Жизненный путь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в постинтернатный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в изучении проблемы сиротства и описание жизненного пути выпускников детских домов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Дать характеристику проблемы сиротства и его причин.
Определить основные формы устройства детей-сирот.
Выявить особенности личностного становления детей-сирот в условиях учреждений интернатного типа.
Обобщить особенности жизненного пути детей-сирот.
Изучить технологии постинтернатной адаптации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Общая характеристика проблемы сиротства……………………….. 7
1.1. Сиротство как социальное явление и его причины……………………... 7
1.2. Формы жизнеустройства детей-сирот…………………………………..... 12
1.3. Характерные особенности воспитанников детских домов……………... 17
Глава 2. Особенности жизненного пути детей-сирот………………………... 22
2.1. Понятие «жизненный путь личности»………………………………….... 22
2.2. Трудности социализации детей-сирот в постинтернатный период…… 26
2.3. Социальные проблемы выпускников детских домов………………….... 31
2.4. Общественное мнение о некоторых аспектах проблемы сиротства…... 39
Глава 3. Социально-педагогическое сопровождение выпускников интернатных учреждений как особая технология адаптации к самостоятельной жизни……………………………………………………….. 46
3.1. Социально-педагогическое сопровождение воспитанников учреждений для детей, оставшихся без родительского попечения……………………….. 46
3.2. Модели постинтернатного сопровождения выпускников………………. 49
Заключение……………………………………………………………………… 56
Библиографический список………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 119.68 Кб (Скачать файл)

Конец детства  и начало молодости  считается переходным периодом, в  который активно осуществляется процесс социализации подростков и  ребят старшего школьного возраста. Это время является сложным для большинства ребят, живущих как в семьях, так и в государственных интернатных учреждениях. Последним, естественно, приходится справляться с дополнительными трудностями [14;54].

Можно сделать вывод, что жизненный путь – это жизнь человека как личности, история индивидуального развития. Жизненный путь является содержанием индивидуальной истории, ее мировоззренческой сутью. В структуру жизненного пути входят те факты, события и поступки, которые определяют становление индивида как личности. Для каждого человека характерна своя стратегия, которая строится на основе представления о целостности, поэтапности, перспективности своего жизненного пути.

Таким образом, с одной стороны, выпускник детского дома или интернатного учреждения к 18 годам, т.е. к собственному совершеннолетию и уходу из детского дома/ интерната, должен быть готов  к самостоятельной взрослой жизни  в профессиональной (учебной), общественной и личностной сферах. А с другой стороны, он просто не в состоянии соответствовать этим требованиям в 18 лет, так как они зачастую являются результатами социализации и развития следующего возрастного этапа. У молодого человека отсутствует система ценностных ориентаций, не сформированы практические умения и навыки в указанных профессиональной (учебной), общественной и личностной сферах, обеспечивающие успешность интеграции в социум и занятие в нем определенной позиции, что и отражает сущность готовности к самостоятельной жизни. Отсюда формируется основное противоречие между предъявляемыми обществом требованиями и реальными возможностями молодого человека, порождающее социальную проблему адаптации выпускников детских домов и интернатных учреждений.

 

2.2. Трудности  социализации детей-сирот в постинтернатный период

 

По данным государственной статистической отчетности, из детских домов и  школ-интернатов последние несколько  лет ежегодно выпускаются до 13 тысяч  и более детей-сирот. Из них около 60% поступают в учреждения начального профессионального образования, 24% – в средние специальные учебные  заведения, 5% – в высшие учебные  заведения, трудоустраивается около 5% выпускников [28]. В Пермском крае по данным на 1 января 2011 число лиц из числа детей сирот от 18 до 23 лет составляет 9879 человек [25].

Несколько лет назад Генеральная  прокуратура озвучила чудовищную статистику, касающуюся выпускников сиротских  учреждений. 40% ребят становятся алкоголиками и наркоманами, 40% совершают правонарушения, 10% кончают жизнь самоубийством  и только один из десятка – более  или менее успешно приспосабливается  к жизни в обществе [32].

Дети-сироты и дети, оставшиеся без  родительской опеки, – особая категория. Они не могут рассчитывать на помощь родителей.

Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему  социальных отношений могут быть  различные. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием детьми-сиротами тех требований, которые предъявляет окружающий социум.

В связи с ограничением социальных контактов детей-сирот процесс  их социализации затруднен. Существенным образом он зависит от тех норм, принятых в социальном окружении  ребенка, которые регулируют требования к нему и обеспечивают формирование его личности. Воспитанник детского дома, прежде всего, воспринимает складывающиеся отношения между детьми и взрослыми в этом типе воспитательного учреждения как эталонные нормы отношений, при этом в качестве такой нормы выступает особое положение детей-сирот в обществе, что в какой-то степени деформирует восприятие этими детьми других социальных норм и создает трудности для адекватного социального развития [24].

Особое значение для социального  развития ребенка имеет процесс  формирования его ценностных ориентаций, которые отражают внутреннюю основу отношений человека к различным ценностям материального, морального и духовного порядка. Ценностные ориентации обнаруживаются в идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности. Ценностные ориентации у детей-сирот существенным образом отличаются от ценностных ориентаций детей, обучающихся в обычной школе.

Исследование советских психологов свидетельствуют о том, что главной  ценностью они считают силу, которая  способна его защитить.

В процессе социализации решаются три  группы задач: адаптация, автомизация и активизация личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в тоже время диалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов.

Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к  условиям социальной среды, а социальная автомизация - реализацию совокупности установок на себя; устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной автомизации регулируется кажущимися противоречивыми мотивами "Быть со всеми" и "Оставаться самим собой".

Процесс социализации (включения ребенка  в систему социальных отношений), даже при благоприятном стечении обстоятельств, разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий взрослого и ребенка [15;89].

Под трудностью социализации понимается комплекс затруднений ребенка при  овладении той или иной социальной ролью. Чаще всего причинами возникновения  этих трудностей является несоответствие требований к ребенку в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим отношениям.

Трудности овладения социальной ролью  возникают чаще всего тогда, когда  ребенок не информирован об этой роли, либо информация носит ложный характер, либо у ребенка нет возможностей попробовать себя в данной роли (отсутствие условий для социальных проб).

Трудности социализации могут быть связаны и с тем, что внутри социума наблюдается "размытость" образов ролевого поведения (например, стираются границы между представлениями  об уверенности и агрессивном  поведении, между мужским и женским  образом жизни).

В связи с этим у ребенка периодически с необходимостью встает задача самоопределения, как по поводу содержания самой социальной роли, так по поводу способов ее воплощения [24].

В условиях воспитания в детском  доме трудности, с которыми сталкивается ребенок в процессе социализации, удваивается. Это происходит потому, что сама организация жизнеспособности детей в детском доме устроена таким образом, что у ребенка  формируется преимущественно только одна ролевая позиция – позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль удерживает ребенка в инфантильной иждивенческой позиции и блокирует проявление потенциальных возможностей.

Иными словами, воспитанники детского дома, выходя за его порог, умеют "быть сиротой", т.е. надеяться на покровительство, обладают "выученной беспомощностью", не подозревая о том, что можно  опереться на собственные внутренние ресурсы.

У детей практически нет собственного личного пространства, где ребенок  мог бы уединиться. В редких случаях  личным пространством может считаться  стена над кроватью, которую ребенок  может украсить по собственному усмотрению, и тумбочка с личными вещами, порядок  и содержимое которой контролируется воспитателем. Жизнь в детском  доме, устроена таким образом, задает вынужденную публичность проживания. Даже сама планировка помещения детского дома не предусматривает личной территории, имеющей четко обозначенные для  других границы, проникновение за которые может происходить только с согласия "владеющего" ею человека.

В детском доме жестко регламентирован  режим проживания (когда следует  вставать, принимать пищу, играть, учиться, спать и т.д.), не позволяющий учитывать  индивидуальные особенности ребенка [12;69].

Таким образом, условия проживания ребенка в детском доме не дают ему возможности самостоятельно регулировать ритм и частоту контактов  со средой в соответствии с динамикой  собственных потребностей. Это может  приводить к затруднениям в формировании способностей, к не осознанию собственных  актуальных состояний. Такой ребенок  с трудом будет отвечать на такие  важные для развития самоопределения  вопросы, как: "чего я сейчас хочу?", "какой я сейчас?". В качестве компенсаторного механизма в  данном случае начнет функционировать  психологического слияния со средой ("Я хочу того, чего хотят от меня другие"), что ведет к утрате границ собственного "Я".

