Дидактическая игра как средство формирования представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 15:02, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы - теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем доказать эффективность использования дидактических игр при формировании представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей в ДОУ;
- дать понятие дидактической игре и ее роли в формировании представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста;
- выявить уровень знаний и умений детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом .docx

— 341.94 Кб (Скачать файл)

Описание: перед началом игры выяснить у детей, кого, по их мнению, можно считать «своим», а кого-»чужим», кого можно назвать «знакомым», чем знакомый отличается от близкого человека, чем от чужого, постороннего. Дети стоят на небольшом расстоянии друг от друга, образуя круг. Ведущий — в центре поочередно бросает мяч каждому, приговаривая: знакомый, свой, чужой, выделяя интонацией и паузой того, кого нужно назвать. Ребенок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и возвращает мяч ведущему. 

«Мы — спасатели» 

Цель: закрепление представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях, воспитание сочувственного отношения к пострадавшему. 

Материал: игровая карта с тремя пустыми окошками (одно -сверху, два — снизу); картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях; набор карточек с изображением  тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации. 

Описание: на игровую карту ведущий кладет картинку с изображением опасной ситуации, игроки выбирают из всех карточек с изображением действий две правильные, последовательно раскладывает их. 

«1,2,3, что может быть опасно — найди» 

Цель: закрепление представления об источниках опасности в доме, развитие сообразительности, внимания. 

Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы 

Описание: ведущий отворачивается и считает до 3-5, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны, затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами. 

«Выбери съедобные грибы и ягоды» 

Цель: закрепление знания о съедобных и ядовитых растениях, умения отличать их друг от друга. 

Материал: корзины, муляжи или карточки с изображением съедобных и ядовитых грибов и ягод, фишки. 

Описание: предложить собрать съедобные грибы и ягоды в корзины, а «несъедобные» оставить в лесу. За каждое правильно выбранное растение-фишка. Выигрывает игрок, набравший наибольшее количество фишек. 

«Подбери Танюшке игрушку»  

Цель: закреплять представление о предметах быта, которыми можно/ нельзя играть;развивать внимание; воспитывать чувство взаимопомощи. 

Материал: игровая карта с изображением девочки и «веселых человечков»; картинки с изображением различных предметов. 

Описание: Воспитатель предлагает помочь Танюшке выбрать из предметов, показываемых «веселыми человечками» те, которыми можно играть; объяснить, почему нельзя играть остальными. 

«Что мы знаем о вещах» 

Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества. 

Материал: четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара; картинки с изображением различных бытовых предметов.  

Описание: в игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением « травмы». Воспитатель ( ребенок) — ведущий. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним. 

«Поставь дорожный знак» 

Цель: учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие — «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Дети», «Пешеходный переход», «Дикие животные», запрещающие — «Въезд запрещен», «Движение запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», предписывающие — «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево», «Круговое движение», «Пешеходная дорожка», информационно-указательные — «Место стоянки», «Пешеходный переход», знаки сервиса — «Пункт первой медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Техническое обслуживание автомобилей», «Место отдыха», «Пост ГАИ»); развивать внимание, навыки ориентировки в пространстве.

Материал :дорожные знаки, игровое поле с изображением дорог, пешеходных переходов, железнодорожного переезда, административных и жилых зданий, автостоянки, перекрестков.

Описание: детям предлагается:

1. Рассмотреть игровое поле и  то, что на нем изображено.

2. Расставить нужные дорожные  знаки. Например, у школы — знак  «Дети», у кафе — «Пункт питания», на перекрестке — «Пешеходный  переход» и т. д.

Выигрывает тот, кто за определенное время успеет расставить все знаки правильно и быстро. 

«Я иголки не боюсь» 

Цель: закреплять умение безопасного обращения с иголкой; развивать мелкую моторику; воспитывать внимание , усидчивость.  

Материал: иголки с нитками, прикрепленные к основанию коробки; пуговицы. 

Описание: предложить детям собрать «пирамидку» из пуговиц, нанизывая их на иголку с ниткой или собрать бусы, продевая иголку с ниткой в обе дырочки пуговиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

«РЕБЁНОК И НЕЗНАКОМЫЕ ЛЮДИ»

Цель мероприятия:

  1. Расширить представления детей об опасностях, исходящих от человека; выработка алгоритма поведения в конфликтной ситуации.
  2. Научить детей соответствующим правилам поведения.
  3. Развитие умения работать в группе (такт, внимательность, анализ ситуаций, умение делать вывод).

