Интернет-зависимость,как социально- психологическая проблема современного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 19:59, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность. В последние десятилетие понятие «аддикция» стало очень актуальным. Из-за постоянных стрессовых ситуаций, нестабильности политической, экономической и социальной ситуации в стране, из–за кризиса в духовной жизни, потери жизненных ценностей, современному человеку приходится всё больше приспосабливаться к современной реальности и искать выход из возникших проблем. Но не все могут с этим справиться и таким образом, возникает иллюзия решения проблем в форме ухода от реальности и развития разных форм аддикций. Этот уход может осуществляться различными способами. Элементы аддиктивного поведения в той или иной степени присущи практически любому человеку.

Содержание

Введение……………………………………………………………..
Глава I. Интернет – аддикция в исследованиях зарубежных и
отечественных психологов
1.Сущностные характеристики понятия «аддикция» . Классификация . нехимических аддикций. ……………………………………….
1.2 Интернет – аддикция как вид нехимической технологической
аддикции.. ……………………………………………………….
1.3 Причины возникновения и стадии Интернет-зависимости. ……..
2. Психологические и физиологические симптомы Интернет –
зависимости. …………………………………………………….
3. Психологические особенности детей младшего
школьного возраста. Дети «группы риска»……………………
4.Последствия Интернет-зависимости. ………………………….
5.Профилактика Интернет - зависимости. ……………………….
Выводы………………………………………………………………
Глава II. Исследование Интернет - зависимости у детей
младшего школьного возраста.
2.1. Анализ методик психологического исследования Интернет-
зависимости. …………………………………………………….
2.2.Изучения отношения детей младшего школьного возраста к
Интернету. ……………………………………………………….
2.3. Изучение склонности к Интернет- зависимости у детей младшего
школьного возраста. ……………………………………………
Выводы………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Выпускная квалификационная работа (2).docx

— 115.77 Кб (Скачать файл)

    К сожалению теневая сторона появления в нашей жизни компьютера не исчерпывается одной только проблемой формирования Интернет- зависимости. Айвен Голдберг предложил вместо  internet addiction disorder использовать термин «патологическое использование компьютера», диагностическим критерием для которого является появление при избыточном использовании компьютера следующих явлений вместе или по отдельности( А или В):

А: Дистресс (истощение от сильного напряжения);

В: Ухудшение  профессионального, социального семейного, межличностного, экономического, психологического или физического функционирования. Таким образом, патологическое использование  компьютера-более широкое понятие, чем Интернет-зависимость, так как включает в себя компьютерные «вредности» связанные не только с сетевым пространством. Есть ещё компьютерные игры, стимулирующие проявление агрессии; программы обучения иностранному языку, не безупречные с точки зрения психофизиологии; симуляторы чувственных переживаний, постепенно переселяющиеся из «Матрицы» в реальную жизнь и стирающие грань между реальностью и псевдомиром…Исследование влияния этих новых для нас явлений на тело и психику поможет построить отношения с Интернетом так, чтобы они служили человеку, а не человек становился их рабом.

    В заключении надо подчеркнуть, что акцент на возможных опасностях связанных с использованием компьютера и Интернета не означает призыв воспринимать их как несомненное зло, от которого необходимо избавиться. Но о неисчерпаемых возможностях и удобствах, подаренных этими благами цивилизации, знают все, минусы же не всегда на виду.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                         
 

                                               Выводы 

     Интернет-зависимость-это болезненная зависимость от Интернета, которая выражается в навязчивом желании подключиться к Интернету и неспособностью вовремя выйти из него… Интернет – зависимыми  становятся, как взрослые, так и дети. Детей Интернет поглощает наиболее быстро, чем взрослых т.к. возрастной особенностью детей 7-11 лет является общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Поэтому самыми уязвимыми и незащищенными оказываются дети, они не видят угрозы, которую несет в себе глобальная сеть.

     Мы считаем, что  использование  Интернета младшими школьниками не имеет необходимости, так как это отрицательно влияет на состояние  ребёнка. Одним из негативных эффектов глобальной компьютерной сети является широкое распространение различной информации сомнительного содержания. Это  сайты, посвящённые порнографии, пиротехники, суицидам, обсуждению действия тех или иных наркотиков. Серьёзная опасность начинается тогда, когда дети приходят на реальную встречу со своими онлайновыми друзьями. Чрезмерное увлечение Интернетом, наносит вред психическому и физическому состоянию детей.

    У детей сужается круг интересов, снижается успеваемость в школе, меняется поведение, ребёнок становится агрессивным, возбудимым, жалуется на частые головные боли, бессонницу.

    Родители должны контролировать своих детей, ограничивать время пользования ребёнка Интернетом, совместно проводить время, интересоваться, как прошел день у ребёнка. Если же родители замечают, что ребёнок проводит много времени в Интернете, необходимо ему предложить более интересное увлечение, например, вместе сходить в библиотеку, в музей, на выставку. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II.Исследование Интернет-зависимости у детей младшего школьного возраста.

2.1 Анализ методик  психологического  исследования Интернет-зависимости

    Предположение о наличии или отсутствии зависимости можно сделать при помощи специальных тестов. Тестов и опросников выявляющих Интернет- зависимость мало. Они представляют собой список вопросов или утверждений, связанных с проявлением IAD. Они предназначены для заполнения самим предполагаемым Интернет- зависимым, либо его родными и друзьями. Как и любой измерительный инструмент опросники бывают более или менее точными и достойными доверия. Для серьёзного профессионального исследования используют только валидизированные методики, часто со множеством шкал, со специальным ключом и более сложной схемой интерпритации, так что не обязательно очень серьёзно относится к результатам проведённого теста. К тому же заключение о состоянии человека никогда не делается по результатам единственного опросника.

    Диагностика на отношение к Интернету, на выявления Интернет-зависимости, и о влиянии Интернета на человека может осуществляться с помощью следующих методик:

Методика Диагностируемый компонент
1.Анкетирование Уровень, сетевая  принадлежность Интернет-пользователя. Мотивация использования Интернет
2.Стандартизированное  интервью  Склонность  к Интернет-зависимости. Мотивация  использования Интернета.
3.Тест  Интернет-зависимость К. Янг Инернет-зависимость
4.Опросник  УСК (модификация В. Буровой) Локус контроля
5.Шкала  Интернет-зависимости А.Жичкиной Описывает поведение  в Интернете.
6.Тест  на детскую Интернет-зависимость 

Кулаков,2004 год

Выявляет, насколько сильно ребёнок увлечён Интернетом.
7.Проективные методики «Дом», «Человек –Интернет» Выявляет отношения  к Интернету.

   Каждый разработанный тест, анкета имеют свои достоинства и недостатки. Полностью мы не можем полагаться на эти методики и нельзя по результатам исследования ставить диагноз об Интернет-зависимости. Шкала Интернет-зависимости из опросника «Поведение в Интернете», была разработана, учёными кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ в 1999 году. Шкала Интернет-зависимости включает в себя 7 утверждений, испытуемый должен выбрать тот вариант ответа, который лучше всего подходит для описания поведения испытуемого в Интернете.[11, c.35]  Тест для диагностики Интернет- зависимости, разработанный ведущим исследователем проблемы  Кимберли Янг, а также 20 дополнительных вопросов и 14 вопросов, касающихся личности респондента. Опросних был выполнен в виде программы, автоматически подсчитывающей количество набранных балов и отображающий респонденту в окне обозревателя комментарий автора исследования. Техническим консультантом выступил Кисленко Н. П, доцент кафедры прикладной математики Новосибирской государственной, архитектурно-строительной академии. Также есть проективная методика «Дом», «Человек- Интернет» О.Т. Мельникова, Е. А. Фетисова с помощью которой можно определить насколько детей привлекает Интернет, что их в нём привлекает, их отношения к Интернету.                                                                                               Значительное место в исследовательской практике специалистов, разрабатывающих проблематику зависимости от Интернета, занимают качественные методы. Вплоть до настоящего времени большая часть исследований методически построена как интервью, массовые сетевые опросы и групповые обсуждения с участием испытуемых, которые ощутили психологический дискомфорт. Контрольные группы, как правило, не формируются, клинические интервью не практикуются. Методические погрешности проведенных в этой области исследований неоднократно критиковались. Лишь в последнее время появились немногочисленные пока что лабораторные и клинические исследования, которым, разумеется, недостает присущей сетевым опросам массовости. Практикуется также публикация материалов, содержащих анализ случаев или включенного наблюдения за деятельностью аддиктов - например, в ходе сетевой игры. Следует отметить также рост числа количественных(прежде всего корреляционных и факторных) исследований .                                                      Могут быть выделены следующие направления исследований зависимости от Интернета: анализ проявлений феноменов зависимости в конкретных видах опосредствованной применением Интернета деятельности, стадии развития и модели Интернет-аддикции; выявление возможных корреляций и/или каузальных связей данного феномена с другими психологическими параметрами или симптомами заболеваний [10, C.95]. Несмотря на то, что исследования патологического использования Интернет и расстройств, связанных со злоупотреблением современными средствами коммуникации, продолжаются уже в течение ряда лет, до сих пор исследователи не дали четкого ответа на вопрос, как им видится нормальное использование Интернет как информационного и развлекательного ресурса. От ответа на этот вопрос зависят и критерии диагностики Интернет-зависимости, и возможные подходы к терапии сформировавшихся зависимостей.                                                                                            Основными критериями диагностики на данный момент являются вегетативные проявления дискомфорта и нарушения жизнедеятельности (нарушение аппетита, сна, мышечного тонуса, неспособность "уследить за временем") в сочетании со временем, затраченным на пребывание в Сети.    Состояние психики в целом, выраженность невротизации личности, снижения познавательных форм деятельности пока не учитываются. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Изучение  Интернет-зависимости  у детей младшего школьного возраста Констатирующий эксперимент

    Для исследования Интернет-зависимости использовались следующие методы: беседа, тестирование, проективная методика «Дом».

Методика «Дом».                                                                                                        Первой из методик ,которые мы использовали для исследования: методика «Дом». В исследование участвовали учащиеся 2,3,4 классов в количестве 60 человек, было предложено следующая инструкция: нарисовать Интернет в виде дома, так, чтобы посмотрев на этот дом можно было понять, что вас привлекает в Интернете, и вызывает ли у вас интерес Интернет. Если вы положительно относитесь к Интернету, то представите свой дом  очень ярким, необычным. Мы вас ни в чём не ограничиваем, дом может быть самым необычным, сказочным и интересным.              Проанализировав рисунки учащихся начальной школы, мы получили такие результаты:

                Класс Количество  учащихся, которые положительно относятся к Интернету Количество  учащихся, которые безразлично относятся  к Интернету
2 класс 12 % 9%
3 класс 15 % 7%
4 класс 20% 6%

   Из этой таблице мы можем сделать вывод, что большинство учащихся начальных классов, положительно относятся к Интернету, причём с возрастом, количество учащихся с положительным отношением к Интернету возрастает, а безразлично относящихся к Интернету уменьшается.                                                                                                              Вывод: 47% учащихся положительно относятся к Интернету, в то время как 22% проявляют безразличие.                                                                                                 Из всех рисунков, мы взяли по 1 рисунку от  каждого класса (см. Приложение …), которые представляют содержательный интерес и проанализировали их. Эти рисунки явно выражают  положительные эмоции. Дети рисовали дома большими по размеру. Изображали яркими цветами, не использовали в своих рисунках тёмные цвета. Во всех рисунках цвета насыщенные (розовые, салатовые, красные). Дома очень интересной формы и конструкции. Рисунки богаты изобилием деталей- прослеживается  заинтересованность детей в изображаемом объекте. Некоторые дома изображены элементами природы, деревьями, цветами, солнышком, что тоже подчёркивает их привлекательность. У домов большие окна, двери.    Окна имеют необычный вид, изображены в виде компьютеров, мобильных телефонов. Это говорит о том что дети хорошо представляют что такое Интернет и с какой целью они им пользуются. Например, по рисунку ученицы 4 класса, можно сделать вывод, что основное время она проводит в чатах, причём Интернетом пользуется по мобильному телефону.

