Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 23:05, дипломная работа
В условиях быстро меняющихся социально-экономических отношений в России возрастает потребность в подготовке специалистов, способных быстро адаптироваться и эффективно развивать свою профессиональную компетентность. Если понимать личность не только как объект воздействия со стороны институтов воспитания и общества в целом, но и как субъект развития - саморазвивающуюся, самодостаточную, самоцельную, самоактуализирующуюся единицу человеческого общества, то встает вопрос о воспитании психологической культуры человека, которая обеспечит его саморазвитие. Здесь главным принципом выступает гуманистическая направленность формирования личностных новообразований, которые должны быть доступны самоконтролю со стороны личности и неподвластны внешнему манипулированию.
Введение…………………………………………………………………...…...…3
Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования.
1.1. Генезис изучения проблемы аутопсихологической компетентности личности…………………………………………………………...………..8
1.2. Понятие аутопсихологической компетентности…………………….……..9
1.3. Аутопсихологическая компетентность, как возможность снижения уровня профессионального стресса……………………………………...18
Глава 2. Исследование профессионального стресса в отечественной и зарубежной психологической литературе.
2.1. Понятие профессионального стресса……………………………………...34
2.2. Психологические детерминанты профессионального стресса…………..37
2.3. Профессиональный стресс у преподавателей высшей школы…………...46
Глава 3. Эмпирическое исследование профессионального стресса у преподавателей высшей школы и возможность снижения его с помощью аутопсихологической компетентности.
3.1. Цель, задачи и гипотеза исследования…………………………………….54
3.2. Организация и методика исследования……………………………………55
3.3. Результаты исследования и их обсуждение……………………………….55
Выводы…………………………………………………………………………...99
Заключение…………………………………………………………….............104
Список литературы……………………………………….…………………..106
Полученные данные свидетельствуют, о том, что у преподавателей часто возникает потребность в самооправдании. Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, они защищают свою стратегию, оправдывая личною позицию следующим образом: «это не тот случай, чтобы переживать», «такие люди не заслуживают доброго отношения», «таким нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться». Подобные мысли и оценки, бесспорно, свидетельствуют о том, что эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют нравственные чувства преподавателей.
В профессиональной деятельности работники вуза отмечается симптом «редукции профессиональных обязанностей», который проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, требующие эмоциональных затрат, невнимательное отношение студенту.
На втором месте по частоте проявления синдрома эмоционального выгорания у преподавателей отмечается фаза «напряжения» (50,4%). Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обусловливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов.
На последнем месте по частоте проявления синдрома эмоционального выгорания у преподавателей выявилась фаза «истощения» (40,0%), характеризующаяся более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы.
Отметим, что синдром «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности у педагогического работника.
Соотнесение результатов «напряжения» (1), «резистенции» (2), «истощения» (3) позволило выделить три группы по каждому показателю.
Таким образом, распределение переменных симптомокомплекса показывает, что в первую очередь у преподавателей выражена фаза «резистенции», на втором месте по выраженности находиться фаза «напряжения» и на третьем – фаза «истощения».
В ходе исследования установлено, что наибольшее количество лиц, по признаку «резистенции» относятся к 3-й (сформировавшаяся фаза) и 1-ой (не сформировавшаяся фаза) группе, по признаку «напряжения» к 3-й (сформировавшаяся фаза) и 1-й (не сформировавшаяся фаза), по признаку истощения к 1-й (не сформировавшаяся фаза) и 3-й (сформировавшаяся фаза) (рисунок 1).
Рисунок 1 - Соотношение фаз эмоционального выгорания у испытуемых
Распределение выраженности фаз выгорания наглядно показывает, что у испытуемых, попавших в первую группу (синдром не сформировался) наиболее выраженными являются фазы «истощения» (57,4%) и напряжения (42,6%), что свидетельствует о том, что воздействие психотравмирующих обстоятельств постепенно может привести к возникновению психоэмоционального напряжения, запустить процесс развития синдрома эмоционального выгорания, а также вызвать общее ослабление энергетического тонуса (рисунок 2).
Рисунок 2 - Распределение фаз синдрома эмоционального выгорания в первой группе
Распределение данных во второй группе испытуемых свидетельствует о том, что наиболее выраженными являются показатели фаз «напряжения» (7,0%) и «резистенции» (4,3%). Полученные данные позволяют сделать вывод, что повторяющиеся с усилением психотравмирующие ситуации, связанные с профессиональной деятельностью преподавателя, вызывают перенапряжение психоэмоциональной сферы и активирует психологическую защиту на фоне синдрома эмоционального выгорания, что позволяет экономно расходовать энергетические ресурсы и таким образом снижать динамически нарастающие напряжения. Восстановление внутреннего состояния равновесия и психологического комфорта происходит путем полного или частичного исключения эмоций из профессиональной деятельности, что способствует снижению травматического воздействия внешних обстоятельств, сохранению внутренних энергетических ресурсов. Психика пока еще способна справляться с нагрузками и защищать организм от разрушительной мощи негативной эмоциональной энергии и её воздействия на психофизическое самочувствие (рисунок 3).
Рисунок 3 - Распределение фаз синдрома эмоционального выгорания во второй группе
Распределение выраженности фаз синдрома эмоционального выгорания в третьей группе позволяет сделать вывод, что наиболее выраженными являются «резистенция» (76,5%) и «напряжение» (50,4%), достаточно высокий показатель и по фазе «истощение» (40,0%). Синдром выгорания у преподавателей, попавших в третью группу, становится неотъемлемым атрибутом личности, приводит к нарушению психосоматического здоровья. Он, проявляется в том, что специалист самостоятельно уже не справляется с напряжением и перегрузками вызванных выполнением профессиональных обязанностей, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида (рисунок 4).
Рисунок 4 - Распределение фаз
синдрома эмоционального
Таким образом, из диаграмм наглядно видно, что синдром эмоционального выгорания у преподавателей носит динамический характер. Развитие синдрома начинается с возникновения напряжения, вызванного психотравмирующими факторами профессиональной деятельности, что в свою очередь может нарушать психосоматическое здоровье специалиста и истощать энергетические ресурсы. По мере накопления напряжения синдром эмоционального выгорания активирует психологические защиты, что позволяет преподавателю предотвращать негативное воздействие внешних факторов профессиональной среды на эмоциональную сферу и организм в целом, снижать напряжение, а также, пусть и временно, но восстанавливать состояние внутреннего комфорта. На третьем этапе синдром выгорания становится неотъемлемым атрибутом личности специалиста и проявляется в дисфункциональных следствиях, что выражается в деформации личности, недобросовестном выполнении профессиональных обязанностей, негативном отношении к студентам и коллегам, а также в нарушении психосоматического здоровья.
Анализ средних значений сформированности фаз эмоционального выгорания показывает, что наибольшее количество респондентов попали в третью группу (сформировавшаяся фаза) по показателям «резистенции» (74,3), «напряжения» (64,1) и «истощения» (56,5) (рисунок 5).
Полученные данные свидетельствую о том, что психика преподавателей находиться на стадии сопротивления воздействию негативных факторов внешней среды, специалисты используют доступные им средства для совладания с напряжением. Большой разрыв между показателями фаз свидетельствует о неэффективности используемых стратегий и больших психофизических и энергетических затратах, связанных с сопротивлением динамически нарастающему профессиональному стрессу. Результатом чего является ослабление нервной системы и формирование фазы «истощения». Последствиями истощения оказываются нарушения в области психологического и физического здоровья.
Рисунок 5 - Степень сформированности фаз эмоционального выгорания
у преподавателей
Степень выраженности каждой фазы синдрома эмоционального выгорания зависит от степени сформированности симптомов. Сочетание симптомов на каждой фазе может быть разнообразным. На фазе «напряжения»: переживание психотравмирующих обстоятельств (1), неудовлетворенность собой (2), «загнанность в клетку» (3), тревога и депрессия (4). На фазе «резистенции»: неадекватное эмоциональное избирательное реагирование (5), эмоционально-нравственная дезориентация (6), расширение сферы экономии эмоций (7), редукция профессиональных обязанностей (8). На фазе «истощения»: эмоциональный дефицит (9), эмоциональная отстраненность (10), личностная отстраненность (деперсонализация) (11), психосоматические и вегетативные нарушения (12) [25].
Таким образом, на основе проведенного анализа можно сделать вывод, что у преподавателей был обнаружен высокий уровень выгорания, что свидетельствует о высоком уровне профессионального стресса, в структуре которого ведущую роль играют фазы резистенции (74,3 ср. знач.) и напряжения (64,1 ср. знач.), достаточно высокий показатель по фазе истощения (56,5 ср. знач.). Доминирующим симптомом на фазе резистенции и во всем синдроме эмоционального выгорания является симптом редукции профессиональных обязанностей (16,4 ср. знач.). Были выявлены высокие показатели симптомов: неадекватного избирательного эмоционального реагирования (16,2 ср. знач.), переживания психотравмирующих обстоятельств (12,8 ср. знач.), расширения сферы экономии эмоций (12,6 ср. знач.), эмоциональной отстраненности (9,6 ср. знач.) и психосоматических и вегетативных нарушений (9,2 ср. знач.). Экспериментальное исследование синдрома эмоционального выгорания у преподавателей высшей школы позволило выявить две группы специалистов: 1 группа имеющих высокие показатели синдрома эмоционального выгорания; 2 группа имеющих низкие показатели синдрома выгорания.
С целью изучения взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания с личностными особенностями преподавателя показатели исследования синдрома эмоционального выгорания были подвергнуты корреляционному анализу с результатами, полученными по методике «16-факторного опросника Кеттелла» (форма А) [38].
В таблице 8 приведены результаты связи синдрома эмоционального выгорания фазы «напряжения» с личностными особенностями преподавателя, выявленными по опроснику Кеттелла.
