Дошкольный возраст, характерные особенности психического развития
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 15:21, реферат
Краткое описание
Целью исследования является изучение характерных особенностей психического развития дошкольников. В соответствии с целью исследования определены следующие задачи: психическое развитие дошкольный возраст 1. Рассмотрение закономерностей общего развития детей в дошкольном возрасте. 2. Изучение методов научно-психологического исследования развития дошкольников. 3. Изучение особенностей деятельности детей в дошкольном возрасте и влияние ее на психическое развитие. 4. Изучение особенностей становления личности дошкольников. 5. Изучение особенностей умственного развития детей дошкольного возраста.
Содержание
Введение I. Закономерности развития детей в дошкольном возрасте 1.1 Особенности общего развития в дошкольном возрасте 1.2 Методы научно-психологического изучения детей дошкольного возраста II. Особенности психологического развития дошкольников 2.1 Психологическая характеристика деятельности ребенка в дошкольном возрасте 2.2 Развитие личности дошкольника 2.3 Умственное развитие дошкольника Заключение Литература Приложения
Сочувствие и заботливость по отношению
к людям появляются у многих детей - дошкольников.
Старший дошкольник во многих случаях
в состоянии разумно объяснит свои поступки,
пользуясь для этого определенными нравственными
категориями. Это значит, что у него сформировались
начало нравственного самосознания и
нравственной саморегуляции поведения,
хотя внешние проявления соответствующих
личностных качеств не проявляется достаточно
устойчивыми.
В старшем дошкольном возрасте получают
дальнейшее развитие мотивы общения, в
силу которых ребенок стремится установить
и расширить контакты с окружающими людьми.
В данном возрасте дети придают большое
значение оценкам, даваемым им взрослыми
людьми. Ребенок не ждет такой оценки,
а активно сам добивается ее, стремиться
получить похвалу, очень стареется ее
заслужить. Все это свидетельствует о
том, что ребенок уже вступил в период
развития, сенситивный для формирования
и укрепления у него мотивации достижения
успехов и ряда других жизненно полезных
личностных свойств, которые в будущем
должны будут обеспечить успешность его
учебной, профессиональной и других видов
деятельности.
Под основными качествами личности понимаются
те, которые, начиная оформляться в раннем
детстве, довольно скоро закрепляются
и образуют устойчивую индивидуальность
человека, определяемую через понятие
социального типа, или характера, личности.
Основные личностные качества отличаются
от других тем, что их развитие - по крайней
мере в начальный период - в определенной
степени зависит от генотипических, биологических
обусловленных свойств организма. К числу
таких личностных качеств относится, например,
экстроверсия и интроверсия, тревожность
и доверие, эмоциональность и общительность,
невротичность и другие. Они складываются
и закрепляются у ребенка в дошкольном
возрасте, в условиях сложного взаимодействия
многих факторов: генотипа и среды, сознания
и бессознательного, оперантного и условно-рефлекторного
поучению, подражания и ряда других.
В младшем и среднем дошкольном детстве
продолжается формироваться характер
ребенка. Он складывается под влиянием
наблюдаемого детьми характерного поведения
взрослых. В эти же годы начинают формироваться
такие важные личностные качества, как
инициативность, воля, независимость.
В старшем дошкольном возрасте ребенок
обучается общаться, взаимодействовать
с окружающими людьми в совместной с ними
деятельности, усваивает элементарные
правила и нормы поведения, что позволяет
ему в дальнейшем хорошо сходиться с людьми,
налаживать с ними нормальные деловые
и личные взаимоотношения.
У детей начиная с трехлетнего возраста,
отчетливо проявляется стремление к самостоятельности,
которую они начинают отстаивать в игре.
К среднему дошкольному возрасту у многих
детей складываются умение и способность
правильно оценивать себя, свои успехи,
неудачи, личностные качества.
Особую роль в планировании и прогнозировании
результатов личностного развития ребенка
играет представление о том, как дети разного
возраста воспринимают и оценивают своих
родителей.
В некоторых исследованиях установлено,
что самое заметное воздействие родителей
на себе испытывают дети в возрасте от
трех до восьми лет, причем между мальчиками
и девочками имеются определенные различия.
Так, у девочек психологическое влияние
родителей начинает чувствоваться раньше
и продолжается дальше, чем у мальчиков.
Этот период времени охватывает годы от
трех до восьми лет. Что касается мальчиков,
то они значительно меняются под воздействием
родителей в промежутке времени от пяти
до семи лет, т.е. на три года меньше. 6
2.3 Умственное развитие
дошкольника
В дошкольном возрасте идет процесс совершенствования
внимания.
Характерной особенностью внимания ребенка
раннего дошкольного возраста является
то, что оно вызывается внешне привлекательными
предметами, события и людьми и остается
сосредоточенными до тех пор, пока у ребенка
сохраняется непосредственный интерес
к воспринимаемым объектам. Внимание в
этом возрасте фактически не является
произвольным. В развитии произвольного
внимания ребенку помогают рассуждения
вслух.
От младшего к старшему дошкольному возрасту
внимание детей прогрессирует одновременно
по многим различным характеристикам.
Младшие дошкольники обычно рассматривают
привлекательные картинки не более 6-8
секунд, в то время как старшие дошкольники
способны сосредотачивать внимание на
одном и том же изображении от 12 до 20 секунд.
То же самое касается времени занятий
одной и той же деятельностью у детей разного
возраста. В дошкольном детстве уже наблюдаются
значительные индивидуальные различия
в степени устойчивости внимания у разных
детей, что, вероятно, зависит от типа их
нервной деятельности, от физического
состояния и условий жизни.
Развитие памяти в дошкольном возрасте
также характеризуется постепенным переходом
от непроизвольного и непосредственного
к произвольному и опосредованному запоминанию.
В младшем и среднем дошкольном возрасте
у детей запоминание и воспроизведение
в естественных условиях развития памяти,
т.е. без специального обучения миемическим
операциям, являются непроизвольными.
В старшем дошкольном возрасте при тех
же условиях происходит постепенный переход
от непроизвольного к произвольному запоминанию
и воспроизведению материала.
Переход от непроизвольной к произвольной
памяти включает в себя два этапа.
На первом этапе формируется необходимая
мотивация, т.е. желание чтобы запомнить.
На втором этапе возникают и совершенствуются
необходимые для этого миемические действия
и операции.
У детей раннего дошкольного возраста
доминирует непроизвольная, зрительно-эмоциональная
память. У большинства нормально развивающихся
детей неплохо развиты непосредственная
и механическая память.
При помощи механических повторений
у детей старшего дошкольного возраста
информация неплохо запоминается. В этом
возрасте появляются первые признаки
смыслового запоминания. При активной
умственной работе дети запоминают материал
лучше, чем без такой работы. У детей хорошо
развита эйдетическая память.
Начало развития детского воображения
связывается с окончанием периода раннего
детства, когда ребенок
впервые демонстрирует способность
замещать одни предметы другими. Дальнейшее
развитие воображения получает в играх,
где символические замены совершаются
довольно чсто и с помощью разнообразных
средств.
В первой половине дошкольного детства
у ребенка преобладает репродуктивное
воображение, механически воспроизводящее
полученные впечатления в виде образов.
В старшем дошкольном возрасте, когда
появляется произвольность в запоминании,
воображение из репродуктивного, механически
воспроизводящего действительность превращается
в творчески ее преобразующее. Оно соединяется
с мышлением, включается в процессе планирования
действий. Деятельность детей в результате
приобретает осознанный, умственных характер.
От развитости у ребенка воображения
зависит развитие мышления, его становление
и совершенствование.
Сначала формируется наглядно-образное
мышление, развитие которого стимулируют
сюжетно-ролевые игры, особенно игры с
правилами.
Словесно-логическое мышление ребенка
начинает развиваться в конце дошкольного
возраста. Оно предполагает уже умение
оперировать словами и понимать логику
рассуждений.
Развитие словесно-логического мышления
у детей происходит как минимум два этапа.
На первом этапе их них ребенок усваивает
значение слов, относящихся к предметам
и действиям, поучается пользоваться ими
при решении задач, а на втором этапе им
познается система понятий, обозначающих
отношения и усваиваются правила логики
рассуждений.
Развитие понятий идет параллельно с
развитием процессов мышления и речи и
стимулируется тогда, когда они начинают
соединяться друг с другом.
В дошкольном детстве речь ребенка становится
более связной и приобретает форму диалога.
У дошкольника по сравнению с ребенком
раннего возраста появляется и развивается
более сложная, самостоятельная форма
речи - развернутое монологическое высказывание.
Отличается развитие речи "про себя"
и внутренней речи.
Заключение
Итак, что же приобретает ребенок в процессе
своего развития в период дошкольного
детства?
В данном возрасте у детей в интеллектуальном
плане выделяется и оформляется внутреннее
умственное действие и операции. Они касаются
решения не только познавательных, но
и личностных задач. Можно сказать, что
в это время у ребенка появляется внутренняя,
личная жизнь, причем сначала в познавательной
области, а затем и в эмоциональной - мотивационной
сфере. Развитие в том и в другом направлениях
происходит свои этапы, от образности
до символизма. Под образностью понимается
способность ребенка создавать образы,
изменять их, произвольно оперировать
ими, а символизмом называется умение
пользоваться знаковыми системами (символическая
функция), совершать знаковые операции
и действия: математические, лингвистические,
логические и другие.
Здесь же, в дошкольном возрасте, берет
свое начало творческий процесс, выражающийся
в способности преобразовывать окружающую
действительность, создавать что-то новое.
Творческие способности у детей проявляются
в конструктивных играх, в техническом
и художественном творчестве. В этот период
времени получают первичное развитие
имеющиеся задатки к специальным способностям.
Внимание к ним в дошкольном детстве является
обязательным условием ускоренного развития
способностей и устойчивого, творческого
отношения ребенка к действительности.
В познавательных процессах возникает
синтез внешних и внутренних действий,
объединяющихся в единую интеллектуальную
деятельность. В восприятии этот синтез
представлен перцептивными действиями,
во внимании - умением управлять и контролировать
внутренний и внешний планы действия,
в памяти - соединением внешнего и внутреннего
структурирования материала при его запоминании
и восприятии.
Эта тенденция особенно отчетливо выступает
в мышлении, где она представила как объединение
в единый процесс наглядно - действенного,
наглядно - образного и словесно - логического
способов решения практических задач.
На этой основе формируется и далее развивается
полноценный человеческий интеллект,
отличающийся способностью одинаково
успешно решать задачи, представленные
во всех трех планах.
В дошкольном возрасте соединяются воображение,
мышление и речь. Подобный синтез порождает
у ребенка способность вызывать и произвольно
манипулировать образами при помощи речевых
самоинструкцией. Это означает, что у ребенка
возникает и начинает успешно функционировать
внутренняя речь как средство мышления.
Синтез познавательных процессов лежит
в основе полноценного усвоения ребенком
родного языка и может быть использован
при обучении иностранным языком.
Одновременно завершается процесс формирования
речи как средство обучения, что подготавливает
благоприятную почву для активации воспитания
и для развития ребенка как личности. В
процессе воспитания, проводимого на речевой
основе, происходит усвоение элементарных
нравственных норм, форме и правил культурного
поведения. Будучи усвоенными и став характерными
чертами личности ребенка, эти нормы и
правила начинают управлять его поведением,
превращая действия в произвольные и нравственно
регулируемые поступки. Вершиной личностного
развития ребенка в дошкольном детстве
является персональное самосознание,
включающее опознание собственных личностных
качеств, способностей, причин успехов
и неудач.
Литература
Асеев В.Г. Возрастная психология. 1989
г.
Возрастная и педагогическая психология:
Тексты. 1992 г.
Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психология
развития дошкольника. 1971 г.
Запорожец А.В. Избранные психологические
труды. 1986 г.
Котырло В.К. Развитие волевого поведения
у дошкольников. 1971 г.
Крутецкий В.А. Психология. 1986 г.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология.
1997 г.
Мухина В.С. Детская психология. 1985 г.
Мухина В.С. Изобразительная деятельность
ребенка как форма усвоения социального
опыта. 1981 г.
Немов Р.С. Психология. 1997 г.
Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника.
1977 г.
Проскура Е.В. Развитие познавательных
способностей дошкольника. 1985 г.
Развитие личности ребенка. 1987 г.
Эльконин Д.Б. Психология игры. 1976 г.
Эльконин Д.Б. Детская психология. 1960
г.
Приложения
Приложение 1
Сроки прорезывания молочных и постоянных
зубов
Зубы
Резцы средние
Резцы боковые
Клыки
Премо-ляры I
Премо-
ляры II
Моляры
I
Моляры
II
молочные
нижние
6-8 мес.
10-12 мес.
18-20 мес.
13-15 мес.
22-24 мес.
молочные верхние
8-9 мес.
9-11 мес.
17-19 мес.
12-14 мес.
21-23 мес.
постоянные нижние
5,5-8 лет
9-12,5 лет
9,5-12 лет
9-12,5 лет
9,5-15 лет
5-7,5 лет
10-14 лет
постоянные верхние
6-10 лет
8,5-14 лет
9-14
лет
10-14 лет
9-14 лет
5-8
лет
10,5-14,5 лет
Приложение 2
Частота дыхательных движений и частота
пульса в зависимости от возраста