     Вторая методика  А. Жичкиной « Шкала Интернет-зависимости» [см.приложение], была нами видоизменена и представлена учащимся, учитывая их возрастные особенности.                                                                                Учащимся был предложен тест состоящий из 7 утверждений, которые отражают  увлечение учащихся Интернетом  в большей или меньшей степени. Дана инструкция: выберите, один из двух вариантов ответов (А или Б) тот, который лучше всего подходит для описания вашего поведения в Интернете и обведите его. В этой анкете нет правильного или неправильного, нам просто интересно знать ваше мнение. Выбор варианта « А» оценивается в 1 балл, выбор варианта «Б»- 0 баллов.                                   Дети набравшие от нуля до 3 баллов не склонны к Интернет-зависимости, более 3 склонны к Интернет-зависимости. Проанализировав результаты тестирования, мы получили такие результаты:

               класс Количество  учащихся склонных к Интернет-зависимости Количество  учащихся не склонных к Интернет-зависимости
2 класс 4 % 16%
3 класс 7% 15%
4 класс 10% 18%

   Из этой таблице можно сделать вывод: с увеличением возраста растёт и  количество детей склонных к Интернет-зависимости. 21 % учащихся склонны к Интернет-зависимости, 49% не склонны к Интернет-зависимости. Учащиеся предпочитают в интернете общаться и находить нужную информацию. Дети, которые склонны к Интернет-зависимости сейчас, в дальнейшем, если будут продолжать активно пользоваться Интернетом могут стать Интернет-зависимыми.                                                                                    Интернет влияет не только на психику, физическое здоровье пользователей, но и на учёбу, на настроение, на духовное развитие ребёнка. Причём использование Интернета зависит ещё от отношений ребёнка с родителями, от того насколько родители интересуются жизнью своих детей, временем которое дети проводят в Интернете. 
 
 
 
 
 
 

                                                   Выводы

     Для исследования проблемы Интернет-зависимости ещё не разработано таких методик по результатам которых мы могли бы поставить диагноз. Но исследования продолжаются и возможно скоро Интернет-зависимосчть наряду с другими зависимостями, такими как алкогольной зависимостью будет считаться заболеванием. По результатам исследования, мы видим, что каждый ребёнок в начальной школе знает что такое Интернет, и все опрошенные хотя бы один раз, но пользовались Интернетом. У нескольких человек наблюдается склонность к Интернет-зависимости, причём, чем старше становятся дети, тем увеличивается количество склонных к Интернет-зависимости. Мы считаем, что пользование Интернетом ребёнка младших классов нежелательно, намного лучше и полезней если бы дети проводили время в библиотеках в поисках нужной информации. Стоит раз попробовать использовать  Интернет, и уже может появиться желание и необходимость часто пользоваться им.Чаще всего дети, которые становятся Интернет-зависимыми, испытывают чувство одиночества, безразличия к себе со стороны родителей, им не хватает реального общения и они заполняют его виртуальным общением. Родители должны уделять время своим детям, ограничивать время детей  при проведении в Интернете, или вовсе не разрешать использовать его.                                                                  Интернет влияет на детскую психику. физическое состояние и духовное. Ребёнок становится нервным, возбуждённым,  чувствуя необходимость выйти в Интернет, кроме всего этого в Интернете ребёнок может встретиться с непристойными картинками, фильмами, ему могут в красках расписать, что употребление наркотиков приносит пользу, а не вред и многой другой отрицательной информацией.

Информация о работе Интернет-зависимость,как социально- психологическая проблема современного общества