Диагностика агрессии у детей среднего дошкольного и старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования агрессии у детей среднего дошкольного и старшего дошкольного возраста обусловливается тем, что в дошкольных образовательных учреждениях и психологических службах недостаточно разработаны научно-обоснованные и систематизированные методы изучения и коррекции детской агрессии, предъявлением высоких требований к детям, влияния общества на поведение детей. Влияние социальной среды на агрессивное поведение детей на примере детей среднего и старшего дошкольного возраста, как формирующихся личностей, является одним из важных и значимых аспектов этой задачи.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы изучения детской агрессии 8
Виды и формы агрессии 10
Агрессия в дошкольном возрасте 27
Влияние детского образовательного учреждения на агрессивное поведение детей 42
Глава 2. Практическое исследование проявления агрессии у детей дошкольного возраста 63
2.1. Исследование агрессии у детей дошкольного возраста 63
2.2. Сравнительный анализ агрессии у детей дошкольного возраста и старшего дошкольного возраста 67

Заключение 75
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая финальный вариант.docx

— 256.78 Кб (Скачать файл)

Возможно, не удовлетворенный  сложившейся ситуацией ребенок, который боится по тем или иным причинам вступать в открытое противодействие, но тем не менее жаждет мести, выберет и другой путь, будет подговаривать сверстников, чтобы те не играли с обидчиком.

Однако далеко не всегда дети ограничиваются вербальной (словесной) реакцией на события. Очень часто  импульсивные дети сначала пускают  в ход кулаки, а уж потом придумывают  обидные слова. В таких случаях  следует научить детей справляться  со своей физической агрессией.

Воспитатель или учитель, видя, что дети «распетушились» и  уже готовы вступить в «бой», может  мгновенно отреагировать и организовать, к примеру, спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей. Причем обидчики могут быть включены в одну команду или находиться в командах-соперницах. Это зависит от ситуации и от глубины конфликта. По завершении соревнований лучше всего провести групповое обсуждение, во время которого каждый ребенок сможет выразить чувства, сопутствующие ему при выполнении задания [12, c.43].

Конечно, проведение соревнований и эстафет не всегда целесообразно. В таком случае можно воспользоваться  подручными средствами, которыми необходимо оборудовать каждую группу детского сада и каждый класс. Легкие мячики, которые ребенок может швырять  в мишень; мягкие подушки, которые  разгневанный ребенок может пинать, колотить, резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене  и по полу; газеты, которые можно  комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить, — все  эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного  напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях. В группе детского сада желательно иметь примерно такой арсенал  игрушек: надувные куклы, резиновые  молотки, игрушечное оружие.

Правда, многие взрослые не хотят, чтобы их дети играли с пистолетами, ружьями и саблями, даже игрушечными. Некоторые мамы не покупают сыновьям оружия вовсе, а воспитатели запрещают  приносить его в группу. Взрослым кажется, что игры с оружием провоцируют  детей на агрессивное поведение, способствуют появлению и проявлению жестокости, но это и есть безобидный способ выплеснуть свой гнев. Настойчиво запрещая игры с оружием, мы тем самым  способствуем возбуждению интереса к этому виду игры [10, c.98].

Очень важным является распознавание  и контроль негативных эмоций. Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. Более того, в  глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. К сожалению, такие дети не всегда могут адекватно  оценить свое состояние, а тем  более состояние окружающих.

Эмоциональный мир агрессивных  детей очень скуден. Они с трудом могут назвать всего лишь несколько  основных эмоциональных состояний, а о существовании других (или  их оттенков) они даже не предполагают. Нетрудно догадаться, что в этом случае детям сложно распознать свои и чужие эмоции.

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Эмпатия  — это способность чувствовать  состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных  же детей чаще всего не волнуют  страдания окружающих, они даже представить  себе не могут, что другим людям может  быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать  «жертве», его агрессия в следующий  раз будет слабее. Поэтому так  важна работа педагога по развитию у ребенка чувства эмпатии.

Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в  процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место  других, оценить свое поведение со стороны [2, c.69-71].

Дети приобретут умение вставать на позицию другого человека, распознавать его чувства и переживания, научатся тому, как вести себя в сложных  жизненных ситуациях. Общее обсуждение проблемы будет способствовать сплочению  детского коллектива и установлению благоприятного психологического климата  в группе.

Во время подобных обсуждений можно разыгрывать и другие ситуации, которые чаще всего вызывают конфликты  в коллективе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную тебе игрушку; что делать, если тебя дразнят; как поступить, если тебя толкнули и ты упал, и др. Целенаправленная и терпеливая работа в этом направлении поможет ребенку с большим пониманием относиться к чувствам и поступкам других и научиться самому адекватно относиться к происходящему [2, c.83].

Подобные беседы помогут  детям осознать, как важно побыть на месте соперника или обидчика, чтобы понять, почему он поступил именно так, а не иначе. Научившись сопереживать окружающим людям, агрессивный ребенок  сможет избавиться от подозрительности и мнительности, которые доставляют так много неприятностей и  самому «агрессору», и тем, кто находится  с ним рядом. А как следствие  — научится брать на себя ответственность  за совершенные им действия, а не сваливать вину на других.

Работая с агрессивными детьми, воспитатель или учитель должен прежде всего наладить контакт с  семьей. Он может либо сам дать рекомендации родителям, либо в тактичной форме  предложить им обратиться за помощью  к психологам.

Бывают ситуации, когда  контакт с матерью или отцом  установить не удается. В таких случаях  можно  использовать наглядную информацию, которую можно разместить в уголке для родителей.

Главная цель подобной информации — показать родителям, что одной  из причин проявления агрессии у детей  может быть агрессивное поведение  самих родителей. Если в доме постоянные споры и крики, трудно ожидать, что  ребенок вдруг будет покладистым  и спокойным. Кроме того, родители должны осознавать, какие последствия  тех или иных дисциплинарных воздействий  на ребенка ожидают их в ближайшем  будущем и тогда, когда ребенок  вступит в подростковый возраст.

Игры способствуют снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных  способов легального выплескивания  гнева: «Обзывалки», «Два барана», «Толкалки», «Жужа», «Рубка дров», «Да и нет», «Тух-тиби-дух», «Ворвись в круг».

Психолог Я.А. Павлова  рекомендует педагогам включать агрессивных детей в совместные игры с неагрессивными. При этом воспитатель должен находиться рядом  и в случае возникновения конфликта  помочь ребятам разрешить его  прямо на месте. С этой целью полезно  провести групповое обсуждение события, которое привело к обострению отношений. Следующим шагом может  стать совместное принятие решения  о том, как наилучшим образом  выйти из создавшегося положения. Выслушивая сверстников, агрессивные дети будут  расширять свой поведенческий репертуар, а видя в процессе игры, как другие мальчики и девочки избегают конфликтов, как они реагируют на то, что  кто-то другой, а не они, побеждает  в игре, как отвечают на обидные  слова или шутки сверстников, агрессивные дети понимают, что совсем не обязательно прибегать к физической силе, если хочешь чего-то добиться. С  этой целью можно использовать такие  игры, как «Головомяч», «Камушек в ботинке», «Давайте поздороваемся», «Король», «Ласковые лапки», и другие. Для снятия излишнего мышечного напряжения можно использовать игры, способствующие релаксации  [13, c.24-30].

К 4–5 годам ребенок уже способен следовать общепринятым правилам и контролировать свои эмоции, учитывая социальные нормы. Он понимает, как можно себя вести, а как нельзя. Например, если у ребенка взяли его игрушку без спроса, то он уже не будет сразу накидываться с кулаками, а может сказать: «Это моя игрушка. Положи ее на место. Мне не нравится, когда мои вещи берут без разрешения» [1, c.234].

После 5–6 лет агрессивное поведение ребенка – это уже специфическая форма его взаимоотношений с другими людьми либо реакция на какую- то травмирующую ситуацию, например семейные конфликты, конфликты с учителем или одноклассниками [1, c.238]. 

Развитие личности в старшем  дошкольном возрасте характеризуется  освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. Иначе  говоря, формируются все стороны  личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно-практическая. Расширяются знания детей о сферах общественно полезной деятельности взрослых, не связанных непосредственно  с обслуживанием ребенка. Представления  о вещах, их свойствах легко соединяются  в сознании ребенка с новыми знаниями о труде взрослых по изготовлению предметов.

