Девиантное поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 07:43, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования работы являются: теоретико-методологическое и экспериментально-психологическое обоснование общей теории девиантности писать деятельность психолога по профилактике девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
1. Обосновать необходимость и возможность выделения общей теории девиантности как нового научного направления, ориентированного на преодоление разобщенности и ограниченности традиционных подходов к изучению девиантного поведения. Сформулировать предмет и методологические принципы общей теории девиантности;.
2. Обосновать структурно-динамический подход как концептуальную основу общей теории девиантности: разработать теоретико-методологические положения структурно-динамического подхода; определить понятия «социальная девиация», «девиантность» и «девиантное поведение».
3. Произвести сравнительный анализ существующих теорий девиантного поведения. феноменологию девиантности как одной из негативных форм социализации личности.
4.Па основе сравнительной психолого-педагогической характеристики отдельных видов девиантного поведения выявить как общие свойства девиантности, образующие основу для объединения различных поведенческих отклонений в единую феноменологическую группу, так и частные особенности, выражающие специфику отдельных видов девиаций.

Содержание

Введение………………………………………………………………...……………….4
1. Девиантное поведение подростков как психологическая проблема………………7
1.1.Основные нарушения поведения у подростков……………………………7
1.2. Исследование с целью выявления мнения подростков к проблеме подростковой преступности…………………………………………………………..14
1.3.Проведенный анализ результатов анкетирования позволяет сделать следующие выводы……………………………………………………………............17
2. Формы проявления девиантного поведения подростка…………………………………………………………………………….....21
2.1.Факторы влияющие на патологические влечения. ………………………....21
2.2.. Методы и формы работы педагога-психолога по профилактике девиантного поведения…………………………………………………...…………...27
2.3.Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах……………………………………………………………………………………..34
2.4.Предпосылки девиантного поведения подростков……………………...38
3. Характер как индивидуальная характеристика…………………………………42
3.1. Теоретическое исследование проблемы агрессивности личности как общественного существа………………………………………………………………45
3.2.Агрессия, как инстинктивное поведение………………………………….49
3.3 Особенности усвоения агрессивного поведения………………........................54
Заключение……………………………………………………………………………..57
Глоссарий………………………………………………………………………………59
Список использованных источников.…………………………………………………64
Приложение А ………………………………………………………………………...67
Приложение Б……………..…………………………………………………………..68
Приложение В…………..….………………………………………………………….69
Приложение Г ………………………………………………………….……………..76
Приложение Д…………………………………………………………………………77.

Вложенные файлы: 1 файл

3готовая.docx

— 198.79 Кб (Скачать файл)

 

2.4.Предпосылки девиантного поведения  в подростков

 

Под поведением мы будем понимать процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, имеющий форму преимущественно внешних действий и поступков. Оно социально по своей сути, формируется и реализуется в обществе, тесно связано с речевой регуляцией и цслеполаганием (направленностью личности, ее ценностными ориентациями).

Варианты социального поведения:

  1. Нормативное
  2. .Нестандартное. К нестандартному поведению относится девиантное (отклоняющееся, дезадаптивное) поведение.

Отклоняющееся (девиантное поведение)- это поведение, где действия и поступки человека не соответствуют официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.

Отклоняющееся поведение - понятие социально - психологическое. Это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм принятых в данном конкретно-историческом обществе, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности,

выражающееся в действиях, поступках и высказываниях, совершаемых в рамках психического здоровья, а так же сопровождающееся её социальной дезадаптацией. На личностном уровне отклоняющееся поведение это социальная позиция личности, выступающая в форме девиантного стиля и образа жизни. Большинство людей при желании могут изменить свою позицию.

Общие характеристики отклоняющегося поведения:

  1. Это поведение, которое не соответствует социальным нормам.
  2. Наносит реальный ущерб самой личности ил и людям.
  3. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны.
  4. Стойко повторяющееся, многократное или длительное.
  5. Проявляется различными проявлениями социальной дезадаптации.
  6. Имеет возрастное или индивидуальное своеобразие.
  7. Согласовывается с общей направленностью личности, человек считает это правильным, для него это норма.

Нарушения поведения включают в себя отклонения в поведении

  1. здорового человека (девиантное поведение) и нарушения поведения
  2. при нервно-психических заболеваниях.

