Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 23:05, дипломная работа
В условиях быстро меняющихся социально-экономических отношений в России возрастает потребность в подготовке специалистов, способных быстро адаптироваться и эффективно развивать свою профессиональную компетентность. Если понимать личность не только как объект воздействия со стороны институтов воспитания и общества в целом, но и как субъект развития - саморазвивающуюся, самодостаточную, самоцельную, самоактуализирующуюся единицу человеческого общества, то встает вопрос о воспитании психологической культуры человека, которая обеспечит его саморазвитие. Здесь главным принципом выступает гуманистическая направленность формирования личностных новообразований, которые должны быть доступны самоконтролю со стороны личности и неподвластны внешнему манипулированию.
Введение…………………………………………………………………...…...…3
Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования.
1.1. Генезис изучения проблемы аутопсихологической компетентности личности…………………………………………………………...………..8
1.2. Понятие аутопсихологической компетентности…………………….……..9
1.3. Аутопсихологическая компетентность, как возможность снижения уровня профессионального стресса……………………………………...18
Глава 2. Исследование профессионального стресса в отечественной и зарубежной психологической литературе.
2.1. Понятие профессионального стресса……………………………………...34
2.2. Психологические детерминанты профессионального стресса…………..37
2.3. Профессиональный стресс у преподавателей высшей школы…………...46
Глава 3. Эмпирическое исследование профессионального стресса у преподавателей высшей школы и возможность снижения его с помощью аутопсихологической компетентности.
3.1. Цель, задачи и гипотеза исследования…………………………………….54
3.2. Организация и методика исследования……………………………………55
3.3. Результаты исследования и их обсуждение……………………………….55
Выводы…………………………………………………………………………...99
Заключение…………………………………………………………….............104
Список литературы……………………………………….…………………..106
Получены достоверные результаты корреляционного анализа между симптомом фазы напряжения загнанности в клетки следующими факторами по опроснику Кеттелла: фактором F «сургенсия» (r = - 0,3709 при р <0,01), фактором L «подозрительность» (r = 0,3709 при р <0,01), фактором М «мечтательность» (r = 0,2364 при р <0,02), фактором N «искусственность» (r = - 0,2498 при р <0,02), фактором Q 4+ «фрустрированность» (r = 0,2460 при р <0,02)
Преподаватели с высокими показателями фактора L «подозрительность» подходят ко всем людям настороженно и с предубеждением, подозревают, что им кто-то мешает, во всем ищут тайну и подвох. Они скептически относятся к моральным мотивам поведения окружающих, никому не доверяют, считают своих друзей способными на нечестность и не бывают с ними до конца откровенны. В коллективе такие люди держатся обособленно, завидуют успехам других, считают, что их собственные успехи недооцениваются. В отношениях с людьми они демонстрируют настойчивость, раздражительность, независимость, склонность к соперничеству. Когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно, они часто испытывают чувство безысходности, то есть симптом фазы «напряжения» синдрома эмоционального выгорания загнанности в клетку.
Имея высокие показатели фактора Q 4+ «фрустрированность», преподаватели находятся в состоянии возбуждения, напряжения, с трудом успокаиваются, чувствуют себя разбитыми, усталыми. Для них характерна эмоциональная неустойчивость с преобладанием пониженного настроения, они раздражаются по пустякам, имеют трудности со сном, быстро сердятся на людей и не выносят критики. И как следствие, ощущают себя «загнанным в клетку», входя еще больше в фазу «напряжения» синдрома эмоционального выгорания.
Преподаватели с низкими показателями фактора F «сургенсия» слишком ответственны, серьезны, ригидны, склонны все усложнять, постоянно полны забот: о будущем, о последствиях своих поступков, о возможных неудачах и несчастьях. Им тяжело расслабиться, они медленно принимают решения в конкретной ситуации, часто ощущают себя «загнанным в клетку», входя еще больше в фазу «напряжения» синдрома эмоционального выгорания.
Высокие показатели фактора М «мечтательность» у преподавателей приводят в состояние напряженности внутреннего мира, в силу этого они часто ощущают себя «загнанным в клетку», входя еще больше в фазу «напряжения» синдрома эмоционального выгорания.
Преподавателей с низкой оценкой по фактору М отличает зрелость, уравновешенность, здравомыслие, умение разбираться в житейски важных вещах, руководствуясь реальностью, трезво оценивать обстоятельства и людей, что делает их надежными в решении практических вопросов и в повседневных делах.
Низкие показатели фактора N «искусственность» приводят преподавателей более интенсивно в фазу «напряжения» синдрома эмоционального выгорания, так как они довольно чувствительны, сентиментальны, склонны к эмоциональной вовлеченности, поэтому им трудно логикой обуздать эмоции, «холодно» и рационально мыслить.
Получены достоверные результаты корреляционного анализа между симптомом фазы «напряжения» «тревоги и депрессии» и следующими факторами по опроснику Кеттелла: фактором А + «аффектотимия» (r = 0,2664 при р <0,01), фактором Q 2+ «самодостаточность» (r = - 0,4583 при р <0,01), фактором Q 4+ «фрустрированность» (r = 0,4373при р <0,01).
