Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 21:41, автореферат
Актуальность темы исследования. Демократизация общества диктует новые требования к формированию личности, осуществление которых принципиально невозможно без совместной деятельности субъектов образования. Одним из них в условиях становления гуманитарной парадигмы образования является требование субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе. Проблема субъект-субъектного педагогического взаимодействия является одной из ключевых в психолого-педагогической теории и практике и требует перестройки процессов обучения и воспитания субъектов образования с учетом диалогического фактора, который обеспечивает переход от авторитарной парадигмы образования к парадигме гуманитарной, реальное становление учащегося как субъекта обучения
5. Модель реализации
диалогического подхода
6. Программа формирования
психологической готовности
Структура работы. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, приложений; текст иллюстрирован схемами и таблицами.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования, представлены методологическая основа, источники, экспериментальная база и этапы исследования, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретико-методологические подходы к исследованию субъект-субъектного педагогического взаимодействия» раскрыто значение субъект-субъектного педагогического взаимодействия для педагогической психологии, проанализированы теоретические проблемы педагогического взаимодействия, его типы, виды, формы и сущностные характеристики, раскрыты неравновесность, асимметричность и гетерохронность субъект-субъектных педагогических взаимодействий, формой которых является диалог.
Во второй главе «Философские и психологические подходы к изучению диалога» понятие «диалог»- характеризуется с точки зрения его генезиса в системе общечеловеческого знания, раскрывается и анализируется содержание диалога в философских и психологических источниках, а также в современных исследованиях в системе гуманитарных наук. Диалог рассматривается как способ бытия в разных сферах реальности, способ обучения, форма и средство субъект-субъектного педагогического взаимодействия.
В третьей главе «Диалогический подход в субъект-субъектном педагогическом взаимодействии» дается теоретико-методологическое обоснование концепции развития субъект-субъектного педагогического взаимодействия, диалогического принципа, определяются модель и программа развития психологической готовности к диалогу, ее этапы, условия и критерии определения эффективности. Выделены такие характеристики психологической готовности к диалогу, как психологическая готовность к трудностям в контактах, гибкость во взаимодействиях и социальная компетентность. В качестве показателей субъект-субъектного педагогического взаимодействия выделены личностные смыслы диалога как духовно-нравственная основа субъект-субъектного педагогического взаимодействия, асимметричность психологических позиций и неравновесность психических состояний в субъект-субъектном педагогическом взаимодействии.
В четвертой главе «Опытно-экспериментальная работа по реализации диалогического подхода в субъект-субъектном педагогическом взаимодействии» определены методы и представлены результаты исследования психологических характеристик диалогического подхода и субъект-субъектного педагогического взаимодействия, выявлены и охарактеризованы эмпирические данные, подтверждающие значимость психологической готовности к диалогу в процессе субъект-субъектного педагогического взаимодействия, которая проявляется в психологической готовности к трудностям в контактах, гибкости во взаимодействиях и социальной компетентности, а также в показателях субъект-субъектного педагогического взаимодействия: личностных смыслах, неравновесности психических состояний и асимметрии психологических позиций в диалоге.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены основные выводы и намечены перспективы дальнейшей работы.
В приложениях представлены некоторые первичные данные эмпирического исследования, результаты статистической обработки психологических характеристик субъект-субъектного педагогического взаимодействия и диалогического подхода, элементы программы формирования психологической готовности к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию, включающие в себя техники обучения готовности к диалогу, упражнения и результаты мониторинга эффективности данной программы.
Заключение диссертации научная статья по теме "Педагогическая психология"
Выводы по четвертой главе
Подводя итоги эмпирического исследования готовности к трудностям в контактах, гибкости во взаимодействиях и социальной компетентности как характеристик диалогического подхода к субъект - субъектному педагогичесмкому взаимодействию, акцентируем внимание на следующем:
1. Поскольку в арсенале эмпирических средств не существует методик, с помощью которых было бы возможным исследование психологических характеристик готовности личности к диалогу, мы привлекли к исследованию методики, в шкалах которых присутствует косвенное измерение этих характеристик; мы исследовали эмпатийность, которая является важной характеристикой личности, ориентированной на сотрудничество и диалог, а также тенденции личности в общении, связанные с ее автономностью, желанием быть суверенной и ответственной, что напрямую свидетельствует о том, что такая личность готова трудностям во взаимодействиях.
2. В факторных структурах реального и идеального диалогов студенты дифференцируют их различия, выделяя в них разные структурные составляющие; специфика этих различий обусловлена когнитивными стилями студентов, что отражено в разных: личностных смыслах идеального и реального диалогов; например, полезависимые студенты, в отличие от студентов поленезависимых не выделяют идеальный диалог как самостоятельный психологический феномен, по всей вероятности, потому, что в их практике субъект-субъектных взаимодействий этот диалог не является актуальным; они легко справляются с трудностями диалога и выделяют реальный диалог, что соответствует теоретическим представлениям о том, что способом осуществления взаимодействий полезависимых студентов являются реальные диалогические отношения; иная картина у студентов поленезависимых, которые очень четко дифференцируют эти диалоги и выделяют в том и другом такую характеристику, как скованность, что свидетельствует о явной выраженности у этой категории испытуемых трудностей в контактах;
3. Минимизации трудностей общения и выработке гибкости во взаимодействиях способствовала программа реализации диалогического подхода, специфика которой позволила повлиять на готовность ее участников к диалогу и их гибкость во взаимодействиях; это дает возможность считать, что люди с разными когнитивными стилями могут выработать качества диалогичности, главным из которых является гибкость во взаимодействиях.
4. Социальную компетентность
субъектов образования
5. Проблема сформированности
социальной компетентности по
результатам эмпирического
6. Испытуемые четко
дифференцируют личностные
7. В выборке испытуемых
без учета фактора
8. В результате факторного анализа были выделены 7 независимых категорий-факторов, среди которых обнаружены факторы, демонстрирующие асимметричные отношения: это неравенство психологических позиций и скованность в высказываниях, что подтверждает теоретическое положение о том, что диалог неравновесен и не всегда предполагает раскованность в общении.
9. По результатам
исследования реального и
10. Студенты, ориентированные
на диалог, выделяют в нем в
качестве главной
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Темой диссертационного исследования нами было определено изучение психологии субъект-субъектного педагогического взаимодействия. С этой целью мы проделали теоретико-методологический анализ, в котором были проанализированы основные теоретические подходы, которые соответствуют данной проблеме. Теоретико-методологический анализ позволил выявить степень разработанности темы, ее новизну, а также поставить проблему, которая решалась на протяжении всего времени работы над диссертаией.