Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 18:39, реферат
Краткое описание
Актуальность настоящего исследования определена экономическими и социальными изменениями, происходящими в последние годы в нашем обществе и затрагивающими все сферы жизнедеятельности человека. Оценка результатов этих социальных реконструкций неоднозначна, поскольку они привели не только к демократизации общества и повышению степени свободы личности в сфере ее социальной активности, но и усилили негативные проявления острых проблем, связанных с ростом насилия, конфликтности и напряженности между людьми в современном обществе. Наибольшую тревогу вызывают проявления агрессивности в поведении детей, тех сегодняшних детей, которые в любом государстве определяют его будущий статус и направление движения - в сторону развития или деградации.
Содержание
Введение Глава 1. Теоретический анализ агрессивности у детей дошкольного возраста 1.1. Психологические новообразования в дошкольном детстве 1.2. Исследование проблемы детской агрессивности в отечественной и зарубежной психологии Глава 2. Диагностика агрессивности в дошкольном возрасте 2.1.Диагностика агрессивности Глава 3. Психологическое сопровождение профилактики агрессивности у детей дошкольного возраста 3.1. Опыт создания программы и проведение коррекционно-профилактической работы с агрессивными детьми 3.2. анализ эффективности проведения коррекцинно-профилактической работы Заключение Литература
При выделении группы
агрессивных детей воспитатели охарактеризовали
каждого ребенка с точки зрения проявления
им агрессивных тенденций. Чаще всего
встречались следующие определения:
- импульсивный,
- часто дерется,
первым затевает драку,
- ругается, обзывается,
- негативистичен,
- бурно и резко
реагирует на действия другого
ребенка, противоречащие его ожиданиям.
В ходе беседы воспитателями
отмечалось, что агрессивные дети, как
правило, стремятся занять положение лидера
в группе. Часто это происходит с применением
силы, поэтому сверстники часто избегают
общения с такими детьми в играх. Они одиноки
или объединяются в группы с детьми с подобным
поведением. Естественно, такие группы
характеризуются повышенной конфликтностью.
Таким образом, с помощью
беседы с воспитателями мы предварительно
выделили подгруппу агрессивных детей
(7 человек) и выяснили, что агрессивный
ребенок имеет ряд трудностей в общении
со сверстниками, выражающихся в конфликтности:
неумении наладить взаимоотношения с
товарищами, вследствие чего агрессивный
ребенок часто отвергаем другими детьми.
Неудовлетворенность
в признании, обособленность от коллектива
могут, по нашему мнению, усугубить развитие
агрессивности у ребенка.
Таким образом, оптимизация
эмоциональных отношений агрессивного
ребенка со сверстниками должна стать
одной из линий коррекционной работы.
4. Опросник для воспитателей
Анализ ответов на вопросы
методики производился по следующим категориям:
- физическая агрессия,
- вербальная агрессия,
- косвенная агрессия,
- раздражительность,
- негативизм.
Воспитатель отмечал
степень выраженности того или иного способа
поведения ребенка в заданной ситуации.
Затем протокол обрабатывался количественно
по специально предложенной шкале.
Обработка результатов
проводилась в два этапа. На первом этапе
воспитателей просили заполнить опросник
на всех детей, участвующих в исследовании
(18 человек). Таким образом, была получена
общая выборка, которая была разделена
на две части: 8 мальчиков и 10 девочек. По
этим двум выборкам была проведена нормализация
результатов по десятибалльной шкале.
Перед этим была проведена
проверка нормальности распределения
результатов в общей выборке и отдельно
по выборкам мальчиков и девочек, которая
показала, что их распределение не отличается
от нормального.
В результате мы получили
(см. Таблица 3), что завышенные показатели
физической агрессии наблюдаются у 5 детей,
вербальной - у 7, косвенной у 4. Известно,
что физическая и вербальная агрессия
являются ее открытыми формами. По нашим
результатам эта форма выражения агрессии
характерна для детей дошкольного возраста.
Таблица 3.
Степень
выраженности разных видов агрессии по
результатам опросника для воспитателей
(выборка девочек - 10 чел., выборка мальчиков
-8 чел., общая выборка - 18 чел.)
категория ответа
количество детей
Всего
дев.
%
мальч.
%
чел.
%
физическая агрессия
1
10
2
25
3
16,7
вербальная агрессия
2
40
3
37,5
5
27,8
косвенная агрессия
3
30
1
12,5
4
22
раздражительность
-
-
2
25
2
11
негативизм
2
20
-
-
2
11
5. Наблюдение за ребенком
в ходе игры
Для фиксации результатов
наблюдения в ходе игры нами была разработана
схема (см. Приложение 4), в которой были
представлены возможные эмоциональные
и поведенческие реакции, показатели вербальной,
физической, косвенной агрессии. В ходе
игры на каждом ее этапе (напомним, что
она включает в себя вступление в игру,
6 звеньев и выход из игры) результаты наблюдения
заносились в протокол. Затем обработка
результатов происходила следующим образом:
для каждого ребенка был составлен перечень
характерных для него реакций в ходе игры.
