Выявление особенностей личности детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 01:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявление особенностей личности детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей.
Задачи:
1) Изучить теоретические аспекты развития личности ребёнка старшего дошкольного возраста.
2) Провести теоретический анализ по проблеме влияния типа семьи на личностные особенности ребенка старшего дошкольного возраста.
3) Организовать констатирующий эксперимент и выявить личностные особенности детей, старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая-2.docx

— 209.63 Кб (Скачать файл)

     Таким образом, семья является основным институтом социализации. Она обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасности ребенка при его взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений. В настоящее время институт семьи претерпевает существенные изменения: часто происходит полоролевое смешение в семье, получили свое распространение различные виды семей (неполные, нуклеарные, традиционные семьи). Все внутренние процессы, протекающие в семье, существенно влияют на личностное своеобразие ребенка, воспитывающегося в ней.  
 
 
 
 
 
 
 
 

1. 6. Понятие неполной семьи. Особенности воспитания ребенка в неполной семье.

     Неполная  семья - это группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним  или несколькими несовершеннолетними  детьми. Неполная семья возникает  в силу разных причин: рождения ребенка  вне брака, смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного  проживания родителей. В соответствии с этим выделяются основные типы неполной семьи - внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся

     Различают также отцовскую и материнскую  семьи, которые и составляют абсолютное большинство среди неполных семей. Как отмечает B.C. Мухина, воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходиться брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами [11].

     Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие отсутствия одного из родителей. Неполная семья является наиболее проблематичной и уязвимой в воспитательном плане. Ее удельный вес в числе других семей довольно высок. На основе статистических данных можно заявить, что большинство правонарушителей — выходцы из неполных семей. Кроме того, атмосфера неполной семьи делает более высоким риск приобщения детей к алкоголю и злоупотреблению им.

     Согласно  последним исследованиям в области  отечественной психологии, структура семьи влияет на формирование ценностных  

                           27

ориентаций  и трудовых установок детей.

     Имеются данные, что люди из неполных семей  обладают менее выраженным или отрицательным  опытом подготовки к семейной жизни, поэтому вероятность распада  брака у воспитанников неполных семей значительно выше по сравнению  с теми, кто воспитывался в обычных  семьях. Неполная семья способна оказывать  негативное влияние на успеваемость детей, их нравственный облик, активность, будущую жизненную позицию, подготовку к семейной жизни и т.д.

     Ограниченные  воспитательные возможности неполной семьи порождены факторами материального, педагогического и морально-психологического порядка. Забота о воспитании ребенка  в неполной семье, которая целиком  падает на плечи женщины — это, прежде всего забота о создании необходимых  материально-бытовых условий жизни. При этом замечено, что в случае распада брачной связи сохранение и даже повышение для ребенка  прежнего материального уровня женщина  нередко рассматривает как вопрос собственного престижа и поэтому  берется за более трудную работу, находя дополнительный приработок и  т.д. Поэтому вполне естественно, что  ценностные ориентации матерей-одиночек меняются, основное место начинает занимать желание материального  благополучия.

     Принято считать, что в семье каждый отдельный член выполняет естественным, спонтанным образом определенную роль и удовлетворяет жизненные потребности ребенка - физические, эмоциональные, интеллектуальные и моральные. Если в семье отсутствует какой-либо основной член, то легко возникает опасность депривации для ребенка, так как не всегда можно заместить роль, которую данный член семьи должен был бы выполнять в отношении ребенка и в отношении всей семейной единицы . 

                      28

     Наиболее распространенными стилями воспитания в неполных семьях являются неустойчивый стиль воспитания, гипопротекция, потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение.

     Под неустойчивым стилем воспитания понимается непоследовательность, немотивированность эмоциональных проявлений, когда похвала или упрек зависят от настроения, а не от объективного поведения ребенка. В результате такого воспитания, ребенок усваивает тот факт, что все происходящее зависит не от его поведения, а от внешних причин. В конечном счете, он вообще отказывается от попыток понять причинно-следственные связи окружающего социума, не анализирует соответствие своих поступков социальным нормам, не способен оценить свои переживания, поступки.

     Воспитание  по типу гипопротекции означает пониженное внимание к ребенку. В этом случае родители крайне мало интересуются делами, успехами, переживаниями ребенка. Формально запреты и правила в семье существуют, требования к ребенку предъявляются, но родители не контролируют их выполнение. Ситуация бесконтрольности, а то и безнадзорности ребенка обусловлена либо равнодушием родителей, либо их чрезмерной занятостью, сосредоточенностью на других жизненных проблемах.

     Если  гипопротекция сочетается с хорошим эмоциональным контактом, то такой ребенок растет в ситуации вседозволенности, у него не вырабатывается привычка к организованности, планированию своего поведения. У таких детей затруднена саморегуляция. К серьезным негативным последствиям приводит воспитание в условиях гипопротекции в сочетании с эмоциональной холодностью родителей. В этом случае ребенок постоянно ощущает свою ненужность, обделенность лаской и любовью, и  

                           29

эти переживания  способствуют формированию у него комплекса  неполноценности, высокой агрессивности. Наиболее часто данный тип воспитания встречается в социально неблагополучных  семьях. Там, где родители злоупотребляют алкоголем, ведут аморальный образ  жизни, дети обычно заброшены, предоставлены  самим себе, лишены элементарного  ухода и заботы; часто применяют  к детям физические наказания.

     Повышенное  внимание к ребенку в сочетании  с тесным эмоциональным контактом, полным приятием всех поведенческих  проявлений означает воспитание по типу потворствующей гиперпротекции. В этом случае родители стремятся выполнить любую прихоть ребенка, оградить от трудностей, неприятностей, огорчений. В такой семье ребенок всегда находится в центре внимания, он - объект обожания, «кумир семьи». «Слепая» любовь побуждает родителей преувеличивать его способности, не замечать отрицательные качества, создавать вокруг ребенка атмосферу восхищения и похвалы. В результате, у детей формируется эгоцентризм, завышенная самооценка, непереносимость трудностей и препятствий на пути к удовлетворению желаний. Они считают себя стоящими вне критики, осуждений и замечаний. Свои неудачи они объясняют несправедливостью окружающих либо случайными обстоятельствами. Поэтому личность, сформированная в условиях воспитания по типу потворствующей гиперпротекции, очень часто испытывает отрицательные переживания при первых же столкновениях с реальностью.

     Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных  доказательств родительской любви, воспитывающихся в условиях эмоционального отвержения, имеет мало возможностей для формирования высокого самоуважения, теплых и дружественных отношения  с другими людьми и устойчивого  положительного образа «Я». По данным ряда исследователей, недоброжелательность или невнимание со стороны родителей  вызывает  

                           30

неосознанную  взаимную враждебность у детей. Эта  враждебность может проявляться  как явно, по отношению к самим  родителям, так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая  некоторыми детьми, нередко оказывается  следствием именно детских переживаний. Если же эта агрессия направляется внутрь, она становится причиной низкого  самоуважения, чувства вины и тревоги. Ребенком тяготятся, его потребности  игнорируются, иногда с ним жестоко  обращаются. Родители (или их «заместители» - мачеха, отчим и пр.) считают ребенка  обузой и проявляют общее недовольство ребенком. Часто встречается скрытое  эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль оказывает наиболее отрицательное  воздействие на развитие ребенка.

     Жестокие  взаимоотношения могут проявляться  открыто, когда на ребенке срывают  зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит «стена» эмоциональной  холодности и враждебности

     Другой  тип воспитания - повышенная моральная  ответственность. От ребенка требуют  честности, порядочности, чувства долга  не соответственно его возрасту. Игнорируя интересы и возможности ребенка, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Ему насильно приписывают роль «главы семьи». Родители надеются на особое будущее своего ребенка, а ребенок боится их разочаровать. Часто ему препоручают заботу о младших детях или о престарелых. Повышенная моральная ответственность вызывает агрессию, а также тревогу и страхи. Психологические исследования свидетельствуют, что дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических особенностей, которые в большинстве случаев носят ярко выраженный негативный характер. К таковым психологи относят агрессивность,  

                           31

обидчивость, негативное самовосприятие, выраженность чувства вины. Часто проявляется негативное самопредьявление, чаще, чем у детей в полных семьях наблюдается выраженность негативизма в отношении со сверстниками и со взрослыми.

     Так, отечественные психологи утверждают, что дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению. В результате исследований личностных особенностей детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях неполной семьи, у них были выявлены проявления инфантильности, пониженной самооценки, негативного отношения к родителям, нарушения полоролевого поведения.

     К психологическим особенностям детей, воспитывающихся в неполных семьях, следует отнести тягостное чувство отличия от сверстников, неустойчивую, заниженную самооценку с актуальной потребностью в ее повышении, неадекватную требовательность к матери и высокое желание изменений ее поведения, активный поиск «значимого взрослого».

     В условиях современной действительности неполная семья в большинстве  случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской. В этой связи мы будем рассматривать  особенности материнско-детских  отношений и их влияние на характер психологического и личностного  развития ребенка. 
Современными психологическими исследованиями было доказано, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего, мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка.

Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в следующих видах психологических трудностей: 

                           32

  1. нарушений развития интеллектуальной сферы (страдают аналитические и пространственные способности ребенка за счет развития вербальных);
  2. недостаточно четкого осуществления процесса половой идентификации мальчиков и девочек;
  3. затруднений обучения подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;
  4. формирования избыточной, патологической привязанности к матери.

     Для полноценного развития интеллекта ребенка  очень важно, чтобы в его окружении  начиная с раннего детства, встретились  оба типа мышления: и мужской, и  женский. Отсутствие отца в семье, с  чем бы оно ни было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек. 
Недоразвитость этих способностей напрямую связана с отсутствием той интеллектуальной среды, которую создает мужчина в семье. Особенно значимы в развитии интеллектуальных способностей ребенка первые два года жизни. Поэтому очень важно, в каком возрасте ребенок был лишен возможности, испытывать на себе влияние обоих родителей, являющихся для него первым источником необходимого жизненного опыта.

     Наличие мужчины в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к  учению. Отмечено, что чем чаще мальчик  бывает с отцом, тем лучше он учиться, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Подтянутый, активный, нацеленный на успех отец вызывает у сына стремление соответствовать  этому образу. Приведенные выше примеры  влияния отца на умственное развитие и успеваемость ребенка не говорят  о наличии каких-либо жестких  механизмов, причинно-следственных связей. Здесь речь идет лишь о наиболее часто встречающихся тенденциях. Известно, что на развитие  

Информация о работе Выявление особенностей личности детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей