Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 09:36, курсовая работа
Цель данной работы – отразить психологический портрет личности в период пубертата и проблемы ее социализации. В практической части объединить выводы первых двух глав на примере исследования типичного портрета подростка-самоубийцы.
Объектом исследования является подросток.
Введение…………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Психологический портрет подростка в современных условиях…….. 5
1.1.Проблемы социализации 7
1.2. Влияние семейного воспитания на формирование характера подростка 9
1.3 Образ тела 14
Глава 2. Основные проявления девиантного поведения подростка 17
2.1. Протестное поведение 20
2.2. Имитационное поведение 21
2.3. Компенсационное и гиперкомпенсационное поведение 21
2.4. Эмансипационное поведение 22
2.5. Группирование 23
2.6. Делинквентность 25
2.7. Бродяжничество 26
2.8. Суицидное поведение 27
2.9. Ранняя половая жизнь 29
Заключение………………………………………………………………………. 30
Список использованной литературы…………………………………………... 32
Приложение……………………………………………………………………… 33
Обработка результатов………………………………………………………… 47
Важную роль играет наличие эмоционального контакта ребенка с родителями. Если ребенок воспитывался в обстановке эмоционального отвержения, это создает у него ощущение собственной вины, обделенности, формирует негативное отношение к окружающему миру. Эмоциональное отвержение может быть явным и скрытым. Однако скрытое эмоциональное отвержение не может остаться не замеченным ребенком.
Тоже относится и к так называемой скрытой безнадзорности: она скрыта от окружающих, но не от ребенка. В этих случаях ребенок остро ощущает свою неполноценность, стремиться как-то компенсировать ее. Описываемые в литературе реакции компенсации и сверх компенсации представляют собой сложные формы поведения и деятельности, определяют жизненную позицию ребенка.
Реакция компенсации направлена на достижения успехов в тех областях, где ребенок чувствует себя уверенно. Реакция сверх компенсации (гиперкомпенсации) – это попытка добиться успеха на участке наибольшего сопротивления. Употребление наркотиков нельзя считать проявлением реакции компенсации, однако в некоторых случаях подростки с помощью наркотиков снимают эмоциональное напряжение.
На другом полюсе находятся те типы неправильного воспитания, в основе которых лежит повышенное внимание к ребенку и повышенный контроль за ним. Описаны различные типы такого воспитания.
Доминирующая гиперпротекция – мелочный контроль за поведением ребенка, блокирование любых проявлений самостоятельности, недоверие к друзьям ребенка, страх перед «дурным влиянием».
Тесно связанно с доминирующий гиперпротекцией воспитание с повышенной моральной ответственностью. Неадекватно большие надежды родителей на ребенка, постоянные напоминания ему о том, что для него делается и чего от него ждут, накладывают болезненный отпечаток на характер ребенка и подростка. Своеобразный лозунг этого типа воспитания: «Не мы, так наши дети». Часто родители стремятся дать ребенку именно то, чего они сами были лишены в детстве, не заботясь о том, нужно ли это ребенку.
Наименее благоприятно воспитание по типу «кумира семьи» (потворствующая гиперпротекции). Целью родителей становится удовлетворение всех потребностей ребенка, стремление избавить его от любых, даже самых незначительных трудностей. Родители убеждены в том, что их дети обладают особыми способностями, талантами. Детство ребенка проходит в атмосфере всеобщего восхищения. Как отмечает А. Е. Личко, «это культивирует эгоцентрическое желание всегда быть в центре внимания окружающих, ловить полные интереса к своей особе взгляда, слышать разговоры о себе, а все желаемое получать с легкостью, без особого труда».
Мировоззрение подростка воспитанного в обстановке гиперпротекции, может быть сформулировано такой триадой (по Я. Бундуслу):
никогда не предпринимай ничего самостоятельно;
другие обязаны заботиться о тебе;
если у тебя что-то не получается, виноваты в этом другие, а не ты.
Воспитание по типу гиперпротекции также может привести к социальной дезадаптации, а иногда – к приобщению подростков к употреблению наркотических веществ. Однако в поле зрения наркологов эти подростки, как правило, не попадаются, поскольку родители всеми силами стараются скрыть факт потребления наркотиков, избегают постановки подростка на учет. Даже в выраженных случаях наркомании анозогнозия в отношении заболевания имеется не только у подростков, но и у его родителей. Родители «не желают замечать» признаки наркотического опьянения, а когда факты потребления становятся явными, родители стараются объявить их «тонким душевным складом подростков», «стимулирование творческих способностей».
Наиболее часто подобную неадекватную позицию занимает мать подростка, с ее помощью. Долгие годы скрывается пагубное пристрастие молодых людей от окружающих. Несмотря на ранее начало наркотизации, они ставятся на учет не редко в возрасте старше 20 лет. Обычно на лечении настаивают жены больных вопреки воли родителей.
Таким образом, ведущую роль в развитии играет воспитание по типу гиперпротекция, особенно в тех случаях, когда у подростка обнаруживаются те или иные патологические особенности характера.
«Центральную роль в становлении
личности подростка играет происходящие
в нем физиологические
Опросы, проведенные на детях предподросткового
возраста, выявили высокий уровень
тревожности, озабоченности и
Известно, что морфологическое развитие происходит не равномерно: пубертатный скачок сначала затрагивает внутренние органы, а мускулатура развивается позднее. Эти временные диспропорции могут, однако, быть приняты за окончательные, и, для отрочества больше, чем для других возрастов, характерны воображаемые физические недостатки. Психологи исследовали развитие подобных «дисморфофобий» на выборки подростков в возрасте от 10 до 17 лет и выяснили, что субъективные диспропорции сначала затрагивают отдельные компоненты образа тела (ступни, ноги и руки), затем охватывает общий образ тела (рост и вес), наконец касаются наиболее социально значимых частей (лицо и голос).
