Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 18:39, реферат

Краткое описание

Актуальность настоящего исследования определена экономическими и социальными изменениями, происходящими в последние годы в нашем обществе и затрагивающими все сферы жизнедеятельности человека. Оценка результатов этих социальных реконструкций неоднозначна, поскольку они привели не только к демократизации общества и повышению степени свободы личности в сфере ее социальной активности, но и усилили негативные проявления острых проблем, связанных с ростом насилия, конфликтности и напряженности между людьми в современном обществе. Наибольшую тревогу вызывают проявления агрессивности в поведении детей, тех сегодняшних детей, которые в любом государстве определяют его будущий статус и направление движения - в сторону развития или деградации.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ агрессивности у детей дошкольного возраста
1.1. Психологические новообразования в дошкольном детстве
1.2. Исследование проблемы детской агрессивности в отечественной и зарубежной психологии
Глава 2. Диагностика агрессивности в дошкольном возрасте
2.1.Диагностика агрессивности
Глава 3. Психологическое сопровождение профилактики агрессивности у детей дошкольного возраста
3.1. Опыт создания программы и проведение коррекционно-профилактической работы с агрессивными детьми
3.2. анализ эффективности проведения коррекцинно-профилактической работы
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста.docx

— 341.54 Кб (Скачать файл)

 

Наибольшей по количеству вошедших в нее детей является группа, где ответы характеризуются экстрапунитивными самозащитного типа реакциями [E-ED] (5 человек из 18). Дети, отвечающие подобным образом, причину возникшего конфликта видят во внешних обстоятельствах. В основном виновником случившегося является субъект, изображенный на картинке, или гот, о ком идет речь. Ответы детей данного типа реагирования характеризуются также тем, что эти обвинения других служат для оправдания собственных поступков, т.е. носят самозащитный характер.

Три человека вошли в группу с экстрапунитивными реакциями необходимого упорствующего типа [E-NP] (показатели двух из них превышают возрастную норму).

Ответы этих детей характеризуются видением причин во внешних обстоятельствах, но ребенок стремится найти выход из создавшейся ситуации, при этом ответственность за ее исправление возлагается на других.

Группа детей с импунитивными реакциями препятственно-доминантного типа [M-NP] насчитывает 2 человека. Для этого типа реагирования нехарактерно выражение агрессии, ситуация фрустрации воспринимается как нечто такое, что может быть само собой со временем исправлено.

Группа детей с импунитивными реакциями самозащитного типа [M-ED] насчитывает 3 человека. Для ответов этого типа характерно то, что дети не видят повода для обид и обвинений.

Одними мальчиками представлена группа с экстрапунитивными реакциями препятственно доминантного типа [E-OD] (2 человека из 8). Ответы этих детей характеризуются видением причины конфликта во внешних обстоятельствах, но агрессия их безлична: внимание ребенка фиксируется на том, что нечто препятствует его желаниям, нормальному ходу событий, т.е. на препятствии, вызвавшем фрустрацию.

Группа детей с интропунитивными реакциями необходимо упорствующего типа [I-NP] насчитывает 2 человека.

Таким образом, проанализировав все типы реакций, можно сказать, что наибольшее количество реакций носит внешненаправленный характер (открытая агрессия - 27%). Вместе с тем, наблюдается выраженность реакций необходимо упорствующего типа, направленных на разрешение конфликта с помощью других (17%) или выражается надежда, что "время все исправит" (11%). Итак, анализируя полученные результаты по методике Розенцвейга, можно сказать, что дошкольники еще слабо владеют самостоятельными конструктивными способами выхода из ситуации фрустрации. Наибольшее число экстрапунитивных реакций самозащитного типа подтверждают нашу гипотезу о том, что агрессивное поведение у дошкольников возникает как реакция психологической защиты в трудных ситуациях.

7. Методика Л. Бендер

Для анализа результатов, полученных при использовании предложенной Э. Коппитц интерпретации методики Л. Бендер, были выделены следующие особенности рисунка (образцы фигур см. Приложение 5), предположительно свидетельствующие об эмоциональной неустойчивости, возбудимости, раздражительности, импульсивности, низкой толерантности к фрустрации (далее эту группу реакций мы будем условно называть реакциями эмоциональной неустойчивости):

1) хаотичное расположение  рисунков на бумаге;

2) неустойчивая строка (фигуры 1,2);

3) переход к точкам  вместо кружков и наоборот;

4) повторное перерисовывание  фигуры по собственному желанию.

В ходе работы были использованы также признаки, свидетельствующие, по данным Коппитц, об агрессивных тенденциях:

1) постепенное увеличение  размеров фигур;

2) крупные размеры  изображения;

3) экспансия: для  изображения всех фигур не  хватает одного листа.

Для оценки степени выраженности агрессивных тенденций и реакций эмоциональной возбудимости мы использовали так называемые индексы, подсчитываемые как отношения суммы сырых баллов к общей сумме возможных баллов. Результаты проведения методики Л. Бендер представлены в Таблице 6. Обработав результаты, мы получили, что методика Л.Бендер достаточно эффективно выявляет такие характеристики поведения детей, как эмоциональная неустойчивость, импульсивность, возбудимость, раздражительность, низкая толерантность к фрустрации.

Таблица 6.

Результаты проведения методики Л.Бендер

степень выраженности

реакции эмоц. неуст-ти мальч.

агрессивныe тенденции

дев.

мальч.

дев.

мальч.

слабая

3

3

7

5

средняя

2

1

1

3

сильная

2

2

1

1


 

С помощью методки Л. Бендер была выделена группа из 2 девочек и 4 мальчиков с агрессивными тенденциями средней и сильной выраженности. У остальных детей агрессивные проявления сочетаются с реакциями эмоциональной неустойчивости. Можно предположить, что у этих детей предпосылками агрессивного поведения являются повышенная возбудимость, импульсивность и т.д., то есть факторы биологического порядка.

Таким образом, методика Л. Бендер может служить полезным дополнением к другим методам диагностики агрессивных тенденций, поскольку она позволяет выявлять такие характеристики ребенка, как возбудимость, импульсивность, легкость огорчения, низкая толерантность к фрустрации и отделять эти понятия от истинно агрессивных тенденций.

2.1.4. Анализ результатов  и выводы

Анализируя полученные результаты по всем методикам, можно сказать, что для детей дошкольного возраста характерно открытое выражение агрессии.

Об открытом выражении агрессии свидетельствуют и результаты, полученные по методике Розенцвейга (экстрапунитивные реакции наиболее типичны для ответов дошкольников). С помощью методики Розенцвейга мы выяснили, что агрессия у дошкольников носит в основном защитный характер.

Как известно, в отечественной психологии детская агрессивность изучается в основном в связи с разрешением конфликтов, поскольку эта форма поведения считается проявлением у нормального ребенка какого-то неблагополучия в его социальной жизни (педагогическая запущенность, затрудненные контакты со сверстниками и взрослым и т.д.). Ситуация соревновательной игры моделирует повседневные конфликты, о чем свидетельствует факт соответствия результатов наблюдения за ребенком в ходе игры и оценок воспитателей.

Для сопоставления результатов использованных методик показателен случай Толика С. (5;4). По результатам обоих тестирований реакции мальчика могут быть отнесены к экстрапунитивному типу реагирования с целью самозащиты. Необходимо отметить, что его показатели по этим категориям очень высоки (Е = 63,6%; ED = 81,8%), в то время как показатели необходимо упорствующего типа (NP), свидетельствующие о направленности ребенка на исправление ситуации, явно ниже среднего (NP = 9%).

Открытую агрессию (физическая, вербальная), косвенную, а также раздражительность отмечают у мальчика и воспитатели, о чем свидетельствуют данные опросника.

Агрессивные тенденции выявлены и по методике Л. Бендер.

Необходимо отметить, что поведение данного ребенка вызывает тревогу и требует более глубокого изучения его личности, а также его социальной ситуации развития (в первую очередь - семьи) при индивидуальном обследовании, и, весьма вероятно, психологической помощи. Однако было бы неверным думать, что поведение Дениса отражает типичные для старшего дошкольного возраста трудности контроля за своим поведением и неумения справиться с эмоциями в ситуации фрустрации значимого стремления. Наши результаты показывают, что уже в этом возрасте у детей могут присутствовать совершенно иные мотивационные тенденции. С этой точки зрения весьма показателен пример Анжелики Л. (6;3).

По оценкам воспитателей в ходе беседы девочка отнесена к группе, промежуточной по степени выраженности агрессивности. Результаты первого тестирования по методике С. Розенцвейга относят реакции девочки интропунитивному типу. Интересно отметить, что ситуация соревновательной игры и последующего проигрыша пробуждают у данного ребенка тенденции к самостоятельному решению проблемы, поиску выхода из ситуации собственными усилиями.

Результаты работы, проведенные с родителями, свидетельствуют о том, что процесс формирования личности агрессивных детей протекал под влиянием целого ряда неблагоприятных факторов развития.

По данным, полученным от 15 родителей агрессивных детей в пяти случаях стиль родительского воспитания характеризовался полным отсутствием запретов и наказаний, в двух случаях - гиперопекой, сочетающейся с отсутствием требований к ребенку, в двух случаях отмечалась повышенная требовательность (в одном из них - жестокое обращение отца с ребенком). По данным опросника Эйдемиллера эти особенности воспитания обусловлены "воспитательной неуверенностью родителей" (в восьми случаях), в результате чего имеет место неустойчивый тип воспитания.

Блокирование потребностей в общении является одним из источников формирования агрессивности у дошкольников, что подтверждается и другими отечественными исследованиями (77).

Оптимизация общения ребенка с близкими взрослыми и со сверстниками в значимой для него деятельности должна стать целью оказания психологической помощи детям с агрессивным поведением.

Итогом диагностического этапа, на наш взгляд, может стать предложенная нами схема диагностики агрессивных тенденций в дошкольном возрасте.

1. Беседа с воспитателями  группы с целью предварительного  выделения детей с агрессивным  поведением.

2. Наблюдение за  детьми в конфликтных ситуациях, возникших спонтанно или экспериментально  организованных. Этому диагностическому  приему целесообразно обучить  и педагогов для работы с  новой группой или с детьми, вновь поступившими в уже сложившийся  детский коллектив.

3. Применение методики  рисуночной фрустрации С. Розенцвейга  для выявления типа реакции  ребенка в конфликтной ситуации, а также – типа агрессивного  поведения.

4. Применение методики  Л. Бендер с целью отделения (когда  это возможно) истинно агрессивных  реакций от реакций эмоциональной  неустойчивости.

5. Работа с родителями, с целью выяснения причин проявления  агрессивности в поведении ребенка  и поиска методов их устранения (анкетирование, беседа, опрос).

ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

3.1. Опыт  создания программы и проведения  коррекционно-профилактической работы  с агрессивными детьми

Принципы разработки коррекционной программы

На сегодняшний день в системе общественного воспитания детей имеет место такая парадоксальная ситуация, когда все педагогические и психологические усилия направляются на исправление эмоциональных нарушений, в частности - агрессивности, а не на воспитание миролюбия, терпимости, эмпатии, сопереживания, доброжелательности.

Эта проблема организации педагогической работы с агрессивными детьми является лишь частным примером более общей проблемы - реактивного характера педагогических воздействий, осуществляемых, как правило, вслед за свершившимся фактом агрессивности.

Коррекция агрессивности проводилась нами согласно принципам и методам коррекции психического развития ребенка, разработанным в отечественной психологии (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова и др.).

Необходимо отметить, что сам термин "коррекция психического развития" как "совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков в развитии ребенка" (42) впервые был употреблен в дефектологии, а затем был перенесен и в область нормального развития. Здесь коррекция рассматривается как "создание оптимальных возможностей и условий для психического развития в пределах нормы" (41).

Большой вклад в разработку принципов организации коррекционной работы с детьми внес Л.С. Выготский. Именно он указывал на первостепенную роль профилактических мер, то есть мер по предупреждению развития вторичных дефектов.

Таким образом, основными задачами коррекции психического развития являются:

1) коррекция отклонений  в психическом развитии;

2) профилактика негативных  тенденций личностного и интеллектуального  развития (73; 92).

Разработанная нами программа коррекции агрессивности у дошкольников 5-7 лет была использована на занятиях, как с агрессивными детьми, так и с детьми, не проявляющими агрессивности в своем поведении. Это было сделано последующим соображениям.

Информация о работе Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста