Выявление особенностей личности детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 01:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявление особенностей личности детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей.
Задачи:
1) Изучить теоретические аспекты развития личности ребёнка старшего дошкольного возраста.
2) Провести теоретический анализ по проблеме влияния типа семьи на личностные особенности ребенка старшего дошкольного возраста.
3) Организовать констатирующий эксперимент и выявить личностные особенности детей, старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая-2.docx

— 209.63 Кб (Скачать файл)

     Таким образом, мотивационно-потребностная сфера личности старшего дошкольника характеризуется формированием иерархии мотивов и потребностей, развитием произвольности развитием мощного познавательного мотива деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Особенности общения  старших дошкольников со сверстниками и взрослыми.

     Возможности общения дошкольников со взрослыми расширяются, содержание его углубляется, чему способствует достигнутый уровень развития речи. М. И. Лисина выделила две новые формы общения в дошкольном детстве, общим для которых является их внеситуативный характер (выход за пределы непосредственной наглядной ситуации общения). Основное средство внеситуативного общения — речь.

       Особенно широко в возрасте 5-6 лет разворачивается внеситуативно - познавательное общение. Ведущий мотив этой формы общения — познание. Оно включено в процесс совместного со взрослым ознакомления с физическим миром, в процесс «теоретическою» сотрудничества. Ребенок задает множество вопросов — о животных, природе, планетах, что из чего сделано и как работает («возраст почемучек»). Теперь взрослый воспринимается ребенком, прежде всего как эрудит, источник познания, партнер по обсуждению причин и связей в мире природы и техники.

     Ребенок нуждается в серьезном отношении  и к вопросам, и к нему самому — нуждается в уважении. Актуальность этой потребности проявляется в феномене повышенной обидчивости, свойственной детям этого возраста. В шести - семилетнем возрасте происходит переход к новой, высшей для дошкольного детства форме общения — внеситуативно - личностной. Личностный мотив общения проявляется в трансформации содержания вопросов, в новых темах для обсуждения, в расспрашивании взрослого о его работе, семье, детях.

     Взрослый выступает для старшего дошкольника как источник социальных познаний, как эталон поведения в различных ситуациях и как наиболее компетентный судья. И в то же время он воспринимается как особая, целостная личность. Личностное общение углубляет познание  

                           11

ребенком  социального мира, приобщает его  к моральным и нравственным общественным ценностям, прежде всего, конечно, к  ценностям близких людей.

     Потребность ребенка в общении со взрослым углубляется стремлением к сопереживанию и взаимопониманию, стремлением к общности взглядов. Поведенчески эта потребность обнаруживает себя, в частности, в феномене большого количества жалоб детей друг на друга. В этот период жалобы детей друг на друга выполняют специфическую функцию. Они связаны с активно идущим процессом усвоения бытовых правил и правил взаимоотношений.

     Поведение сверстников выделяется в сознании ребенка раньше, чем собственное поведение, и тем более само правило. Возникновение внеситуативно-личностной формы общения связано с высшими для дошкольника уровнями развития сюжетно-ролевой игры, в результате которых ребенок обращает больше внимания и лучше понимает взаимоотношения в своей семье, ситуации повседневного взаимодействия между окружающими людьми.

     Уже на третьем году жизни наблюдается  резкое увеличение субъектных действий по отношению к сверстникам —  обращение с выразительными жестами, эмоциями, вокализациями. Первоначально налаживанию контакта между партнерами, организации и развитию игры двух-трехлеток способствуют взаимные и поочередные подражательные действия. Как правило, имитируется изобретенное, необычное действие с предметом (сесть на коврик и стучать ногами; подбежать к зеркалу, заглянуть и высунуть язык, забавно пищать и т. п.).

     Ребенок, действия которого стали объектом подражания, внимательно следит за действиями подражающих, предпринимает попытки  

                           12

модифицировать свой образец, чтобы другим стало еще интереснее. В возрасте 3— 4 лет сверстник продолжает оставаться для ребенка, прежде всего, участником совместной практической деятельности, при этом его индивидуальные характерологические черты остаются невидимыми для партнера. К 4 годам сверстник становится предпочитаемым партнером общения. В четырех - пятилетнем возрасте сверстник рассматривается как равное существо, как своего рода зеркало собственного познания и оценки при сравнении с ним и противопоставлении себя ему.

     Сверстник олицетворяет реально возможные  достижения в разных видах практической деятельности, помогает опредметить собственные качества. Наконец, к 5— 7 годам сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребенка того возраста, становится значимым лицом общения, обгоняя взрослого по большинству показателей общения. Ребенок начинает воспринимать и себя, и другого, сверстника, как целостную личность, проявлять к нему личностное отношение.

     Основной  продукт общения со сверстником  — аффективно- когнитивный образ самого себя и другого. Дети данного возраста проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника.

     В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо  разрешать споры, добиваться общих  результатов. Все это способствует накоплению морального опыта. Наряду с  игровой и  

                      13

трудовой  деятельностью существенную роль в  нравственном воспитании детей 5-6  лет  играет первичная учебная деятельность.