Таблица 8.
Корреляционная связь синдрома эмоционального выгорания на фазе «напряжения» с личностными особенностями преподавателя (по16 факторному опроснику Кеттелла)
факторы |
Фаза «напряжения» |
F «десургенсия» |
r = - 0,2629 * |
N «искусственность» |
r = - 0,2119*** |
Q 2 «самодостаточность» |
r = - 0,2795 * |
Q 4 «фрустрированность» |
r = 0,2482 ** |
Уровни значимости ***р <0,05 **р <0,02 *р <0,01
Рисунок 9 - Корреляционная связь синдрома эмоционального выгорания
на фазе «напряжения» и 16 факторного опросника Кеттелла
Полученные результаты корреляционного анализа свидетельствуют о том, что синдром эмоционального выгорания на фазе «напряжения» отмечается в большей степени у лиц с низким фактором F«сургенсия», о чем свидетельствует обратная зависимость между синдромом выгорания на фазе «напряжения» и фактором F (r = - 0,2629 при р <0,01).
Преподаватели с низкими показателями по фактору F слишком ответственны, серьезны в своем подходе к жизни, склонны все усложнять, постоянно полны забот: о будущем, о последствиях своих поступков, о возможных неудачах и несчастьях. Им тяжело расслабиться, для защиты от возможных неудач они старательно планируют все свои поступки. В силу того, что они ригидны, связаны привычками и медленно принимают решения в конкретной ситуации, синдром эмоционального выгорания наступает у них чаще.
Синдром эмоционального выгорания на фазе «напряжения» отмечается в большей степени у лиц с низким фактором N «естественность», о чем свидетельствует обратная зависимость между синдромом выгорания на фазе «напряжения» и фактором N (r = - 0,2119 при р <0,05). Лица с низким фактором N довольно чувствительны, сентиментальны, склонны к эмоциональной вовлеченности, поэтому им трудно логикой обуздать свои эмоции, «холодно» и рационально мыслить, и в силу этого они чаще подвержены синдрому эмоционального выгорания.
Полученные результаты корреляционного анализа свидетельствуют о том, что синдром эмоционального выгорания на фазе напряжение отмечается в большей степени у лиц с низким фактором Q 2 «самодостаточность», о чем свидетельствует обратная зависимость между синдромом выгорания на фазе «напряжения» и фактором Q 2 (r = - 0,2795 при р <0,01). Личность с низкой оценкой по фактору Q2 несамостоятельна, зависима, привязана к группе и ориентируется на ее мнение, нуждается в поддержке, советах и одобрении окружающих. Отсутствие инициативы и смелости в выборе собственной линии поведения возможно и вызывает синдром эмоционального выгорания на фазе напряжения.
Преподаватели с высокими показателями по фактору Q4 фрустрированность чаще испытывают синдром эмоционального выгорания на фазе «напряжения», о чем свидетельствует прямая корреляционная зависимость между синдромом выгорания на фазе напряжения и фактором Q 4 (r = 0,2482 при р <0,02). Находясь в состоянии возбуждения, напряжения, с трудом успокаиваются, преподаватели чаще подвержены синдрому эмоционального выгорания.
Проведенный корреляционный анализ показал, что к возникновению синдрома эмоционального выгорания на фазе напряжения более всего склонны преподаватели, обладающие ответственностью, серьезностью в своем подходе к жизни, склонны все усложнять, постоянно полны забот: о будущем, о последствиях своих поступков, о возможных неудачах и несчастьях. Они открыты, наивны, общительны, довольно чувствительны, сентиментальны, склонны к эмоциональной вовлеченности, поэтому им трудно обуздать эмоции логикой, «холодно» и рационально мыслить. Такие зависимы, привязаны к группе, ориентируются на мнение группы и нуждаются в поддержке, советах и одобрении окружающих.
«Выгоревшие» специалисты находятся в состоянии возбуждения, напряжения, с трудом успокаиваются, чувствуя себя разбитыми, усталыми, но не могут оставаться без дела даже в обстановке благоприятной для отдыха («усталость, не ищущая покоя»). Высокие показатели по фактору Q 4+ («фрустрированность») могут свидетельствовать о фрустрации мотивации (наличии большого числа потребностей, не нашедших удовлетворения), а также высоком уровне тревожности (таблица 8).
С целью изучения связи личностных особенностей с симптомами фазы «напряжения» синдрома эмоционального выгорания был проведен корреляционный анализ между шкалами по 16-факторному опроснику Кеттелла и симптомами фазы «напряжения».
Достоверные результаты корреляционного анализа между фактором С - «слабость «Я» и симптомом фазы напряжения «неудовлетворенности собой» (r = - 0,2079 при р <0,05) свидетельствуют о том, что преподаватели, часто чувствующие себя беспомощными, усталыми и неспособными справиться с жизненными трудностями, в результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства обычно испытывают недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями.