Диагностика агрессии у детей среднего дошкольного и старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования агрессии у детей среднего дошкольного и старшего дошкольного возраста обусловливается тем, что в дошкольных образовательных учреждениях и психологических службах недостаточно разработаны научно-обоснованные и систематизированные методы изучения и коррекции детской агрессии, предъявлением высоких требований к детям, влияния общества на поведение детей. Влияние социальной среды на агрессивное поведение детей на примере детей среднего и старшего дошкольного возраста, как формирующихся личностей, является одним из важных и значимых аспектов этой задачи.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы изучения детской агрессии 8
Виды и формы агрессии 10
Агрессия в дошкольном возрасте 27
Влияние детского образовательного учреждения на агрессивное поведение детей 42
Глава 2. Практическое исследование проявления агрессии у детей дошкольного возраста 63
2.1. Исследование агрессии у детей дошкольного возраста 63
2.2. Сравнительный анализ агрессии у детей дошкольного возраста и старшего дошкольного возраста 67

Заключение 75
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая финальный вариант.docx

— 256.78 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:

В старшем дошкольном возрасте ребенок переходит от ситуативного поведения к деятельности, подчиненной  социальным нормам и требованиям, и  очень эмоционально относится к  последним. В этот период вместо познавательного  типа общения ребенка со взрослым на первый план выступает личностный, в центре которого лежит интерес  к человеческим взаимоотношениям.

В этом возрасте формируются  все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая  действенно-практическая. Дети старшей  группы могут и хотят отражать в играх свое отношение к окружающему. В ролевых играх и действиях  более всего формируются механизмы  самооценки, легче усваиваются нормы  поведения и коллективных отношений. При всем этом разные проявления каждой из сторон личности развиваются не синхронно, например моральные представления, чувства, действия.

Агрессивные поведенческие  акты являются  одной  из  матриц  реагирования  на дифференциальные, неблагоприятные, отрицательные в психическом и физическом параметре онтососитуации,  жизненные  обстоятельства  вызывающие  в  психике социоиндивида  депрессию, стресс, фрустрации   и   другие аберрационные психосостояния.  Агрессивные поведенческие акты  часто бывают  одним   из функциональных  способов  решения проблем,  имплицированных с   сохранением индивидуальности, чувства собственной ценности, значимости.

Агрессия не возникает  как отдельно взятое  явление,  она  лишь тем или иным способом проявляется во внешний мир и  является проблемой тогда, когда  агрессивное проявление  никак  не связано с угрозой, когда оно  становится  постоянным  и  неизменным  способом реагирования.

 Наличие у детей  агрессии может указывать на  позитивную способность ребенка  к развитию, на определенный запас  жизненных сил и энергии, на  способность противостоять негативным внешним влияниям и т.д. Проявления же агрессии, выходящие за нормативные рамки, свидетельствуют об имеющихся проблемах в поведении ребенка, о возможной его социальной или личностной дезадаптации, что дает основание для тщательного исследования и, возможно, коррекции.

 В  формировании  самоконтроля над агрессивностью  и  сдерживании  агрессивных   актов  большую роль  играет  развитие  психологических  процессов   эмпатии,  идентификации, децентрации,  лежащих в  основе  способности   субъекта  к  пониманию  другого  человека и сопереживании ему,  способствующих  формированию  представления   о другом человеке как уникальной  ценности.

Сама    же    агрессивность    подразумевает    ситуативное,     социальное, психологическое состояние непосредственно перед  или  во  время  агрессивного действия.

Важную  роль  в  становлении  агрессивного  поведения  играют   обучение   и воспитание, неуспех, пережитый дошкольником в совместной со сверстниками деятельности. Таким  образом,  податливость  к  агрессивным  действиям   формируется   при недостаточно сбалансированной социализации.

Наблюдение и подкрепление агрессии со временем развивает у  человека  высокую степень агрессивности как  личностной  черты.  Точно  так  же  наблюдение  и подкрепление   неагрессивного    поведения    развивает    низкую    степень враждебности. Если ребенок ведет себя агрессивно и  получает  при этом положительное подкрепление, то вероятность его  агрессии  в  будущем  в аналогичных  ситуациях  многократно  возрастает.  Постоянное   положительное подкрепление определенных агрессивных  актов,  в  конце  концов,  сформирует привычку агрессивно реагировать на  различные  раздражители.