Реакция подростков на происходящие физические с ними изменения исследовалось во многих работах. Лишний вес представляет исключительно важную проблему в подростковом возрасте, особенно потому, что он приобретается именно в это время. Тучность противоречит идеальным критериям физической привлекательности, что ведет к формированию жестких установок по отношению к весу как у более тучных подростков, так и остальных. Но и здесь наблюдается половое различие. Согласно исследованиям, мальчики мало озабоченны увеличением веса и редко ограничивают себя в пище, в то время как 60 % их сверстниц считают, что обладают лишним весом, и уже пытались похудеть с помощью диеты, хотя в действительности только 16 % из них испытывают реальные трудности, связанные с ожирением.
Мальчики и девочки ощущают специфическую тревогу, связанную с развитием гениталий. Мальчики демонстрируют живой интерес к развитию половых органов, и начала пубертата дает пищу для тревожных вопросов и сравнений со сверстниками.
Девочки меньше интересуются развитием гениталий, их озабоченность в основном связана с ростом груди. Психологи выявили, что большинство тревог опрошенных девочек – подростков связана с развитием груди, этим наглядным доказательством женственности.
Гораздо меньший интерес вызывали
первые менструации, которые всеми
исследователями считаются
Среди девушек можно заметить, что именно в это время они начинают проявлять неприязнь к своей женской роли и будут искать возможность подражать мальчикам. И, конечно, значительно легче подражать мальчикам – подражать в таких проступках, как курение, употребление алкоголя и присоединение к группировкам, чем следование таким добродетелям, как выполнение ответственной и тяжелой работы. К тому же у девушек на этот счет может быть оправдание, что если они не будут повторять действия мальчиков, последние не будут ими интересоваться.
Если проанализировать мужской протест девочки-подростка, то обнаруживается, что с самого раннего детства ей по сути дела никогда не нравилась женская роль. Однако, до сих пор эта неприязнь была скрыта и проявилась только в отрочестве. Вот почему так важно наблюдать за поведением девочки в данный период, так как именно в это время мы можем понять их позицию по отношению к своей половой роли в будущем.
У подростков, наделенных своеобразным
(акцентуированным) характером и испытывающих
давление неблагоприятных средовых
факторов, сравнительно легко возникает
нарушение адаптации в
Острые аффективные реакции – это кратковременные (минуты, часы, один, два дня) психогенные эмоциональные расстройства одним словом непсихотического уровня, наступающее при столкновении личности с трудными или непреодолимыми обстоятельствами. В связи с сильным эмоциональным напряжением (выраженным аффектом) подросток плохо управляет собой и не способен трезво оценить последствия своих поступков.
Острые аффективные реакции проявляются в виде агрессивных и суицидных тенденций, уходов из дому, симуляции болезни, нарушение поведения и т.д. Клиническая окраска острых аффективных реакций определяется характером критической ситуации и особенностями личности подростка.
Агрессивные реакции свойственны подросткам с гипертимными и эпилептоидными чертами характера. Физически слабые подростки при невозможности прямо отомстить обидчику, портят его вещи, распространяет порочащие его слухи, но иногда удивляют окружающих прямой агрессией по адресу заведомо более сильных.
Безвыходная, по мнению подростка, критическая ситуация внезапно, по механизму «короткого замыкания», может привести к решению покончить с собой без оглядки на возможные последствия. Желание умереть может возникнуть быстро, без предшествующих мыслей и представлений, в связи с бурным аффектом гнева, обиды или страха при известии об измене любимого человека, грозящем разоблачении неблаговидных дел, незаслуженном, особенно публичном оскорблении. Способ самоубийства случаен, зависит от обстановки. Это нанесение порезов, вскрытие вен, отравление газом, лекарствами, средствами бытовой химии. На высоте аффекта подросток не раздумывает о действенности того или иного способа самоубийства. Суицидные попытки редко ведут к смерти, так как подростки плохо представляют силу действия принятых средств. Однако, именно неумелость и некомпетентность могут стать причиной летального исхода.
Острые аффективные суицидные реакции свойственны подросткам с эпилептоидными, циклоидными, неустойчивыми чертами характера.
Ситуативно обусловленные
Проявление острых аффективных
реакций могут быть окрашены демонстративностью.
Причинами демонстративных
Лекарственная терапия может быть полезна на высоте аффекта и проводится психиатром. Для снятия эмоционального напряжения достаточно бывает однократный прием аминазина, седуксена, кизерцина. В дальнейшем, в психоневрологическом диспансере или на специальном приеме в поликлинике целесообразна психотерапия и психологическая коррекция, в процессе которой психотерапевт объясняет родителям причины, которые привели в данном случае к аффективному реагированию, а подростку опасность или невыгодность подобных реакций для него самого и обучит его избегать ситуаций, в которых у него легко могут возникнуть острые аффективные реакции.
Для предотвращения острых аффективных
реакций и оказания срочной медико-
Психологические особенности переходного возраста определяют своеобразные модели поведения. В младшем подростковом возрасте встречаются ситуационные нарушения поведения, свойственные детям. Тоже относится и к подросткам с явлениями психического инфантилизма и резидуально-органическими поражениями мозга. Кроме того, выделяются «специфически-подростковые формы поведения».
Информация о работе Девиантное поведение в подростковом возрасте