Диалогический подход к формированию психологической готовности будущего учителя к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 21:41, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Демократизация общества диктует новые требования к формированию личности, осуществление которых принципиально невозможно без совместной деятельности субъектов образования. Одним из них в условиях становления гуманитарной парадигмы образования является требование субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе. Проблема субъект-субъектного педагогического взаимодействия является одной из ключевых в психолого-педагогической теории и практике и требует перестройки процессов обучения и воспитания субъектов образования с учетом диалогического фактора, который обеспечивает переход от авторитарной парадигмы образования к парадигме гуманитарной, реальное становление учащегося как субъекта обучения

Вложенные файлы: 1 файл

Диалогический подход к формированию психологической готовности будущего учителя к субъект.doc

— 523.00 Кб (Скачать файл)

- накоплен практический  опыт осуществления субъект-субъектного  педагогического взаимодействия (Г.М.Андреева, П.П.Блонский, И.В.Вачков Л.С.Выготский, А.С.Макаренко, В.А.Мудрик, К.К.Платонов, В.А.Сухомлинский); выявлены особенности субъект-субъектного педагогического взаимодействия с точки зрения его неравновесности (Л.А. Петровская, A.A. Бодалев), асимметричности (Ю.М. Лотман) и личностных смыслов (X. Хекхаузен, А.Н. Леонтьев, В.Ф. Петренко, К.А. Абульханова-Славская).

Изучение научной литературы и исследований, тематически связанных с нашим, показывает, что указанные предпосылки были частично реализованы при анализе профессионального взаимодействия, факторов, механизмов и условий его эффективности, саморегуляции и самоорганизации социального поведения, ценностных ориентиров и когнитивных структур в деятельности педагога, стилей семейного воспитания (Г.В. Акопов, И.А. Баева, Э.Ф. Зеер, В.А. Маликова, В.М. Минияров, В.А.Якунин, H.H. Ярушкин и другие).

Отмечая плодотворность рассмотренных исследований, следует признать, что в педагогической психологии проблема субъект-субъектного педагогического взаимодействия в полной мере не осмыслена. Потребность восполнить данный пробел в научном знании и определила актуальность нашего исследования. Среди многих проблем, возникших при изучении субъект-субъектного педагогического взаимодействия, необходимо исследовать такие, которые связаны с процессом гуманизации современного образования как многопланового, социально-нравственного явления духовной жизни общества, придающего стабильность и в то же время гибкость и динамичность обучению; с осознанием того, что гуманистические идеалы не совпадают с реальностью, что не исключает необходимости к ним стремиться; с разработкой диалогического подхода и принципа, обеспечивающих психологическую готовность будущего учителя к диалогу; с обоснованием структуры формирования психологической готовности будущего учителя к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию и с раскрытием содержания его структурных компонентов; с разработкой концепции формирования психологической готовности будущего учителя к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию, задающей способ создания модели реализации диалогического подхода, включающей программу, этапы, условия, предоставляющие возможность использования форм и методов, адекватных сущностной природе диалога, обеспечивающих интериоризацию личностью целей гуманизации образования, проявляющихся в эмпатийности, конгруэнтности, уверенности в себе, и ряд других проблем.

Имеет место противоречие между потребностью общества в педагоге, ориентированном на диалог и способном устанавливать субъект-субъектные отношения с учащимися, и все сохраняющимися тенденциями к реализации субъект - объектных отношений в обучении, характеризующихся дистантностью, монологичностью, отсутствием обратной связи и сотрудничества; между практической необходимостью формирования психологической готовности будущего учителя к субъект-субъектому педагогическому взаимодействию педагога и учащихся и недостаточной представленностью в психологической науке теоретических оснований для разработки практико-ориентированной концепции формирования психологической готовности будущего учителя к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию.

Стремление найти пути разрешения противоречия определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане - это проблема разработки концепции формирования психологической готовности будущего учителя к диалогу, обеспечивающей субъект-субъектное педагогическое взаимодействие, в котором диалогический принцип ориентирует субъекты образования на раскрытие их личностного потенциала, понимание целей и задач общения, в котором будущие педагоги и учащиеся чувствуют себя активными участниками, занимающими равноправные позиции в процессе педагогического взаимодействия; в практическом - выявление психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование психологической готовности будущего учителя к диалогу в субъект-субъектном педагогическом взаимодействии.

Объект исследования - субъект-субъектное педагогическое взаимодействие учителя и учащегося

Предмет исследования — подход, принцип, содержание и методы формирования психологической готовности будущего учителя к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию.

Цель исследования — разработка и теоретико-методологическое обоснование практико-ориентированной формирования концепции психологической готовности будущего учителя к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию.

Гипотеза исследования. Если субъект-субъектное педагогическое взаимодействие — это форма общения субъектов образовательной деятельности, в котором имеет место асимметрия субъект-субъектных отношений, вызывающая неравновесность психических состояний, являющихся отражением личностных смыслов субъектов образования, то формирование психологической готовности будущего учителя к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию становится успешным тогда, когда:

- определены подход  и принцип, находящиеся в основаниях  концепции формирования субъект-субъектного педагогического взаимодействия, задающей способ создания модели реализации диалогического подхода в обучении;

- поэтапная реализация  а модели обеспечивает преодоление  трудностей, испытываемых учащимися  в субъект-субъектных педагогических взаимодействиях; раскрытие сущности субъект-субъектного педагогического взаимодействия как формы общения становится основой для разработки программы формирования психологической готовности к диалогу субъектов образования;

- реализация преподавателем программы формирования психологической готовности будущего учителя к диалогу, созданной на основе интеграции философского, психологического и педагогического знания, осуществляется с учетом асимметрии психологических позиций и неравновесности психических состояний субъектов образования в диалоге и включает в себя этапы когнитивной оценки, регуляции взаимодействий и этап становления качеств личности, способствующих диалогу.

Задачи исследования:

1.Определить теоретико-методологические  подходы к исследованию субъект-субъектного педагогического взаимодействия.

2. Раскрыть сущность  субъект-субъектного педагогического  взаимодействия как формы общения  и обучения будущего учителя.

3. Обосновать сущность  диалога и средства организации  субъект-субъектного педагогического взаимодействия в образовании. У

4. Обосновать психологические  характеристики диалогического  подхода к развитию субъект-субъектного  педагогического взаимодействия  и определить принцип, обеспечивающий  реализацию данного подхода в  обучении.

5. Раскрыть структуру психологической готовности будущего учителя к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию и обосновать ее компоненты.

6. Разработать и  внедрить модель и программу  формирования психологической готовности  будущего учителя к диалогу.

7. Определить содержание, методы и психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование психологической готовности будущего учителя к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию.

8. Определить результаты  экспериментальной работы по  формированию психологической готовности будущих педагогов к диалогу в субъект-субъектном педагогическом взаимодействии.

Научная новизна исследования: раскрыта сущность субъект-субъектного педагогического взаимодействия как формы общения субъектов образовательной деятельности (сущность данного взаимодействия состоит в проявлениях неравновесности психических состояний субъектов образования, порождающей психическую активность вследствие значимости и информационной насыщенности ситуации диалога, вызывающей (активность) асимметрию или несоразмерность психологических позиций в субъект-субъектных отношениях, являющихся отражением личностных смыслов субъектов образования, которые обусловлены субъективными различиями и предпочтениями в понимании ситуации диалога его участниками); обоснована сущность диалога как формы и средства организации субъект-субъектного педагогического взаимодействия (сущность диалога как формы общения - в способе самовыражения субъектов образования, порождающем эффекты взаимопринятия, со-участия, со-чувствия, со-действия, благодаря которым происходит «вызревание» диалога, осмысливаемого педагогом и учащимися как сотрудничество с целью достижения совместного результата; как средства — в конструктивном взаимодействии субъектов образования, нацеленном на результат, в котором отражены логика мысли другого человека, открытость собственного опыта для другого и открытость опыта другого для себя);

- разработана практико-ориентированная  концепция формирования психологической  готовности будущего учителя  к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию, которая, представляя стратегию педагогического взаимодействия, указывает способ создания модели реализации диалогического подхода (в основании концепции находится диалогический подход и обеспечивающий его реализацию диалогический принцип; диалогический подход нацелен на формирование психологической готовности будущего учителя к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию, обеспечивает организацию субъект-субъектного педагогического взаимодействия с учетом неравновесности психических состояний субъектов образования и асимметричности диалога, вызванного субъективными различиями в его понимании; диалогический принцип ориентирует преподавателя на раскрытие личностного потенциала будущих 1 учителей и понимание целей и задач общения, на преодоление ими трудностей в диалоге через выравнивание психологических позиций, проявление гибкости, обеспечивающей социальную компетентность будущего учителя, которая является результатом становления качеств, проявляемых в субъект-субъектных отношениях);

