Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 01:24, курсовая работа
Цель: выявление особенностей личности детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей.
Задачи:
1) Изучить теоретические аспекты развития личности ребёнка старшего дошкольного возраста.
2) Провести теоретический анализ по проблеме влияния типа семьи на личностные особенности ребенка старшего дошкольного возраста.
3) Организовать констатирующий эксперимент и выявить личностные особенности детей, старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
Таким
образом, мотивационно-потребностная
сфера личности старшего дошкольника
характеризуется формированием иерархии
мотивов и потребностей, развитием произвольности
развитием мощного познавательного мотива
деятельности.
1.3. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками и взрослыми.
Возможности общения дошкольников со взрослыми расширяются, содержание его углубляется, чему способствует достигнутый уровень развития речи. М. И. Лисина выделила две новые формы общения в дошкольном детстве, общим для которых является их внеситуативный характер (выход за пределы непосредственной наглядной ситуации общения). Основное средство внеситуативного общения — речь.
Особенно широко в возрасте 5-6 лет разворачивается внеситуативно - познавательное общение. Ведущий мотив этой формы общения — познание. Оно включено в процесс совместного со взрослым ознакомления с физическим миром, в процесс «теоретическою» сотрудничества. Ребенок задает множество вопросов — о животных, природе, планетах, что из чего сделано и как работает («возраст почемучек»). Теперь взрослый воспринимается ребенком, прежде всего как эрудит, источник познания, партнер по обсуждению причин и связей в мире природы и техники.
Ребенок
нуждается в серьезном
Взрослый
выступает для старшего дошкольника как
источник социальных познаний, как эталон
поведения в различных ситуациях и как
наиболее компетентный судья. И в то же
время он воспринимается как особая, целостная
личность. Личностное общение углубляет
познание
11
ребенком социального мира, приобщает его к моральным и нравственным общественным ценностям, прежде всего, конечно, к ценностям близких людей.
Потребность ребенка в общении со взрослым углубляется стремлением к сопереживанию и взаимопониманию, стремлением к общности взглядов. Поведенчески эта потребность обнаруживает себя, в частности, в феномене большого количества жалоб детей друг на друга. В этот период жалобы детей друг на друга выполняют специфическую функцию. Они связаны с активно идущим процессом усвоения бытовых правил и правил взаимоотношений.
Поведение сверстников выделяется в сознании ребенка раньше, чем собственное поведение, и тем более само правило. Возникновение внеситуативно-личностной формы общения связано с высшими для дошкольника уровнями развития сюжетно-ролевой игры, в результате которых ребенок обращает больше внимания и лучше понимает взаимоотношения в своей семье, ситуации повседневного взаимодействия между окружающими людьми.
Уже на третьем году жизни наблюдается резкое увеличение субъектных действий по отношению к сверстникам — обращение с выразительными жестами, эмоциями, вокализациями. Первоначально налаживанию контакта между партнерами, организации и развитию игры двух-трехлеток способствуют взаимные и поочередные подражательные действия. Как правило, имитируется изобретенное, необычное действие с предметом (сесть на коврик и стучать ногами; подбежать к зеркалу, заглянуть и высунуть язык, забавно пищать и т. п.).
Ребенок,
действия которого стали объектом подражания,
внимательно следит за действиями подражающих,
предпринимает попытки
12
модифицировать свой образец, чтобы другим стало еще интереснее. В возрасте 3— 4 лет сверстник продолжает оставаться для ребенка, прежде всего, участником совместной практической деятельности, при этом его индивидуальные характерологические черты остаются невидимыми для партнера. К 4 годам сверстник становится предпочитаемым партнером общения. В четырех - пятилетнем возрасте сверстник рассматривается как равное существо, как своего рода зеркало собственного познания и оценки при сравнении с ним и противопоставлении себя ему.
Сверстник олицетворяет реально возможные достижения в разных видах практической деятельности, помогает опредметить собственные качества. Наконец, к 5— 7 годам сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребенка того возраста, становится значимым лицом общения, обгоняя взрослого по большинству показателей общения. Ребенок начинает воспринимать и себя, и другого, сверстника, как целостную личность, проявлять к нему личностное отношение.
Основной продукт общения со сверстником — аффективно- когнитивный образ самого себя и другого. Дети данного возраста проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника.
В
коллективной деятельности (игре, труде,
общении) дети 6-7 лет осваивают умения
коллективного планирования, учатся
согласовывать свои действия, справедливо
разрешать споры, добиваться общих
результатов. Все это способствует
накоплению морального опыта. Наряду с
игровой и
13
трудовой
деятельностью существенную роль в
нравственном воспитании детей 5-6 лет
играет первичная учебная
В среднем и старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры развиваются, однако в это время они отличаются уже гораздо большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, вводимых и реализуемых в игре правил, чем в младшем дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту.
Таким
образом, к концу дошкольного
возраста общение ребенка со взрослым
становится внеситуативно - личностным.
Специфика общения со сверстниками заключается
в его значимости для построения представления
ребенка о самом себе.
1.4. Развитие эмоционально-волевой сферы, самосознания в структуре личности старших дошкольников.
Наиболее интенсивно в данном возрасте происходит формирование волевых качеств личности, таких как целенаправленность, ответственность, настойчивость. Однако и у детей старшего дошкольного возраста наблюдается неустойчивость поведения, отсутствие в ряде случаев выдержки, неумение перенести известные способы поведения в новые условия. У детей старшего дошкольного возраста продолжают формировать моральные чувства и нравственные представления. Усиленно формируется способность эмоционального самоконтроля. В этом возрасте воспитываются нравственные чувства, определяющие отношение детей к окружающим людям (взрослым, сверстникам, малышам), к труду, к природе, к важным общественным событиям, к Родине. Отношение к взрослым выражается в формирующемся чувстве уважения. Чувство уважения развивается в предыдущих возрастных группах на эмоциональной основе любви и привязанности детей к взрослым. В старшем дошкольном возрасте оно становится более осознанным и основывается на понимании значимости социальной роли трудовой деятельности взрослых, их высоких нравственных качеств.
Происходит дальнейшее развитие положительных чувств по отношению к сверстникам. Ставится задача развития основ чувства коллективизма, гуманности во взаимодействиях детей: проявление детьми дружеского расположения друг к другу, отзывчивости, заботы, стремления к сотрудничеству, достижению общих целей, готовности прийти на помощь. В развитии коллективизма большую роль играют начальные формы чувства долга и ответственности, формирующиеся в игре и труде детей.
Важнейшее
значение приобретает развитие самоконтроля
над собственными эмоциями, чувствами
и их проявлениями в различных
жизненных ситуациях. Ребенок данного
возраста положительно
15
характеризуется способностью выражать чувства не только по отношению к окружающим, но и к самому себе. Это проявляется в оценочном отношении к себе и другим. Положительное представление о своем возможном будущем облике впервые позволяет ребенку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого попытаться преодолеть их. Поведение дошкольника, так или иначе, соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть [13]
Положительное восприятие ребенком собственного Я непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия. В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире.
Опыт
самопознания создает предпосылки
для становления у дошкольников
способности к преодолению
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы: познавательная сфера ребенка старшего дошкольного возраста в целом характеризуется переходом к произвольности всех процессов, от восприятия до мышления. Мотивационно-потребностная сфера личности старшего дошкольника характеризуется формированием иерархии мотивов и потребностей, развитием произвольности развитием мощного познавательного мотива деятельности.
Данный
возраст также характеризуется
тем, что к концу дошкольного
возрастного периода общение
ребенка со взрослым становится
16
внеситуативно
- личностным. Специфика общения со сверстниками
заключается в его значимости для построения
представления ребенка о самом себе.
1.5. Социализация личности. Семья как основной институт социализации.
Тема социализации подрастающего поколения является одной из ведущих для целого ряда общественных дисциплин: философии, социологии, психологии, педагогики. Введение термина социализация впервые зафиксировано в конце XIX века и связывается с именами социологов. Гиддингса Э. Дюркгейма Г. Тарда и др. Дальнейшее осмысление понятия социализации в социологической науке происходит в русле ее основных теорий. Процесс социализации раскрывается в рамках социальной психологии (Г.М. Андреева, И.С. Кон, А.А. Реан). Роль семьи в становлении личности ребенка отражена в работах Т. Парсонса, И.С. Кона.
Термин
"социализация", несмотря на его
широкую распространенность, не имеет
однозначного толкования среди различных
представителей психологической науки.
В системе отечественной
Сущность социализации можно определить следующим образом: социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в
социальную
среду, систему социальных связей; с
другой стороны (часто недостаточно
подчеркиваемой в исследованиях), процесс
активного воспроизводства