Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 18:39, реферат

Краткое описание

Актуальность настоящего исследования определена экономическими и социальными изменениями, происходящими в последние годы в нашем обществе и затрагивающими все сферы жизнедеятельности человека. Оценка результатов этих социальных реконструкций неоднозначна, поскольку они привели не только к демократизации общества и повышению степени свободы личности в сфере ее социальной активности, но и усилили негативные проявления острых проблем, связанных с ростом насилия, конфликтности и напряженности между людьми в современном обществе. Наибольшую тревогу вызывают проявления агрессивности в поведении детей, тех сегодняшних детей, которые в любом государстве определяют его будущий статус и направление движения - в сторону развития или деградации.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ агрессивности у детей дошкольного возраста
1.1. Психологические новообразования в дошкольном детстве
1.2. Исследование проблемы детской агрессивности в отечественной и зарубежной психологии
Глава 2. Диагностика агрессивности в дошкольном возрасте
2.1.Диагностика агрессивности
Глава 3. Психологическое сопровождение профилактики агрессивности у детей дошкольного возраста
3.1. Опыт создания программы и проведение коррекционно-профилактической работы с агрессивными детьми
3.2. анализ эффективности проведения коррекцинно-профилактической работы
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста.docx

— 341.54 Кб (Скачать файл)

Готовность к школе требует от ребенка определенного развития воли. Он должен быть готовым выполнять посильные задания, уметь преодолевать мимолетные желания.

И конечно же у ребенка этого возраста должен быть интерес к учебе, развита любознательность. Если в результате воспитания готовность к обучению сформировалась, то ребенок безболезненно включается в учебный процесс и успешно выполняет новые обязанности (35).

"Существенную  роль в развитии психики дошкольника  играет доступный для его физических  возможностей труд, посильное участие  в трудовой жизни семьи, а также  в трудовой деятельности коллектива  детского сада" (35). В этой деятельности  складываются отношения реальной  координации действий, распределения  обязанностей. Выполнение учебных  и трудовых заданий также способствует  развитию личности дошкольника: в них складывается направленность  деятельности ребенка на получение  результата, одобряемого взрослыми  и сверстниками.

В дошкольном детстве деятельностью становится и восприятие сказки, действием которой является "содействие, когда ребенок становится на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия" (63, С. 247). Сказка способствует развитию воображения, что необходимо для решения ребенком его проблем. Сказка предлагает ребенку важную информацию, он усваивает, наслаждаясь сказочными образами. Роль сказки в развитии дошкольника не вызывает сомнения. Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. Выделение положительных и отрицательных героев помогает ребенку определить симпатии ребенка, ограничить добро и зло, упорядочить его собственные сложные и амбивалентные чувства. (63, С. 248 - 249). Большинство детей отождествляет себя с положительным героем сказки. Эти положения представляются нам важными в плане коррекции агрессивности у дошкольников. Анализ сказок, их инсценирование могут дать положительные результаты в формировании у детей сочувствия, сопереживания другому, а также в сплочении детского коллектива.

Специфичными для дошкольного возраста становятся продуктивные (изобразительные) виды деятельности - рисование, конструирование, лепка. Подобные виды деятельности, направленные на получение результата, который сравнивается с достижениями других детей, способствуют, таким образом, формированию адекватной самооценки у ребенка, новых мотивов деятельности (стремление принести пользу другим, например).

Б.Д. Эльконин отмечает, что в современном детстве отмечается тенденция обогащения состава видов деятельности, которые не являются символами взросления (музыка, живопись), тенденция культивирования вневозрастного культуротворчества (101).

Большую роль в познании окружающего мира и поведении дошкольника играет слово. Ребенок этого возраста способен выполнять действия по инструкциям, усваивать новые знания с помощью словесных описаний и объяснений.

Таким образом, проведенный анализ типичных видов деятельности для детей дошкольного возраста позволяет нам утверждать, что формирование личностно-развивающего взаимодействия посредством выше перечисленных основных видов деятельности, типичных для дошкольного возраста, должно стать основой для создания программы по оказанию психологической помощи детямс агрессивными проявлениями в поведении.

В дошкольном возрасте происходят значительные изменения и в позвательной сфере ребенка. Развитие процессов восприятия характеризуется тем, что дошкольник усваивает сенсорные эталоны (цвета, формы, величины), что позволяет сравнивать предметы окружающего мира с этими эталонами и произвольно обследовать окружающую действительность. В мыслительной деятельности ребенка-дошкольника наблюдается пробуждение познавательных интересов. У детей этого возраста возникает много вопросов, что говорит о стремлении познать окружающий мир, особенно, когда ребенок сталкивается с тем-то новым и незнакомым.

Для дошкольного возраста характерен образный тип мышления. В развитии мышления к концу дошкольного возраста намечается переход от эгоцентризма к децентрации (63). Это позволяет ребенку объективно, элементарно научно воспринимать действительность. В центре сознания дошкольника находится память (Л.С. Выготский). В этом возрасте развивается произвольная память: намеренное запоминание материала с целью последующего его воспроизведения. Развиваются все функции и виды речи. Эгоцентрическая речь, выполняющая планирующую функцию, становится внутренней речью, перейдя во внутренний план. Речь тоже приобретает черты произвольности: ребенок использует ее в зависимости от задач общения (14). Следует отметить, что в развитии всех познавательных процессов ребенка дошкольного возраста происходит переход от непроизвольных психических процессов к произвольным.

Наряду с развитием познавательных процессов дошкольный возраст характеризуется важными новообразованиями в развитии личности ребенка.

В отечественной психологической науке существуют различные трактовки личностных новообразований в дошкольном возрасте. Так В.С. Мухина отличает две стороны в развитии личности ребенка дошкольного возраста: возникновение новых типов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки, а также - развитие чувств и воли, которые обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его независимость от изменения внешних обстоятельств (58), В.С Мухина выделяет следующие образования, определяющие личность и связанные со структурой самосознания; притязание на признание, осознание себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем), осознание своей половой принадлежности, осознание себя в социальном пространстве.

Развитие мотивационной сферы дошкольника характеризуется появлением новых мотивов поведения ребенка:

- мотивы, связанные  с интересом детей к миру  взрослых;

- игровые мотивы;

- мотивы установления  и сохранения положительных взаимоотношений  со взрослыми и другими детьми;

- мотивы самолюбия, самоутверждения;

- познавательные  и соревновательные мотивы;

- нравственные мотивы.

В дошкольном возрасте выделяются главные и подчиненные мотивы. При этом на первый план начинают выдвигаться социально опосредованные мотивы. Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника. Возникшая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению ребенка. Уже в дошкольном детстве в поведении одних детей преобладают тенденции созидательного типа личности, характеризующегося стремлением быть полезным людям и доставлять им радость, а у других - разрушительного, потребительского. Большую тревогу педагога должны вызывать проявления у детей агрессивной, разрушительной тенденции. Следует пресекать попытки детей утверждать себя активностью, приносящей боль, унижение, неприятности другим детям (Я.Л. Коломенский и др., 1988).

Нравственное развитие дошкольника определяется знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка. Это связано с развитием чувств и воли, приобретают большую глубину и устойчивость.

Развитие самосознания составляет важное личностное новообразование дошкольного возраста. В самосознании ребенка отражено понимание им своего места в системе общественных отношений, оценка своих возможностей и поступков. Важную проблему представляют такие личностные особенности ребенка, как неадекватность самооценки, повышенная эмоциональная напряженность. Пути коррекции заключаются в создании оптимальных условий для того, чтобы ребенок поверил в свои силы, а также изменяется социальный статус ребенка в коллективе (там же).

Помимо игровой и продуктивной деятельности в целях коррекции проводятся музыкальные занятия, рисование, подвижные игры.

В.И. Слободчиков, описывая развитие личности как процесс становления способностей человека (периоды становления событийности) и их образование в конкретном возрастном интервале (периоды реализации), дошкольное детство обозначает как "ступень одушевления" (В.И.Слободчиков, 1991). Этот возрастной период характеризуется возросшей способностью ребенка к самостоятельному передвижению к постижению своего "Я" (в основном - в речевом общении).

Поведение ребенка все больше освобождается от ритуализированных форм совместности со взрослыми и семейно-статусных предписаний. Его субъекгность обнаруживается (как для себя, так и для других) как подлинная самость: в целостности "Я" с устойчивым миропредставлением и собственным действием (там же). Кризисом 6-7 лет начинается вступление ребенка в стадию персонализации. С 6-7 лет начинается процесс уточнения границ 'иьчатождественности внутри со-бытия с другими; процесс бурного осознания своих желаний, целей, способностей и личностных качеств (там же),

Л.И. Божович, характеризуя «внутреннюю позицию» дошкольника, обозначает новый уровень самосознания как осознание своего социального «Я», то - есть способности ребенка в специфической для своего возраста форме осознания себя в этом качестве и дать отстчет о своем отношении к окружающему (8, С. 215).

К концу дошкольного возраста ребенок, стремясь к выполнению значимой деятельности, начинает тяготиться своим положением дошкольника. Это говорит о кризисе 7 лет. Стремление занять новую позицию, направленностъ на будущее, наличие познавательных интересов, определенный уровень развития познавательной и эмоционально-волевой сферы - все это создает содержание психологической готовности к школе.

Подводя итог рассмотрению психологических особенностей ребенка дошкольного возраста, выделим основные новообразования этого периода детства.

В дошкольном возрасте происходит первое построение цельного детского мировоззрения. Ребенок строит картину мира, мировоззренческие схемы. Особенностью этого возраста является пробуждение познавательных интересов.

Возникновение первичных этических инстанций. Появляются простейшие нравственных, эстетических переживаний.

Возникновение соподчинения мотивов. Ребенок дошкольного возраста способен сдерживать свои непосредственные желания. Благодаря этому у ребенка формируются такие личностные качества, как чувство долга, умение преодолевать трудности и т.д.

Возникновение произвольного поведения. На основе этого у ребенка появляется способность управлять своим поведением и поступками. Произвольность поведения - одна из важных предпосылок психологической готовности к школе ребенка.

Возникновение личного сознания: осознание своего места в системе общественных отношений. (63, С. 253 - 254).

Из зарубежных теорий детского развития особого внимания, на наш взгляд, заслуживает эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона и в частности - его характеристика дошкольного детства.

По мнению. Э. Эриксона на каждой стадии развития человека имеются социальные ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он или включается в общество, или отвергается им.

В процессе социализации происходит формирование «групповой идентичности» - ощущение принадлежности ребенка к определенной социальной группе, и «эго-идентичности» - чувства устойчивости и непрерывности своего «Я» (63, С. 81).

Для каждой стадии развития характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Описывая дошкольное детство как возраст игры, Э. Эриксон обозначает задачу этого периода - развитие активной инициативы и в то же время переживание чувства вины и моральной ответственности за свои желания. Ребенок дошкольного возраста активно познает окружающий мир, создавая воображаемые ситуации, моделируя мир человеческих взаимоотношений в игре. В результате этого у ребенка возникает потребность вступить в совместную со взрослыми деятельность, выйти из роли маленького. Однако взрослые остаются для ребенка всемогущими, они могут пристыживать и наказывать. В силу этого противоречия у ребенка должны сформировать качества инициативы.

Агрессивное поведение в этом возрасте влечет ограничение инициативы ребенка и появление чувства вины и тревожности.

Таким образом, по Эриксону, закладываются моральные инстанции, ответственность за свои поступки.

Активность и инициатива ребенка - дошкольника проявляется также и в видном стремлении учиться. Он стремится к объединению с другими детьми для совместной деятельности, извлекать пользу от общения со взрослым.

Таким образом, проведенный нами анализ особенностей детского в дошкольном возрасте позволяет нам выделить причины проявления агрессивности у ребенка в данный период детства.

Так неудовлетворенность потребности в признании и, как следствие, нарушение взаимоотношений ребенка с референтными лицами (взрослый, группа сверстников) является одной из линий развития агрессивности у ребенка. В то же время возникновение таких важных личностных новообразований, как соподчинение мотивов, развитие воли, чувств, самосознания, формирование первичных этических инстанций говорит о том, что ребенок-дошкольник обладает большими по сравнению с предыдущими возрастами способностями к управлению своим поведением Это создает благоприятную почву для коррекционной работы с агрессивными детьми.

1.2.Исследование проблемы  детской агрессивности в отечественной  и зарубежной психологии

Изучение детской агрессии ведется в рамках более широкого контекста проблемы агрессии к агрессивности вообще. Исследование агрессивности ведется с разных позиций, что проявляется уже в том, что сами термины "агрессивность", "агрессия" понимаются неоднозначно. В общественном сознании термин "агрессия" имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий. Чрезвычайная сложность и многообразие форм проявления агрессивности приводит к тому, что на сегодняшний день в науке отсутствует его вполне однозначная трактовка и определение. Это во многом связано с общепсихологическими воззрениями исследователей. Агрессию определяют и как своеобразную защитную реакцию человека на те или иные внешние раздражения, и как нападение или борьбу в пределах одного вида, и как направленное, избирательное стремление истязать подобных (80). При всем многообразии подходов к определению агрессии этот термин имеет тем не менее некоторое ядерное, устойчивое значение - непровоцируемое нападение, и это надо учитывать при квалификации того или иного действия.

Информация о работе Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста