Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 01:24, курсовая работа
Цель: выявление особенностей личности детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей.
Задачи:
1) Изучить теоретические аспекты развития личности ребёнка старшего дошкольного возраста.
2) Провести теоретический анализ по проблеме влияния типа семьи на личностные особенности ребенка старшего дошкольного возраста.
3) Организовать констатирующий эксперимент и выявить личностные особенности детей, старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
Таким
образом, семья является основным институтом
социализации. Она обеспечивает базисное
чувство безопасности, гарантируя безопасности
ребенка при его взаимодействии с внешним
миром, освоении новых способов его исследования
и реагирования, близкие являются для
ребенка источником утешения в минуты
отчаяния и волнений. В настоящее время
институт семьи претерпевает существенные
изменения: часто происходит полоролевое
смешение в семье, получили свое распространение
различные виды семей (неполные, нуклеарные,
традиционные семьи). Все внутренние процессы,
протекающие в семье, существенно влияют
на личностное своеобразие ребенка, воспитывающегося
в ней.
1. 6. Понятие неполной семьи. Особенности воспитания ребенка в неполной семье.
Неполная
семья - это группа ближайших родственников,
состоящая из одного родителя с одним
или несколькими
Различают также отцовскую и материнскую семьи, которые и составляют абсолютное большинство среди неполных семей. Как отмечает B.C. Мухина, воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходиться брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами [11].
Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие отсутствия одного из родителей. Неполная семья является наиболее проблематичной и уязвимой в воспитательном плане. Ее удельный вес в числе других семей довольно высок. На основе статистических данных можно заявить, что большинство правонарушителей — выходцы из неполных семей. Кроме того, атмосфера неполной семьи делает более высоким риск приобщения детей к алкоголю и злоупотреблению им.
Согласно
последним исследованиям в
27
ориентаций и трудовых установок детей.
Имеются данные, что люди из неполных семей обладают менее выраженным или отрицательным опытом подготовки к семейной жизни, поэтому вероятность распада брака у воспитанников неполных семей значительно выше по сравнению с теми, кто воспитывался в обычных семьях. Неполная семья способна оказывать негативное влияние на успеваемость детей, их нравственный облик, активность, будущую жизненную позицию, подготовку к семейной жизни и т.д.
Ограниченные
воспитательные возможности неполной
семьи порождены факторами
Принято
считать, что в семье каждый отдельный
член выполняет естественным, спонтанным
образом определенную роль и удовлетворяет
жизненные потребности ребенка - физические,
эмоциональные, интеллектуальные и моральные.
Если в семье отсутствует какой-либо основной
член, то легко возникает опасность депривации
для ребенка, так как не всегда можно заместить
роль, которую данный член семьи должен
был бы выполнять в отношении ребенка
и в отношении всей семейной единицы .
28
Наиболее распространенными стилями воспитания в неполных семьях являются неустойчивый стиль воспитания, гипопротекция, потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение.
Под неустойчивым стилем воспитания понимается непоследовательность, немотивированность эмоциональных проявлений, когда похвала или упрек зависят от настроения, а не от объективного поведения ребенка. В результате такого воспитания, ребенок усваивает тот факт, что все происходящее зависит не от его поведения, а от внешних причин. В конечном счете, он вообще отказывается от попыток понять причинно-следственные связи окружающего социума, не анализирует соответствие своих поступков социальным нормам, не способен оценить свои переживания, поступки.
Воспитание по типу гипопротекции означает пониженное внимание к ребенку. В этом случае родители крайне мало интересуются делами, успехами, переживаниями ребенка. Формально запреты и правила в семье существуют, требования к ребенку предъявляются, но родители не контролируют их выполнение. Ситуация бесконтрольности, а то и безнадзорности ребенка обусловлена либо равнодушием родителей, либо их чрезмерной занятостью, сосредоточенностью на других жизненных проблемах.
Если
гипопротекция сочетается с хорошим эмоциональным
контактом, то такой ребенок растет в ситуации
вседозволенности, у него не вырабатывается
привычка к организованности, планированию
своего поведения. У таких детей затруднена
саморегуляция. К серьезным негативным
последствиям приводит воспитание в условиях
гипопротекции в сочетании с эмоциональной
холодностью родителей. В этом случае
ребенок постоянно ощущает свою ненужность,
обделенность лаской и любовью, и
29
эти переживания
способствуют формированию у него комплекса
неполноценности, высокой агрессивности.
Наиболее часто данный тип воспитания
встречается в социально
Повышенное внимание к ребенку в сочетании с тесным эмоциональным контактом, полным приятием всех поведенческих проявлений означает воспитание по типу потворствующей гиперпротекции. В этом случае родители стремятся выполнить любую прихоть ребенка, оградить от трудностей, неприятностей, огорчений. В такой семье ребенок всегда находится в центре внимания, он - объект обожания, «кумир семьи». «Слепая» любовь побуждает родителей преувеличивать его способности, не замечать отрицательные качества, создавать вокруг ребенка атмосферу восхищения и похвалы. В результате, у детей формируется эгоцентризм, завышенная самооценка, непереносимость трудностей и препятствий на пути к удовлетворению желаний. Они считают себя стоящими вне критики, осуждений и замечаний. Свои неудачи они объясняют несправедливостью окружающих либо случайными обстоятельствами. Поэтому личность, сформированная в условиях воспитания по типу потворствующей гиперпротекции, очень часто испытывает отрицательные переживания при первых же столкновениях с реальностью.
