Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 23:05, дипломная работа
В условиях быстро меняющихся социально-экономических отношений в России возрастает потребность в подготовке специалистов, способных быстро адаптироваться и эффективно развивать свою профессиональную компетентность. Если понимать личность не только как объект воздействия со стороны институтов воспитания и общества в целом, но и как субъект развития - саморазвивающуюся, самодостаточную, самоцельную, самоактуализирующуюся единицу человеческого общества, то встает вопрос о воспитании психологической культуры человека, которая обеспечит его саморазвитие. Здесь главным принципом выступает гуманистическая направленность формирования личностных новообразований, которые должны быть доступны самоконтролю со стороны личности и неподвластны внешнему манипулированию.
Введение…………………………………………………………………...…...…3
Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования.
1.1. Генезис изучения проблемы аутопсихологической компетентности личности…………………………………………………………...………..8
1.2. Понятие аутопсихологической компетентности…………………….……..9
1.3. Аутопсихологическая компетентность, как возможность снижения уровня профессионального стресса……………………………………...18
Глава 2. Исследование профессионального стресса в отечественной и зарубежной психологической литературе.
2.1. Понятие профессионального стресса……………………………………...34
2.2. Психологические детерминанты профессионального стресса…………..37
2.3. Профессиональный стресс у преподавателей высшей школы…………...46
Глава 3. Эмпирическое исследование профессионального стресса у преподавателей высшей школы и возможность снижения его с помощью аутопсихологической компетентности.
3.1. Цель, задачи и гипотеза исследования…………………………………….54
3.2. Организация и методика исследования……………………………………55
3.3. Результаты исследования и их обсуждение……………………………….55
Выводы…………………………………………………………………………...99
Заключение…………………………………………………………….............104
Список литературы……………………………………….…………………..106
Таблица 16.
Результаты сравнительного анализа самоотношения преподавателей с сформировавшимся и не сформировавшимся синдромом эмоционального выгорания
Самоотношение |
Фазы синдрома эмоционального выгорания | ||
«напряжение» |
«резистенция» |
«истощение» | |
(S) уровень глобального самоотношения |
3,155* |
4,158* | |
(I) самоуважение |
3,539* |
3,620* | |
(III)– ожидаемое отношение от других |
3,190** |
4,172* | |
6. самоинтерес |
3,064** |
Уровни значимости *** р <0,05; ** р <0,02; *р<0,01.
Результаты исследования влияния Самоотношения, как компонента аутопсихологической компетентности на возникновение синдрома эмоционального выгорания (табл.16) показали, что положительное отношение к себе, самопонимание, умение контролировать свою жизнь и быть хозяином своей судьбы, принятие себя со всеми достоинствами и недостатками, оптимистичный настрой на свое будущее, умение адекватно оценить ситуацию, способность к самоанализу, самонаблюдению являются психологическими условиями предупреждения синдрома эмоционального выгорания. Специалисты с такими показателями имеют меньший уровень синдрома эмоционального выгорания, умеют вовремя заметить возникновение негативных признаков влияния профессиональной деятельности и принять меры по их предупреждению.
Таким образом, наше предположение о том, что позитивное самоотношение может выступать индивидуально-личностной характеристикой, психологическим условием предупреждения синдрома выгорания являющегося следствием профессионального стресса.
Взяв за основу положение, что высокие оценки по шкалам Самоактуализационного теста (САТ) свидетельствуют об адекватном восприятии окружающих, мира и своего места в нем, богатстве эмоциональной сферы и духовной жизни, высоком уровне психического здоровья и нравственности. Следовательно, указывают на способность быстро и адекватно реагировать на любые стрессовые ситуации, предотвращать развитие синдрома эмоционального выгорания. Нами был проведен корреляционный анализ результатов САТ и синдрома эмоционального выгорания по методу Р. Фишера.
Таблица 17.
Корреляционная зависимость между шкалами самоактуализации и фазами синдрома эмоционального выгорания
Шкалы самоактуализации |
Фазы синдрома эмоционального выгорания | ||
«напряжение» |
«резистенция» |
«истощение» | |
Гибкость (Г) |
r =-0,2731 * |
r =-0,2168 * | |
Сензитивность (Сен) |
r = -0,3463 * |
||
Спонтанность (Спо) |
r = -0,2413 ** |
r =-0,2943 * |
r = -0,2951 * |
Представление о природе человека (П) |
|||
Синергия (С) |
r =-0,2848 * |
||
Контактность (К) |
r =-0,2437 * |
Уровни значимости р<=0,05***, r=0,1946; р<=0,02,** r=0,2321; р<=0,01*, r=0,2540
Рисунок 16 - Корреляционная зависимость между шкалами самоактуализации и фазами синдрома эмоционального выгорания преподавателей
______прямая зависимость
------- обратная зависимость
Существенное влияние на выбор более эффективной стратегии поведения специалиста при преодолении трудных, напряженных ситуаций оказывает гибкость, которая проявляется в способности человека своевременно изменять стратегию или способ осуществления действий в соответствии с изменениями условий труда. Показателями гибкости может служить время или скорость смены стратегий в ответ на изменение ситуации. Под разносторонностью понимается общее количество вариантов стратегий, приемов и способов осуществления действий, каждое из которых ведет к достижению поставленной цели.
Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что преподаватели, которым свойственна более высокая выраженность осознанного эмоционального поведения, направленного на преодоление стрессов, не подвержены возникновению синдрома эмоционального выгорания, о чем свидетельствует обратная корреляционная зависимость между шкалой «гибкость поведения» и синдромом эмоционального выгорания на фазе «резистенция» (r = -0,2731 при р<=0,01) и фазе «истощение» (r = -0,2168 при р<=0,01). Таким образом, гибкость поведения является одним из условий предупреждения синдрома эмоционального выгорания у преподавателей являющегося следствием профессионального стресса.
Достоверно полученные результаты корреляционного анализа свидетельствуют о влиянии сензитивности на способность специалистов предотвращать синдром эмоционального выгорания, о чем свидетельствует обратная корреляционная зависимость между шкалой «сензитивность» и синдромом эмоционального выгорания на фазе «напряжение» (r = -0,3463 при р<=0,01). То есть способность преподавателей отдавать себе отчет в своих потребностях и чувствах, хорошо ощущать их и рефлексировать позволяет избежать возникновения синдрома эмоционального выгорания.
Влияние на выбор более эффективной стратегии поведения специалиста при преодолении стресса играет и спонтанность, то есть способность индивида непосредственно выражать свои чувства, не бояться вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции. Это и позволяет преподавателям предотвращать синдром эмоционального выгорания, о чем свидетельствует обратная корреляционная зависимость между шкалой «спонтанность» и синдромом эмоционального выгорания на фазе напряжения (r = -0,2413 при р<=0,02), на фазе резистенции (r =-0,2943 при р<=0,01) и фазе истощения (r =-0,2951 при р<=0,01). Итак, естественность и раскованность демонстрировать окружающим свои эмоции являются одним из условий предупреждения синдрома эмоционального выгорания у преподавателей.
Установлено, что способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное, является одним из условий предупреждения синдрома эмоционального выгорания у преподавателей. О чем свидетельствует обратная корреляционная зависимость между шкалой «синергия» и синдромом эмоционального выгорания на фазе «резистенция» (r = -0,2848 при р<=0,01).
Шкала «контактность» характеризует способность человека к быстрому установлению глубоких и тесных эмоциально-насыщенных контактов с людьми, коррелируя с синдромом эмоционального выгорания на фазе «истощение» (r =-0,2437 при р<=0,01). Она свидетельствует о том, что преподаватели со сниженными показателями коммуникабельности, контактности в большей степени подвержены синдрому эмоционального выгорания.
Таким образом, проведенный корреляционный анализ позволяет сделать вывод, что синдром эмоционального выгорания возникает при условиях плохого осознавания своих потребностей, неумения рефлексировать и спонтанно выражать свои чувства, неумения вести себя естественно и раскованно. «Выгоревший» специалист не может проявлять гибкость в поведении с людьми, не способен быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию, понимать свой внутренний мир и мир других людей. Как следствие у него отсутствует желание устанавливать тесные контакты с людьми, отмечается потеря целостного восприятия себя и мира в целом.
Умение спонтанно выражать чувства, понимание своего внутреннего мира, умение рефлексировать по поводу своих чувств, поведения и состояния, стремление к саморазвитию способно предотвратить развитие синдрома выгорания, следовательно, являются условиями его предупреждения.
Понимание своего внутреннего мира, умение рефлексировать, стремление к саморазвитию, являются составляющей аутокомпетентности. Чтобы достичь профессионализма, нужно развивать аутопсихологическую компетентность включающую в себя систему представлений человека о самом себе, о своей жизнедеятельности, психологических средствах ее обеспечения, знания средств саморегуляции и умение ими пользоваться.
С целью установления различий между самоактуализацией специалистов, попавших в первую группу (синдром не сформировался) и в третью (сформировавшийся синдром) результаты были подвергнуты математической обработке при помощи Т-критерия Стьюдента (табл. 18).
Таблица 18.
Результаты сравнительного анализа шкал самоактуализации преподавателей с сформировавшимся и не сформировавшимся синдромом эмоционального выгорания
Шкалы самоактуализации |
Фазы синдрома эмоционального выгорания | ||
«напряжение» |
«резистенция» |
«истощение» | |
Ценностные ориентации |
2,833*** |
||
Спонтанность |
3,440* |
||
Представление о природе человека |
4,201* |
3,398* |
Уровни значимости *** р <0,05 ** р <0,02 * р <0,01
Произведенное сравнение позволяет сделать вывод о том, что психологическими условиями предупреждения синдрома выгорания как следствия профессионального стресса являются стремление к саморазвитию, восприятие природы человека в целом как положительной, умение вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции.
Таким образом, наше предположение о том, что стремление к саморазвитию (актуализации), являющимся компонентом аутопсихологической компетентности может являться психологическим условием предупреждения синдрома эмоционального выгорания, подтвердилось.
Корреляционный анализ между личностной и социальной идентичностью, социальными ценностями и фазами синдрома эмоционального выгорания (табл.19) позволил сделать вывод, что развитие синдрома выгорания зависит от отношения специалиста к своему здоровью, от понимания себя и своего внутреннего мира, от отношения со своим близкими, от степени удовлетворенности своей профессией, своим положением и самореализацией.
Таблица 19.
Корреляционная связь между личностной и социальной идентичностью, социальными ценностями и фазами синдрома эмоционального выгорания
Социальные ценностные ориентации |
Фазы синдрома выгорания | ||
«напряжение» |
«резистенция» |
«истощение» | |
профессиональные (П) |
r = -0,2526 * | ||
общественные (О) |
r = -0,2979 * |
r = -0,2920 ** |
r = -0,3406 * |
духовные (Д) |
r = -0,2268 ** |
r = -0,1993 *** |
|
интеллектуальные (И) |
r = -0,2214 * |
Уровни значимости р<0,05***, r>=0,1946; р<0,02,** r>=0,2321; р<0,01*, r>=0,2540
Доказано, что развитие синдрома эмоционального выгорания на стадии напряжения зависит от отношения специалиста к работе, о чем свидетельствует обратная корреляционная зависимость между шкалой «Моя работа» и синдромом эмоционального выгорания (r =-0,2874 при р<0,01).
Негативное отношение к работе приводит к развитию синдрома эмоционального выгорания на фазе «напряжения». Специалист воспринимает работу как не увлекательную, не приносящую удовольствия, у него нет желания расти профессионально, сделать карьеру, постоянно самосовершенствоваться в своей профессии. «Выгоревший» специалист теряет интерес к общественной деятельности, к тому, что происходит в окружающем мире.
На работе идет перенасыщение контактами, что приводит к возникновению напряжения, тревоги, кризиса. Это является причиной негативного отношения к профессиональной деятельности, потери живого интереса к ней, разлада с теми с кем приходится работать.
Развитие данного синдрома на фазе «напряжения» приводит к разладу с сами собой, дисгармонии во внутреннем мире, утраты позитивного восприятия себя как целостной личности, о чем свидетельствует обратная корреляционная зависимость между шкалой «Мой внутренний мир» и синдромом эмоционального выгорания на фазе напряжения (r =-0,3259 при р<0,01) и фазе «резистенция» (r =-0,2271 при р<0,02).
То есть специалист утрачивает способность к самопониманию, саморазвитию, не учитывает свои внутренние энергетические ресурсы и не знает способы их восстановления, не занимается самоанализом, саморефлексией, и тем самым еще больше загоняет себя в состояние синдрома эмоционального выгорания. И наоборот, чем выше способность к самопониманию, саморазвитию, саморефлексии у преподавателя, тем больше возможностей предотвратить синдром эмоционального выгорания. Полученные результаты еще раз подтверждают данные, установленные при помощи методики «Самоотношение», что делает их более достоверными.