Девиантное поведение в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 09:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – отразить психологический портрет личности в период пубертата и проблемы ее социализации. В практической части объединить выводы первых двух глав на примере исследования типичного портрета подростка-самоубийцы.
Объектом исследования является подросток.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Психологический портрет подростка в современных условиях…….. 5
1.1.Проблемы социализации 7
1.2. Влияние семейного воспитания на формирование характера подростка 9
1.3 Образ тела 14
Глава 2. Основные проявления девиантного поведения подростка 17
2.1. Протестное поведение 20
2.2. Имитационное поведение 21
2.3. Компенсационное и гиперкомпенсационное поведение 21
2.4. Эмансипационное поведение 22
2.5. Группирование 23
2.6. Делинквентность 25
2.7. Бродяжничество 26
2.8. Суицидное поведение 27
2.9. Ранняя половая жизнь 29
Заключение………………………………………………………………………. 30
Список использованной литературы…………………………………………... 32
Приложение……………………………………………………………………… 33
Обработка результатов………………………………………………………… 47

Вложенные файлы: 1 файл

Психология.doc

— 620.50 Кб (Скачать файл)

Важную роль играет наличие эмоционального контакта ребенка с родителями. Если ребенок воспитывался в обстановке эмоционального отвержения, это создает у него ощущение собственной вины, обделенности, формирует негативное отношение к окружающему миру. Эмоциональное отвержение может быть явным и скрытым. Однако скрытое эмоциональное отвержение не может остаться не замеченным ребенком.

Тоже относится и к так  называемой скрытой безнадзорности: она скрыта от окружающих, но не от ребенка. В этих случаях ребенок остро  ощущает свою неполноценность, стремиться как-то компенсировать ее. Описываемые  в литературе реакции компенсации и сверх компенсации представляют собой сложные формы поведения и деятельности, определяют жизненную позицию ребенка.

Реакция компенсации направлена на достижения успехов в тех областях, где ребенок чувствует себя уверенно. Реакция сверх компенсации (гиперкомпенсации) – это попытка добиться успеха на участке наибольшего сопротивления. Употребление наркотиков нельзя считать проявлением реакции компенсации, однако в некоторых случаях подростки с помощью наркотиков снимают эмоциональное напряжение.

На другом полюсе находятся те типы неправильного воспитания, в основе которых лежит повышенное внимание к ребенку и повышенный контроль за ним. Описаны различные типы такого воспитания.

Доминирующая гиперпротекция –  мелочный контроль за поведением ребенка, блокирование любых проявлений самостоятельности, недоверие к друзьям ребенка, страх перед «дурным влиянием».

Тесно связанно с доминирующий гиперпротекцией  воспитание с повышенной моральной  ответственностью. Неадекватно большие  надежды родителей на ребенка, постоянные напоминания ему о том, что для него делается и чего от него ждут, накладывают болезненный отпечаток на характер ребенка и подростка. Своеобразный лозунг этого типа воспитания: «Не мы, так наши дети». Часто родители стремятся дать ребенку именно то, чего они сами были лишены в детстве, не заботясь о том, нужно ли это ребенку.

Наименее благоприятно воспитание по типу «кумира семьи» (потворствующая гиперпротекции). Целью родителей  становится удовлетворение всех потребностей ребенка, стремление избавить его от любых, даже самых незначительных трудностей. Родители убеждены в том, что их дети обладают особыми способностями, талантами. Детство ребенка проходит в атмосфере всеобщего восхищения. Как отмечает А. Е. Личко, «это культивирует эгоцентрическое желание всегда быть в центре внимания окружающих, ловить полные интереса к своей особе взгляда, слышать разговоры о себе, а все желаемое получать с легкостью, без особого труда».

Мировоззрение подростка воспитанного в обстановке гиперпротекции, может быть сформулировано такой триадой (по Я. Бундуслу):

никогда не предпринимай ничего самостоятельно;

другие обязаны заботиться о  тебе;

если у тебя что-то не получается, виноваты в этом другие, а не ты.

Воспитание по типу гиперпротекции также может привести к социальной дезадаптации, а иногда – к приобщению подростков к употреблению наркотических веществ. Однако в поле зрения наркологов эти подростки, как правило, не попадаются, поскольку родители всеми силами стараются скрыть факт потребления наркотиков, избегают постановки подростка на учет. Даже в выраженных случаях наркомании анозогнозия в отношении заболевания имеется не только у подростков, но и у его родителей. Родители «не желают замечать» признаки наркотического опьянения, а когда факты потребления становятся явными, родители стараются объявить их «тонким душевным складом подростков», «стимулирование творческих способностей».

Наиболее часто подобную неадекватную позицию занимает мать подростка, с  ее помощью. Долгие годы скрывается пагубное пристрастие молодых людей от окружающих. Несмотря на ранее начало наркотизации, они ставятся на учет не редко в возрасте старше 20 лет. Обычно на лечении настаивают жены больных вопреки воли родителей.