На проявление детской  агрессии существенное влияние оказывают  такие личностные особенности как  фрустрированность, чувство вины, недостаточно развитые коммуникативные навыки, стремление к доминированию. Наличие агрессивных форм поведения влияет на развитие ребенка, препятствует адаптивным возможностям личности. Степень выраженности детской агрессии зависит от таких социальных факторов, как особенности детско-родительских отношений, характер межличностных взаимодействий ребенка со сверстниками, уровень усвоения тендерных ролей. Существуют и половые различия в силе  проявления  агрессивных  реакций. Мальчики отличаются преобладанием реакций физической агрессии,  в  то  время как девочки  с  возрастом  чаще  прибегают  к  непрямым  способам  выражения агрессии: вербальной, косвенной и негативизму.

Важную  роль  в  формировании  агрессивности  играет  стиль   семейного воспитания.  Здесь  значимо  все:  от  методов  поощрения-наказания,   стиль руководства   ребенком,   характера    взаимодействия    и    конгруэнтности педагогических взглядов родителей  до  «непрожитых»  детских  проблем  самих родителей, не тождественности  семейных  (воспитательных)  сценариев  отца  и матери и др.

Дефекты семейного воспитания, обусловленные как психологическими особенностями самих родителей, так и нарушением взаимоотношений между членами семьи, являются одной из главных причин возникновения агрессивного поведения у дошкольника.

Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте характеризуется тем, что ребенок впервые выходит за рамки своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых и сверстников. Детский сад – это первая ступень, на которой ребенок в дошкольном возрасте приобретает определенные познавательные навыки, умения, знания. От полноценности жизни, прожитой в детском саду, во многом зависит благополучие детей в начальной школе. Дошкольное учреждение обеспечивает единство воспитательного воздействия и семьи, сотрудничество детского сада и школы, подготовку к обучению в школе.

 

 

Глава 2. Практическое исследование проявления агрессии у  детей дошкольного возраста

 

В данном исследовании одной  из задач было выявить и проанализировать основные формы проявления агрессивности  в поведении у детей среднего и старшего дошкольного возраста, предположив,  что при переходе из средней группы дошкольного образовательного учреждения в старшую группу дошкольного  образовательного учреждения изменяется уровень агрессивности.

2.1. Исследование агрессии  у детей дошкольного возраста 

Исследование проходило  на базе ДУ п.Октябрьский. Для исследования были определены две группы детей. Первая группа состояла из детей средней  группы посещающих детский сад, в  количестве 30 человек (16 мальчиков и 14 девочек), в возрасте 4,5-5 лет (Приложение 1). Вторая группа состояла из детей старшей группы посещающих детский сад, в количестве 30 человек (17 мальчиков и 13 девочек), в возрасте 5,5-6 лет (Приложение 2). Исследуемые показатели первой и второй групп сравнивались между собой.

Для диагностики использовали следующие методики: критерии оценки агрессивности (Приложение 13); анкета «Признаки агрессивности» (Приложение 12); проективная методика исследования личности «Несуществующее животное» (Приложение 14); тест «Сказка» Л.Дюсс (Приложение 11). Весь комплекс методик направлен на качественную диагностику уровня агрессивности у детей. Все результаты взаимно дополняют друг друга, что позволяет получить более полное представление об агрессивности ребенка среднего и старшего дошкольного возраста.

  Условно мы разделили  исследовательскую работу на  две части:

  1. Диагностика особенностей детей с агрессивным поведением.

В ходе наблюдения за невербальным поведением ребенка и за поведением ребенка в игре, были определены критерии оценки агрессивности ребенка. Ответив на утверждающие вопросы положительным знаком («+»), если критерий проявляется, и отрицательным («-») если критерий не характерен для ребенка. Положительные ответы суммировались. Появились предположения о том, какие дети являются агрессивными (Приложение 7,8).

Общение со взрослыми имеет  исключительное значение для ребенка  на всех этапах детства. Но особенно важным оно является первые семь лет жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего  человека.

В нашем исследовании перед тем, как проводить  диагностику самого дошкольника, необходимо провести анкетирование  родителей,  которое поможет нам определить конкретные детские проблемы.

Для того чтобы выявить  детей с агрессивным поведением мы использовали анкету «Признаки агрессивности», которая включала в себя девятнадцать особенностей поведения ребенка.

Взрослым предлагалось отметить особенности поведения характерные  для его ребенка положительным  знаком («+»), и отрицательным («-») если особенность поведения не характерна для его ребенка. Положительные  ответы родителей суммировались (Приложение 5,6).

  1. Диагностика особенностей эмоциональных явлений.

Эмоциональный мир агрессивных  детей недостаточно богат, в палитре  их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные  ситуации очень ограниченно. Чаще всего  это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны  и адекватно оценить свое поведение.

В связи с этим было выяснено, на сколько спонтанно возникают  эмоциональные явления, которые обычно не проявляются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.

Признаками первичной агрессии, как расстройства поведения являются повышенная чувствительность, раздражительность, взрывчатость, импульсивность, недифференцированный страх.

Развитие личности в старшем  дошкольном возрасте характеризуется  освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. Иначе  говоря, формируются все стороны  личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно-практическая.

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается  в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это прежде всего отражение внутреннего  дискомфорта, неумения адекватно реагировать  на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок часто  ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность  родителей приводит к нарушению  детско-родительских отношений и  вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. Поэтому в нашем исследовании, была взята методика проективного исследования личности, предложенная М.3. Друкаревич, «Несуществующее животное». Тест направлен на диагностику личностных особенностей, иногда ее творческих потенций. Это одна из наиболее популярных рисуночных методик. Она широко используется отечественными психологами при обследовании детей и взрослых, больных и здоровых чаще всего в качестве ориентирующей методики, т. е. такой, данные которой позволяют выдвинуть некоторые гипотезы об особенностях личности.

Диагностика с дошкольниками  проводилась индивидуально. Испытуемому  предлагают придумать и нарисовать несуществующее животное, а также  дать ему ранее не существовавшее имя. В связи с тем, что процедура  обследования не стандартизована (используются разных размеров листы бумаги для  рисования, в одних случаях рисунок  выполняется цветными карандашами, в других - одним цветом и т. д.), общепринятой системы оценки рисунка  не существует.

Результаты фиксировались  в таблице симптомокомплексов агрессивности  теста "Несуществующее животное" (по Фурманову И.А.), выставлялись баллы оценивая симптомы (Приложение 9,10 ).

При анализе результатов  в данной методике важным показателем  являлись линии, поскольку методика построена на теории психомоторной  связи. Для регистрации состояния  психики используется исследование моторики. По И.М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая  тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением.

Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах  мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления  ответного движения (на представление, мысль).

Для проведения были даны листы бумаги разных размеров, простой карандаш.

Тест проводился индивидуально  и обращалось внимание на сосредоточенность  ребенка при выполнении задания, эмоциональное состояние.

Для получения более полной картины  эмоциональных явлений был использован  тест «Сказка» Луизы Дюсс.

Этот тест удобен для исследования детей «персонажем», с которым  ребенок идентифицирует себя и которому приходится делать выбор. В зависимости от расположения духа ребенок реагирует на ситуацию, изложенную в сказке, спокойно или наоборот, тревожно. Все сказки заканчиваются вопросительной фразой, ответ на которую должен дать ребенок.

Ребенок должен почувствовать, что  тест - такая же игра как и все  остальные, для этого надо выбрать  удобный момент, пытаясь, может быть, даже стимулировать его, чтобы он сам попросил рассказать сказку.

 Ребенок, слушая, повторяя или  выдумывая рассказы и сказки, дает волю чувствам, изливает  приличную дозу природной агрессивности.  Некоторые рассказы вызывают у него страх, но это страх, замешанный на удовольствии и возбуждении.

При анализе результатов теста  отбирались как положительные, так  и отрицательные результаты и пользовались ими в качестве ориентира для применения в процессе прямого наблюдения за развитием личности ребенка.

Тест состоит из десяти сказок с разными по значению целями. Все результаты заносились в таблицу, где выявлялись невербальное поведение  и интерпретации (Приложение 3,4).

 

2.2 Сравнительный  анализ агрессии у детей среднего  и старшего дошкольного возраста

1. Анализ диагностики  особенностей детей с агрессивным  поведением.

Рассмотрим анализ метода критериев оценки агрессивности. Данные результаты получены в ходе наблюдения за детьми, анализа их межличностного поведения, поведения в игре. В  соответствии с этими признаками можно выделить группу дошкольников с повышенной агрессивностью. В средней  группе их число составляет 7% от общего числа членов группы. В старшей  группе 10% от общего числа членов группы.

Информация о работе Диагностика агрессии у детей среднего дошкольного и старшего дошкольного возраста