Условия организации жизни деятельности детей в детских домах создают  внешние трудности для успешной социализации, однако, у данной группы детей существуют внутренние трудности, которые связаны с особенностями  их психического развития.

Наиболее серьезным следствием сиротства является утрата "базового доверия к миру", без которого становится принципиально невозможным  развитие таких важнейших новообразований  личности как: автономия, инициативность, социальная компетентность, умелость в труде, половая идентичность и  др.

Без этих новообразований ребенок  не может стать собственно субъектом  межличностных отношений и сформироваться в зрелую личность. Утрата базового доверия к миру проявляется и  в подозрительности, недоверчивости, агрессивности ребенка, с одной  стороны, и формировании невротического механизма - с другой.

Слияние блокирует, а иногда делает вовсе невозможным развитие автономности ребенка, его инициативности и ответственности  за свое поведение. Слияние возможно с конкретным человеком (воспитатель, родитель, учитель и т.д.), а также  с группой людей (хорошо известное  детдомовское "мы"). В более  поздних возрастах действие этого  механизма может провоцировать  формирование алкогольной, наркотической  или токсикологической зависимости [24].

Можно предположить, что утрата базового доверия к миру, неизбежно возникающая  у детей, воспитывающихся в условиях депривации, как следствие разрушения телесного, зрительного и звукового  контактов с матерью, может быть восстановлена за счет инициации  и деформирования скрытых механизмов развития личности, лежащих в познавательной сфере.

Трудности социализации, как правило, порождают гипертрофированную адаптированность к социальным процессам, т.е. социальный конформизм или гипертрофированную автономность, т.е. полное неприятие норм отношений, складывающихся в социуме [14].

Вследствие последствий аномальной социализации необходимо назвать такие  явления, как социальный аутизм (отстранения  от окружающего мира), отставание в  социальном развитии.

 

2.3. Социальные проблемы выпускников детских домов

 

Все проблемы выпускников детских домов можно разделить на две большие группы: индивидуальные, свойственные самим выпускникам, и общественные, обусловленные особенностями развития социума, его культурными характеристиками, нормами и традициями. Пример первой группы могут быть нарушения межличностного общения, личностная неразвитость, проявляющаяся в низком уровне самоорганизованности, собранности, целеустремленности, ответственности. В частности, к последней группе можно отнести:

–   большие экономические  затраты на воспитание детей-сирот;

– высокий уровень девиантности и делинквентности среди бывших выпускников;

– «репликативное сиротство» (термин предложен И.И. Осиповой), т.е. воспроизводство социального сиротства последующими поколениями, что отражает повышенную способность негативных субкультур к самоповторению [13;35].

Несмотря на то, что в последнее  время подготовке к самостоятельной  жизни детей-сирот уделяется много  внимания не только со стороны администрации  и персонала государственных  учреждений, но и со стороны общественных организаций и объединений, адаптация  выпускников проходит по-прежнему сложно и тяжело. Исследования, проведение которых началось еще в 90-х годах, показывают, что трудности, с которыми сталкиваются выпускники, носят длительный характер и могут быть разделены  по определенным группам: социально-бытовые, жилищные, коммуникативные, семейные, проблемы в трудоустройстве и  пр.

Выпускниками учреждений для детей-сирот являются лица, находившиеся на полном государственном обеспечении и закончившие свое пребывание в данном учреждении в связи с завершением обучения. Согласно статистическим данным, около 10 процентов выпускников не доживают до 30-летнего возраста, так как погибают от неестественных причин, чаще всего заканчивают жизнь самоубийством. Примерно 30 процентов из них совершают преступления и попадают в места лишения свободы. Многие попросту оказываются на улице, спиваются, бродяжничают [32].

Базовым законом РФ о защите прав лиц из числа детей-сирот является Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Именно в нем содержатся основные права и гарантии для выпускников детских домов по касающимся их вопросам.

Информация о работе Жизненный путь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в постинтернатный период