Ребенок,
лишенный сильных и недвусмысленных
доказательств родительской любви,
воспитывающихся в условиях эмоционального
отвержения, имеет мало возможностей
для формирования высокого самоуважения,
теплых и дружественных отношения
с другими людьми и устойчивого
положительного образа «Я». По данным
ряда исследователей, недоброжелательность
или невнимание со стороны родителей
вызывает
30
неосознанную
взаимную враждебность у детей. Эта
враждебность может проявляться
как явно, по отношению к самим
родителям, так и скрытно. Безотчетная,
немотивированная жестокость, проявляемая
некоторыми детьми, нередко оказывается
следствием именно детских переживаний.
Если же эта агрессия направляется
внутрь, она становится причиной низкого
самоуважения, чувства вины и тревоги.
Ребенком тяготятся, его потребности
игнорируются, иногда с ним жестоко
обращаются. Родители (или их «заместители»
- мачеха, отчим и пр.) считают ребенка
обузой и проявляют общее недовольство
ребенком. Часто встречается скрытое
эмоциональное отвержение: родители
стремятся завуалировать
Жестокие
взаимоотношения могут
Другой
тип воспитания - повышенная моральная
ответственность. От ребенка требуют
честности, порядочности, чувства долга
не соответственно его возрасту. Игнорируя
интересы и возможности ребенка, возлагают
на него ответственность за благополучие
близких. Ему насильно приписывают роль
«главы семьи». Родители надеются на особое
будущее своего ребенка, а ребенок боится
их разочаровать. Часто ему препоручают
заботу о младших детях или о престарелых.
Повышенная моральная ответственность
вызывает агрессию, а также тревогу и страхи.
Психологические исследования свидетельствуют,
что дети из неполных семей, по сравнению
со сверстниками из полных семей, обладают
рядом психологических особенностей,
которые в большинстве случаев носят ярко
выраженный негативный характер. К таковым
психологи относят агрессивность,
31
обидчивость, негативное самовосприятие, выраженность чувства вины. Часто проявляется негативное самопредьявление, чаще, чем у детей в полных семьях наблюдается выраженность негативизма в отношении со сверстниками и со взрослыми.
Так, отечественные психологи утверждают, что дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению. В результате исследований личностных особенностей детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях неполной семьи, у них были выявлены проявления инфантильности, пониженной самооценки, негативного отношения к родителям, нарушения полоролевого поведения.
К психологическим особенностям детей, воспитывающихся в неполных семьях, следует отнести тягостное чувство отличия от сверстников, неустойчивую, заниженную самооценку с актуальной потребностью в ее повышении, неадекватную требовательность к матери и высокое желание изменений ее поведения, активный поиск «значимого взрослого».
В
условиях современной действительности
неполная семья в большинстве
случаев состоит из матери с ребенком
или несколькими детьми, то есть
является по сути материнской. В этой
связи мы будем рассматривать
особенности материнско-
Современными психологическими исследованиями
было доказано, что отсутствие в семье
не просто отца, а, прежде всего, мужчины
является важной предпосылкой отклонений
в психическом развитии ребенка.
Дефицит
мужского влияния в неполных семьях
проявляется в следующих видах психологических
трудностей:
32
Для
полноценного развития интеллекта ребенка
очень важно, чтобы в его окружении
начиная с раннего детства, встретились
оба типа мышления: и мужской, и
женский. Отсутствие отца в семье, с
чем бы оно ни было связано, отрицательно
сказывается на развитии интеллектуальных
способностей, как мальчиков, так и девочек.
Недоразвитость этих способностей напрямую
связана с отсутствием той интеллектуальной
среды, которую создает мужчина в семье.
Особенно значимы в развитии интеллектуальных
способностей ребенка первые два года
жизни. Поэтому очень важно, в каком возрасте
ребенок был лишен возможности, испытывать
на себе влияние обоих родителей, являющихся
для него первым источником необходимого
жизненного опыта.
Наличие
мужчины в семье влияет не только
на характер умственного развития детей,
но и на формирование их интереса к
учению. Отмечено, что чем чаще мальчик
бывает с отцом, тем лучше он учиться,
и эта зависимость отмечается
даже при равных способностях. Подтянутый,
активный, нацеленный на успех отец
вызывает у сына стремление соответствовать
этому образу. Приведенные выше примеры
влияния отца на умственное развитие
и успеваемость ребенка не говорят
о наличии каких-либо жестких
механизмов, причинно-следственных связей.
Здесь речь идет лишь о наиболее
часто встречающихся