Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 17:26, курсовая работа
Цель исследования заключается в изучении проблемы сиротства и описание жизненного пути выпускников детских домов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Дать характеристику проблемы сиротства и его причин.
Определить основные формы устройства детей-сирот.
Выявить особенности личностного становления детей-сирот в условиях учреждений интернатного типа.
Обобщить особенности жизненного пути детей-сирот.
Изучить технологии постинтернатной адаптации.
Введение……………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Общая характеристика проблемы сиротства……………………….. 7
1.1. Сиротство как социальное явление и его причины……………………... 7
1.2. Формы жизнеустройства детей-сирот…………………………………..... 12
1.3. Характерные особенности воспитанников детских домов……………... 17
Глава 2. Особенности жизненного пути детей-сирот………………………... 22
2.1. Понятие «жизненный путь личности»………………………………….... 22
2.2. Трудности социализации детей-сирот в постинтернатный период…… 26
2.3. Социальные проблемы выпускников детских домов………………….... 31
2.4. Общественное мнение о некоторых аспектах проблемы сиротства…... 39
Глава 3. Социально-педагогическое сопровождение выпускников интернатных учреждений как особая технология адаптации к самостоятельной жизни……………………………………………………….. 46
3.1. Социально-педагогическое сопровождение воспитанников учреждений для детей, оставшихся без родительского попечения……………………….. 46
3.2. Модели постинтернатного сопровождения выпускников………………. 49
Заключение……………………………………………………………………… 56
Библиографический список………
Конец детства и начало молодости считается переходным периодом, в который активно осуществляется процесс социализации подростков и ребят старшего школьного возраста. Это время является сложным для большинства ребят, живущих как в семьях, так и в государственных интернатных учреждениях. Последним, естественно, приходится справляться с дополнительными трудностями [14;54].
Можно сделать вывод, что жизненный путь – это жизнь человека как личности, история индивидуального развития. Жизненный путь является содержанием индивидуальной истории, ее мировоззренческой сутью. В структуру жизненного пути входят те факты, события и поступки, которые определяют становление индивида как личности. Для каждого человека характерна своя стратегия, которая строится на основе представления о целостности, поэтапности, перспективности своего жизненного пути.
Таким образом, с одной стороны, выпускник детского дома или интернатного учреждения к 18 годам, т.е. к собственному совершеннолетию и уходу из детского дома/ интерната, должен быть готов к самостоятельной взрослой жизни в профессиональной (учебной), общественной и личностной сферах. А с другой стороны, он просто не в состоянии соответствовать этим требованиям в 18 лет, так как они зачастую являются результатами социализации и развития следующего возрастного этапа. У молодого человека отсутствует система ценностных ориентаций, не сформированы практические умения и навыки в указанных профессиональной (учебной), общественной и личностной сферах, обеспечивающие успешность интеграции в социум и занятие в нем определенной позиции, что и отражает сущность готовности к самостоятельной жизни. Отсюда формируется основное противоречие между предъявляемыми обществом требованиями и реальными возможностями молодого человека, порождающее социальную проблему адаптации выпускников детских домов и интернатных учреждений.
2.2. Трудности социализации детей-сирот в постинтернатный период
По данным государственной статистической
отчетности, из детских домов и
школ-интернатов последние несколько
лет ежегодно выпускаются до 13 тысяч
и более детей-сирот. Из них около
60% поступают в учреждения начального
профессионального образования, 24%
– в средние специальные
Несколько лет назад Генеральная
прокуратура озвучила чудовищную статистику,
касающуюся выпускников сиротских
учреждений. 40% ребят становятся алкоголиками
и наркоманами, 40% совершают правонарушения,
10% кончают жизнь самоубийством
и только один из десятка – более
или менее успешно
Дети-сироты и дети, оставшиеся без родительской опеки, – особая категория. Они не могут рассчитывать на помощь родителей.
Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему социальных отношений могут быть различные. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием детьми-сиротами тех требований, которые предъявляет окружающий социум.
В связи с ограничением социальных контактов детей-сирот процесс их социализации затруднен. Существенным образом он зависит от тех норм, принятых в социальном окружении ребенка, которые регулируют требования к нему и обеспечивают формирование его личности. Воспитанник детского дома, прежде всего, воспринимает складывающиеся отношения между детьми и взрослыми в этом типе воспитательного учреждения как эталонные нормы отношений, при этом в качестве такой нормы выступает особое положение детей-сирот в обществе, что в какой-то степени деформирует восприятие этими детьми других социальных норм и создает трудности для адекватного социального развития [24].
Особое значение для социального развития ребенка имеет процесс формирования его ценностных ориентаций, которые отражают внутреннюю основу отношений человека к различным ценностям материального, морального и духовного порядка. Ценностные ориентации обнаруживаются в идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности. Ценностные ориентации у детей-сирот существенным образом отличаются от ценностных ориентаций детей, обучающихся в обычной школе.
Исследование советских
В процессе социализации решаются три группы задач: адаптация, автомизация и активизация личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в тоже время диалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов.