- определены сущностные  характеристики диалогического  подхода, (сущностными характеристиками  являются двойственность и процессуальность; в двойственности выражено взаимодействие  будущего учителя с внешней  средой, которое обусловлено его  внутренним миром, базирующимся на духовно-нравственных основаниях, мотивах и установках, реализующихся в его личностных смыслах и в социальной компетентности; в процессуальности проявляется этапность диалога: на этапе когнитивной оценки диалог проявляется как средство воздействия и обособления субъектов, влияющее на их психические состояния, этап регуляции отношений нацелен на достижение гибкости во взаимодействиях; этап становления качеств, способствующих диалогу, аккумулирует их в социальной компетентности будущего педагога);

- раскрыто содержание  психологической готовности будущего  учителя к диалогу (психологическая  готовность к диалогу — целостное  личностное образование, интегрирующее  такие составляющие, как психологическая  готовность к трудностям в  контактах (состояние мобилизации, позволяющее ориентироваться в ситуациях затрудненного общения и прогнозировать возможные трудности в контактах), гибкость во взаимодействиях (регуляторно-личностное свойство, проявляющееся в эмоциональной гибкости, обеспечивающей согласованность психологических позиций субъектов взаимодействия, избегание личностных и преодоление внутриличностных конфликтов, выявляющее степень сформированности регуляторной гибкости и способности перестраивать систему саморегуляции адекватно пластичности психики, когнитивным стилям, стилям общения, стилевой саморегуляции), социальная компетентность (интегративно-личностное качество, значимое для самореализации личности и проявляющееся в уверенности в себе, эмпатийности, толерантности и конгруэнтности);

- выделена структура  психологической готовности будущего  учителя к диалогу, включающая  в себя эмоциональный, операциональный  и личностный компоненты (в содержании  эмоционального компонента проявляются  эмоциональная устойчивость, эмпатийность, отзывчивость, склонность устанавливать близкие отношения с другими, потребность быть принятым другими и принадлежать к ним, в преодолении трудностей в контактах; в операциональном компоненте реализуются представления педагога о системе меняющихся внешних и внутренних условий, влияющих на соответствие его поведения ситуации педагогического взаимодействия, способность перестраивать деятельность при возникновении непредвиденных обстоятельств, гибкость поведения, позволяющая адекватно реагировать на изменение ситуации и успешно решать поставленные задачи; в личностном -автономность, субъектная активность, самостоятельность при планировании деятельности и поведения, независимость суждений, проявляющихся в его социальной компетентности); разработана и экспериментально модель реализации диалогического подхода (модель включает цель - формирование психологической готовности будущего учителя к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию; диалогический подход и диалогический принцип; программу формирования психологической готовности будущего учителя к диалогу, включающую этапы когнитивной оценки, регуляции субъект-субъектных взаимодействий и становления качеств личности, способствующих диалогу, а также психолого-педагогические условия, обеспечивающие реализацию психологической готовности будущего учителя к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию; прогнозируемый результат обучения — психологическую готовность будущих учителей к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию); определены психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование психологической готовности будущего учителя к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию: адекватные сущностной природе диалога формы обучения (дискуссия, полемика, спор, диспут, проблемная лекция, интернет-диалог и т. д.); интериоризация внешне заданных целей гуманизации образования во внутренне обусловленные и личностно смыслы, формирующие социальную компетентность будущего учителя, проявляющуюся в эмпатийности, толерантности, конгруэнтности и уверенности в себе; организация рефлексивной практики, позволяющей будущему учителю в контактах с другими осознать свои проблемы в субъект-субъектных взаимодействиях, развить способности к самоанализу своего поведения в диалоге.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно способствует решению научной проблемы, имеющей важное социально-культурное значение, открывает направление научных исследований, связанных с теоретико-методологическим обеспечением субъект-субъектного педагогического взаимодействия, создающего условия для психологической готовности к диалогу субъектов образования. Обоснование диалога как формы и средства субъект-субъектного педагогического взаимодействия составит основу для новых научных представлений о его воспитательно-образовательном потенциале, реализация которого способствует формированию социально компетентной, успешной личности. Предлагаемая в исследовании практико-ориентированная концепция формирования психологической готовности будущего учителя к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию способствует разработке вопросов личностно-ориентированного содержания общепедагогической подготовки будущего учителя в части, относящейся к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию, включению в учебный процесс научного знания о диалоге, диалогическом принципе и диалогическом подходе, содержательным и процессуальным аспектам педагогической деятельности, ориентированной на формирование психологической готовности к диалогу. Результаты исследования позволят на теоретической основе выявить проблемы субъект-субъектного педагогического взаимодействия, источником которой являются асимметрия диалога, различия его личностных смыслов, вызывающие неравновесные психические состояния педагогов и учащихся.

Информация о работе Диалогический подход к формированию психологической готовности будущего учителя к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию