Девиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 12:58, дипломная работа

Краткое описание

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, педагогов.
В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории "норма" (социальная норма) и об отклонениях от нее.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……...…………………………………………………...…………...
4
Глава 1
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЬЯСНЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ…………….………………………...
8

1.1
Основные теоретические подходы ……………………………………
8

1.2
Классификация девиантного поведения………………………………
14

1.3
Теоретические основы формирования девиантного поведения в подростковом возрасте ...........................................................................
27

1.4
Основы групповой психокоррекции девиантного поведения подростков, ее преимущества по сравнению с другими методами работы. …………………………………………………………………..
37

1.5
Организация культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения……………………..………………………….
45
Глава 2
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ………………………………………...
52

2.1
Диагностика социально-психологических факторов риска в подростковой среде, влияющих на возникновение девиантного поведения ……………………………………………………………….
53

2.2
Анализ результатов диагностики……………………………………...
63

2.3
Коррекция девиантного поведения……………………………………
67

2.4
ВЫВОДЫ ….…………………………………………………………...
74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...
76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Девиантное поведение.doc

— 966.50 Кб (Скачать файл)

         Упражнение  «Состояние»

     Цель: формирование навыка определения состояния другого человека.

     Процедура проведения: участники сидят в кругу. Ведущий предлагает каждому по очереди поприветствовать группу и сделать движение, отражающее внутреннее состояние, и все остальные повторяют это движение 3-4 раза, стараясь при этом вчувствоваться в состояние этого человека. И так все по кругу.

     Вопросы для обсуждения: Назовите признаки, по которым можно определить то или иное состояние каждого из нас. Укажите на внешнюю непохожесть состояний.

         Задание «Нарисуй свой страх»

         Цель: изменение отношения к страху.

     Процедура проведения: подросткам предлагается нарисовать на листе бумаги свой страх, а затем изменить картинку так, чтобы не бояться - размыть отдельные части рисунка водой, разорвать, сжечь.

         Оборудование: листы бумаги, изосредства.

     Вопросы для обсуждения: На что или кого был похож ваш страх?

     Где самая страшная часть рисунка, самая  безопасная и почему? Как изменилось ваше состояние после «переделывания»  страха?

         Упражнение «Письмо своему страху»

         Цель: изменение отношения к своему страху.

     Процедура проведения: подросткам раздаются листы бумаги с конвертами и предлагается написать письмо - благодарность своему страху, обозначив в письме, чем страх для него полезен, от чего защищает, и как он хочет подружиться со своим страхом.

         Вопросы для обсуждения:

     За  что вы благодарите свой страх? Как  удалось подружиться со страхом?

         Релакс - упражнение «Солнечный зайчик»

     Цель: налаживание физического и эмоционального контакта с самим собой.

     Процедура проведения: ведущий просит подростков представить, что солнечный зайчик заглянул в глаза. Закройте их и представьте, что теперь он побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на губах, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, руки. Он забрался к тебе за шиворот, он не озорник, он любит и ласкает тебя, и вы подружитесь с ним.

         Подведение  итогов занятия.

     Участникам  прикрепляются на спине листки, и  все хаотично движутся по комнате  и пишут на листках то, что им понравилось в этом человеке на сегодняшнем занятии.

     Вопросы для обсуждения: С каким настроением уходите с занятия?

     От  чего зависит ваш страх (от себя, других, ситуации) и как он видится  вам теперь. Какие способы избавления от страха вам подходят?

     Занятие 7. Социальная компетентность в сфере общения. Как вести диалог?

         Цель: Развитие социально-коммуникативных навыков.

         Упражнение  «Тень» (16)

         Цель: развитие наблюдательности к состоянию другого.

     Процедура проведения: упражнение проводится в парах. Один участник группы двигается, выражая в движениях чувства. Его партнер следует за ним как тень, пытаясь повторить его движения, наблюдая при этом за своими чувствами.

     Вопросы для обсуждения: Как вы думаете, что чувствовал ваш партнер? Удалось ли вам понять и сопереживать друг другу?

     Ведущий знакомит участников с новой информацией. Дается понятие «разговор», «диалог», «беседа», «психологический контакт».

     Упражнение  «Психологический контакт» Цель: формирование навыка введения диалога.

         1 фаза: «Знакомство».

     Цель: определение умения устанавливать психологический контакт.

     Процедура проведения: участники разбиваются на пары. Моделируется ситуация начала разговора

     Вопросы для обсуждения: С чего можно начинать разговаривать? Как определить тему, интересную обоим?

         2 фаза: «Удержание контакта».

         Цель: развитие умения поддерживать разговор.

     Процедура проведения: участники продолжают вести разговор.

     Вопросы для обсуждения: Как поступать, если разговор не получается? Что такое умение слушать?

         3 фаза: «Завершение разговора».

     Процедура проведения: участники подводят разговор к завершению.

     Вопросы для обсуждения: Какие есть способы прекращения разговора?

     Что можно сказать собеседнику в  конце разговора (слова прощания, пожелания)?