Ход мероприятия

Воспитатель: Здравствуйте. Сейчас я произнесу несколько высказываний и мы с вами  попытаемся угадать тему нашего мероприятия.

Высказывания: «Хочешь конфетку?»; «Пойдем, я покажу тебе красивого щенка»; «Как тебя зовут»; Хочешь покататься на машине?»; «Хочешь жвачку?»; «Который сейчас час» и т.д.

Воспитатель: Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?

(О встречах с незнакомыми  людьми.)

- Правильно.

- Мы будем работать  по теме: “Как нужно себя вести  при встрече с незнакомым человеком”.

Основной этап.

- Машины, машинами, но на  улицах можно встретить и другие  опасности. Ну, например, людей.

- А вы знаете, как  надо себя вести с незнакомыми  людьми? (Далее следуют разнообразные  ответы детей.)

- Конечно, вежливо, уважительно. Это понятно. Но ещё и правильно.

- Вы ведь знаете, что  кроме хороших людей, есть и  злодеи.

Их ещё называют злоумышленниками. В каждой сказке на них наткнёшься! Вот только, в отличие от сказок, на обычной улице они выглядят по-другому. Злоумышленнику или обманщику очень важно быть как все.

Иначе его будут узнавать и ему не удастся ничего украсть и никого обмануть. Поэтому на улице он выглядит как обычный горожанин.

1. Расширение кругозора (Аукцион).

- Подумайте, чем могут  привлечь ваше внимание незнакомые  люди? (примерные ответы: могут предложит  конфетку, прокатить на машине, подарить  что-нибудь, предложить посмотреть  мультфильмы,.).

- Какие же последствия  могут вас ожидать, если вы  поверите незнакомцу?

- А вы знаете: незнакомец  – это любой человек, которого  ты не знаешь. Пусть даже он  назовёт тебя по имени и  скажет, что знаком с твоими  родителями. (Дети излагают  свои  идеи и озвучивают  свои версии)..

- Так что же делать, чтобы не попасть в ситуации, о которых мы говорили раньше? Надо знать правила поведения  с незнакомым тебе человеком, а незнакомец может быть и  женщиной и твоим сверстником.

- Для этого существуют  правила поведения с любым  незнакомым человеком.

Это правила НЕ.

  • НЕ разговаривай с незнакомцем.
  • НЕ принимай никаких приглашений незнакомца и НЕ садись к нему в машину.
  • НЕ играй далеко от дома.
  • Не гуляй с наступлением темноты.
  • Не брать ничего у незнакомца
  • Не ходи гулять без спросу, родители должны всегда знать, где ты находишься.
  • Не приглашай домой незнакомых ребят.
  • Умей сказать НЕТ.

- А если незнакомец  от тебя не отходит, берёт за  руки, надо вырываться и кричать. Пусть это услышат другие взрослые, они помогут и вызовут милицию.

Можно кричать такие слова, как «МАМА», «ОН ЧУЖОЙ», "МЕНЯ КРАДУТ»,»ЭТО НЕ МОЙ ПАПА»,»ОСТАВЬ МЕНЯ», но кричать надо очень громко.

(Инсценировать сценку, когда один ребёнок тянет другого, а он вырывается).

Надо забыть о стеснении, робости, о том, как ты выглядишь со стороны. Надо кричать во всю мощь лёгких. В опасной ситуации это самый храбрый и совершенно правильный поступок.

Никакая вещь не стоит дороже здоровья.

Физ. минутка (для снятия напряжения)

Ты налево повернись,

Другу рядом улыбнись,

Топни правою ногой:

Раз-два-три,

Покачай, ты, головой:

 Раз-два-три,

Руки вверх ты подними

И похлопай: раз-два-три.

- Вы все читали сказки  и знаете их. Сейчас мы все  будем писать новые сказки, т. е. станем сказочниками.

Проигрывание заданных ситуаций, их представление. На столе расположены детские книги «Красная Шапочка», “Буратино”, “Волк и семеро козлят”, «Колобок».

Задания

Вопрос №1.

- Как развивалась бы  сказка, если бы Красная Шапочка  не рассказала волку о бабушке?

