Интегративные подходы к семейному консультированию в кризисных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 01:36, реферат

Краткое описание

Разработка психотерапевтического инструментария, предназначенного для психологической помощи семье, представленного в данных методических рекомендациях проводилась в Государственном научно-исследовательском институте семьи и воспитания на базе Центра психолого-педагогического консультирования, существующего при институте, а также на экспериментальных площадках Центра:
- психолого-медико-социальный центр Южного округа,
- Центр психологической диагностики и консультирования Московской области,
- Институт медико-социальной реабилитологии (факультет клинической психологии),
- Московский психолого-педагогический институт,
- Московский государственный социальный университет,
- Московский педагогический государственный университет,

Содержание

Введение …………….……………………………………………………………..4
1. Семьи с нарушениями внутрисемейных отношений ………………………..7
2. Основы консультационной работы с семьей ……………………………….13
2.1 Общие подходы к семейному психологическому консультированию…………..13
2.2 Диагностика в работе с семьей………………………………………………………..26
3. Инструментарий психологического консультирования семьи……………42
3.1 Гештальт-ориентированные технологии (на примере работы с семейными конфликтами)………………………………………………………………………………………42
3.2 Психодраматические технологии в работе семьей ……………………………….56
3.3 Терапия, основанная на опыте ………………………………………………………..90
4. Интегративные подходы к семейному консультированию в кризисных ситуациях……………………………………………………………………………99
4.1 Краткосрочное семейное консультирование в кризисных ситуациях …………99
4.2 Длительное консультирование семей, переживших кризис (психологическое сопровождение)………………. ………………………………………………………………..120
Заключение……………………………………………………………………… 135
Словарь понятий ………………………………………………………………..137
Список использованных источников….………………

Вложенные файлы: 1 файл

псих.семьи.docx

— 194.01 Кб (Скачать файл)

Сопровождающий - это человек, который лишь временно находится рядом с путником. Среди его ролевых функций в "Толковом словаре русского языка" под редакцией

Д. Ушакова указываются не только достаточно нейтральные "попутчик, сопроводитель (сопроводительница)", но и - "спутник, товарищ на пути, в дороге, в жизни"; "проводник, путевод", то есть "спутник для указания пути, для охраны, защиты, для присмотра".

В "Словаре русского языка" В. Даля указывается также значение "конвойный". Последнее толкование необходимо уточнить: еще в прошлом веке слово "конвой" означало охрану (корабля) и оберег, прикрытие, то есть силу, надежность, защиту слабого или уязвимого на опасном отрезке пути.

Путь, по В. Далю, - это не только дорога, но и процесс передвижения по ней, время, срок, нужный для прохода, способ или средство достижения цели, направление.

В русской культуре путь - это понятие-символ, в семантике которого присутствуют такие смыслы, как жизненный путь, духовный путь. Это придает понятию "сопровождение" духовный смысл - поддержка семьи и личности в переломные, кризисные периоды жизни. В этом понятии заложены идеи общего пути в пространстве и времени; общих динамичных отношений между участниками; изменения функций социального работника на различных этапах пути; совместных действий и активности обеих сторон взаимодействия; защиты от опасностей и помощи, которую оказывает сопровождающий (как человек более опытный, уже ходивший этим путем, знающий его) путнику.

Можно сказать, что речь идет о совместном бытии людей в определенный временной период человеческой жизни. Специалист по сопровождению семьи "присоединяется к семейной системе и входит в нее", помогая в нелегкий период перестройки семейной системы и помогая справиться с неизбежными в этот период трудностями и стимулируя запуск потенциала изменений, связанного с внутрисемейными отношениями. Как известно, этот потенциал является куда более детерминирующим, чем потенциал индивидуального изменения" (Шутценбергер, 2001, - С.53).

Можно сказать, что сопровождение "предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний". Более того, успешно организованное социально-психологическое сопровождение открывает перспективы роста, помогает семье и каждому из ее членов войти в ту "зону развития", которая пока еще им недоступна.

Сущностной характеристикой длительного консультирования семей, переживающих психологический кризис (сопровождения) является создание условий для перехода семьи к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе психологического сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции "Мы не можем" к позиции "Мы можем сам справляться со своими жизненными трудностями".

Методологический анализ позволяет утверждать, что на сегодняшний день сопровождение - это особая форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи - патронажа. В отличие от коррекции оно предполагает не "исправление недостатков и переделку", а поиск скрытых ресурсов развития человека или семьи, опору на его (ее) собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для восстановления связей с миром людей.

На наш взгляд, идеи психологического сопровождения в наибольшей степени соответствуют прогрессивным идеям отечественной психологии, педагогики и социальной работы (вспомним социально-педагогический по своей сути опыт перевоспитания трудных подростков А. Макаренко, педагогическую систему В. Сухомлинского).

В каждом конкретном случае задачи сопровождения определяются особенностями семьи, которым оказывается психологическая помощь, и той ситуации, в которой осуществляется сопровождение. Чрезвычайно интересный опыт социально-психологического сопровождения семей, переживающих тяжелый жизненный кризис, накоплен зарубежными специалистами.

Как известно, наиболее тяжелым, кризисным для семьи моментом является сообщение о неизлечимой болезни ребенка и осознание этого события, нарушающего и даже разрушающего весь привычный образ жизни семьи. Фондом гемофилии Научно-исследовательского института гематологии Национальной медицинской академии Аргентины и Ассоциации гемофилии Уругвая специально для помощи родителям в адаптации к новой жизненной ситуации создана группа "сопровождающие родители". Сотрудники фонда С. Грана и М. Родригес Отеро описывают сопровождение родителей, впервые узнавших, что их ребенок болен гемофилией, следующим образом.

Когда привычная жизнь семьи нарушается из-за болезни ребенка, родителям приходится устанавливать контакты с социальными структурами, медицинскими институтами и т.п. Отношения "семья-медицинский институт" необычайно сложны, поэтому необходима третья сторона, которая не принадлежала бы к официальным службам института, не входила бы в семью, куда пришла беда, но в то же время хорошо знала бы проблему, имела опыт совладания с ней и могла в период адаптации принимать посредническое участие в отношениях между институтом и семьей, а также между матерью и ребенком. Присутствие такой третьей стороны (ею становятся родители других больных детей - сопровождающие родители) становится своего рода идентификационным образцом, помогает матери понять и перенять новый стиль отношения с ребенком и членами семьи, чтобы избежать симбиотичной близости.

Сопровождающие родители становятся на время адаптации своеобразными членами семьи, дополнительным ресурсом матери, благоприятствующим развитию ребенка, больного гемофилией. Их присутствие и помощь действуют в адаптационный период как средство, позволяющее родителям не впасть в отчаяние и выстроить новую систему бытия. Деятельность сопровождающих родителей продолжается до тех пор, пока не пройден кризисный период.

В рабочую группу сопровождающих родителей входят те родители, которые в свое время в минимальный срок адаптировались к сообщению о заболевании ребенка. Их деятельность координируют психологи, специализирующиеся на помощи данной группе детей.

Специально проведенное в Аргентине исследование результатов такого сопровождения показало, что родители не только успешно справились с психологическим кризисом, но и решили овладеть необходимыми для помощи своим больным детям медицинскими навыками, активно участвовали в ежемесячных встречах в центре гемофилии для родителей и их детей. Они проводили мероприятия по сбору средств и распространению информации о заболевании.

Итак, можно сказать, что длительное социальное-психологическое социально-психологическое консультирование семей, переживающих кризис (сопровождение) - это:

- во-первых, один из видов  целостной и комплексной системы  социальной поддержки и психологической  помощи, осуществляемой в рамках  деятельности социально-психологических  служб;

- во-вторых, интегративная  технология, сердцевина которой - создание  условий для восстановления потенциала  развития и саморазвития семьи  и личности и в результате - эффективного выполнения отдельным  человеком или семьей своих  основных функций;

- в-третьих, процесс особого  рода бытийных отношений между  сопровождающим и теми, кто нуждается  в помощи.

В качестве основных характеристик длительного семейного консультирования (психологического сопровождения) выступают его процессуальность, пролонгированность, недирективность, погруженность в реальную повседневную жизнь семьи, особые отношения между участниками этого процесса, которые в психоанализе известны как "положительный перенос".

В процессе длительного консульирования семьи, переживающей кризис, происходит перестройка всей системы семейных отношений. Можно говорить об изменении всего образа жизни семьи. Ключевым в этом процессе является момент экзистенциального жизненного изменения. Важен возникающий у членов семьи уровень творческих способностей, направленных на созидание нового бытия. Социально-психологическое сопровождение семьи группы особого риска - это поддержка семьи и каждого из ее членов на всех этапах формирования новых отношений человека с собой и миром.

Результатом длительного семейного консультирования в кризисные периоды жизни становится новое жизненное качество - адаптивность, то есть способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в трудных жизненных ситуациях. Адаптивность предполагает принятие жизни (и себя как ее части) во всех проявлениях, относительную автономность, готовность и способность изменяться во времени и изменять условия своей жизни - быть ее автором и творцом. Принципы социально-психологического сопровождения - это гуманное отношение к семье, каждому ее члену и вера в их силы; квалифицированная помощь и поддержка естественного развития.