Социальная адаптация
Процесс социализации (включения ребенка в систему социальных отношений), даже при благоприятном стечении обстоятельств, разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий взрослого и ребенка [15;89].
Под трудностью социализации понимается комплекс затруднений ребенка при овладении той или иной социальной ролью. Чаще всего причинами возникновения этих трудностей является несоответствие требований к ребенку в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим отношениям.
Трудности овладения социальной ролью возникают чаще всего тогда, когда ребенок не информирован об этой роли, либо информация носит ложный характер, либо у ребенка нет возможностей попробовать себя в данной роли (отсутствие условий для социальных проб).
Трудности социализации могут быть
связаны и с тем, что внутри
социума наблюдается "размытость"
образов ролевого поведения (например,
стираются границы между
В связи с этим у ребенка периодически с необходимостью встает задача самоопределения, как по поводу содержания самой социальной роли, так по поводу способов ее воплощения [24].
В условиях воспитания в детском
доме трудности, с которыми сталкивается
ребенок в процессе социализации,
удваивается. Это происходит потому,
что сама организация жизнеспособности
детей в детском доме устроена
таким образом, что у ребенка
формируется преимущественно
Иными словами, воспитанники детского дома, выходя за его порог, умеют "быть сиротой", т.е. надеяться на покровительство, обладают "выученной беспомощностью", не подозревая о том, что можно опереться на собственные внутренние ресурсы.
У детей практически нет
В детском доме жестко регламентирован режим проживания (когда следует вставать, принимать пищу, играть, учиться, спать и т.д.), не позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребенка [12;69].
Таким образом, условия проживания ребенка в детском доме не дают ему возможности самостоятельно регулировать ритм и частоту контактов со средой в соответствии с динамикой собственных потребностей. Это может приводить к затруднениям в формировании способностей, к не осознанию собственных актуальных состояний. Такой ребенок с трудом будет отвечать на такие важные для развития самоопределения вопросы, как: "чего я сейчас хочу?", "какой я сейчас?". В качестве компенсаторного механизма в данном случае начнет функционировать психологического слияния со средой ("Я хочу того, чего хотят от меня другие"), что ведет к утрате границ собственного "Я".
Условия организации жизни деятельности
детей в детских домах создают
внешние трудности для успешной
социализации, однако, у данной группы
детей существуют внутренние трудности,
которые связаны с
Наиболее серьезным следствием
сиротства является утрата "базового
доверия к миру", без которого
становится принципиально невозможным
развитие таких важнейших
Без этих новообразований ребенок
не может стать собственно субъектом
межличностных отношений и
Слияние блокирует, а иногда делает
вовсе невозможным развитие автономности
ребенка, его инициативности и ответственности
за свое поведение. Слияние возможно
с конкретным человеком (воспитатель,
родитель, учитель и т.д.), а также
с группой людей (хорошо известное
детдомовское "мы"). В более
поздних возрастах действие этого
механизма может провоцировать
формирование алкогольной, наркотической
или токсикологической
Можно предположить, что утрата базового доверия к миру, неизбежно возникающая у детей, воспитывающихся в условиях депривации, как следствие разрушения телесного, зрительного и звукового контактов с матерью, может быть восстановлена за счет инициации и деформирования скрытых механизмов развития личности, лежащих в познавательной сфере.
Трудности социализации, как правило, порождают гипертрофированную адаптированность к социальным процессам, т.е. социальный конформизм или гипертрофированную автономность, т.е. полное неприятие норм отношений, складывающихся в социуме [14].
Вследствие последствий
2.3. Социальные проблемы выпускников детских домов
Все проблемы выпускников детских домов можно разделить на две большие группы: индивидуальные, свойственные самим выпускникам, и общественные, обусловленные особенностями развития социума, его культурными характеристиками, нормами и традициями. Пример первой группы могут быть нарушения межличностного общения, личностная неразвитость, проявляющаяся в низком уровне самоорганизованности, собранности, целеустремленности, ответственности. В частности, к последней группе можно отнести:
– большие экономические затраты на воспитание детей-сирот;
– высокий уровень девиантности и делинквентности среди бывших выпускников;
– «репликативное сиротство» (термин предложен И.И. Осиповой), т.е. воспроизводство социального сиротства последующими поколениями, что отражает повышенную способность негативных субкультур к самоповторению [13;35].
Несмотря на то, что в последнее
время подготовке к самостоятельной
жизни детей-сирот уделяется
Выпускниками учреждений для детей-сирот являются лица, находившиеся на полном государственном обеспечении и закончившие свое пребывание в данном учреждении в связи с завершением обучения. Согласно статистическим данным, около 10 процентов выпускников не доживают до 30-летнего возраста, так как погибают от неестественных причин, чаще всего заканчивают жизнь самоубийством. Примерно 30 процентов из них совершают преступления и попадают в места лишения свободы. Многие попросту оказываются на улице, спиваются, бродяжничают [32].
Базовым законом РФ о защите прав лиц из числа детей-сирот является Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Именно в нем содержатся основные права и гарантии для выпускников детских домов по касающимся их вопросам.