Вопрос №2.

- Как развивалась бы  сказка “Буратино”, если бы Буратино  не пошёл с незнакомцами на  поле чудес?

Вопрос №3.

- Как развивалась бы  сказка “Волк и семеро козлят”, если бы козлята не открыли  дверь незнакомцу?

Вопрос №4.

- Как дальше бы сложилась  сказочная жизнь Колобка, если  бы он не пожалел незнакомую  лису и не сел ей на носик?

(От каждой группы  дети представляют свои варианты  новой сказки).

 Воспитатель: Ребята, а  сейчас мы с вами поиграем

Игра   «Цветок» ( обсуждение с детьми конкретных ситуаций )

Дети по очереди отрывают лепесток с заданием и подносят воспитателю для озвучивания задания.

  • Ваш друг рассказал вам о том, как он с родителями ходил в зоопарк. Вам тоже очень хочется посетить зоопарк, посмотреть зверей. И расположен он совсем недалеко, на соседней улице. Ваши действия?
  • Рядом с вашим домом идет стройка. Строится новый дом. Взрослые ребята ходят туда играть и собирать красивые камешки. Они позвали тебя с собой. Как ты поступишь?
  • Ты с мамой ходил по магазину. Заглядевшись на красивую игрушку, не заметил, как ушла мама. Что ты будешь делать?
  • К вашему подъезду подъехала красивая машина. Взрослый открывает дверцу машины и предлагает покататься. Как тебе быть?
  • Взрослый уговаривает тебя пойти с ним в цирк, представляясь знакомым родителей и сообщая, что действует по их просьбе. Пойдешь ли ты в цирк?
  • Взрослый угощает тебя вкусным мороженым. Нужно ли брать? А жвачку?

Просмотр иллюстраций и картин на тему

« Моя безопасность дома и на улице».

Незнакомый человек может быть опасным и причинить большой вред, например, разлучить с  близкими или напугать.

Итог мероприятия.

Воспитатель: Ребята, давайте еще раз повторим, в каких случаях вам всегда надо говорить «нет».

Каждый грамотный ребенок

Должен твердо знать с пеленок…

1-й ребенок. Если вас  зовут купаться,                     

В телевизоре сниматься,        

            Обещают дать конфет,                    

Отвечайте твердо: «Нет».

2-й ребенок. Вам предложат  обезьянку                    

 Или даже денег  банку,                    

 Или даже в цирк  билет –                    

 Отвечайте твердо: «Нет».

3-й ребенок. Позовут  лететь к Луне                    

 Покататься на слоне                    

 Есть на все простой  ответ,  

Ты ответить должен: «Нет».

- Чтобы опасная ситуация  не возникла, какие правила надо  соблюдать?

НЕ разговаривать с незнакомцем.

НЕ принимать никаких приглашений незнакомца и НЕ садиться к нему в машину.

НЕ гулять с наступлением темноты.

Не ходи гулять без спросу, родители должны всегда знать, где ты находишься.

Не приглашай домой незнакомых ребят.

Уметь сказать»НЕТ»

Рефлексивный итог.

Дети берут конфетку из коробочки и говорят, что им понравилось и что запомнилось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Правила безопасной работы детей с опасными предметами

Правила безопасной работы на занятиях по аппликации.

Правила безопасной работы с ножницами.

1. Постарайся соблюдать  порядок на своем рабочем месте  в течение всего занятия.

2. Работай ножницами  только на своём рабочем месте, под руководством воспитателя.

3. Следи за движением  лезвий во время работы.

4. Ножницы клади кольцами  к себе.

5. Подавай ножницы всегда  кольцами вперед.

6. Не оставляй ножницы  открытыми.

7. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

8. Используй ножницы  только по назначению.

Правила безопасной работы с клеем.

1. При работе с клеем  пользуйся кисточкой, если это  требуется. После работы обязательно  вымой кисточку.

2. Излишки клея убирай  салфеткой, осторожно прижимая.

3. При работе с клеем  – карандашом не оставляй открытым  после работы.

4. Когда закончил работу, руки тщательно вымой с мылом.

Правила безопасной работы с пластилином.

1. Работай с пластилином  только на специальной доске  для лепки.

2. Перед работой выбери  нужный свет. Обрежь нужное количество  стекой.

Информация о работе Дидактическая игра как средство формирования представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них