Мир семьи представляет собой безусловную ценность. Но следует помнить о приоритете потребностей каждого человека, целей и ценностей его развития. Нужно учитывать тот факт, что внутренний мир человека автономен и независим. Специалисты по социальной работе могут сыграть важную роль в становлении и развитии этого уникального мира. Однако они не должны превращаться во внешний психологический "костыль" неблагополучной семьи, на который она может опереться каждый раз в ситуации выбора и тем самым уйти от ответственности за принятое решение.

ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Психологическое сопровождение представляет собой целостную систему. Как любая система, оно состоит из элементов (или компонентов), которые одновременно являются его инвариантными этапами.

В сопровождении, как в разворачивающемся во времени процессе, можно выделить три основных компонента: диагностика (отслеживание), служащая основой для постановки целей; отбор и применение методических средств; анализ промежуточных и конечных результатов, дающий возможность корректировать ход работы.

Для осмысления динамики процесса можно воспользоваться введенным нами ранее сравнением психологического сопровождения с путешествием.

При первой встрече с психологом клиент испытывает жизненные затруднения и нуждается в помощи со стороны. В запросе или жалобе, как правило, звучит просьба избавить его от трудностей, помочь выйти из создавшейся ситуации, при которой невозможно удовлетворить свои основные жизненные потребности. Поэтому на данном этапе клиента можно рассматривать скорее как "беглеца", а не "путника".

В процессе сопровождения психолог должен помочь клиенту ("путнику") в решении следующих основных задач:

1) определить "место", на  котором в момент обращения  находится клиент ("беглец"), выявить, в чем состоит его проблема, каковы сущность и причины  его жизненного неблагополучия. В традиционной терминологии  это обозначается как диагностика;

2) превратить "беглеца" в "путника". Для этого необходимо  установить "место", куда он  хочет прийти, совместно с ним  создать образ того состояния, которого он хочет достичь (представление  о благополучии, степень реальности  его достижения), то есть определить  направление и наметить пути  реабилитации;

3) помочь клиенту ("путнику") добраться до своей цели, осуществить  свои желания. Эту задачу выполняют  в процессе реабилитации.

ДИАГНОСТИКА

В зависимости от позиции специалиста для диагностики проблем клиента используются экспертиза, совместное исследование и поддержка.

Экспертиза. Психолог либо делает диагностическое заключение на основе информации, полученной с помощью тестов, опросников и других диагностических методик, либо предлагает клиенту определенную интерпретацию ситуации (исходя из принципа "консультант всегда прав") и доказывает ее справедливость.

Совместное исследование. Суть проблемы определяется в процессе интервью, в ходе которого клиент излагает собственное понимание проблемы. Конечно, догадки и открытия клиента, сделанные во время беседы с психологом, являются достижением обеих сторон.

Большое значение имеет умение психолога задавать вопросы и извлекать ответы, так и понимание клиентом своей проблемы. В таком диалоге клиент более активен и самостоятелен, чем в случае экспертизы, но, естественно, полной симметричности отношений быть не может. Консультант остается "ведущим", так как именно он определяет ход беседы и с помощью различных психотехник (техники активного слушания, метамодели языка, правил построения вопросов и др.) направляет ее в нужное русло.

В результате совместной работы по исследованию проблемы у клиента, как правило, появляется новое видение, новый взгляд на свои жизненные затруднения.

Поддержка. Порядок обсуждения тем задает клиент. Он же делает основные выводы о своей ситуации. Психолог при этом выступает как заинтересованный слушатель, вся активность которого направлена на то, чтобы понять содержание, логику изложения, вникнуть в существо проблемы и активно сопереживаирективной работе с достаточно опытными клиентами. Принципам психологического сопровождения семьи соответствуют лишь второй и третий варианты проведения диагностической работы.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБРАЗА ЖЕЛАТЕЛЬНОГО БУДУЩЕГО

Такой образ задает направление работы и пути реабилитации - это второй и чрезвычайно важный этап работы по психологическому сопровождению. "Беглец" превращается в "путника", который движется в определенном направлении. Он обретает ясность цели и четкость намерений.

Все разнообразие стратегий преобразующего психологического воздействия можно расположить по следующей условной шкале:

Квалифицированное вмешательство, или "карета подана". Эта стратегия предполагает ярко выраженные субъект-объектные отношения, при которых отношения клиента и специалиста уподобляются отношениям ребенка и авторитарного родителя. "Родитель" лучше знает, что для "ребенка" хорошо, и активно действует. Такое поведение психолога или социального работника полностью избавляет клиента от самостоятельных усилий, снимает с него любую ответственность.

Информация о работе Интегративные подходы к семейному консультированию в кризисных ситуациях