Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 15:02, дипломная работа
Цель дипломной работы - теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем доказать эффективность использования дидактических игр при формировании представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей в ДОУ;
- дать понятие дидактической игре и ее роли в формировании представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста;
- выявить уровень знаний и умений детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
Описание: перед началом игры выяснить у детей, кого, по их мнению, можно считать «своим», а кого-»чужим», кого можно назвать «знакомым», чем знакомый отличается от близкого человека, чем от чужого, постороннего. Дети стоят на небольшом расстоянии друг от друга, образуя круг. Ведущий — в центре поочередно бросает мяч каждому, приговаривая: знакомый, свой, чужой, выделяя интонацией и паузой того, кого нужно назвать. Ребенок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и возвращает мяч ведущему.
«Мы — спасатели»
Цель: закрепление представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях, воспитание сочувственного отношения к пострадавшему.
Материал: игровая карта с тремя пустыми окошками (одно -сверху, два — снизу); картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях; набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.
Описание: на игровую карту ведущий кладет картинку с изображением опасной ситуации, игроки выбирают из всех карточек с изображением действий две правильные, последовательно раскладывает их.
«1,2,3, что может быть опасно — найди»
Цель: закрепление представления об источниках опасности в доме, развитие сообразительности, внимания.
Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы
Описание: ведущий отворачивается и считает до 3-5, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны, затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.
«Выбери съедобные грибы и ягоды»
Цель: закрепление знания о съедобных и ядовитых растениях, умения отличать их друг от друга.
Материал: корзины, муляжи или карточки с изображением съедобных и ядовитых грибов и ягод, фишки.
Описание: предложить собрать съедобные грибы и ягоды в корзины, а «несъедобные» оставить в лесу. За каждое правильно выбранное растение-фишка. Выигрывает игрок, набравший наибольшее количество фишек.
«Подбери Танюшке игрушку»
Цель: закреплять представление о предметах быта, которыми можно/ нельзя играть;развивать внимание; воспитывать чувство взаимопомощи.
Материал: игровая карта с изображением девочки и «веселых человечков»; картинки с изображением различных предметов.
Описание: Воспитатель предлагает помочь Танюшке выбрать из предметов, показываемых «веселыми человечками» те, которыми можно играть; объяснить, почему нельзя играть остальными.
«Что мы знаем о вещах»
Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества.
Материал: четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара; картинки с изображением различных бытовых предметов.
Описание: в игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением « травмы». Воспитатель ( ребенок) — ведущий. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.
«Поставь дорожный знак»
Цель: учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие — «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Дети», «Пешеходный переход», «Дикие животные», запрещающие — «Въезд запрещен», «Движение запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», предписывающие — «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево», «Круговое движение», «Пешеходная дорожка», информационно-указательные — «Место стоянки», «Пешеходный переход», знаки сервиса — «Пункт первой медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Техническое обслуживание автомобилей», «Место отдыха», «Пост ГАИ»); развивать внимание, навыки ориентировки в пространстве.
Материал :дорожные знаки, игровое поле с изображением дорог, пешеходных переходов, железнодорожного переезда, административных и жилых зданий, автостоянки, перекрестков.
Описание: детям предлагается:
1. Рассмотреть игровое поле и то, что на нем изображено.
2. Расставить нужные дорожные знаки. Например, у школы — знак «Дети», у кафе — «Пункт питания», на перекрестке — «Пешеходный переход» и т. д.
Выигрывает тот, кто за определенное время успеет расставить все знаки правильно и быстро.
«Я иголки не боюсь»
Цель: закреплять умение безопасного обращения с иголкой; развивать мелкую моторику; воспитывать внимание , усидчивость.
Материал: иголки с нитками, прикрепленные к основанию коробки; пуговицы.
Описание: предложить детям собрать «пирамидку» из пуговиц, нанизывая их на иголку с ниткой или собрать бусы, продевая иголку с ниткой в обе дырочки пуговиц.
Приложение 5
«РЕБЁНОК И НЕЗНАКОМЫЕ ЛЮДИ»
Цель мероприятия:
Ход мероприятия
Воспитатель: Здравствуйте. Сейчас я произнесу несколько высказываний и мы с вами попытаемся угадать тему нашего мероприятия.
Высказывания: «Хочешь конфетку?»; «Пойдем, я покажу тебе красивого щенка»; «Как тебя зовут»; Хочешь покататься на машине?»; «Хочешь жвачку?»; «Который сейчас час» и т.д.
Воспитатель: Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?
(О встречах с незнакомыми людьми.)
- Правильно.
- Мы будем работать
по теме: “Как нужно себя вести
при встрече с незнакомым
Основной этап.
- Машины, машинами, но на
улицах можно встретить и
- А вы знаете, как надо себя вести с незнакомыми людьми? (Далее следуют разнообразные ответы детей.)
- Конечно, вежливо, уважительно. Это понятно. Но ещё и правильно.
- Вы ведь знаете, что кроме хороших людей, есть и злодеи.
Их ещё называют злоумышленниками. В каждой сказке на них наткнёшься! Вот только, в отличие от сказок, на обычной улице они выглядят по-другому. Злоумышленнику или обманщику очень важно быть как все.