     В среднем и старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры развиваются, однако в это время они отличаются уже гораздо большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, вводимых и реализуемых в игре правил, чем в младшем дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту.

     Таким образом, к концу дошкольного  возраста общение ребенка со взрослым становится внеситуативно - личностным. Специфика общения со сверстниками заключается в его значимости для построения представления ребенка о самом себе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.4. Развитие эмоционально-волевой сферы, самосознания   в структуре личности старших дошкольников.

     Наиболее  интенсивно в данном возрасте происходит формирование волевых качеств личности, таких как целенаправленность, ответственность, настойчивость. Однако и у детей старшего дошкольного возраста наблюдается неустойчивость поведения, отсутствие в ряде случаев выдержки, неумение перенести известные способы поведения в новые условия. У детей старшего дошкольного возраста продолжают формировать моральные чувства и нравственные представления. Усиленно формируется способность эмоционального самоконтроля. В этом возрасте воспитываются нравственные чувства, определяющие отношение детей к окружающим людям (взрослым, сверстникам, малышам), к труду, к природе, к важным общественным событиям, к Родине. Отношение к взрослым выражается в формирующемся чувстве уважения. Чувство уважения развивается в предыдущих возрастных группах на эмоциональной основе любви и привязанности детей к взрослым. В старшем дошкольном возрасте оно становится более осознанным и основывается на понимании значимости социальной роли трудовой деятельности взрослых, их высоких нравственных качеств.

     Происходит  дальнейшее развитие положительных  чувств по отношению к сверстникам. Ставится задача развития основ чувства  коллективизма, гуманности во взаимодействиях  детей: проявление детьми дружеского расположения друг к другу, отзывчивости, заботы, стремления к сотрудничеству, достижению общих целей, готовности прийти на помощь. В развитии коллективизма большую  роль играют начальные формы чувства  долга и ответственности, формирующиеся  в игре и труде детей.

     Важнейшее значение приобретает развитие самоконтроля над собственными эмоциями, чувствами  и их проявлениями в различных  жизненных ситуациях. Ребенок данного  возраста положительно  

                           15

характеризуется способностью выражать чувства не только по отношению к окружающим, но и  к самому себе.  Это проявляется  в  оценочном отношении к себе и другим. Положительное представление о своем возможном будущем облике впервые позволяет ребенку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого попытаться преодолеть их. Поведение дошкольника, так или иначе, соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть [13]

     Положительное восприятие ребенком собственного Я  непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность  приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях  взаимодействия. В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познает  его, а вместе с тем познает  и себя. Через самопознание ребенок  приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его  мире.

     Опыт  самопознания создает предпосылки  для становления у дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтных  ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к  пониманию ценности окружающих людей.

     Из  всего вышесказанного можно сделать  следующие выводы: познавательная сфера ребенка старшего дошкольного возраста в целом характеризуется переходом к произвольности всех процессов, от восприятия до мышления. Мотивационно-потребностная сфера личности старшего дошкольника характеризуется формированием иерархии мотивов и потребностей, развитием произвольности развитием мощного познавательного мотива деятельности.

     Данный  возраст также характеризуется  тем, что к концу дошкольного  возрастного периода общение  ребенка со взрослым становится  

16

внеситуативно - личностным. Специфика общения со сверстниками заключается в его значимости для построения представления ребенка о самом себе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.5. Социализация личности. Семья как основной институт социализации.

     Тема  социализации подрастающего поколения  является одной из ведущих для  целого ряда общественных дисциплин: философии, социологии, психологии, педагогики. Введение термина социализация впервые зафиксировано  в конце XIX века и связывается  с именами социологов. Гиддингса Э. Дюркгейма Г. Тарда и др. Дальнейшее осмысление понятия социализации в социологической науке происходит в русле ее основных теорий. Процесс социализации раскрывается в рамках социальной психологии (Г.М. Андреева, И.С. Кон, А.А. Реан). Роль семьи в становлении личности ребенка отражена в работах Т. Парсонса, И.С. Кона.

     Термин "социализация", несмотря на его  широкую распространенность, не имеет  однозначного толкования среди различных  представителей психологической науки. В системе отечественной психологии употребляются еще два термина, которые порой предлагают рассматривать  как синонимы слова "социализация": "развитие личности" и "воспитание". Более того, иногда к понятию социализации вообще высказывается довольно критическое  отношение, связанное уже не только со словоупотреблением, но и с существом  дела. Не давая пока точной дефиниции  понятия социализации, скажем, что  интуитивно угадываемое содержание этого понятия состоит в том, что это процесс "вхождения  индивида в социальную среду", "усвоения им социальных влияний", "приобщения его к системе социальных связей" и т.д. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид  усваивает определенную систему  норм и ценностей, позволяющих ему  функционировать в качестве члена общества.

     Сущность социализации можно определить следующим образом: социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в

                                                                        18

социальную  среду, систему социальных связей; с  другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс  активного воспроизводства индивидом  системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного  включения в социальную среду.

Информация о работе Выявление особенностей личности детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей