Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 19:58, курсовая работа
Тревожность является одним из наиболее распространенных феноменов психического развития, встречающихся в школьной практике. В последние годы данной проблеме уделяется значительное внимание, так как от степени проявления тревожности зависит успешность обучения учащегося в школе, особенности его взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям. Многие выдающиеся психологи анализируют тревожность с точки зрения своих специфических воззрений, не ставя при этом цели комплексного рассмотрения проблемы в целом применительно к школьной практике.
В многочисленных исследованиях, посвященных проблеме тревожности у детей младшего школьного возраста, рассмотрены причины ее возникновения, а также пути предупреждения и коррекции.
Введение ………………….......…….……………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы тревожности у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………... 6
1.1. Понятие тревожности, ее признаки и формы ……………..…..……….…. 6
1.2. Характеристика младшего школьного возраста ……..…...……..….….... 11
1.3. Направления коррекционной работы с тревожными детьми младшего школьного возраста …………………………..…………………………...…… 17
Выводы по главе 1 ……..……………………….……………………………… 23
Глава 2. Исследование динамики уровня тревожности у детей младшего школьного возраста ……………………………….…………………..…..…… 25
2.1. Программа и методики исследования …………………………………… 25
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования …………….……... 30
Выводы по главе 2 ……..…...………………………………………………….. 65
Заключение ………….…………………………………….……………………. 67
Список литературы ……………………...………..…………………..…...…… 71
Для достижения поставленной цели мы решили следующие задачи:
1. Провели теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
2. Подобрали комплекс методик с их апробацией для эмпирического исследования;
3. Провели эмпирическое исследование с целью определения динамики уровня тревожности у детей младшего школьного возраста (с 1 по 4 класс);
4. Обработали и интерпретировали
результаты эмпирического
5. Предложили психолого-
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы:
Таким образом, проведя эмпирическое
исследование, количественно, математически
обработав и интерпретировав полученные
результаты, мы можем утверждать, что уровень
повышенной тревожности (школьной и скрытой)
снижается с 1 по 4 класс. Уровень повышенной
явной тревожности полностью не снижается
с 1 по 4 класс, что ведет к отклонению
Следовательно, гипотеза исследования: уровень повышенной тревожности (явной, школьной и скрытой) снижается с 1 по 4 класс, частично подтверждается, как теоретически, так и практически.
Список литературы
понимать своего ребенка. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2004. – 345 с.
Приложения
Приложение I
Шкала явной тревожности CMAS
(по А.М. Прихожан)
Описание
Шкала явной тревожности для детей (The Children,s Form of Manifest Anxiety Scale – CMAS) предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 7-12 лет (исследование явной тревожности). Шкала была разработана американскими психологами A. Castaneda, B.R. McCandless, D.S. Palermo в 1956 году на основе шкалы явной тревожности (Manifest Anxiety Scale) Дж. Тейлор (J.A. Taylor, 1953), предназначенной для взрослых. Для детского варианта шкалы было отобрано 42 пункта, оцененных как наиболее показательные с точки зрения проявления хронических тревожных реакций у детей. Специфика детского варианта также в том, что о наличии симптома свидетельствуют только утвердительные варианты ответов. Кроме того, детский вариант дополнен 11 пунктами контрольной шкалы, выявляющей тенденции испытуемого давать социально одобряемые ответы. Показатели этой тенденции выявляются с помощью как позитивных, так и негативных ответов. Таким образом, методика содержит 53 вопроса.
Данная методика является стандартизированной. В России адаптация детского варианта шкалы была проведена и опубликована русским психологом А.М. Прихожан в 1965 г. По данным авторов и пользователей детский вариант шкалы доказывает достаточно высокую клиническую валидность и надежность ее применения для широкого круга профессиональных задач. Шкала прошла стандартную психометрическую проверку, в которой участвовали около 1600 школьников 7-12 лет из различных регионов страны.
Примерное время выполнения теста – 15-25 минут.
Инструкция
На следующих страницах напечатаны предложения. Около каждого из них два варианта ответа: ВЕРНО и НЕВЕРНО. В предложениях описаны события, случаи, переживания. Внимательно прочтите каждое предложение и решите, можете ли вы отнести его к себе, правильно ли оно описывает вас, ваше поведение, качества. Если да, подчеркните слово ВЕРНО, если нет – НЕВЕРНО. Не думайте над ответом долго. Если не можете решить, верно или неверно то, о чем говорится в предложении, выбирайте то, что бывает, как вам кажется, чаще. Нельзя давать на одно предложение сразу два ответа (т.е. подчеркивать оба варианта). Не пропускайте предложения, отвечайте на все подряд. Давайте потренируемся:
1. Ты – мальчик.
2. Тебе нравится играть на улице, а не дома. ВЕРНО НЕВЕРНО
3. Твой любимый урок – математика. ВЕРНО НЕВЕРНО
Шкала явной тревожности CMAS
1. Тебе трудно думать
о чем-нибудь одном.
2. Тебе неприятно, если кто-нибудь наблюдает ВЕРНО НЕВЕРНО
за тобой.
3. Тебе очень хочется во всем быть лучше всех. ВЕРНО НЕВЕРНО
4. Ты легко краснеешь.
5. Все, кого ты знаешь, тебе нравятся. ВЕРНО НЕВЕРНО
6. Нередко ты замечаешь, что у тебя сильно ВЕРНО НЕВЕРНО
бьется сердце.
7. Ты очень сильно стесняешься.
8. Бывает, что тебе хочется оказаться как можно ВЕРНО НЕВЕРНО
дальше отсюда.
9. Тебе кажется, что у
других все получается
лучше, чем у тебя.
10. В играх ты больше любишь выигрывать, чем ВЕРНО НЕВЕРНО
проигрывать.
11. В глубине души ты многого боишься. ВЕРНО НЕВЕРНО
12. Ты часто чувствуешь, что другие недовольны ВЕРНО НЕВЕРНО
тобой.
13. Ты боишься остаться дома в одиночестве. ВЕРНО НЕВЕРНО
14. Тебе трудно решиться на что-либо. ВЕРНО НЕВЕРНО
15. Ты нервничаешь, если тебе не удается ВЕРНО НЕВЕРНО
сделать то, что тебе хочется.
16. Часто тебя что-то мучает, а что – не можешь ВЕРНО НЕВЕРНО
понять.
17. Ты со всеми и всегда ведешь себя вежливо. ВЕРНО НЕВЕРНО
18. Тебя беспокоит, что тебе скажут родители. ВЕРНО НЕВЕРНО
19. Тебя легко разозлить.
20. Часто тебе трудно дышать. ВЕРНО НЕВЕРНО
21. Ты всегда хорошо себя ведешь. ВЕРНО НЕВЕРНО
22. У тебя потеют руки.
23. В туалет тебе надо ходить чаще, чем другим ВЕРНО НЕВЕРНО
детям.
24. Другие ребята удачливее
тебя.
25. Для тебя важно, что о тебе думают другие. ВЕРНО НЕВЕРНО
26. Часто тебя трудно
глотать.
27. Часто волнуешься из-за того, что, как ВЕРНО НЕВЕРНО
выясняется позже, не имело
значения.
28. Тебя легко обидеть.
29. Тебя все время мучает, все ли ты делаешь ВЕРНО НЕВЕРНО
правильно, так, как следует.
30. Ты никогда не хвастаешься.
31. Ты боишься того, что с тобой может что-то ВЕРНО НЕВЕРНО
случиться.
32. Вечером тебе трудно уснуть. ВЕРНО НЕВЕРНО
33. Ты очень переживаешь из-за оценок. ВЕРНО НЕВЕРНО
34. Ты никогда не опаздываешь.
35. Часто ты чувствуешь неуверенность в себе. ВЕРНО НЕВЕРНО
36. Ты всегда говоришь только правду. ВЕРНО НЕВЕРНО
37. Ты чувствуешь, что тебя никто не понимает. ВЕРНО НЕВЕРНО
38. Ты боишься, что тебе скажут: «Ты все делаешь ВЕРНО НЕВЕРНО
плохо».
39. Ты боишься темноты.
40. Тебе трудно сосредоточиться на учебе. ВЕРНО НЕВЕРНО
41. Иногда ты злишься.
42. У тебя часто болит живот. ВЕРНО НЕВЕРНО
43. Тебе бывает страшно, когда ты перед сном ВЕРНО НЕВЕРНО
остаешься один в темной комнате.
44. Ты часто делаешь то, что не стоило бы делать. ВЕРНО НЕВЕРНО
45. У тебя часто болит голова. ВЕРНО НЕВЕРНО
46. Ты беспокоишься, что с твоими родителями ВЕРНО НЕВЕРНО
что-нибудь случится.
47. Ты иногда не выполняешь свои обещания. ВЕРНО НЕВЕРНО
48. Ты часто устаешь.
49. Ты часто грубишь
родителям и другим
Информация о работе Исследование динамики уровня тревожности у детей младшего школьного возраста