Исследование динамики уровня тревожности у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Тревожность является одним из наиболее распространенных феноменов психического развития, встречающихся в школьной практике. В последние годы данной проблеме уделяется значительное внимание, так как от степени проявления тревожности зависит успешность обучения учащегося в школе, особенности его взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям. Многие выдающиеся психологи анализируют тревожность с точки зрения своих специфических воззрений, не ставя при этом цели комплексного рассмотрения проблемы в целом применительно к школьной практике.
В многочисленных исследованиях, посвященных проблеме тревожности у детей младшего школьного возраста, рассмотрены причины ее возникновения, а также пути предупреждения и коррекции.

Содержание

Введение ………………….......…….……………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы тревожности у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………... 6
1.1. Понятие тревожности, ее признаки и формы ……………..…..……….…. 6
1.2. Характеристика младшего школьного возраста ……..…...……..….….... 11
1.3. Направления коррекционной работы с тревожными детьми младшего школьного возраста …………………………..…………………………...…… 17
Выводы по главе 1 ……..……………………….……………………………… 23
Глава 2. Исследование динамики уровня тревожности у детей младшего школьного возраста ……………………………….…………………..…..…… 25
2.1. Программа и методики исследования …………………………………… 25
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования …………….……... 30
Выводы по главе 2 ……..…...………………………………………………….. 65
Заключение ………….…………………………………….……………………. 67
Список литературы ……………………...………..…………………..…...…… 71

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ПДМШВ 2.2.docx

— 518.47 Кб (Скачать файл)

 

          Рис. 8. Зависимость показателей повышенной школьной  тревожности 

          от класса (соответственно) по тесту  школьной тревожности Филлипса            

          (по А. Филлипсу) (чел.)

На рисунке 8 видно, как расположились показатели повышенной школьной тревожности по тесту школьной тревожности Филлипса              (по А. Филлипсу): самый высокий показатель – в 1 классе (4 человека), чуть ниже – во 2 классе (3 человека), далее – в 3 классе (2 человека), а самый низкий показатель – в 4 классе (0 человек) (см. рис. 8).

Таким образом, мы пришли к выводу, что уровень повышенной школьной тревожности снижается с 1 по 4 класс, что и предполагалось          в выдвинутой нами гипотезе.

3. Проведем количественный анализ и интерпретацию полученных результатов респондентов по тесту «Несуществующее животное»                (по М.З. Дукаревич). Данный тест предназначен для выявления скрытой тревожности. Протоколы индивидуальных значений тревожности по тесту «Несуществующее животное» (по М.З. Дукаревич) у учеников 1, 2, 3 и           4 классов представлены соответственно в приложении III                             (см. Приложение III).

Соберем показатели респондентов всех четырех классов в таблицу             (см. таблица XII).

 

Таблица XII

 

Результаты по тесту «Несуществующее животное» (по М.З. Дукаревич) (скрытая тревожность)

 

Класс

Повышенная тревожность

Нормальная тревожность

1

8

53%

7

47%

2

7

47%

8

53%

3

6

40%

9

60%

4

5

33%

10

67%


 

Результаты, представленные в таблице XII отразим на диаграмме    (см. рис. 9).

           

   Рис.  9.   Результаты       по      тесту     «Несуществующее       животное»

    (по М.З. Дукаревич) (скрытая тревожность) (%)

 

Анализируя данную диаграмму, мы видим наиболее высокий показатель повышенной тревожности у учеников 1 класса (8 человек – 53%), у учеников 2 класса (7 человек – 47%), у учеников 3 класса (6 человек – 40%), а самый низкий показатель представлен у учеников 4 класса (5 человек – 33%). Нормальная тревожность в данном случае представлена следующим образом: самый высокий показатель – у учеников 4 класса (10 человек – 67%), у учащихся 3 класса (9 человек – 60%), у учеников 2 класса (8 человек – 53%), и самый низкий показатель у учащихся 1 класса (7 человек – 47%). Таким образом, мы делаем вывод, что повышенная скрытая тревожность снижается с 1 по 4 класс. В 1 классе у детей присутствует сильный страх к учению как новому виду деятельности, этот страх выступает в скрытой форме. У второклассников страх в скрытой форме к усвоению новых знаний и освоению учебных дисциплин также встречается, но уже достаточно реже по сравнению с 1 классом. В 3 классе наблюдается часть детей, обладающих повышенной скрытой тревожностью, которая появляется, на наш взгляд,    из-за проблем общения со сверстниками.

В 4 классе мы наблюдаем самый низкий показатель повышенной скрытой тревожности, что свидетельствует о том, что ученики 4 класса являются более открытыми, спокойными и уравновешенными, разумно оценивающими свои поступки и возможности, поэтому повышенная скрытая тревожность у четвероклассников выражена меньше всего.

Представим описательные статистики полученных данных по тесту «Несуществующее животное» (по М.З. Дукаревич) (см. таблица XIII,  таблица XIV, рис. 10).

Эмпирические данные (показатели повышенной скрытой тревожности между выборками 1, 2, 3, 4 классов) (чел.):

8     7     6     5

 

Таблица XIII

 

Описательные статистики

Показатели повышенной скрытой тревожности

по тесту «Несуществующее животное» (по М.З. Дукаревич)

 

   

Скрытая тревожность

Класс

N

Валидные

60

60

Пропущенные

0

0

Среднее

1,57

2,52

Стд. ошибка среднего

,065

,146

Медиана

1,57a

2,53a

Мода

2

3

Стд. отклонение

,500

1,127

Дисперсия

,250

1,271

Асимметрия

-,276

-,043

Стд. ошибка асимметрии

,309

,309

Эксцесс

-1,991

-1,371

Стд. ошибка эксцесса

,608

,608

Размах

1

3

Минимум

1

1

Максимум

2

4

   

Скрытая тревожность

Класс

Сумма

94

151

Процентили

25

1,07b

1,52b

50

1,57

2,53

75

3,52


 

а – вычислено по сгруппированным данным; b – процентили вычисляются по сгруппированным данным

 

Таблица XIV

 

Показатели повышенной скрытой тревожности

по тесту «Несуществующее животное» (по М.З. Дукаревич)

 

   

Частота

Процент

Валидный процент

Кумулятивный процент

Валидные

Повышенная тревожность

26

43,3

43,3

43,3

Нормальная тревожность

34

56,7

56,7

100,0

Итого

60

100,0

100,0

 

 

       Рис. 10.  Распределение    результатов    показателей    повышенной

       скрытой   тревожности    по    тесту   «Несуществующее   животное» 

       (по М.З. Дукаревич)

 

Таким образом, учитывая график, представленный на рисунке 10, среднее – 1,57, стандартное отклонение – 0,5, N = 60 (см. рис. 10), можно сделать вывод, что распределение результатов показателей повышенной скрытой тревожности по тесту «Несуществующее животное»                       (по М.З. Дукаревич) – нормальное и равномерное.

Проведем однофакторный дисперсионный анализ (фактор – класс) между показателями повышенной скрытой тревожности учащихся 1, 2, 3 и    4 классов по тесту «Несуществующее животное» (по М.З. Дукаревич). Мы получили следующие результаты (см. таблица XV, рис. 11).

 

 

 

 

 

 

Таблица XV

 

Однофакторный дисперсионный анализ (фактор – класс) между показателями повышенной скрытой тревожности учащихся 1, 2, 3 и 4 классов            по тесту «Несуществующее животное» (по М.З. Дукаревич)

 

 

Сумма квадратов

ст. св.

Средний квадрат

F

Знч.

Между группами

,301

3

,100

,389

,762

Внутри групп

14,433

56

,258

Итого

14,733

59


 

          Рис. 11.  Зависимость       показателей       повышенной       скрытой

          тревожности от класса (соответственно) по тесту «Несуществующее        

          животное» (по М.З. Дукаревич) (чел.)             

 

 

 

На рисунке 11 видно, как расположились показатели повышенной скрытой тревожности по тесту «Несуществующее животное»                       (по М.З. Дукаревич): самый высокий показатель – в 1 классе (8 человек), чуть ниже – во 2 классе (7 человек), далее – в 3 классе (6 человек), а самый низкий показатель – в 4 классе (5 человек) (см. рис. 11).

Таким образом, мы пришли к выводу, что уровень повышенной скрытой тревожности снижается с 1 по 4 класс, что и предполагалось             в выдвинутой нами гипотезе.

Представим сводные результаты эмпирических данных, полученных    в результате исследования динамики уровня тревожности у детей младшего школьного возраста (с 1 по 4 класс) (см. таблица XVI).

 

Таблица XVI

 

Эмпирические данные, полученные в результате исследования динамики уровня тревожности у детей младшего школьного возраста (с 1 по 4 класс)

 

   

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Явная тревожность

Повышенная тревожность

9 (60%)

6 (40%)

3 (20%)

5 (33%)

Нормальная тревожность

6 (40%)

9 (60%)

12 (80%)

10 (67%)

Школьная тревожность

Повышенная тревожность

4 (27%)

3 (20%)

2 (14%)

0 (0%)

Нормальная тревожность

11 (73%)

12 (80%)

13 (86%)

15 (100%)

Скрытая тревожность

Повышенная тревожность

8 (53%)

7 (47%)

6 (40%)

5 (33%)

Нормальная тревожность

7 (47%)

8 (53%)

9 (60%)

10 (67%)

Среднее

(общая тревожность)

Повышенная тревожность

7 (47%)

5 (33%)

4 (27%)

3 (20%)

Нормальная тревожность

8 (53%)

10 (67%)

11 (73%)

12 (80%)


 

Результаты, представленные в таблице XVI отразим на диаграмме     (см. рис. 12).

 

        Рис. 12. Средние результаты повышенной и нормальной тревожности

     у детей  младшего школьного возраста (с 1 по 4 класс) (%)

 

Анализируя данную диаграмму, мы видим, что средние показатели уровня повышенной тревожности у детей младшего школьного возраста       (с 1 по 4 класс) представлены следующим образом: наиболее высокий показатель повышенной тревожности у учеников 1 класса (7 человек – 47%), у учеников 2 класса (5 человек – 33%), у учеников 3 класса (4 человека – 27%, а самый низкий показатель представлен у учеников 4 класса (3 человека – 20%). Нормальная тревожность в данном случае представлена следующим образом: самый высокий показатель – у учеников 4 класса (12 человек – 80%), у учащихся 3 класса (11 человек – 73%), у учеников 2 класса              (10 человек – 67%), и самый низкий показатель у учащихся 1 класса              (8 человек – 53%). Таким образом, мы делаем вывод, что уровень повышенной тревожности снижается с 1 по 4 класс. Это мы объясняем адаптацией учащихся к учебному процессу, классу, учителям, школьному коллективу, выработкой навыков универсальных учебных действий, развитием общеучебных умений, психических, когнитивных процессов, интеллектуальной сферы, развитием навыков саморегуляции, регуляции собственного поведения, повышением учебной мотивации.

Проведем математическую обработку эмпирических данных, полученных в ходе эмпирического исследования по Шкале явной тревожности CMAS (по А.М. Прихожан), по тесту школьной тревожности Филлипса (по А. Филлипсу) и тесту «Несуществующее животное»               (по М.З. Дукаревич) с помощью S-критерия тенденций Джонкира               (см. таблица XVII, таблица XVIII).

 

Таблица XVII

 

Описательные статистики

 

 

N

Среднее

Стд. отклонение

Минимум

Максимум

Процентили (квартили)

25%

50% (медиана)

75%

Явная тревожность

60

1,62

,490

1

2

1,00

2,00

2,00

Школьная тревожность

60

1,85

,360

1

2

2,00

2,00

2,00

Скрытая тревожность

60

1,57

,500

1

2

1,00

2,00

2,00

Класс

60

2,52

1,127

1

4

1,25

3,00

3,75

Информация о работе Исследование динамики уровня тревожности у детей младшего школьного возраста