Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 18:39, реферат
Краткое описание
Актуальность настоящего исследования определена экономическими и социальными изменениями, происходящими в последние годы в нашем обществе и затрагивающими все сферы жизнедеятельности человека. Оценка результатов этих социальных реконструкций неоднозначна, поскольку они привели не только к демократизации общества и повышению степени свободы личности в сфере ее социальной активности, но и усилили негативные проявления острых проблем, связанных с ростом насилия, конфликтности и напряженности между людьми в современном обществе. Наибольшую тревогу вызывают проявления агрессивности в поведении детей, тех сегодняшних детей, которые в любом государстве определяют его будущий статус и направление движения - в сторону развития или деградации.
Содержание
Введение Глава 1. Теоретический анализ агрессивности у детей дошкольного возраста 1.1. Психологические новообразования в дошкольном детстве 1.2. Исследование проблемы детской агрессивности в отечественной и зарубежной психологии Глава 2. Диагностика агрессивности в дошкольном возрасте 2.1.Диагностика агрессивности Глава 3. Психологическое сопровождение профилактики агрессивности у детей дошкольного возраста 3.1. Опыт создания программы и проведение коррекционно-профилактической работы с агрессивными детьми 3.2. анализ эффективности проведения коррекцинно-профилактической работы Заключение Литература
3.2. Анализ
эффективности проведения коррекционно-профилактической
работы
Процедура анализа
эффективности. По результатам диагностики
агрессивности все испытуемые, принявшие
участие в основной части исследования
были условно разделены на три подгруппы:
1) дети с ярко
выраженными агрессивными проявлениями
в поведении (4 человека);
2) дети без выраженной
агрессивности (6 человек);
3) промежуточная
группа (8 человек).
При выделении этих
групп мы руководствовались результатами
следующих диагностических методов и
приемов:
- беседа с воспитателями;
- опросник для воспитателей;
- методика С. Розенцвейга;
- наблюдение за
ребенком в ходе соревновательной
игры.
Следуя решению поставленных
в программе коррекции и профилактики
агрессивного поведения задач, эффективность
предложенной нами программы проверялась
следующим образом.
Для изучения успешности
решения задач коррекции были выделены
контрольная (10 человек) и экспериментальная
(5 человек) группы среди детей с ярко выраженными
агрессивными проявлениями в поведении.
Дети из экспериментальной группы прошли
весь курс занятий предложенной коррекционно-развивающей
(профилактической) программы. Контрольная
группа была составлена из детей, не прошедших
курс коррекционных занятий по причине
отсутствия их в детском саду на момент
начала работы.
Дополнительно была
составлена группа детей, полностью прошедших
курс коррекционных занятий, из промежуточной
группы, то есть дети с агрессивными проявлениями,
выраженными в неяркой степени (т.е. в пределах
нормы). Это было сделано для того, чтобы
проверить, насколько предложенная нами
программа выполняет задачи профилактики агрессивного
поведения.
Критерием эффективности
нашей работы в данном случае мы считаем
такое положение, когда агрессивность
снижается или остается на первоначальном
уровне.
Критерием эффективности
проведенной работы в решении задач коррекции
агрессивного поведения мы считаем снижение
агрессивности у детей хотя бы до уровня
агрессивности у детей из промежуточной
группы.
После прохождения
курса коррекционно-профилактических
занятий дети были обследованы по методике
рисуночной фрустрации С. Розенцвейга
и с помощью наблюдения за их поведением
в экспериментальной ситуации соревновательной
игры.
Спустя промежуток
времени для оценки устойчивости эффекта
программы было проведено повторное наблюдение
за поведением детей в ходе экспериментальной
игровой ситуации. Мы предположили, что
в ситуации реальной фрустрации (проигрыша)
агрессивные тенденции обязательно проявятся,
если они есть в поведенческом опыте ребенка.
Анализ результатов
Дети с агрессивным
поведением по результатам первоначальной
диагностики агрессивность детей из экспериментальной
группы является внешне направленной.
У 3 человек из 5 она самозащитного типа
(у остальных тип реакции не подчеркивается,
т.к. он находится в пределах поло-возрастной
нормы).
По результатам наблюдения
за поведением детей в ходе соревновательной
игры наблюдается значительный разброс:
количество агрессивных реакций колеблется
от 3 до 9.
В ходе оказания психологической
помощи детям из этой группы было замечено,
что ребята по-разному отнеслись к предлагаемым
им занятиям. Это характерно для всех детей,
принявших участие в данном исследовании.
Основная часть детей проявила большую
заинтересованность в ходе работы на занятиях,
очень отличавшихся от тех, к которым они
привыкли в детском саду.
Большую роль сыграл
тот факт, что для некоторых агрессивных
детей мело большое значение общение со
взрослыми в ходе индивидуальных занятий,
где ребенок чувствовал внимание к себе
и поддержку.
В целом результаты
после коррекционного воздействия в экспериментальной
группе показали, что:
- у 2 из 5 человек
экстрапунитивность снизилась до нормы;
- у 1 ребенка экстрапунитивность
сменилась на импунитивные реакции необходимо-упорствующего
типа, что свидетельствует о стремлении
детей выйти из сложной фрустрационной
ситуации собственными силами;
- -у 1 преобладают
импунитивные реакции необходимо-упорствующего
типа;
- результаты одной
девочки не изменились.
Устойчивость эффекта
коррекционного воздействия подтверждают
показатели наблюдения: через 4-6 месяцев
сниженное количество агрессивных проявления
в игре (от 0 до 4-х по группе) не повышается,
а у некоторых детей даже понижается дальше
(от 0 до 3-х по группе). Таким образом, можно
сделать вывод, что проведенная работа
по предложенной нами программе коррекции
агрессивного поведения в нашем исследовании
показали свою высокую эффективность
в 4 случаях из 5 (80%).
Дети с агрессивным
поведением (контрольная группа - 10 человек:
4 девочки, 6 мальчиков).
В контрольной группе
агрессивность детей носит также открытый
характер. Преобладающий тип реакций по
С. Розенцвейгу - экстрапунитивность самозащитного
и препятственно-доминантного типа. Результаты
наблюдений показали количество реакций
агрессии в игре от 3 до 5,5.
Как было сказано выше,
дети контрольной группы не принимали
участия в индивидуальных и групповых
занятиях, организованных психологом.
Обследование по методике С. Розенцвейга
и наблюдению проходило в те же сроки,
что и в экспериментальной группе
Тестирование по методике
С. Розенцвейга показало следующие результаты:
- у 3 детей их 10 агрессивность
осталась на первоначальном уровне;
- -у 2 детей из 10 экстрапунитивных
реакций при повторном тестировании превышает
их первоначальное число;
- у одного ребенка
(девочка) из 10 агрессия по Розенцвейгу
снижается, но остается выше нормы;
- -у одного ребенка
(мальчика) из 10 внешненаправленная агрессия
переходит во внутреннюю.
Анализируя полученные
результаты из наблюдения за детьми в
ходе соревновательной игры, надо отметить,
что количество агрессивных (проявлений
в целом по группе осталось на первоначальном
уровне (3-6), причем через несколько месяцев
у шести детей из девяти наблюдается тенденция
к увеличению агрессивных реакций.
Сравнивая результаты
обследования детей экспериментальной
и контрольной группы можно сделать вывод
о довольно высокой эффективности проведенной
работы по коррекции и профилактике агрессивного
поведения у дошкольников по предложенной
нами программе.
Дополнительная группа
(18 человек: 8 мальчиков и 10 девочек).
Для того, чтобы оценить
профилактический эффект проведенной
нами работы, из всех детей, прошедших
полный курс занятий, были отобраны дети
по ниже перечисленным категориям.
1. Экстрапунитивность
по С. Розенцвейгу находится в верхней
границе возрастной нормы; результаты
наблюдения и оценок воспитателей противоречивы
или говорят об умеренной или яркой выраженности
агрессивности в поведении. На наш взгляд
эти дети представляют так называемую
"группу риска" перехода в разряд
агрессивных детей. Эта группа составила
5 человек (2 девочки и 3 мальчика).
Мы предположили, что
наша работа будет способствовать снижению
показателей агрессивности у этих детей
или, по крайней мере, оставит их на первоначальном
уровне.
2. Дисгармоничным
фрустрационный профиль по С. Розенцвейгу;
низкая или (средняя степень выраженности
агрессивных реакций по оценкам воспитателей
и результатам наблюдения в ходе игры.)
Наше предположение
заключалось в том, что занятие, направленные
на оптимизацию общения со сверстниками,
помогут детям этой подгруппы научиться
справляться с трудностями. В эту подгруппу
вошло 6 человек (3 мальчика, 3 девочки).
Отсутствие выраженной
агрессивности в поведении по всем использованным
методикам. В эту подгруппу вошло 7 человек
(3 мальчика, 4 девочки).
Анализируя результаты
обследования, проведенного по окончании
цикла коррекционно - профилактических
занятий, отметим, что в первой подгруппе
у 4 из 5 человек фрустрационный профиль
по методике С. Розенцвейга стал соответствовать
норме. Уровень агрессивных проявлений
в игре остался на том же уровне у двоих,
понизился - у двоих и у одного менялся
скачкообразно.
У одной девочки положительных
изменений обнаружено не было (экстрапунитивность
осталась на верхней границе нормы).
Во второй подгруппе
полностью гармоничный фрустрационный
профиль стал у 4 детей из 6, по наблюдению
за поведением в игре наблюдается тенденция
к снижению агрессивных проявлений.
В третьей подгруппе
отсутствие агрессивных проявлений оказалось
стабильным по обеим использованным методикам.
Таким образом, подводя
итог сказанному выше, можно сделать вывод,
что составленная нами программа коррекции
и профилактики агрессивности у дошкольников
с успехом решает поставленные перед ней
задачи и вполне может быть использована
психологами и педагогами в системе дошкольного
воспитания.
Полученные в ходе коррекционно-профилактической
работы результаты позволяют нам сделать
следующие выводы:
1. Результаты диагностики,
проведенной после коррекционной
работы не вызывают сомнения
в эффективности предложенной
нами программы помощи агрессивным
детям в преодолении испытываемых
ими трудностей в общении.
2. Результаты, полученные
в дополнительной группе с
детьми, у которых агрессивные
проявления не так сильны в
целом показали и высокий профилактический
эффект предложенной нами программы.
3. Наша гипотеза
о роли оптимизации общения
ребенка со сверстниками для
преодоления агрессивности в
поведении подтвердилась.
4. Предложенная нами
программа коррекции и профилактики
агрессивности среди дошкольников
вполне может быть использована
в системе детских дошкольных
учреждений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе мы
попытались изучить возможности диагностики,
коррекции и профилактики агрессивности
у детей дошкольного возраста.
Проведенное нами исследование
показало справедливость выдвинутых гипотез,
позволило решить поставленные задачи,
в частности, разработать практические
рекомендации, направленные на повышение
эффективности диагностики, коррекции
и профилактики агрессивности у дошкольников.
Результаты исследования позволили сделать
следующие выводы.
1. Важность разработки
диагностических и коррекционных
программ применительно к агрессивному
поведению детей обусловлена
недостатком и содержательной
неоднозначностью имеющихся средств
диагностики агрессивности именно
в дошкольном возрасте.
2. Решение задачи
диагностики агрессивности в
дошкольном возрасте может быть
успешным при дополнении тестовых
средств диагностики изучением
социальной ситуации развития
ребенка, анализом его поведения
в значимой для него деятельности.
В данной работе решению этой
задачи способствует использование
наблюдения за поведением ребенка
в ходе соревновательной игры.
3. Проведенный теоретический
анализ показал, что на формирование
и развитие агрессивности у
ребенка может оказывать целый
ряд неблагоприятных факторов
как биологического, так и социального
происхождения.