В схеме наблюдения
отмечались проявления физической (толкается,
дерется, сталкивает со стула или забирает
кеглю, аутоагрессия), вербальной (командный
тон, угрожающий крик, "обзывается"),
косвенной (кидает игрушки или другие
предметы, топает ногами) агрессии, а также
негативизма (например, в форме умышленного
нарушения правил игры).
По результатам наблюдения
за детьми в ходе игры можно установить
частоту проявления следующих реакций
(см. Таблице 4.).
Таблица 4.
Результаты
наблюдения за детьми в ходе игры (выборка
девочек - 10 чел.,
выборка
мальчиков - 8 чел., общая выборка – 18 чел.)
девочки
Мальчики
физическая агрессия
1 (10%)
2 (25%)
вербальная агрессия
3 (30%)
1 (12,5 %)
косвенная агрессия
2 (20%)
2 (25 %)
негативизм
- (0 %)
1 (12,5 %)
Необходимо отметить,
что в ходе игры по мере приближения ее
к концу большинство детей слабо контролируют
свое поведение: возрастает число агрессивных
реакций, направленных на других детей
(они чаще толкаются, активнее борются
за победу, при этом нарушая правила, причиняя
ущерб окружающим сверстникам).
Ситуация проигрыша
(выход из игры, моделирующая ситуацию
фрустрации) по-разному воспринимается
детьми. Были выявлены следующие типы
выхода ребенка из игры (реакция на проигрыш):
- внешне спокоен,
- выглядит безразличным,
- огорчение,
- отчаяние,
- косвенная агрессия
(топает ногами, кидает игрушки
и др.),
- аутоагрессия.
Соревновательная игра
как диагностический прием предложена
нами не случайно. В дошкольном детстве
в контексте сюжетно-ролевой игры как
одной из форм деятельности возникают
и развиваются такие виды игр, как подвижные
игры с правилами, игры-драматизации, результативные
и дидактические игры (42, С. 9).
Подвижные игры с правилами
представляют собой вариант сюжетно-ролевых
игр с редуцированными ролями, скрытой
воображаемой ситуацией и развернутыми
правилами.
Соревновательная игра
весьма распространена среди дошкольников.
Этот вид игры как школа умения и выигрывать,
и проигрывать дает важный опыт ребенку
для формирования способностей справляться
с трудными ситуациями. Игра обладает
широкими возможностями и как диагностическое
средство. В ней ребенок обнаруживает
как мотивационные особенности, так и
средства регуляции своего поведения,
уже освоенные им. Безусловно, острая соревновательная
игра предполагает боевой настрой, стремление
к победе, в результате чего проигравшие
участники остаются в состоянии эмоционального
дискомфорта. Однако всякая игра предполагает
правила, нарушение которых в ущерб другим,
напористое, враждебное поведение, несущее
негативный эмоциональный заряд, - все
это свидетельствует о наличии не только
"игрового задора", но и агрессивных
тенденций.
Результаты наблюдения
за поведением детей в процессе соревновательной
игры в целом соотносятся с оценками воспитателей,
основанными на наблюдениях за детьми
в повседневной жизни и различных видах
деятельности.
Наиболее характерно
для дошкольников открытое выражение
агрессии: физическая, вербальная.
Как известно, физическая
агрессия - наиболее примитивный способ
выражения агрессивности, характерный
для ранних этапов онтогенеза (X. Хекхаузен).
В нашем исследовании наиболее часто физическая
агрессия отмечалась у пятилетних детей.
У детей старшего дошкольного возраста
(6-7 лет) к этому виду агрессии добавляется
вербальная и косвенная агрессия как более
"социализированные" ее формы. Этот
факт представляется нам особенно важным
по двум причинам.
Во-первых, предложенный
нами диагностический прием в форме наблюдения
за ребенком в ходе значимой для него деятельности
(соревновательная игра) полезен в работе
с маленькими детьми, где применение тестовых
методов диагностики затруднено.
Во-вторых, дошкольное
детство - возраст становления с тенденцией
последующего закрепления агрессивного
поведения. Поэтому ранняя диагностика,
коррекция и профилактика этого негативного
явления должны дать максимальный эффект
именно в этом возрасте.
6. Методика С. Розенцвейга
При применении методики
рисуночной фрустрации С. Розенцвейга
мы использовали две эквивалентные серии
стимульного материала этой методики.
Первая серия стимульного материала была
использована в диагностической работе,
вторая - для оценки эффекта коррекции
и профилактики агрессивности.
Проанализировав ответы
детей, мы обнаружили, что с точки зрения
реагирования на ситуацию фрустрации
18 детей распределились по следующим группам
(см. Таблице 5).
Таблица 5.
Результаты
тестирования по методике С.Розенцвейга
(выборка девочек – 10 чел., выборка мальчиков
- 8 чел., общая выборка – 18 чел.)