Изучение гендерных стереотипов мужского и женского поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 09:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является исследование реальных гендерных моделей и стереотипов мужского и женского поведения.
Для этого ставятся следующие задачи:
Дать теоретический анализ проблемы стереотипов
1)Проанализировать литературу на предмет представленности в ней данной проблемы
2)Описать самые распространённые гендерные стереотипы
3)Проследить историческое становление гендерных стереотипов
4) Рассмотреть основные теории гендерной социализации ребёнка
5) Изучить влияние основных социальных институтов на процесс гендерной социализации
6) Определить самые важные функции гендерных стереотипов

Содержание

Введение
1.Теоретические основы изучения гендерных стереотипов мужского и женского поведения
1.1 Определение понятия гендерный стереотип…………………5-8
1.2 Основные виды гендерных стереотипов…………………….8-22.
1.3 Происхождение гендерных стереотипов……………………23-26
1.4 Теории усвоения половой роли………………………………27-34
1.5 Процесс гендерной социализации……………………………………………………...34-49
1.6 Экспериментальная подтверждённость гендерных стереотипов в исследованиях учёных………………………………………..….49-62
1.7 Значение и функции гендерных стереотипов………………62-69
1.8 Выводы……………………………………………………..……..69
2.Исследование стереотипов мужского и женского поведения
2.1 База и методы исследования………………………………………………..……69-71
2.2 Исследование гендерных стереотипов в мужском и женском поведении………………………………………………………….71-72
2.3 Выводы……………………………………………………………72-73
Заключение…………………………………………………………74
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая чистовик.doc

— 514.50 Кб (Скачать файл)

     Таким же парадоксом является то, что во времена существования культа Прекрасной дамы положение самой женщины было бесправным. Несомненно, что положение женщины в обществе постепенно меняется со временем. Но установлению истинного равноправия женщин и мужчин мешают предрассудки, мифы и стереотипы, пришедшие к нам из прошлых времён. В наши дни права мужчины и женщины во всех развитых странах уравнены конституционно, но сохраняется скрытая дискриминация женщин. До сих пор в обществе бытуют такие стереотипы, как – женщина не может быть хорошим руководителем, не стремится к успеху, политика – неженское дело, главное предназначение женщины – дом и семья.

        Древнегреческий философ Платон утверждал, что женщина – худшее существо по сравнению с мужчиной, подчинённое ему и лишённое гражданских прав. Единственным правом или обязанностью женщины по Платону было рождение детей – поскольку мужчины не могли родить ребёнка только своими силами. Платон говорил, что даже если женщина и получит образование и навыки работы – она достигнет в своей деятельности менее выдающихся результатов, чем мужчина. Объяснял он это слабыми способностями женщин. Аристотель продолжил труд своего учителя Платона и его идеи сыграли большую роль в развитии патриархальной традиции. По Аристотелю, женское и мужское начала принципиально различны по своему предназназначению. Женщина – это незавершённый мужчина. Женщина – от природы существо подчинённое, существует она ради мужчины и, в соответствии со своими свойствами от природы, должна ухаживать за детьми и вести хозяйство. Аристотель выдвинул тезис, что низшее всегда существует ради высшего, а на вершине иерархической лестницы находятся те, кто способны рассуждать и размышлять. В средние века философы в изучении гендерного вопроса обратились к библейскому учению, которое тоже отнюдь не способствовало росту социального статуса женщины. Во-первых, в вину женщине вменялось то, что создана она была после мужчины из его ребра; во-вторых, не известно, вдохнул ли ей душу Господь; в-третьих, именно ей Господь определил большое наказание – в скорби и болезнях рожать детей; ну а в–четвёртых, именно женщина является главным виновником первородного греха. Августин Блаженный называл женское тело пассивным и несовершенным. Распространение Христианства немного облегчило участь женщины – в России сформировался народно-религиозный идеал супружества и хорошей жены, которая подчиняется главе семьи по собственной воле. В XIX веке с подачи английского позитивиста Дж. Стюарта Милля, который утверждал, что свобода и равноправие необходимы каждому человеку, начало развиваться феминистское движение, благодаря которому английские женщины в1919 году получили право голоса на выборах. Зигмунд Фрейд впервые попытался дать фундаментальное научное обоснование женской неполноценности. Женскую неполноценность Фрейд объяснял отсутствием у них полового члена – то есть, по сути, сводил человеческие общественные отношения к половым различиям, вызывая этим справедливую критику феминисток.

     Наиболее  аргументированное и фундаментальное  исследование проблемы дискриминации женщины в обществе, в семье представила философия марксизма-ленинизма. В произведениях классиков марксизма-ленинизма глубоко раскрыты становление и формы двойного рабства женщины в мире частной собственности - на производстве и в семье.

     Особое  место среди философов, размышляющих над вопросами женской природы и межполовых отношений, занимают отечественные философы XIX-XX веков. Мыслители этой эпохи (А. Белый, Н. Бердяев, С. Булгаков, В. Розанов) единодушны в признании несправедливости положения женщины как существа подчиненного, «второсортного». Центральной идеей философии этого времени являлась комплиментарность, женского и мужского начала. Их оценка женственности противостояла как женоненавистничеству, так и теориям эмансипации, в которых русские мыслители усматривали принижение значения в женщине исконно женских качеств.

     В современном обществе и в нашей стране гендерные особенности определяют развитие женщин в профессиональной и образовательной сферах, женщины выбирают различные стратегии профессионализации, стремясь с наибольшей пользой реализовать себя в обществе, однако, признак пола в условиях перехода к рыночной экономике стал одним из решающих факторов социальной дискриминации женщин в сфере труда,

     Развитие  человеческого потенциала сегодня  означает расширение возможностей человеческого выбора, при этом равные возможности должны иметь мужчины и женщины: происходит процесс изменения и сближения гендерных ролей. Женщины все больше проявляют себя в традиционно мужских сферах. Перед женщиной сегодня возникает ряд трудностей, связанных с непризнанием их профессиональных качеств, дискриминацией, проблемой семейной занятости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Теории  усвоения половой  роли 

       Проблема полоролевой социализации, включающая в себя вопросы формирования психологического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации, лежит на стыке таких дисциплин, как психология, социология, биология и медицина. Основными понятиями в рамках этой тематики являются "гендерная идентичность" и "гендерная роль". Чтобы провести анализ основных теорий усвоения половой роли, необходимо сначала раскрыть эти два понятия.

     Гендерная идентичность - аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя, как представителя определенного пола. Половая принадлежность - это первая категория, в которой ребенок осмысливает свое собственное Я. В любом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними, в соответствии с этим, в любом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному. С момента рождения на основе особенностей гениталий ребенку приписывается акушерский или паспортный пол. Указанный пол сигнализирует, в духе какой половой роли, мужской или женской, ребенок должен воспитываться. Гендерная социализация ребенка начинается буквально с момента рождения, когда родители и другие взрослые, определив паспортный пол младенца, начинают обучать ею гендерной роли мальчика или девочки.

     Гендерная роль - дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности. Гендерные роли - вид социальных ролей, они нормативны, выражают определенные социальные ожидания, проявляются в поведении. На уровне культуры они существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и фемининности. Гендерные роли всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении (Кон И.С., 1975).

     Первичная гендерная идентичность, осознание  своей половой принадлежности, формируется у ребенка к полутора годам, составляя наиболее устойчивый, стержневой элемент его самосознания. С возрастом, объем и содержание этой идентичности меняется. Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать эту атрибуцию. В три-четыре года дети уже осознанно различают пол окружающих людей, но часто ассоциируют ею со случайными внешними признаками, например, с одеждой, прической, и допускают принципиальную обратимость, возможность изменения пола. В шесть-семь лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, причем это совпадает с бурным усилением половой дифференциации поведения и установок. Мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные, интересы и различные стили поведении. Такая стихийная половая сегрегация способствует кристаллизации и осознанию половых различий. Осознание ребенком своей гендерной идентичности предполагает и определенное отношение к ней. Оно включает в себя полоролевую ориентацию и полоролевые предпочтения. Полоролевая ориентация - это представления ребенка о том, насколько его качества соответствуют ожиданиям и требованиям мужской и женской роли. В пoлopолевых предпочтениях отражается желаемая половая идентичность, это обычно выясняется вопросом типа: "Кем бы ты предпочел быть мальчиком или девочкой?"

     В подростковом возрасте гормональные сдвиги вызывают изменения в строении тела и новые переживания, связанные  с гендерной идентичностью и  гендерными ролями. Неравномерность физического, гормонального и психосоциального развития побуждает подростка заново осмысливать и оценивать свою гендерную идентичность во всех ее соматических, психических и поведенческих проявлениях. В подростковом возрасте конкретизируются и закрепляются представления о содержании и исполнении гендерных ролей.

     Существует  несколько теорий, описывающих и  объясняющих процесс усвоения гендерной  роли. Рассмотрим эти теории. 