Завершая дошкольный период жизни, шести-семилетний ребенок должен быть подготовленным к обучению в школе. Это готовность определяется следующими основными показателями:

  1. Ребенок к этому возрасту должен иметь определенный запас знаний — в основном представлений и некоторых житейских понятий о предметах и явлениях окружающей жизни.
  2. Ребенок должен владеть системой различных действий, которыми он с большим или меньшим успехом пользуется

Семилетний ребенок уже  немного умеет управлять своей  психической деятельностью: намеренно  заучивать и припоминать заученное, тормозить свои желания и эмоциональные  порывы, т.е. сдерживаться.

  1. У ребенка должен сформироваться познавательный интерес к окружающему
  2. У ребенка сформированы дружеские отношения со сверстниками, интерес и потребность в совместных с ними играх, прогулках, занятиях.
  3. У ребенка должна быть сформирована определенная жизненная позиция [29, c.110].

Подготовка ребенка к  школе включает формирование у него готовности к принятию новой "социальной позиции" — положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и  прав, занимающего иное, по сравнению  с дошкольниками, особое положение  в обществе. Это личностная готовность к школе требует достаточной развитости и сформированности таких личностных качеств, как интересы, мотивы, способности, черты характера, самоконтроль и другие.

Настораживающими в плане  возможности дезадаптации поведения  на последующих этапах возрастного  развития являются следующие особенностей поведения дошкольников:

  • выраженная психомоторная расторможенность с трудностями организации поведения даже в пределах подвижных игр, трудности выработки тормозных реакций и запретов;
  • склонность к примитивной лжи и вымыслам для оправдания своих проступков, а также легкость принятия неправильных форм поведения от более старших детей или взрослых;
  • примитивные двигательные истероидные разряды с громким плачем и криками, импульсивность поведения со вспыльчивостью, ссорами и драками по незначительному поводу;
  • реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью и агрессией в ответ на наказание и замечания, побеги из дома и энурез как реакция активного протеста [29, c.113].

Примерно к возрасту 7 лет ребенок обладает всеми необходимыми физическими и психическими предпосылками  для того, чтобы стать школьником и овладеть новой для него учебной  деятельностью. Школьное обучение не тождественно любому другому обучению. До этого  учение для ребенка было включено в игру и не было обязательным. Теперь у ребенка появляется целый ряд  обязанностей и выполнение их оценивается  учителем, другими людьми. Важным для  ребенка становится не только овладение  системой начальных научных знаний, но и овладение умением учиться. В процессе овладения учебной  деятельностью психические процессы у младшего школьника становятся все более произвольными, совершенствуются рефлексивные способности. В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребенка становится преобладание мотива "Я должен" над мотивом "Я хочу".

Л.С. Выготский (1984), описывая поведение, свойственное детям в  периоде вхождения в школу, характеризует  его как вычурное, искусственное, манерное, натянутое и странное. Общий отличительный признак  такого поведения — "утрата непосредственности". Ее причину он видел в развивающейся  рефлексии, нарастающей интеллектуализации и дифференциации внутренней и внешней  жизни ребенка [10, c.36].

Современные исследователи  полагают, что указанные особенности  младшего школьника связаны и  с процессами социализации ребенка  — принятием им на себя социальных ролей, главная из которых — "роль ученика". Стремление заслужить одобрение  и признание делает ребенка ревностным исполнителем своей роли.

По мнению Л.С. Божович (1968), трудности периода вхождения  в школу так или иначе сводятся к проблеме школьной зрелости. Применительно  к этому возрастному периоду  у ребенка возникают две главных  потребности — в знаниях и  в определенных социальных отношениях, выражающихся в положении школьника [10, c.40].

Все другие трудности начального периода обучения сосредоточены  вокруг проблемы адаптации, приспособления ребенка к условиям школьной жизни. В разной степени выраженности и продолжительности адаптационные трудности вхождения в школу возникают практически у всех детей, даже при своевременном начале систематического обучения. Социально-психологические аспекты адаптации ребенка к школе здесь тесно переплетаются с ее медико-физиологическими составляющими. У многих детей снижается резистентность организма, что сопровождается повышением заболеваемости. В частности, есть наблюдения, что пик функциональных нервно-психических отклонений первоклассников почти в 2 раза превышает соответствующие показатели у дошкольников того же возраста [10, c.46].

Информация о работе Диагностика агрессии у детей среднего дошкольного и старшего дошкольного возраста