Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 01:36, реферат
Разработка психотерапевтического инструментария, предназначенного для психологической помощи семье, представленного в данных методических рекомендациях проводилась в Государственном научно-исследовательском институте семьи и воспитания на базе Центра психолого-педагогического консультирования, существующего при институте, а также на экспериментальных площадках Центра:
- психолого-медико-социальный центр Южного округа,
- Центр психологической диагностики и консультирования Московской области,
- Институт медико-социальной реабилитологии (факультет клинической психологии),
- Московский психолого-педагогический институт,
- Московский государственный социальный университет,
- Московский педагогический государственный университет,
Введение …………….……………………………………………………………..4
1. Семьи с нарушениями внутрисемейных отношений ………………………..7
2. Основы консультационной работы с семьей ……………………………….13
2.1 Общие подходы к семейному психологическому консультированию…………..13
2.2 Диагностика в работе с семьей………………………………………………………..26
3. Инструментарий психологического консультирования семьи……………42
3.1 Гештальт-ориентированные технологии (на примере работы с семейными конфликтами)………………………………………………………………………………………42
3.2 Психодраматические технологии в работе семьей ……………………………….56
3.3 Терапия, основанная на опыте ………………………………………………………..90
4. Интегративные подходы к семейному консультированию в кризисных ситуациях……………………………………………………………………………99
4.1 Краткосрочное семейное консультирование в кризисных ситуациях …………99
4.2 Длительное консультирование семей, переживших кризис (психологическое сопровождение)………………. ………………………………………………………………..120
Заключение……………………………………………………………………… 135
Словарь понятий ………………………………………………………………..137
Список использованных источников….………………
На начальном этапе психологического сопровождения для клиента, обратившегося за помощью в период глубокого кризиса, такое отношение является не только востребованным, но и единственно возможным. Это могут быть люди, только что пережившие жизненную катастрофу, которая нередко сопровождается состоянием возрастной регрессии, то есть возвращением к формам реагирования, свойственным более ранним периодам возрастного развития, дети и взрослые, подвергшиеся жестокому обращению в семье, и т.п.
Осуществляющий сопровождение психолог сознательно принимает "родительскую" позицию и избирает "родительскую" стратегию, постепенно "доращивая" и "довоспитывая" такого клиента, помогая ему поверить в свои силы, обрести точку опоры в себе, научиться продуктивно взаимодействовать сначала с самим собой, а затем и с окружающим миром (в этом случае вполне уместен введенный Э. Эриксоном термин "расширение социального радиуса").
Помощь, или "совместное путешествие". В этом случае специалист выступает как проводник по сложной местности. Условно обязанности распределяются следующим образом: клиент знает о своей "территории" значительно больше специалиста, зато последний понимает, как такие "территории" осваивать и как сделать совместное путешествие наиболее безопасным и результативным. Кроме того, специалист-проводник знакомит клиента с основными навыками работы по самопониманию и преодолению таких трудностей в дальнейшем. По мере обучения клиента и появления позитивных изменений расширяется "зона свободы клиента" и возрастает степень его самостоятельности.
Сотрудничество и взаимопомощь. При выборе этой стратегии специалист-психолог стремится увидеть мир глазами клиента и все необходимое сделать его руками. В рамках договора он наводит клиента на ту или иную мысль, предлагает поэкспериментировать, совершить пробные действия, помогает осознать особенности собственных поступков, ошибки, успехи и т.п. Процесс напоминает путешествие с опытным и доброжелательным наставником, который готов поделиться своими опытом и знаниями с учеником, а при необходимости и поддержать его.
Поддержка. Психолог минимально, в основном морально, поддерживает клиента: укрепляет его веру в свои силы, сочувствует при неудачах, радуется успехам. Нередко терпеливо наблюдает, как клиент "барахтается" в проблеме, стараясь не упустить критического момента, когда нужно будет оказать помощь.
Соответственно избранному подходу распределяется ответственность между клиентом и сопровождающим специалистом за результаты помощи и даже за судьбу самого клиента.
ОТБОР И ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
Это основной этап сопровождения, на котором специалисты изучают результаты диагностики и на их основе определяют условия, необходимые и достаточные для позитивного развития семьи и личности в рамках объективно существующей среды и полноценной адаптации в социуме. Специалисты разрабатывают и реализуют гибкие индивидуальные и групповые программы поддержки. Предусматривается также создание специальных социально-психологических условий для оказания экстренной помощи семье или личности в экстремальной ситуации.
Для реализации сопровождения по мере необходимости используются методики, разработанные специалистами по практической психологии, психотерапии и социальными службами. Однако психологическое сопровождение, прежде всего, должно опираться на особую форму взаимоотношений в системе "психолог-клиент" (она основана на сознательном использовании механизма идентификации-обособления), которая создает условия для переживания, объективации, рефлексии и реконструкции образа мира клиента и его отдельных фрагментов в период консультаций и групповых занятий.
В работе на этом этапе можно выделить следующие подходы:
- указание - психолог самостоятельно принимает решение о том, что именно необходимо клиенту и в каком направлении следует двигаться;
- соглашение - психолог не
только интересуется мнением
клиента, но и согласовывает с
ним цель работы и ее
- согласие - психолог соглашается с первым приемлемым заказом клиента, не подвергая его сомнению (по принципу "клиент всегда прав"), однако такой подход малоэффективен.
Одним из обязательных компонентов работы на третьем этапе является анализ промежуточных и конечных результатов и внесение на его основе изменений в программу и методы сопровождения.
Психологическое сопровождение основано на процессуальном анализе, определении динамики, состоящей из стадий, ступеней и шагов, как на каждой встрече (консультации или тренинге) с клиентом, так и на протяжении всего пролонгированного процесса психологического сопровождения.
Свою позицию в отношениях с клиентом на различных стадиях процесса психологического сопровождения каждому специалисту приходится выбирать самостоятельно.
Конечно, на начальном этапе освоения профессии специалисту необходимы в качестве ориентира более простые и мобильные схемы. По содержанию можно выделить три общие стадии процесса сопровождения:
- осознание не только внешних, но и внутренних причин кризиса (жизненных затруднений) клиента;
- реконструкция семейного или личного мифа, развитие у клиента ценностного отношения;
- овладение клиентом
Результаты апробации представленной теоретической модели психологического сопровождения личности показывают, что она является хорошей основой для разработки путей и методов психологического сопровождения семей в кризисные периоды жизни, а также для профилактики возможной непродуктивной адаптации к жизни.
Заключение
Выявлено, что прохождение через трудные и экстремальные жизненные ситуации семьи, где ее члены пребывают в роли жертвы (ситуация семейного насилия, военные действия, техногенные и природные катастрофы и др.), чревато не просто нарушением в содержании структурных компонентов образа мира семьи, но нередко и его полным разрушением (“сломом“) и формированием негативных отношений к объектам, которые члены семьи воспринимают как виновника несчастья.
Если нарушение или слом произошли, необходима длительная реабилитационная работа - восстановление целостного и упорядоченного образа мира личности каждого члена семьи, пусть он даже будет иным, чем раньше. При этом не обойтись без восстановления разорванных связей с другими людьми, семьей и самим собой, а также связи прошлого, настоящего и будущего, которая дает человеку возможность, с одной стороны, “обрести корни” и “оживить“ жизненные резервы, а с другой, - обрести будущее и себя в нем и освоить продуктивные способы совладания с кризисными ситуациями. Результатом такой перестройки является трансформация (преобразование) образа мира личности и обретение продуктивных способов совладания с трудными жизненными ситуациями. Этот длительный процесс требует особой формы оказания психологической помощи на всех этапах формирования нового субъективного образа мира личности.
Для оказания первичной психологической помощи семей, находящихся непосредственно в кризисной ситуации, наиболее адекватна краткосрочная семейная терапия, которая имеет своей целью вывод членов семьи из кризиса, чтобы в дальнейшем семья была готова к длительной работе по нормализации межличностных отношений в семье, а затем и выходу на более высокий уровень взаимоотношений.
В ходе научно-исследовательской
работы нами было доказано, что наиболее
адекватной моделью для оказания такой
пролонгированной помощи является модель
психологического сопровождения (Осухова
Н.Г.). Как модель психологической помощи, сопровождение -
это специально организованныйпроцесс, направл
Словарь понятий
Семья - представляет собой малую социальную группу, скрепленную родственными связями, которые вовлекают ее членов в определенные эмоциональные взаимоотношения, систему ролей и накладывают обязательства друг перед другом, которые в свою очередь обеспечивают потребности каждого члена семьи как личности, как первичные (физиологические, потребность в безопасности), так и вторичные (в доверительно-дружеском общении, в близких людях, быть любимым, уважаемым, ценимым, в психологической поддержке, во взаимопомощи и сотрудничестве, сомоуважении и самоактуализации).
Кризисное состояние - это разные формы проявления внутреннего конфликта и напряженности, сильных эмоциональных переживаний, приводящих к дезадаптации поведения в переломные моменты жизни человека.
Кризисное событие – создает потенциальную или актуальную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей и при этом ставит перед человеком проблему, от которой он не може уйти и которую не может разрешить в короткое время и привычным способом.
Психологическое консультирование является непосредственной работой с людьми, направленной на разрешение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях.
Семейное психологическое консультирование – психологическое консультирование, направленное на установление взаимопонимания между членами семьи, намерение поднять существующие взаимоотношения на более высокий уровень.
Совместное семейное
консультирование характеризует
Кризисное семейное консультирование – направленное на адаптацию семейной системы к кризисной ситуации, устранение кризисных состояний членов семьи, а не на сохранение целостности семейной системы.
Семейная психотерапия – направление психотерапии специально занимающаяся решением семейных проблем. Одной из выдающихся семейных терапевтов являлась Вирджиния Сатир. Принято считать, что семейная психотерапия проводится с членами семьи – муж, жена, дети, родственники со стороны мужа и жены. К традиционным техникам семейной терапии относят семейную скульптуру, семейную расстановку, геносоциодраму.
Концепции - это когнитивные и эмоциональные структуры, задающие человеку схему интерпретации наших отношений к себе, к другим людям и к нашему окружению. Семье принадлежит особая роль во всем, что касается концепций. В ней типичные концепции передаются из поколения в поколение, во взаимодействии людей формируются новые концепции, которые затем усваиваются развивающей личностью в повседневном общении. Каждый индивид, как и каждая семейная ячейка, обладает типичными формами поведения, происхождение которых может быть прослежено до определенной концептуальной программы.
Тревога - это эмоциональное состояние живого существа в ситуации неопределенной опасности развития и исхода событий. В основе тревоги лежит страх как ответ на неопределенную опасность.
Семейная тревога - состояния нередко плохо осознаваемой и плохо локализуемой тревоги у нескольких членов семьи. Характерным признаком здесь является то, что она проявляется сомнениями, страхами, опасениями, касающимися прежде всего семьи.
Семейный стресс – ситуация, когда один и тот же тип стресса испытывается не только одним членом семьи, а несколькими членами семьи одновременно (в экстремальных случаях - всеми).
Копинг-поведение - относительно постоянная предрас-положенность отвечать на стрессовые события определенным образом.
Индивидуальный жизненный опыт - 1)Конкретное переживание собственных действий, событий или ситуаций и т.п.; 2)Сами эти события, ситуации, контакты или действия, которые могут оставлять след.; 3)Следы событий ,ситуаций ,контактов и т.д.; 4)Следствие пережитых событий, ситуаций, контактов и т.д. или переживаний в психике и поведении индивида.
Переломные события жизни - это события критической важности, нарушающие преемственность существования личности.
Психодрама. Терапевтический метод, созданный Морено: исследование жизненных ситуаций и конфликтов с помощью воспроизведения или отыгрывания их в действии, а не только с помощью разговоров о них. Психодрама стремится открыть "правду" жизни каждого человека в его взаимоотношениях с другими людьми и с окружающим миром. Психодраматическая сессия состоит из трех частей: разогрева, драматического действия и шеринга, — по ходу сессии применяются многочисленные психодраматические техники, в том числе дублирование, обмен ролями, зеркало, хор, монолог. Морено придумал несколько разновидностей психодрамы, в том числе, спонтанную психодраму, запланированную психодраму и ролевой тренинг. Как правило, психодрама предполагает участие группы, но возможна и индивидуальная психодрама, в частности, в случае тяжелых психических заболеваний. В этом случае роли "дополнительных Я" исполняют обученные профессионалы.
Социометрия – научный метод, с помощью которого можно количественно измерить взаиоотношения в группе. С помощью этого метода можно предсказать законы межличностных отношений, которые будут действовать конкретных отношениях.
Ролевая игра (или ролевой тренинг по Морено) – выполняет педагогическую функцию, помогая людям освоить различные роли и принять на себя различные функции. В ролевой игре наряду с обменом ролями, часто используется техника “зеркало”. Ролевая игра имеет целью не только обучение определенному ролевому поведению, но и служит интеграции ролей.
Информация о работе Интегративные подходы к семейному консультированию в кризисных ситуациях