         Психоаналитическая  теория 

     Традиционная  психоаналитическая концепция, начиная  с З.Фрейда, приписывает основную роль в половой дифференциации биологическим факторам. Основным психологическим механизмом усвоения половой роли является процесс идентификации ребенка с родителями. Весь процесс развития личности, в котором основное внимание уделялось формированию поведения и представлений, обусловленных полом, связывался с сексуальной сферой. Для объяснения процесса идентификации использовались понятия "эдипов комплекс" (у мальчиков) и "комплекс Электры" (у девочек). Эдипов комплекс, как и комплекс Электры, - это комплексы представлений и чувств (главным образом бессознательных), заключающихся в половом влечении ребенка к родителю противоположного пола и стремлении физически устранить родителя одного с ребенком пола. Эдипов комплекс вызывает у индивида чувство вины, приводящее к конфликту в сфере бессознательного. Разрешение конфликта лежит в идентификации с родителями того же самого пола и тем самым ведет индивида к нормальной половой идентичности. Мальчикам сложнее разрешить эдипов конфликт, поскольку это предполагает разрушение первичной идентификации мальчика с матерью.

     Идентификационная теория половой социализации является, по существу, теорией саморазвития, так как, по мнению психоаналитиков, опыт, который приобретают мальчики и девочки в семье, определяется их разными врожденными биологическими потребностями. Именно под влиянием этого опыта у детей очень рано формируются черты, типичные для того или иного пола; появившись в дошкольном возрасте, эти черты закрепляются по мере взросления. Поэтому социализация как процесс не является главным фактором формирования психологического пола.

     Традиционный  психоанализ признает, что мужские  и женские модели диаметрально противоположны по своим качествам. Для типично  мужского поведения характерны: активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, способность к творческой деятельности. Для типично женского поведения характерны: пассивность, нерешительность, зависимость, конформность, отсутствие логического мышления, отсутствие устремлений к достижениям, высокая эмоциональность. Фрейд считал, что личность тогда развивается гармонично и полноценно, когда она следует вышеописанным моделям.

     С появлением неофрейдизма начался бурный процесс переосмысления традиционной проблематики половой социализации. Все основные положения традиционной психоаналитической теории подверглись теоретической и экспериментальной проверке. Так, например, было доказано, что следование традиционным моделям поведения не является гарантией психологического благополучия ни для мужчин, ни для женщин. Дети, поведение которых строже всего соответствует требованиям их половой роли, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями (Maccoby E.E., Jacklin C.N., 1974). Критикуя фрейдистов за идеализацию традиционных половых ролей, в частности, за положение о трагичности развивающейся личности при отклонениях в ее формировании от стандартов маскулинности и фемининности, Дж. Стоккард и М. Джонсон утверждали, что воспитание девочки, основанное на традиционном понимании женственности, может сделать ее плохой матерью - беспомощной, пассивной и зависимой (Stockard J., Johnson M., 1980).

     Психоаналитическая  концепция слишком преувеличивает влияние родителей на процесс половой социализации и не учитывает роль других взрослых и детей. С позиции представителей гендерного подхода главной слабостью психоаналитической концепции является утверждение биологической детерминации психологических различий между мужчинами и женщинами. 

         Теория  социального научения 

     Эта теория, источником которой является бихевиоризм, утверждает, что поведение человека в значительной мере формируется позитивными или негативными подкреплениями из внешней среды. Представители теории считают, что в развитии полоролевого поведения все зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать, и от подкреплений, которые дают поведению ребенка родители (положительное - за поведение, соответствующее полу, и отрицательное - за поведение противоположное).

     Другое  название рассматриваемой концептуализации - "теория половой типизации". Главный принцип научения полоролевому поведению - это дифференциация половых ролей посредством наблюдения, вознаграждения, наказания, путем прямого и косвенного обусловливания.

     При помощи выбора имени, различий в одежде и игрушках родители стараются четко указывать на пол ребенка как ему самому, так и окружающим. Ряд экспериментальных исследований показывает, что с момента рождения ребенка родители ведут себя с детьми по-разному в зависимости от их пола. Начиная с шестого месяца, матери начинают уделять больше внимания девочкам. Предполагается, что ослабление физического контакта с мальчиками будет способствовать приобретению ими большей самостоятельности (Коломинский Я.Л., Мелтсас М.Х., 1985).

     Как правило, родители поддерживают типичное для пола поведение детей и выражают свое недовольство, если ребенок ведет себя по модели поведения другого пола. При этом обычно отец особенно активно реагирует как на типичное, так и нетипичное для своего пола поведение ребенка. По мнению представителей теории социального научения, дети склонны отождествлять себя с вознаграждающим родителем. Осуществление вознаграждающей функции в семье может служить главной причиной развития соответствующего полу поведения: обычно подражают тому, кто обладает властью. Теория социального научения подчеркивает влияние микросреды и социальных норм на внешнее полоролевое поведение ребенка. Социальными бихевиористами накоплен большой экспериментальный материал, касающийся влияния на поведение детей различных видов подкреплений, что значимо для практики семейного воспитания.

Информация о работе Изучение гендерных стереотипов мужского и женского поведения