Изучение гендерных стереотипов мужского и женского поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 09:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является исследование реальных гендерных моделей и стереотипов мужского и женского поведения.
Для этого ставятся следующие задачи:
Дать теоретический анализ проблемы стереотипов
1)Проанализировать литературу на предмет представленности в ней данной проблемы
2)Описать самые распространённые гендерные стереотипы
3)Проследить историческое становление гендерных стереотипов
4) Рассмотреть основные теории гендерной социализации ребёнка
5) Изучить влияние основных социальных институтов на процесс гендерной социализации
6) Определить самые важные функции гендерных стереотипов

Содержание

Введение
1.Теоретические основы изучения гендерных стереотипов мужского и женского поведения
1.1 Определение понятия гендерный стереотип…………………5-8
1.2 Основные виды гендерных стереотипов…………………….8-22.
1.3 Происхождение гендерных стереотипов……………………23-26
1.4 Теории усвоения половой роли………………………………27-34
1.5 Процесс гендерной социализации……………………………………………………...34-49
1.6 Экспериментальная подтверждённость гендерных стереотипов в исследованиях учёных………………………………………..….49-62
1.7 Значение и функции гендерных стереотипов………………62-69
1.8 Выводы……………………………………………………..……..69
2.Исследование стереотипов мужского и женского поведения
2.1 База и методы исследования………………………………………………..……69-71
2.2 Исследование гендерных стереотипов в мужском и женском поведении………………………………………………………….71-72
2.3 Выводы……………………………………………………………72-73
Заключение…………………………………………………………74
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая чистовик.doc

— 514.50 Кб (Скачать файл)

     - родители; 

     - сестры, братья и сверстники;

     - детский сад;

     - школа;

     - средства массовой информации.

     Кроме того, источниками гендерной типизации в период дошкольного детства являются: одежда (Л.В. Попова; И.Н. Артаковская); игры и игрушки (В.В. Абраменкова; Т.А. Араканцева, О.В. Заводилкина; Ш. Берн; Л.В. Попова; Block; Connor et al., Emmon, Etaugh & Liss, Miller, Peretti & Sydney, Pitcher & Schultz, Spraflcin et al.); распределение обязанностей в семье, детском саду, школе и т.д. (Ш. Берн; Т.А. Репина; И.Н. Тартаковская; К. Флейк-Хобсон, Б.Е. Робинсон, П. Скин).

     Рассмотрим  особенности влияния каждого  из этих институтов на процесс гендерной  социализации детей. 

     Родители 

     Влияние родителей - один из главных социализирующих факторов, так как семья для ребенка - это первый его социальный мир. Влияние гендерных стереотипов начинает проявляться с момента рождения человека, задавая разные направления развития мальчикам и девочкам. Широко известны исследования по восприятию младенцев в зависимости от пола. Например, тридцать пар родителей новорожденных были опрошены через 24 часа после рождения ребенка. Специально были подобраны дети, не различающиеся по таким физическим показателям, как рост, вес и т.д. Родители девочек описывали их как более нежных, слабых, милых детей по сравнению с новорожденными мальчиками. Родители мальчиков описывали их как более сильных, физически крупных и лучше координирующих свои движения, чем новорожденные девочки.

     Двум  группам испытуемых демонстрировали  видеозапись поведения семимесячного  ребенка. Одной группе представили его как мальчика, другой - как девочку. Испытуемые должны были описать его поведение. В той группе, где он был представлен как мальчик, его поведение описывалось как более активное, бесстрашное и жизнерадостное, чем в другой группе. Негативные эмоции у мальчика воспринимались как проявления гнева, а у девочки - страха. Таким образом, социальный мир с самого начала поворачивается к мальчикам и девочкам разными сторонами (Алешина Ю.Е., Волович А.С., 1991). Интересно, что такие проявления не являются реакцией на реальные различия между детьми. В эксперименте с фиктивным полом ребенка выяснилось, что если младенца представляли наблюдателям как мужского пола, то его поведение описывалось как более активное, бесстрашное и жизнерадостное, чем когда его считали девочкой. При этом негативные эмоции у мальчиков воспринимались как проявление гнева, а у девочек - страха

 

     Женщин-матерей  просили посидеть с незнакомым ребенком. Если этот ребенок был одет как  мальчик, то они играли с ним, заставляли проявлять большую самостоятельность, а если как девочка, то, наоборот, старались успокоить, больше держали на руках и ласкали (Виноградова Т.В., Семенов В.В., 1993).

     Выявлено, что отец и мать, выполняют различные  функции в полоролевой социализации детей. В работе Я.Л. Коломинского и М.Х. Мелтсас (1985) приводятся следующие данные.