         Упражнение  «Диалог»

     Цель: формирование коммуникативных и эмпатических способностей партнеров по диалогу.

     Процедура проведения: в паре играющих один участник делает некоторое утверждение. Его партнер должен ответить так на это утверждение, чтобы первому захотелось рассказать больше.

     Вопросы для обсуждения: Как помогает роль доброжелательного слушателя?

     Важно ли быть слушающим и почему?

     Подведение  итогов занятия.

     Вопросы для обсуждения в круге: Как развивать способность понимать другого (слушание, эмпатия)?

     Как навыки психологического контакта способствуют лучшей адаптации, помогают выходить из трудных ситуаций?

     Занятие 8. Социальная компетентность в сфере общения. Толерантное поведение в конфликтной ситуации

     Цель: Обучение конструктивным способам разрешения конфликта.

         Упражнение  «Приветствие»

         Цель: сплочение, проявление личных отношений.

     Процедура проведения: ведущий предлагает каждому по очереди выходить в центр и, поворачиваясь лицом к группе, здороваться со всеми любым способом, не повторяя использованные раннее. Остальные все вместе повторяют каждое приветствие.

     Вопросы для обсуждения: Как вы себя чувствуете? Какое приветствие больше всего запомнилось и почему?

         Групповая дискуссия: Как разрешать  конфликты?

     Ведущий вводит понятие «конфликт» и ставит несколько вопросов на обсуждение группы:

     По  каким признакам вы можете заметить, что ситуация конфликтная?

     Какие действия необходимо осуществлять, чтобы  приступить к совместному разрешению конфликта?

     Основные  выводы дискуссии - в конфликтной  ситуации важно выслушать и постараться понять другую сторону, продемонстрировать готовность  пойти на некоторые уступки, высказывать свои суждения и предложения по преодолению конфликта.

     Ведущий предлагает схему достойного выхода из конфликтной ситуации:

  1.  Начинать разговор с конкретного и точного описания ситуации, которая вас не устраивает.
  2.  Выразить чувства, возникшие у вас в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к тебе.
  3.  Сказать человеку, как бы вам хотелось, чтобы он поступил. Предложить другой вариант поведения, устраивающий тебя.
  4.  Сказать, как вы себя поведете, если человек изменит свое поведение.

         Упражнение  «Как быть толерантным  в общении» (17).

     Цель: обучение конструктивным способам выхода из конфликтной ситуации.

     Процедура проведения: ведущий предлагает кому-нибудь из участников группы рассказать, а потом разыграть ситуацию, когда его чем-то обидели. Этот участник и выступает в роли того, кого обидели, а другой - в роли обидчика. Ситуация моделируется, но главная задача «обиженного» попытаться использовать схему конструктивного общения и с достоинством выйти из ситуации. Моделирование ситуации предлагается нескольким парам участников.

     Вопросы для обсуждения: Чей выход в ситуации оказался наиболее удачным и почему? Что такое «безопасное поведение» при разрешении конфликта (не угрожать, не повышать голоса, не перебивать, не унижать)?

         Упражнение «Медитация о сегодняшнем дне»

         Цель: структурирование приобретенного опыта на занятии.

     Процедура проведения: все участники сидят в кругу. Ведущий предлагает расположиться более удобно, закрыть глаза и вспомнить все, что делали сегодня в группе в обратном порядке, начиная с того момента, как он закончил говорить. Вспомните как можно подробнее все, что происходило с вами в течение занятия, ничего не объясняя и не интерпретируя.

     Вопросы для обсуждения: Что вспомнилось? Каковы преимущества толерантного общения?

         Подведение  итогов занятия

     Вопросы для обсуждения: О каких способах конструктивного общения вы сегодня узнали, и что характерно для вас?

     Какие приемы выхода из интолерантной ситуации общения вам запомнились?

          

     Занятие 9. Как стать толерантным  к себе

         Цель: Сформировать ощущение собственной индивидуальности, научить любить себя таким, какой есть.

         Упражнение  «Покажи себя в  выгодном свете» (3)

         Цель: поддержать позитивную самооценку подростка.

     Процедура проведения: ведущий предлагает участникам вспомнить, что они делают хорошо и продемонстрировать свои умения: строить забавные рожи, рассказывать анекдоты, петь, танцевать и т. д. Группа должна изображать благодарную публику, и аплодировать тем, кто показывает свои умения.

     Вопросы для обсуждения: В чем вы можете ежедневно проявлять свое творчество? За что вы можете себя уважать?

     Упражнение  «Кто Я?» 

       Цель: помочь подростку лучше понимать себя.

     Процедура проведения:

     1 фаза: Каждому участнику предлагается написать 10 определений, дающих ответ на вопрос «Кто он/она?». Затем каждый участник зачитывает написанные определения.

     Вопросы для обсуждения: Чего больше: положительных, отрицательных или нейтральных определений у вашего Я?

     В целом ваше представление о себе больше позитивное или негативное, от чего это зависит, как вы думаете?

Информация о работе Девиантное поведение