Очевидно, что для- характеристики первой группы расстройств необходимы социальные, психологические, правовые и иные критерии, обычно выходящие за пределы компетенции психиатра, то для характеристики второй группы нарушений поведения, наоборот, нужны медицинские критерии, так как речь в этом случаи идёт о клиническом проявлении заболевания.

В отечественной литературе выделяют непатологические и патологические формы девиантного поведения (Г.Е. Сухарева, 1959; В.В. Ковалёв, 1979, А.Е. Личко, 1983) Непатологические девиации - это нарушения поведения у психически здорового человека. В.В. Ковалёв(1981) подчёркивает, что говорить о девиантном поведении как о самостоятельном микросоциально-психологическом явлении можно лишь при отсутствии пограничной психической патологии. Но, если она присутствует, имеющиеся нарушения поведения должны расцениваться как клинический признак этой патологии.

Однако в любом случае, девиантное поведение сохраняет свою тесную связь с личностью и её непатологическими отклонениями. К числу последних, применительно к подросткам, можно отнести:

  • психологические особенности пуберантного возраста,
  • возрастные непатологические ситуационно-личностные реакции, -особенности характера и

- социально-педагогическую запущенность (дезадаптацию, направленность личности, т.е. её ценностные ориентации)

В нашей работе речь пойдёт только о нарушениях поведения здорового человека, а в частности об акцентуациях характера и их влиянии на девиантное поведение у здоровых подростков.

Характер нарушения поведения у подростков может быть самым разнообразным. Чаще всего он выражается в противоправных действиях, игнорировании существующих требований и порядков, пьянстве, наркомании, сексуальной распущенности, бродяжничестве, суицидальных тенденциях.

Таким образом, характерными особенностями подросткового возраста являются: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. Поэтому подростковый возраст является благодатной почвой для формирования предпосылок для девиантного поведения, которое сохраняет свою тесную связь с личностью и её непатологическими отклонениями, в том числе акцентуациями характера.

 

3. Характер как индивидуальная характеристика личности

 

Характер (от лат. «character») — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название “характер”).

Характер человека — это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере, с позиции действующего лица. Говоря о характере, мы обычновкладываем в представление о нем способность вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный человек в этом смысле — тот, кто не проявляет подобные качества ни в деятельности, ни в общении, плывет по течению, зависим от обстоятельств, и управляется ими. Формировать личность - значит стремиться формировать характер. О формировании характера говорят: «Посеешь поступок - пожмёшь привычку. Посеешь привычку - пожнёшь характер. Посеешь характер - пожнёшь судьбу». Характер не врождённое качество личности, он создается, формируется и преобразуется в течение жизни. Человек сам участвует в выработке своего характера и сам должен нести ответственность за него.С точки зрения физиологии свойства высшей нервной деятельности определяют в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность; подвижность или инертность; общительность или замкнутость.

Нервная система влияет и на другие проявления характера: на тонус чувств, речь, внешнюю выраженность движений. Но тип ВНД не определяет содержательной стороны личности в целом. Такие черты как принципиальность, честность, вежливость можно выработать на базе любого типа нервной системы. Характер часто определяют как навык социального поведения. .

Одним из важнейших физиологических механизмов формирования характера является динамический стереотип - система условных рефлексов, образующихся в ответ на устойчиво повторяющуюся систему устойчивых раздражителей. Это понятие введено академиком И.Павловым.3 В отношении человека нужно подчеркнуть:

1. На формирование Д.С. в различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к обстановке;

2. При образовании Д.С. определяющую роль играет 2-я сигнальная система и выражаемые через неё социальные воздействия и реакция на них.

Нервные процессы, лежащие в основе формирования Д.С.объединяются вследствие того, что текущий рефлекторный ответ становится сигналом для следующего ответа и подкрепляется им. При упроченном стереотипе эта последовательность нервных процессов закрепляется, и все ответы могут возобновиться даже при предъявлении лишь одного из стимулов.

Сочетание ВНД+динамический стереотип и есть физиологическая основа характера

3. Вызванные низким морально-этическим развитием личности (употребление наркотиков, алкоголизация, правонарушения);

4. Обусловленные патологией влечения (садизм, и др.). Автор считает, что нарушения поведения 1 группы вызваны в основном психотравмирующей ситуацией 2- неправильным воспитанием, в генезе расстройств 3 группы главная причина принадлежит биологическому фактору.

По мнению А.Е. Личко(1983), классификация нарушения поведения должна проводиться в 2 направлениях:

  1. По форме проявления нарушений (делинквентное, побеги из дому, бродяжничество, ранняя алкоголизация, сексуальные девиации, суицидальное поведение).
  2. Отношение причин, факторов, мотивов, лежащих в их основе (биологические и социопсихологические основы) К биологическим основам автор относит генетические факторы, органические поражения головного мозга, явления акселерации и инфантилизма; к социопсихологическим - социальную среду и психологические особенности подросткового возраста.

Исследования последних десятилетий (А.Е. Личко, 1983; А.А. Александров, 1981, В.В. Ковалёв, 1981, 1995; и др.) позволили выявить определённую зависимость между ситуационными личностными реакциями и основными формами девиантного поведения с одной стороны, и типами особенностей (акцентуаций) характера - с другой.

Авторы монографии «Девиантное поведение у подростков» под ред. В.Т. Кондратенко и С.А. Игумнова в своих диагностических наблюдениях придерживаются этой же точки зрения.

Далее мы рассмотрим, какие виды девиаций присутствуют у подростков с отклоняющимся поведением.

На основе анализа протоколов заседаний КДН, ОДН «Совета профилактики» в школе были выявлены наиболее часто встречающиеся девиации: употребление и злоупотребление спиртных напитков, правонарушения (кражи, драки, нецензурная брань), бродяжничество. Других форм девиантного поведения, таких как: сексуальные девиации, суицидальные намерения, суицидальные демонстрации, покушения на самоубийство и самоубийства у подростков данной группы не выявлено.

  1. Результаты исследования показали, что у подростков данной группы в значительной степени преобладают такие формы девиантного поведения как пьянство и правонарушения, причем в процентном соотношении они представлены в равной степени (по 94 %). Правонарушения проявляются в основном в воровстве, драках и нецензурной брани.
  2. Бродяжничество выражено значительно меньше (6% - 1 подросток).

3. Практически все подростки имеют двойные или тройные девиации.

У 15 подростков правонарушения сочетаются с употреблением спиртных напитков. Один бродяжничает, употребляет спиртные напитки, ворует. Двое подростков имеют по одной девиации (один употребляет алкоголь, но правонарушений не совершает; другой совершает правонарушения, но алкоголь не употребляет).

  • Между алкоголизацией, воровством, драками и нецензурной бранью существует прямая связь: чтобы покупать спиртное, необходимы деньги, которые подростки добывают воровством и грабежами. А пьяному подростку проще украсть, в силу того, что алкоголь снижает способность к самоконтролю. Пьянство также способствует физической и словесной агрессии, которая выражается в пьяных разборках, драках и нецензурной брани, в результате того же пониженного самоконтроля. Чем больше подростковая группа склонна к правонарушениям, тем сильнее в ней процветает пьянство и наоборот. Это объясняется следующими причинами:
  • при употреблении спиртных напитков алкоголь оказывает негативное влияние на работу головного мозга, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, значительно снижается самоконтроль над поведением. А, если у подростка его поведение является отклоняющимся от социальных норм и правил, то в результате алкоголизации подросток ведёт себя неадекватно, не способен контролировать своих действий и поступков, в результате чего совершаются правонарушения.
  • Большинство правонарушений подростки совершают в нетрезвом виде.

 

3.1. Теоретическое  исследование проблемы агрессивности  личности как общественного существа

 

Поскольку личность есть продукт освоения индивидом культурного наследия человечества, то и агрессивность, как одно из ее качеств, является социально приобретенной. Некоторые врожденные биологические характеристики (тип высшей нервной деятельности, темперамент, психические аномалии) могут влиять в процессе онтогенеза на формирование этого свойства. Агрессивность, как личностная черта, связана с определенным строением мотивационной сферы личности, является составной частью ее ценностной системы2

До сих пор нет четкого определения понятия агрессии. В быту термин «агрессия» чаще всего используется для обозначения насильственных захватнических действий. Агрессия и агрессоры всегда оцениваются резко отрицательно как выражение насилия грубой силы. Но в тоже время имеются случаи, когда агрессивным действиям дают положительную оценку. Обычно это делается, если речь идет о спортивных состязаниях: отсутствие у команды «спортивной злости» часто оценивается как недостаток. Однако «положительная агрессия» является, скорее исключением, чем правилом. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. Причем в этом понятии «агрессия» объединяются различные по форме результатам акты поведении - от шуток, сплетен, враждебных фантазий до убийств.

Информация о работе Девиантное поведение подростков