Выявление и пути коррекции синдрома гиперактивности у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 08:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является апробация программы коррекции гиперактивности с учетом выделенных условий эффективности.
В качестве гипотезы нашего исследования мы выдвигаем следующее предположение: программа коррекции гиперактивности младших школьников будет эффективна при реализации следующих условий
1.Применение комплекса методик для развития внимания,
произвольности поведения и снятия психологического напряжения;
2.Единство коррекционных воздействий школьной психологической
службы и родителей гиперактивных детей.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретическое изучение гиперактивности младших школьников 7
1.1. Психологические особенности младших школьников 7
1.2 . Изучение гиперактивности в трудах отечественных и зарубежных авторов 10
1.3. Психологические особенности младших школьников с синдромом гиперактивности 12
Выводы по I главе 17
Глава II. Диагностика и коррекция гиперактивности у детей младшего школьного возраста 19
2.1. Выявление гиперактивности у детей в условиях начальной школы 19
2.2. Организация коррекционной работы с гиперактивными детьми 27
2.3. Оценка результатов коррекционной программы 31
Выводы по II главе 35
Заключение 36
Рекомендации родителям и педагогам по коррекционной работе с гиперактивными детьми 39
Литература 43
Приложение 46

Вложенные файлы: 1 файл

нужная курсовая.docx

— 108.09 Кб (Скачать файл)

              Результаты анкетирования родителей

(Выявление признаков  гиперактивного поведения у ребёнка)

ФИО

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Баллы

1.А.Антон  

0

1

1

0

1

0

1

0

1

0

0

0

1

1

7

2.Б.Соня

0

0

1

0

1

1

0

1

0

0

1

0

1

1

7

3.К.Дима

1

0

1

1

0

1

1

1

0

1

1

0

0

0

8

4.М.Егор

1

1

1

1

0

1

1

0

1

1

1

11

0

0

10

5.С.Стас

1

1

0

1

1

0

1

1

1

1

0

1

1

0

10


 

    

    По результатам ответов респондентов (Таб.8) наблюдается тенденция к снижению степени склонности к гиперактивному поведению. Количество признаков сократилось в среднем на 3 балла.

                                                                                                        Таблица 9  

Результаты анкетирования педагогов.

(Выявление признаков  гиперактивного поведения у ребёнка)

ФИО

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Баллы

1.А.Антон

3

0

1

0

3

2

1

1

1

0

12

2.Б.Соня

2

0

1

1

2

3

0

2

1

1

13

3.К.Дима

3

2

0

1

1

1

1

3

0

0

12

4.М.Егор

3

2

1

2

2

3

1

0

0

0

14

5.С.Стас

2

2

0

1

2

2

2

3

0

0

14


 

                                                                                      

       Результаты  анкетирования (Таб.9), показали значительное  снижение выраженности симптомов  гиперактивного поведения. Количество  признаков сократилось в среднем  на 4 балла.

                                                                                                        Таблица 10

Результаты методики «Да и Нет» по каждому испытуемому после коррекционной работы

ФИО

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Баллы

1.А.Антон

0

0

1

0

1

0

1

0

1

1

5

2.Б.Соня

0

0

0

1

1

1

0

1

0

0

4

3.К.Дима

0

0

1

1

0

1

1

0

0

0

4

4.М.Егор

0

0

1

0

1

0

1

1

1

0

5

5.С.Стас

0

0

1

0

1

0

1

0

1

0

4


 

 

       При  обработке результатов методики  «Да и Нет» (Таб.10) было выявлено, что после формирующего эксперимента  у 4 учащихся количество ошибок  сократилось в среднем на 3 балла.

                                                                                                          Таблица 11

Результаты методики «Вежливость» по каждому испытуемому после коррекционной работы

ФИО

Суммарный балл

1.А.Антон

2

2.Б.Соня

1

3.К.Дима

2

4.М.Егор

3

5.С.Стас

4


 

 

                Обработка результатов методики  «Вежливость» (Таб.11) позволяет сделать вывод о развитии произвольного внимания и произвольной двигательной активности. Количество допущенных ошибок сократилось в среднем на 3 балла.

                                                                                                        Таблица 12

                         Сводная таблица результатов  по методикам до и после  коррекционной работы

   

      Методики

 

 

 

 

 

      ФИО

Методика «Да и Нет» - произвольное внимание (количество ошибок)

Методика «Вежливость» - произвольная двигательная активность (количество ошибок)

Анкета родителей – выраженность симптомов гиперактивного поведения (количество ошибок)

Анкета педагогов – выраженность симптомов гиперактвного поведения (количество ошибок)

До

форм. эксперимента

После

форм.

Эксперимента

До

форм. Эксперимента

После

форм.

эксперимента

До

форм. эксперимента

После

форм.

эксперимента

До

форм. эксперимента

После

форм.

Эксперимента

1.А.Антон

7

5

4

2

9

7

17

12

2.Б.Соня

6

4

3

1

10

7

18

13

3.К.Дима

6

4

4

2

11

8

16

12

4.М.Егор

3

5

4

3

12

10

16

14

5.С.Стас

5

4

4

4

13

10

18

14


 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по II главе

 

Анализ результатов формирующего эксперимента показал снижение уровня гиперактивности: по методикам «Да и Нет» и «Вежливость». Количество допущенных ошибок сократилось в среднем на 3 балла, что позволяет сделать вывод о развитии произвольного внимания и произвольной двигательной активности. Анкетирование родителей и педагогов также показало значительное снижение выраженности признаков гиперактивного поведения.

            Всё вышеизложенное позволяет  судить об эффективности проведённой  коррекционной программы.

 

  Заключение

       Проблема гиперактивного поведения актуальна, поскольку такой диагноз ставится в 20% случаев детям младшего школьного возраста. Синдром гиперактивности и дефицита внимания опасен не столько своей дезорганизующей ролью в детском коллективе, сколько последствиями для самого гиперактивного ребёнка. Такие дети часто испытывают затруднения в учебной деятельности, общении и социализации в целом.

       В теоретической  части исследования рассмотрели  сущность причины и проявления  синдрома гиперактивности младшего  школьного возраста. Анализ литературы по проблеме позволил сделать следующие выводы:

  1. Психофизиологической основой гиперактивного поведения ребёнка может являться незрелость, несовершенство, нарушения или расстройства работы мозга (по типу малых мозговых дисфункций). Ведущую роль в формировании таких дисфункций играет патология беременности и/или родов.
  2. Социально – психологический фактор гиперактивного поведения у ребёнка может являться неблагоприятная семейная обстановка: воспитание в неполной семье; частые конфликты; низкий уровень материальной обеспеченности семьи; низкий уровень образования у родителей.
  3. Проявление гиперактивного поведения ребёнка, захватывает несколько сфер, среди которых чаще всего встречаются разные варианты  сочетания трёх симптомов: избытка двигательной активности с нарушением координации движения; нарушения эмоционального поведения – быстрая смена настроения; дефицит внимания.
  4. Для лечения и коррекции гиперактивного поведения применяются; медикоментозная терапия; психотерапия (медитация, семейная психотерапия, поведенческая терапия); специальное обучение (классы коррекции).

Информация о работе Выявление и пути коррекции синдрома гиперактивности у детей младшего школьного возраста