Преподаватели с высокими показателями по фактору А «аффектотимия» легко подвержены аффективным переживаниям, эмоционально лабильны, отличаются богатством и яркостью эмоциональных проявлений, характеризуются сильными колебаниями настроения в течение дня. Поэтому чувство неудовлетворенности работой и собой вызывает у них мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии, в конкретной должности или месте службы.
Специалисты с низкой оценкой по фактору Q2 несамостоятельны, зависимы, ориентируются на мнение группы и нуждаются в поддержке, советах и одобрении окружающих. Предпочитают жить и работать вместе с другими людьми, потому что у них отсутствует инициатива и смелость в выборе собственной линии поведения, и как следствие имеют симптом «тревоги и депрессии».
Личности с высоким фактором Q4 находятся в состоянии возбуждения, напряжения, с трудом успокаиваются, чувствуют себя разбитыми, усталыми, испытывают симптом тревоги и депрессии, который является крайней точкой в формировании тревожной напряженности при развитии синдрома эмоционального выгорания.
Таким образом, установлено, что такие личностные особенности, как
фрустрированность, ригидность, напряженность, несамостоятельность, подверженность аффективным переживаниям, эмоциональная лабильность вызывают симптомы «тревоги и депрессии», «загнанности в клетку» фазы «напряжения» синдрома эмоционального выгорания, и в любой момент могут привести к следующей фазе «резистенции», то есть к нарастанию эмоционального выгорания.
Таблица 9.
Корреляционная связь симптомов фазы «напряжения» с личностными особенностями преподавателей (по16 факторному опроснику Кеттелла)
Факторы |
Симптомы фазы «напряжения» |
А + «аффектотимия» |
«тревоги и депрессии» r = 0,2664* |
F- «сургенсия» |
«загнанности в клетку» r = - 0,3709* |
L + «подозрительность» |
«загнанности в клетку» r = 0,3709* |
М + «мечтательность» |
«загнанности в клетку» r = 0,2364** |
N - «искусственность» |
«загнанности в клетку» r = - 0,2498** |
Q 2- «самодостаточность» |
«тревоги и депрессии» r = - 0,4583* |
Q 4+ «фрустрированность» |
«тревоги и депрессии» r = 0,4373* |
«загнанности в клетку» r = 0,2460** | |
С +сила «Я» |
«неудовлетворенности собой» r = 0,2079*** |
Уровни значимости ***р <0,05 **р<0,02 *р<0,01
Наиболее ярко симптом тревоги и депрессии проявляется у преподавателей, обладающих такими личностными чертами, как подверженность аффективным переживаниям, эмоциональная лабильность, богатство и яркость эмоциональных проявлений, способность живо откликаться на происходящие события, подверженность сильными колебаниями настроения в течение дня. «Выгоревшие» специалисты ориентируются на мнение группы и нуждаются в поддержке, советах и одобрении окружающих, предпочитают работать вместе с другими людьми не потому, что они очень общительны, а потому, что у них отсутствуют инициатива и смелость в выборе собственной линии поведения. Они часто находятся в состоянии возбуждения, напряжения, с трудом успокаиваются, чувствуя себя разбитыми, усталыми не могут оставаться без дела даже в обстановке, благоприятной для отдыха.
Тревога и депрессия являются фактором профессионального стресса. Тревожные, депрессивные и не способные справиться со стрессами люди чаще испытывают эмоциональное истощение и деперсонализацию и на работе, и вне ее.
______прямая зависимость
------- обратная зависимость
Рисунок 9 - Корреляционная связь симптомов фазы «напряжения» с личностными особенностями преподавателей (по16 факторному опроснику Кеттелла)
Симптом загнанности в клетку в большей степени проявляется у преподавателей, которые, живут по принципу «авось пронесет», склоны оказывать помощь людям, только в том случае, если это соответствует их сиюминутному капризу. В отношениях с людьми демонстрируют настойчивость, раздражительность, независимость, склонность к соперничеству, подозрительны, скептически относятся к моральным мотивам поведения окружающих, никому не доверяют, считают своих друзей способными на нечестность и не бывают с ними до конца откровенны. В коллективе такие люди держатся обособленно, соблюдают дистанцию в общении, завидуют успехам других, считают, что их собственные успехи недооцениваются. Они постоянно беспокоятся о том, что говорят за их спиной, обладают высоким уровнем тревожности, фиксированности на неудачах, часто находятся в состоянии возбуждения, напряжения, с трудом успокаиваются, раздражаются по пустякам, имеют трудности со сном, быстро сердятся на людей и не выносят критики.
К развитию симптома неудовлетворенности собой склоны специалисты эмоционально неустойчивые, неспособные справляться с жизненными трудностями, контролировать свои эмоциональные импульсы, капризные, оторванные от реальности, имеющие проблемы со сном (таблица 9).
Таблица 10.