Таким образом, ведущую роль в развитии играет воспитание по типу гиперпротекция, особенно в тех случаях, когда у подростка обнаруживаются те или иные патологические особенности характера.

 

1.3 Образ тела

«Центральную роль в становлении  личности подростка играет происходящие в нем физиологические изменения. Скорость в которой происходят соматические перемены, ломает тот константный образ тела, который сформировался в детстве и требует построения нового телесного Я. Эти изменения ускоряют смену психологических позиций, которую должен совершить подросток: наступление физической зрелости, очевидны и для самого подростка, и для его окружения, делает не возможным сохранение детского статуса».

Опросы, проведенные на детях предподросткового  возраста, выявили высокий уровень  тревожности, озабоченности и неудовлетворенности, связанный со своей внешностью. Это беспокойство продолжает расти в пубертате, принимая все более критический и негативный оттенок. Относительно постоянный между 8 и 11 годами, образ тела испытывает множество превращений, достигающих максимума в 14 лет, и постепенно стабилизируется к 18 годам. В период между 11 и 15 годами подростки для указания нелюбимых черт своего характера часто обращаются к физическим характеристикам; позднее же они отмечают в качестве таковых личностные черты или особенности социального поведения.

Известно, что морфологическое  развитие происходит не равномерно: пубертатный  скачок сначала затрагивает внутренние органы, а мускулатура развивается  позднее. Эти временные диспропорции могут, однако, быть приняты за окончательные, и, для отрочества больше, чем для других возрастов, характерны воображаемые физические недостатки. Психологи исследовали развитие подобных «дисморфофобий» на выборки подростков в возрасте от 10 до 17 лет и выяснили, что субъективные диспропорции сначала затрагивают отдельные компоненты образа тела (ступни, ноги и руки), затем охватывает общий образ тела (рост и вес), наконец касаются наиболее социально значимых частей (лицо и голос).

Реакция подростков на происходящие физические с ними изменения исследовалось  во многих работах. Лишний вес представляет исключительно важную проблему в подростковом возрасте, особенно потому, что он приобретается именно в это время. Тучность противоречит идеальным критериям физической привлекательности, что ведет к формированию жестких установок по отношению к весу как у более тучных подростков, так и остальных. Но и здесь наблюдается половое различие. Согласно исследованиям, мальчики мало озабоченны увеличением веса и редко ограничивают себя в пище, в то время как 60 % их сверстниц считают, что обладают лишним весом, и уже пытались похудеть с помощью диеты, хотя в действительности только 16 % из них испытывают реальные трудности, связанные с ожирением.

Мальчики и девочки ощущают  специфическую тревогу, связанную  с развитием гениталий. Мальчики демонстрируют живой интерес к развитию половых органов, и начала пубертата дает пищу для тревожных вопросов и сравнений со сверстниками.

Девочки меньше интересуются развитием  гениталий, их озабоченность в основном связана с ростом груди. Психологи  выявили, что большинство тревог опрошенных девочек – подростков связана с развитием груди, этим наглядным доказательством женственности.

Гораздо меньший интерес вызывали первые менструации, которые всеми  исследователями считаются основным феноменом женского полового созревания. Так по статистики около половины девушек спокойно или безразлично реагируют на первые менструации, 40 % испытывают негативные чувства и только 10 % проявляют положительные эмоции, интереса и гордости. Эти результаты объясняются тем, что большинство матерей говорят дочерям о негативных сторонах менструации.

Среди девушек можно заметить, что  именно в это время они начинают проявлять неприязнь к своей  женской роли и будут искать возможность  подражать мальчикам. И, конечно, значительно  легче подражать мальчикам – подражать в таких проступках, как курение, употребление алкоголя и присоединение к группировкам, чем следование таким добродетелям, как выполнение ответственной и тяжелой работы. К тому же у девушек на этот счет может быть оправдание, что если они не будут повторять действия мальчиков, последние не будут ими интересоваться.

Если проанализировать мужской  протест девочки-подростка, то обнаруживается, что с самого раннего детства  ей по сути дела никогда не нравилась  женская роль. Однако, до сих пор эта неприязнь была скрыта и проявилась только в отрочестве. Вот почему так важно наблюдать за поведением девочки в данный период, так как именно в это время мы можем понять их позицию по отношению к своей половой роли в будущем.

Глава 2. Основные проявления девиантного поведения подростка

У подростков, наделенных своеобразным (акцентуированным) характером и испытывающих давление неблагоприятных средовых факторов, сравнительно легко возникает  нарушение адаптации в окружающем мире в виде острых аффективных реакций, неврозов, нарушения поведения, психосоматических расстройств, реактивных состояний и пр.

Острые аффективные реакции  – это кратковременные (минуты, часы, один, два дня) психогенные эмоциональные  расстройства одним словом непсихотического уровня, наступающее при столкновении личности с трудными или непреодолимыми обстоятельствами. В связи с сильным эмоциональным напряжением (выраженным аффектом) подросток плохо управляет собой и не способен трезво оценить последствия своих поступков.

Острые аффективные реакции проявляются в виде агрессивных и суицидных тенденций, уходов из дому, симуляции болезни, нарушение поведения и т.д. Клиническая окраска острых аффективных реакций определяется характером критической ситуации и особенностями личности подростка.

Агрессивные реакции свойственны  подросткам с гипертимными и эпилептоидными чертами характера. Физически слабые подростки при невозможности  прямо отомстить обидчику, портят его вещи, распространяет порочащие  его слухи, но иногда удивляют окружающих прямой агрессией по адресу заведомо более сильных.

Безвыходная, по мнению подростка, критическая  ситуация внезапно, по механизму «короткого замыкания», может привести к решению  покончить с собой без оглядки  на возможные последствия. Желание  умереть может возникнуть быстро, без предшествующих мыслей и представлений, в связи с бурным аффектом гнева, обиды или страха при известии об измене любимого человека, грозящем разоблачении неблаговидных дел, незаслуженном, особенно публичном оскорблении. Способ самоубийства случаен, зависит от обстановки. Это нанесение порезов, вскрытие вен, отравление газом, лекарствами, средствами бытовой химии. На высоте аффекта подросток не раздумывает о действенности того или иного способа самоубийства. Суицидные попытки редко ведут к смерти, так как подростки плохо представляют силу действия принятых средств. Однако, именно неумелость и некомпетентность могут стать причиной летального исхода.

Острые аффективные суицидные  реакции свойственны подросткам с эпилептоидными, циклоидными, неустойчивыми чертами характера.

Ситуативно обусловленные уходы  из дома (интерната, лагеря) вызваны  потребностью немедленно оказаться  вне психотравмирующей ситуации. Причинами таких уходов могут  быть страх наказания или эмоциональное  отвержение в семье, угроза расправы со стороны сверстников. Эти побеги заранее не планируются, совершаются, как правило в одиночку. Подросток стремиться забыться отвлечься от неприятных переживаний, испытать приятные ощущения. Такие уходы характерны для неустойчивых и сенситивных подростков.

Проявление острых аффективных  реакций могут быть окрашены демонстративностью. Причинами демонстративных аффективных  реакций служат обиды со стороны  эмоционально-значимых лиц, страх разоблачения или наказания и т. д. демонстративные  действия направлены на то, чтобы избавиться от неприятностей, вызвать жалость, сохранить добрые отношения родных и сверстников. Наиболее часто в качестве демонстрации используются угрозы самоубийства, рискованные действия, самоповреждения, изображение намерения расстаться с жизнью. Покушение на собственную жизнь осуществляется при людях, с оповещением через записки о виновнике «безвыходной» ситуации. При этом наносятся поверхностные порезы предплечий («вскрытие вен»), прием горстями не очень токсичных лекарств, распахивание окон и пр. Демонстративные аффективные реакции могут проявиться бегством в болезнь или нарушениями поведения (нарочитыми выпивками, кражами, токсикоманическим поведением). Демонстративные аффективные реакции свойственны подросткам с истероидными чертами характера.

Лекарственная терапия может быть полезна на высоте аффекта и проводится психиатром. Для снятия эмоционального напряжения достаточно бывает однократный  прием аминазина, седуксена, кизерцина. В дальнейшем, в психоневрологическом диспансере или на специальном приеме в поликлинике целесообразна психотерапия и психологическая коррекция, в процессе которой психотерапевт объясняет родителям причины, которые привели в данном случае к аффективному реагированию, а подростку опасность или невыгодность подобных реакций для него самого и обучит его избегать ситуаций, в которых у него легко могут возникнуть острые аффективные реакции.

Для предотвращения острых аффективных  реакций и оказания срочной медико-психологической  помощи подросткам при этих критических состояниях созданы отделения профилактической службы. Эти структуры оказывают анонимную помощь подросткам с ориентировкой на немедленное снятие острого напряжения, могущего привести к агрессии и аутоагрессии, отказом от учебы, уходом из дома и другим формам отклоняющегося поведения, на клинико-психологическую диагностику, проведение индивидуальной и семейной психокоррекционной работы. Отделение имеет круглосуточный телефон доверия, кабинеты консультативной и психотерапевтической помощи, небольшой стационар кратковременного пребывания. Отделение кризисно профилактической службы принимает без направления всех обратившихся за помощью подростков, родителей, учителей, воспитателей и других заинтересованных в судьбе подростков лиц.

Психологические особенности  переходного возраста определяют своеобразные модели поведения. В младшем подростковом возрасте встречаются ситуационные нарушения поведения, свойственные детям. Тоже относится и к подросткам с явлениями психического инфантилизма и резидуально-органическими поражениями мозга. Кроме того, выделяются «специфически-подростковые формы поведения».

Информация о работе Девиантное поведение в подростковом возрасте