавливать
в памяти зрительные образы виденного.
Младшие школьники
Они уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях. Их внимание отличается небольшим объемом, малой устойчивостью. Они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 минут. Младший школьник включен в общественно значимую учебную деятельность.
Мотивационная сфера - ядро личности. Среди разнообразных социальных мотивов учения, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Другие широкие социальные мотивы учения - долг, ответственность, необходимость получить образование (“быть грамотным”), как говорят дети,-- тоже осознаются учениками, придают определенный смысл их учебной работе.
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.
«Толерантность» - это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех граждан быть различными; обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.
Понятие «толерантность», хотя и отождествляется
большинством источников с понятием
терпения, имеет более яркую активную
направленность. Толерантность - не пассивное,
покорное терпение, а активная нравственная
позиция и психологическая
Направления воспитания толерантности
сопряжено с отбором
1) знакомство детей младшего
школьного возраста с
2) понимание детьми младшего школьного возраста того, что каждый человек - уникальная личность
3) понимание учащимися младшего школьного возраста принципа взаимодополняемости как основной черты различий
4) понимание детьми младшего школьного возраста принципа взаимозависимости как основы совместных действий.
В деятельности МБОУ - СОШ № 168 разработана
программа по воспитанию толерантности
младших школьников "Воспитание
культуры толерантности у детей
младшего школьного возраста". Определены
цели, задачи, методологические подходы.
Разработаны занятия по воспитанию
толерантности младших
Проведенное диагностическое обследование
первичной диагностики
Самые низкие показатели выявлены по
компонентам толерантности «
Перед нами встала проблема воспитания толерантности этих учащихся.
В процессе решения задач исследования был частично апробирован комплекс мероприятий «Я в Мире людей». Каждый раздел программы подкреплялся проведением семинаров и тематических консультации для родителей и педагогов, направленных на формирование толерантной среды воспитания и обучения учащихся. Проведены занятия для родителей; индивидуальные и групповые тематические консультации для родителей и педагогов экспериментального класса. По результатам исследования
- показатель Коммуникативной
- показатель Ценностных
- показатель Эмоциональной
- показатель Эмпатии учащихся младших школьников увеличился в среднем на 0,45 балла
- показатель Ассертивности учащихся младшего школьного возраста увеличился в среднем на 0,2 балла
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Список использованной литературы
1. Андриенко, Е.В. Социальная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ун-тов / Е. В. Андриенко. - М. : Академия, 2003. - 264 с.
2. Бардиер, Г.Л. Социальная психология толерантности [Текст] / Г. Л. Барднер. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - 247 с.
3. Батрак, А. Развитие толерантности младших школьников [Текст] / Я.А. Батрак. - Братск: ГИМНЦ, 2010. - 97 с.
4. Безюлева, Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение [Текст] / Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова. - М. : Вербум-М, 2003. - 168 с
5. Блонский, П.П. Психология младшего школьника [Текст] / П.П. Блонский ; Моск. психол.-социал. ин-т. - М. : Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж : МОДЕК, 1997. - 576 с.
6. Большой психологический
7. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учеб. для пед. ин-тов / В.В. Давыдов [и др.] ; под ред. А.В. Петровского.- М.: Просвещение, 1989. - 288 с.
8. Вульфов, В.З. Воспитание
9. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
10. Голованова, Н.Ф. Социализация школьников как педагогическое явление [Текст] / Н.Ф. Голованов. - М. : Эксмо, 1998. - 248 с.
11. Гриншпун, И.Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности [Текст] / И.Б. Гриншпун // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : сб. науч.-метод, ст. / Моск. психол.-социал. ин-т ; под ред. С.К. Бондыревой. - М.; Воронеж, 2002. - С. 31-40.
12. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] : в 4 т. / В.И. Даль. - СПб.: Динамит, 1998.
Информация о работе Воспитание толерантности у младших школьников в ОУ