Иначе его будут узнавать и ему не удастся ничего украсть и никого обмануть. Поэтому на улице он выглядит как обычный горожанин.
1. Расширение кругозора (Аукцион).
- Подумайте, чем могут
привлечь ваше внимание
- Какие же последствия могут вас ожидать, если вы поверите незнакомцу?
- А вы знаете: незнакомец – это любой человек, которого ты не знаешь. Пусть даже он назовёт тебя по имени и скажет, что знаком с твоими родителями. (Дети излагают свои идеи и озвучивают свои версии)..
- Так что же делать, чтобы не попасть в ситуации, о которых мы говорили раньше? Надо знать правила поведения с незнакомым тебе человеком, а незнакомец может быть и женщиной и твоим сверстником.
- Для этого существуют правила поведения с любым незнакомым человеком.
Это правила НЕ.
- А если незнакомец от тебя не отходит, берёт за руки, надо вырываться и кричать. Пусть это услышат другие взрослые, они помогут и вызовут милицию.
Можно кричать такие слова, как «МАМА», «ОН ЧУЖОЙ», "МЕНЯ КРАДУТ»,»ЭТО НЕ МОЙ ПАПА»,»ОСТАВЬ МЕНЯ», но кричать надо очень громко.
(Инсценировать сценку,
когда один ребёнок тянет
Надо забыть о стеснении, робости, о том, как ты выглядишь со стороны. Надо кричать во всю мощь лёгких. В опасной ситуации это самый храбрый и совершенно правильный поступок.
Никакая вещь не стоит дороже здоровья.
Физ. минутка (для снятия напряжения)
Ты налево повернись,
Другу рядом улыбнись,
Топни правою ногой:
Раз-два-три,
Покачай, ты, головой:
Раз-два-три,
Руки вверх ты подними
И похлопай: раз-два-три.
- Вы все читали сказки и знаете их. Сейчас мы все будем писать новые сказки, т. е. станем сказочниками.
Проигрывание заданных ситуаций, их представление. На столе расположены детские книги «Красная Шапочка», “Буратино”, “Волк и семеро козлят”, «Колобок».
Задания
Вопрос №1.
- Как развивалась бы сказка, если бы Красная Шапочка не рассказала волку о бабушке?
Вопрос №2.
- Как развивалась бы сказка “Буратино”, если бы Буратино не пошёл с незнакомцами на поле чудес?
Вопрос №3.
- Как развивалась бы сказка “Волк и семеро козлят”, если бы козлята не открыли дверь незнакомцу?
Вопрос №4.
- Как дальше бы сложилась сказочная жизнь Колобка, если бы он не пожалел незнакомую лису и не сел ей на носик?
(От каждой группы
дети представляют свои
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем
Игра «Цветок» ( обсуждение с детьми конкретных ситуаций )
Дети по очереди отрывают лепесток с заданием и подносят воспитателю для озвучивания задания.
Просмотр иллюстраций и картин на тему
« Моя безопасность дома и на улице».
Незнакомый человек может быть опасным и причинить большой вред, например, разлучить с близкими или напугать.
Итог мероприятия.
Воспитатель: Ребята, давайте еще раз повторим, в каких случаях вам всегда надо говорить «нет».
Каждый грамотный ребенок
Должен твердо знать с пеленок…
1-й ребенок. Если вас
зовут купаться,
В телевизоре сниматься,
Обещают дать конфет,
Отвечайте твердо: «Нет».
2-й ребенок. Вам предложат обезьянку
Или даже денег банку,
Или даже в цирк билет –
Отвечайте твердо: «Нет».
3-й ребенок. Позовут
лететь к Луне
Покататься на слоне
Есть на все простой ответ,
Ты ответить должен: «Нет».
- Чтобы опасная ситуация не возникла, какие правила надо соблюдать?
НЕ разговаривать с незнакомцем.
НЕ принимать никаких приглашений незнакомца и НЕ садиться к нему в машину.
НЕ гулять с наступлением темноты.
Не ходи гулять без спросу, родители должны всегда знать, где ты находишься.
Не приглашай домой незнакомых ребят.
Уметь сказать»НЕТ»
Рефлексивный итог.
Дети берут конфетку из коробочки и говорят, что им понравилось и что запомнилось.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Правила безопасной работы детей с опасными предметами
Правила безопасной работы на занятиях по аппликации.
Правила безопасной работы с ножницами.
1. Постарайся соблюдать
порядок на своем рабочем
2. Работай ножницами только на своём рабочем месте, под руководством воспитателя.
3. Следи за движением лезвий во время работы.
4. Ножницы клади кольцами к себе.
5. Подавай ножницы всегда кольцами вперед.
6. Не оставляй ножницы открытыми.
7. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
8. Используй ножницы только по назначению.
Правила безопасной работы с клеем.
1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется. После работы обязательно вымой кисточку.
2. Излишки клея убирай салфеткой, осторожно прижимая.
3. При работе с клеем
– карандашом не оставляй
4. Когда закончил работу, руки тщательно вымой с мылом.
Правила безопасной работы с пластилином.
1. Работай с пластилином только на специальной доске для лепки.
2. Перед работой выбери нужный свет. Обрежь нужное количество стекой.