Корреляционная связь синдрома эмоционального выгорания на фазе «резистенция» с личностными особенностями преподавателей (по16 факторному опроснику Кеттелла)
факторы |
Фаза «резистенция» |
А+ «Аффектотимия» |
r= 0,2813 * |
G + «Сила сверх - Я» |
r= 0,2761* |
Н- «Тректия» |
r= - 0,2277 *** |
I+ «Премсия» |
r= 0,2371 ** |
Q3 - «Низкий самоконтроль» |
r= - 0,2501 ** |
Q4+ «Фрустрированность» |
r= 0,2340 ** |
Уровни значимости ***р<0,05; **р<0,02; *р <0,01
Рисунок 10 - Корреляционная связь синдрома эмоционального выгорания на фазе «резистенция» и 16 факторного опросника Кеттелла
_______прямая зависимость
------- обратная зависимость
Полученные достоверные результаты корреляционного анализа свидетельствуют о том, что синдром эмоционального выгорания на фазе «резистенция» отмечается в большей степени у лиц с высокими факторами: А «Аффектотимия» (r= 0,2813 при р <0,01), G «Слабость «сверх – Я» (r= 0,2761 при р <0,01), I «Премсия» (r= 0,2371 при р <0,02), Q4 «Фрустрированность -» (r= 0,2340 при р <0,02), с низкими показателями по факторам Н «Тректия» (r= - 0,2277 при р <0,05) и Q3 «Низкий самоконтроль» (r= - 0,2501 р <0,02).
Экспериментально установлено, что преподаватели, склонные к аффектам, характеризующиеся бурными, живыми эмоциональными проявлениями, легко подвержены аффективным переживаниям, в силу этого чаще испытывают синдром эмоционального выгорания на фазе «резистенция».
Специалисты с высокой оценкой по фактору G обладают развитым чувством ответственности, обязательны, добросовестны и дисциплинированны, прилагают усилия для выполнения общественных норм и требований, что и приводит чаще к синдрому эмоционального выгорания на фазе «резистенция».
Специалисты с высоким фактором I+ «Харрия» эмоционально чувствительные личности, им свойственны тревожность и беспокойство по поводу работы, состояния здоровья, что и оборачивается синдромом эмоционального выгорания на фазе «резистенция».
Установлено, что преподаватели с высоким фактором Q4 «Фрустрированность - нефрустрированность» чаще испытывают синдром эмоционального выгорания на фазе «резистенция», так как находятся в состоянии возбуждения, напряжения, с трудом успокаиваются, часто чувствует себя разбитыми, усталыми, раздражаются по пустякам.
Преподаватели с низким фактором Н «Тректия» проявляют неуверенность в своих силах, теряются при столкновении с неожиданными ситуациями и долго не забывают о неудачах, что приводит их к синдрому эмоционального выгорания на фазе «резистенция».
Экспериментально установлено, что преподаватели, склонные к низкому самоконтролю поведения, не умеющие контролировать свои эмоции, а также организовать свое время и порядок выполнения дел, получившие низкие результаты по фактору Q3 «Высокий самоконтроль - Низкий самоконтроль» в большей степени испытывают синдром эмоционального выгорания на фазе «резистенция».
Итак, проведенный корреляционный анализ показал, что к возникновению синдрома эмоционального выгорания на фазе резистенции более всего склоны преподаватели, обладающие такими чертами личности, как подверженность аффективным переживаниям, немеющие контролировать свои эмоции и поведение, индивиды, характеризующиеся сильными колебаниями настроения в течение дня, эмоциональной неустойчивостью с преобладанием пониженного настроения. Они неуверенны в своих силах, не умеют противостоять усталости и выдерживать эмоциональные нагрузки при работе с людьми, плохо справляются со стрессами, часто тревожатся по поводу состояния здоровья, обладают низким самоконтролем, не умеют сохранять энергетические ресурсы. В состоянии возбуждения, напряжения с трудом успокаивается, чувствуют себя разбитыми, усталыми, но при этом не могут оставаться без дела даже в обстановке благоприятной для отдыха («усталость, не ищущая покоя») (таблица 10).
Отсюда можно сделать вывод, что перечисленные черты личности, такие как, низкий самоконтроль, не умение сохранять энергетические ресурсы, неуверенность в своих силах, низкий уровень совладания со стрессами говорят о низких способностях преподавателя управлять своими психическими состояниями, которые являются показателем аутопсихологической компетентности педагога.
С целью изучения связи личностных особенностей с симптомами фазы «резистенция» синдрома эмоционального выгорания, был проведен корреляционный анализ между шкалами по 16-факторному опроснику Кеттелла и симптомами фазы резистенции.
Достоверные результаты корреляционного анализа получены между симптомом фазы резистенции неадекватное избирательное эмоциональное реагирование и фактором Q4 «фрустрированность» (r= 0,2977 при р<0,01). Преподаватели, находясь в состоянии возбуждения, напряжения, перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичным проявлением эмоций и неадекватным избирательным эмоциональным реагированием.