Девиантное поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 07:43, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования работы являются: теоретико-методологическое и экспериментально-психологическое обоснование общей теории девиантности писать деятельность психолога по профилактике девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
1. Обосновать необходимость и возможность выделения общей теории девиантности как нового научного направления, ориентированного на преодоление разобщенности и ограниченности традиционных подходов к изучению девиантного поведения. Сформулировать предмет и методологические принципы общей теории девиантности;.
2. Обосновать структурно-динамический подход как концептуальную основу общей теории девиантности: разработать теоретико-методологические положения структурно-динамического подхода; определить понятия «социальная девиация», «девиантность» и «девиантное поведение».
3. Произвести сравнительный анализ существующих теорий девиантного поведения. феноменологию девиантности как одной из негативных форм социализации личности.
4.Па основе сравнительной психолого-педагогической характеристики отдельных видов девиантного поведения выявить как общие свойства девиантности, образующие основу для объединения различных поведенческих отклонений в единую феноменологическую группу, так и частные особенности, выражающие специфику отдельных видов девиаций.

Содержание

Введение………………………………………………………………...……………….4
1. Девиантное поведение подростков как психологическая проблема………………7
1.1.Основные нарушения поведения у подростков……………………………7
1.2. Исследование с целью выявления мнения подростков к проблеме подростковой преступности…………………………………………………………..14
1.3.Проведенный анализ результатов анкетирования позволяет сделать следующие выводы……………………………………………………………............17
2. Формы проявления девиантного поведения подростка…………………………………………………………………………….....21
2.1.Факторы влияющие на патологические влечения. ………………………....21
2.2.. Методы и формы работы педагога-психолога по профилактике девиантного поведения…………………………………………………...…………...27
2.3.Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах……………………………………………………………………………………..34
2.4.Предпосылки девиантного поведения подростков……………………...38
3. Характер как индивидуальная характеристика…………………………………42
3.1. Теоретическое исследование проблемы агрессивности личности как общественного существа………………………………………………………………45
3.2.Агрессия, как инстинктивное поведение………………………………….49
3.3 Особенности усвоения агрессивного поведения………………........................54
Заключение……………………………………………………………………………..57
Глоссарий………………………………………………………………………………59
Список использованных источников.…………………………………………………64
Приложение А ………………………………………………………………………...67
Приложение Б……………..…………………………………………………………..68
Приложение В…………..….………………………………………………………….69
Приложение Г ………………………………………………………….……………..76
Приложение Д…………………………………………………………………………77.

Вложенные файлы: 1 файл

3готовая.docx

— 198.79 Кб (Скачать файл)

К настоящему времени различными авторами предложено множество определений агрессии, ни одно из которых не может быть исчерпывающим.

JI. Бендер (1963г.) «Агрессия - тенденция приближения к объекту или удаления от него».

Ф. Алан (1964г.) «Агрессия - внутренняя сила, дающая человеку возможность противостоять внешним силам».

Басс (1961г.) «Агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим».

Зильманн (1979г.) «Агрессия - попытка нанесения другим телесных или физических повреждений».

Уилсон (1964г.) «Агрессия - это физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи».

Фишбах (1970г.), Берковец (1981г.) «Чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям».

В последнее время многие специалисты склоняются к определению, в которое входит категория намерения, актуальное причинение оскорбления или вреда другим, таким образом, агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинения вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агрессию рассматривают как модель поведения, а не как эмоции, мотив или установку. Агрессия предполагает действие, посредством которого агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве. Агрессия имеет место, если результатом действий являются какие-либо негативные последствия». Понятие нормативной агрессивности может быть приемлемой, как традиция, культура, этнос.

И так со временем были выведены более четкие и разграниченные понятия агрессии и агрессивности:

Агрессивность - устойчивая черта личности, готовность к агрессивному поведению. Агрессия - индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда. К самой проблеме агрессивности в современной психологии имеют два подхода:

1. С одной стороны агрессивное поведение может быть рассмотрено как система внешних признаков ненормативного поведения (непослушание, дерзость,наглость, неадекватные реакции).

2.  С другой стороны агрессивное поведение рассматривается, как система психологических особенностей человека, куда включаются все виды психологических отношений, связанных с эмоционально - волевой, личностной сферой, а также наличие особенностей, нарушающих адаптацию, приспособленность к условиям жизни и к социальному окружению.

  • Агрессивное поведение можно рассматривать как: внешний признак ненормативного поведения (вынудили, довели человека), как форма целевого самовыражения и сброс « пара ».
  • Психологическая особенность (эмоциональное состояние, черта характера, которую можно продиагностировать).

Вопрос о том, почему людям свойственна агрессия, волновал ученых долгое время. «Высказывались резко отличающиеся друг от друга взгляды относительно причин возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявления».

  • Агрессия как инстинктивное поведение. В своих ранних работах Фрейд утверждал, что «все человеческое поведение направлено на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни». Агрессия рассматривалась как реакция на блокирование и разрушение жизненных импульсов. Однако, после пережитого опыта насилия, Фрейд постепенно пришел к убеждению в отношении сущности и источника агрессии. Он предположил существование второго основного инстинкта, танатоса - влечение к смерти, чья энергия направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия воспроизведение жизни и ее разрушением. Так как существует острый конфликт между (сохранением жизни - эросом), и ее (разрушением - танатосом).
  • Другие механизмы (такие как смещение) служат целью направлять энергию танатоса вовне, в направлении от «я». Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других. «Взгляды Фрейда на истоки и природу агрессии крайне пессимистичны, это поведение не только врожденное, берущее начало из «встроенного» в человеке инстинкта смерти, но также и неизбежное. Поскольку, если энергия танатоса не будет обращена вовне, это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Однако, если внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызвать разрядку разрушительной энергии и, таким образом, уменьшать вероятность появления более опасных действий. Этот аспект теории Фрейда часто интерпретировался следующим образом: совершение экспрессивных действий, не сопровождающихся разрушением, может быть эффективным средством предотвращения более опасных поступков».

Штайнметц (1977г.) следующим образом описывает цикл насилия: «Дети, выбирая методы выяснения отношения с братьями и сестрами, бездумно копируют методы разрешения семейных конфликтов, используемых их родителями....Более того, когда дети вырастают и вступают в брак, они начинают использовать эти методы, ставшие неотъемлемой частью их поведенческого репертуара, для решения своих семейных проблем и, замыкая цикл, передают их своим детям посредством создания характерного стиля дисциплины».

Также, постоянное наблюдение агрессии может изменить индивидуальный образ реальности. Это означает, что люди, часто наблюдающие насилие, склонны воспринимать окружающий мир как враждебно настроенный по отношению к ним. Такое искажение может легко привести к обостренному ощущению угрозы и к склонности реагировать на весь мир агрессивно.

 

3.2. Агрессия, как инстинктивное  поведение

 

«Данные были получены в результате наблюдений за поведением животных. Следуя сформулированному Торпом (1966г.) ошибочному положению о том, что «вряд ли в поведении животных можно найти хотя бы один аспект, который не имел бы отношения к проблеме поведения людей», этологи рассматривают и агрессивное поведение человека как спонтанную врожденную реакцию. Эта точка зрения нашла свое выражение в трудах К.Лоренца. Согласно Лоренцу агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта, борьбы выживания, который присутствует у людей так же, как у других живых существ и развивается в ходе длительной эволюции. В отличие от Фрейда, у Лоренца был совершенно определенный взгляд на накопление и разрядку инстинктивной агрессивной энергии. Он считал, что агрессивная энергия (имеющая своим источником инстинкт борьбы) генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Таким образом, чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы агрессия «выплеснулась» вовне. Фактически, если с момента последнего агрессивного проявления прошло достаточное количество времени, подобное поведение может развернуться и спонтанно, при абсолютном отсутствии высвобождающего стимула». Жертвы же насилия, столкнувшись лицом к лицу с агрессией, сами начинают моделировать агрессивное поведение. Исследования «цикла насилия» в семьях выявили, что у драчливых родителей часто бывают драчливые дети. Люди, которые в родительской семье подвергались насилию,относительно чаще проявляют агрессивность по отношению к членам собственной семьи. Джеллес (1987г.) предложил, что воспитание с применением насилия способствует одобрению насилия и обучает «как бить, чем бить и каким должно быть столкновение». «Подобные результаты были получены в экспериментах, целью которых было сравнение поведения детей, пострадавших и не пострадавших от родительской жестокости. Джордж и Мэн (1979г.) обнаружили, что малыши, которых ругают, более склонны к агрессии, как по отношению к сверстникам, так и по отношению к воспитателям». Согласно Лоренцу, «кроме врожденного инстинкта борьбы, все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления. Более опасные существа (хищники), обладающие всем необходимым для успешного умерщвления других живых существ. Они имеют очень сильное сдерживающие начало, препятствующее нападению на представителей собственного вида, в то время как менее опасные существа - люди, они обладают гораздо более слабым сдерживающим началом». Несмотря на то, что Лоренц, как и Фрейд, считал агрессию неизбежной, он более оптимистично смотрел на возможность ослабления агрессии и контроля подобного поведения. Он полагал, что участие в различных действиях, не связанных с причинением ущерба, может предотвратить накопление агрессивной энергии до опасных уровней и таким образом снизить вероятность вспышек насилия. Лоренц утверждал также, что любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявление. Таким образом, этологи забывали об изменчивости человеческого поведения, так как биологическая наследственность человека составляет потенциальную основу для широкого спектра поведенческих проявлений, который включает в себя агрессию и насилие, но не сводится исключительно к ним.

Фрустрация и агрессия.

Идея о спонтанно зарождающейся агрессивной энергии была в своих основных положениях отклонена большинством исследователей в этой

области. Более распространенным является предложение, согласно которому агрессия берет начало от побуждения, определяемого как «не инстинктивная мотивационная сила, являющаяся результатом лишения организма каких- либо существенных вещей или условий, и возрастающая по мере усиления».

Если индивидуума предостеречь от нападения на того, кто его фрустрировал, предварительно запугав каким-либо наказанием, он все еще будет стремиться к агрессивным действиям, направленные на совершенно другого человека, нападение на которого ассоциируется с меньшим наказанием.

«Миллер предложил особую модель, объясняющую появление смещенной агрессии - то есть тех случаев, когда индивидуумы проявляют агрессию не по отношению к своим фрустраторам, а по отношению к совершенно другим людям. Он предложил, что в подобных случаях выбор агрессором жертвы в значительной степени обусловлен тремя факторами:

  • Силой побуждения к агрессии.
  • Силой факторов, тормозящих данное поведение.
  • Сходством каждой потенциальной жертвы с фрустрировавшим фактором. Таким образом, модель предсказывает, что смещенная агрессия наиболее вероятна будет разряжена на тех, в отношении которых сила торможения является незначительной, но у которых относительно высокое сходство с фрустратором.
  • Поведенческая агрессия.

В отличие от психоаналитиков и этологов сторонники поведенческой агрессии опираются на данные контролируемых лабораторных исследований. Наиболее известным представителем этого подхода является Арнольд Басс (1961г.). Он обозначил фрустрацию как блокирование процесса инструментального поведения и ввел понятие атаки - акта, поставляющего организму враждебные стимулы. При этом атака вызывает сильную реакцию, а фрустрация - слабую агреакцию. Басс также определил ряд факторов, от которых зависит сила агрессивных привычек:

  • Частота и интенсивность случаев, в которых индивид был атакован, фрустрирован, раздражен:
  • индивиды, которые получали гневные стимулы, будут более агрессивно реагировать, чем те, которые получали меньше таких стимулов;
  • частое достижение успеха путем агрессии, которое в итоге приводит к сильным атакующим привычкам;
  • успех может быть внутренним (резкое ослабление гнева) и внешним (устранение препятствия или достижение вознаграждения);
  • выработавшаяся тенденция к атаке может делать невозможным для индивида различение ситуаций, провоцирующих и не провоцирующих агрессию;
  • культурные и субкультурные нормы, усваиваемые человеком, которые облегчают развитие агрессивности.

  Кроме того, Басс особо останавливается  на роли темперамента. Он определяет  темперамент как «характеристики  поведения, которые появляются в  начале жизни и остаются относительно  неизменными». Также составляющие  темперамента, влияющие на развитие  агрессивности: импульсивность, интенсивность  реакций, уровень активности и  независимости, где независимость  имеет отношение к стремлению  самоуважения и защите от группового  давления. Для таких индивидов  существует больше раздражителей  в их ежедневных взаимодействиях. Важным компонентом независимости  является тенденция к непослушанию. «Другим известным представителем  этого подхода является А. Бандура (1961г.). Он считал, что для возникновения  агрессии недостаточно того, чтобы  субъект был фрустрирован и  испытывал чувства неудовлетворенности. Субъект еще должен иметь перед  собой какой-либо агрессивный  опыт для подражания и обучения». Есть свидетельства, полученные  при изучении детей,

посещавших образовательные учреждения - частое общение со сверстниками может быть связано с последующей агрессивностью (научение). Можно предположить, что дети, которые чаще практиковались в агрессивном поведении со сверстниками (например, в детском саду), успешнее усвоили подобные реакции и скорее способны применять их в других условиях (например, в школе). Наказание может способствовать как подавлению агрессии, так и ее стимуляции (включая овладение формами агрессивных действий). Так, например, было выяснено, что агрессивные мальчики воспитывались родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие. Кроме того, мальчики, родители которых, особенно отец, часто и сильно их били, ведут спокойно и даже покорно дома, но по отношению к посторонним, особенно к ровесникам, они проявляют больше агрессивности, чем их товарищи, у которых в семье были иные ситуации.

  1. Во-первых, родители, наказывающие детей, фактически могут оказаться для них примером агрессии.
  2. Во-вторых, дети, которых слишком часто наказывают, будут стремиться избегать родителей или оказывать им сопротивление (Бандура, 1986г.).
  1. В-третьих, если наказание слишком возбуждает или расстраивает детей, они могут забыть причину, породившую подобные действия. Они из-за боли могут забыть, за что его наказали. Фактическая стратегия социализации в этом случае мешает усвоению правил приемлемого поведения.

Информация о работе Девиантное поведение подростков