     Отцы  более дифференцированно относятся  к ребенку в зависимости от его пола, чем матери. Они, как  правило, почти не взаимодействуют  ни с сыновьями, ни с дочерьми на протяжении первого года жизни. Скорее всего, этому способствует устойчивое мнение, что в первые годы жизни дети, независимо от пола, отождествляют себя с матерью и демонстрируют привязанность к ней. Хотя имеются и противоположные данные о том, что уже в течение первых двух лет жизни у мальчиков развивается устойчивая привязанность к отцу, если отец проявляет заботу о сыне. Отцы проявляют вдвое большую активность во взаимодействии с сыновьями, чем с дочерьми. В то же время они больше утешают девочек, когда они огорчены, чаще их одобряют, чем мальчиков.

     Матери  менее дифференцированно относятся  к детям разного пола по сравнению  с отцами. Но, тем не менее, матери более снисходительны и терпимы к сыновьям и разрешают им в большей степени проявлять агрессию в отношении родителей и других детей, чем девочкам. Матери предпочитают непрямые или более психологические воздействия и на сыновей и на дочерей, в то время как отцы ориентированы чаще на физические наказания.

     Известно, что мальчики являются более желанными  детьми для родителей, особенно, если речь идет о первенце. Этому способствует устоявшееся представление о большей социальной ценности мужчин no сравнению с женщинами. Поэтому родители в первую очередь стремятся дать качественное образование именно сыновьям.

     Родители  больше обеспокоены, если их сыновья ведут себя кик "маменькины сынки", чем когда их дочери ведут себя сорванцами. В то время как родители склонны осуждать несамостоятельность мальчиков, они позволяют девочкам быть зависимыми от других и даже одобряют это. В результате мальчики усваивают принцип, что следует рассчитывать на свои собственные достижения, чтобы обрести самоуважение, в то время как самоуважение девочек зависит от того, как к ним относятся другие (Смелзер Н., 1994). В поведении родителей проявляется постоянное стремление держать дочку как можно ближе к себе: на вербальном и невербальном уровнях девочке внушается неуверенность в своих возможностях, необходимость в опоре и поддержке другого человека.

     Приведенные данные показывают, как с раннего  детства у детей в зависимости  от пола формируются и закрепляются качества личности, соответствующие нормативным представлениям о маскулинности-фемининности. У мальчиков - это активность, настойчивость. Сообразительность, уверенность в себе, у девочек - уступчивость, пассивность, зависимость. Это же касается и полоролевого поведения детей. Девочкам обычно не дают играть солдатиками, пистолетами, мальчикам - куклами, детской посудой. Игрушки для девочек чаще связаны с миром дома, с выполнением стереотипных действий; мальчикам чаще покупают игры, стимулирующие фантазию, сообразительность, поисковую активность.

     Выделяют  четыре основных способа конструирования  взрослыми гендерной роли ребенка:

     - "социализация через манипуляции",

     - "вербальная апелляция",

     - "канализация",

     - "демонстрация деятельности".

     Пример  первого процесса: озабоченность  матери внешностью ребенка-девочки, второго - частые обращения в стиле "ты моя красавица", подчеркивание  ее привлекательности Ребенок приучается смотреть на себя глазами матери, а  вербальная апелляция усиливает  действие манипулятивного процесса. Девочка получает представление о том, что внешний вид, красивая одежда - это очень важно. «Канализация» означает направление внимания ребенка на определенные объекты, например, на игрушки, соответствующие игре в "дочки матери" или просто имитирующие предметы домашнего обихода. Дети часто получают знаки социального одобрения за игру с игрушками, "соответствующими своему полу". "Демонстрация деятельности" выражается, например, в том, что от подрастающих девочек гораздо чаще, чем от мальчиков, требуют помощи по дому. То есть девочки учатся вести себя, действовать «как мама», мальчики – «как папа»" (Тартаковская И.Н., 1997).

     Таким образом, следование гендерным стереотипам  проявляется в том, что родители в процессе социализации ориентируют мальчиков в отличие от девочек на стиль жизни и деятельности, способствующий большей личностной самореализации.

     Традиционное  распределение работ по дому может  также способствовать поддержанию  низкого статуса женщин. Ребенку  очевидно, что человек, работающий весь день и обязанный, вернувшись домой, готовить и делать уборку, имеет более низкий статус, чем тот, кто работает весь день, но кому не приходится выполнять эти обязанности по возвращении домой. Дети могут тогда сделать вывод, что женщины действительно должны находиться в подчиненном положении, иначе они бы не имели этот более низкий статус.

     Традиционное  распределение домашних обязанностей приводит к тому, что у детей  появляются гендерные стереотипы, и они овладевают разными навыками, основанными на их гендерной принадлежности. Когда дети видят женщин и мужчин исполняющими разные роли, они начинают думать, что мужчины и женщины обладают разными качествами, которые позволяют им лучше приспосабливаться к этим разным ролям. Затем эти гендерные стереотипы действуют в качестве социальных норм. Другими словами, дети начинают считать, что мужчины и женщины должны исполнять различные роли и обладать различными психологическими качествами. В результате они стремятся овладеть различными навыками, зависящими от их гендера, и, как следствие, могут оказаться плохо подготовленными к многообразным ролям, которые им, вероятно, придется исполнять в дальнейшем. 

         Сестры, братья и сверстники 

     Кроме родителей на развитие типичного  для пола повеления ребенка влияют братья и сестры:

     - Если в семье имеются дети  разного пола, то у них обнаруживается  больше черт, характерных для  другого пола (например, девочка,  имеющая старшего брата, часто  развивается по модели «сорванца»  и в обществе сверстников может  выбрать компанию мальчиков).

     - Влияние разнополых детей друг  на друга тем больше, чем меньше  разница в возрасте.

     - Влияние старшего ребенка сильнее  на младшего того же пола, так  как он побуждает у него  предпочтение и принятие своего  пола.

     - У перворожденных мальчиков предпочтение и принятие половой роли немного слабее.

     - Наиболее типичные для пола  реакции наблюдаются у единственных  детей в семье и у мальчиков,  имеющих брата (Коломинский Я  Л., Мелтсас M.X., 1985).

     - На идентификацию мальчика с  ролью отца позитивно влияет  наличие брата. У девочек наличие сестры не сказывается подобным образом, видимо, из-за идентификации с матерью, которая более выражена, чем идентификация с отцом у мальчиков (Захаров А.И., 1982).

     Значительно меньше внимания уделяется исследованию такого важного фактора гендерной социализации, как группа сверстников. Хотя идентификация со сверстниками того же пола, что и ребенок, рассматривается как важнейший механизм формирования гендерной идентичности.

     Вместе  с тем тот факт, что в детстве  мальчики и девочки имеют тенденцию играть раздельно и отдают предпочтение в социометрическом эксперименте представителям своего пола, признается большинством психологов (например, Абраменкова В.В., 1987; Ренина Т.А., 1984). Ребенок стремится быть принятым не только родителями, но и сверстниками, а это принятие достигается во многом его поведением в соответствии с полоролевыми стандартами. Начиная с трехлетнего возраста, дети подкрепляют (одобряют или осуждают) типичное или нетипичное для определенного пола поведение друг друга, более активны в этом мальчики. Именно мальчики являются более эффективными моделями для детей обоих полов.

     И.С. Кон утверждает, что общество сверстников  как своего, так и противоположного пола является универсальным фактором гендерной социализации. В среде  сверстников ребенок испытывает себя в качестве представителя пола, отрабатывает полученные в семье полоролевые стереотипы и корректирует их в самостоятельном, не регламентируемом взрослыми общении. Оценивая телосложение и поведение ребенка в свете своих критериев маскулинности-фемининности, гораздо более жестких, чем в семье, сверстники тем самым подтверждают, укрепляют или, наоборот, ставят под вопрос его гендерную идентичность (Кон И.С., 1988). Фемининные мальчики отвергаются мальчиками, зато их охотно принимают девочки, а маскулинных девочек легче принимают мальчики, чем девочки. Однако есть одно важное различие: хотя девочки предпочитают дружить с фемининными сверстницами, их отношение к маскулинным девочкам остается положительным, в то время как мальчики резко отрицательно оценивают фемининных ровесников (Теория и история феминизма, 1996).

     Ориентация  на мнение сверстников в определенные возрастные периоды становится решающей для выбора профессионального пути, стиля жизни. Потребность в самоутверждении в кругу сверстников может толкать индивида на отказ от своих способностей, на изменение жизненных целей и планов. Известно, что с раннего детства девочек ориентируют на межличностные отношения, на связь с другими людьми. Вследствие повышенной чувствительности одаренные девочки рано интериоризируют эти установки и демонстрируют высокую социальную адаптированность, которая зачастую заставляет их маскировать свои умственные способности. Можно предположить, что для девочек влияние сверстников более значимо, чем для мальчиков. Именно в подростковом возрасте начинается процесс маскировки одаренности. Так, согласно американским данным, в начальной школе девочки составляют половину всех одаренных детей, к старшим классам они составляют уже одну треть от одаренных (Silverman L.K., 1986). 

Информация о работе Изучение гендерных стереотипов мужского и женского поведения