Исследование динамики уровня тревожности у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Тревожность является одним из наиболее распространенных феноменов психического развития, встречающихся в школьной практике. В последние годы данной проблеме уделяется значительное внимание, так как от степени проявления тревожности зависит успешность обучения учащегося в школе, особенности его взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям. Многие выдающиеся психологи анализируют тревожность с точки зрения своих специфических воззрений, не ставя при этом цели комплексного рассмотрения проблемы в целом применительно к школьной практике.
В многочисленных исследованиях, посвященных проблеме тревожности у детей младшего школьного возраста, рассмотрены причины ее возникновения, а также пути предупреждения и коррекции.

Содержание

Введение ………………….......…….……………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы тревожности у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………... 6
1.1. Понятие тревожности, ее признаки и формы ……………..…..……….…. 6
1.2. Характеристика младшего школьного возраста ……..…...……..….….... 11
1.3. Направления коррекционной работы с тревожными детьми младшего школьного возраста …………………………..…………………………...…… 17
Выводы по главе 1 ……..……………………….……………………………… 23
Глава 2. Исследование динамики уровня тревожности у детей младшего школьного возраста ……………………………….…………………..…..…… 25
2.1. Программа и методики исследования …………………………………… 25
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования …………….……... 30
Выводы по главе 2 ……..…...………………………………………………….. 65
Заключение ………….…………………………………….……………………. 67
Список литературы ……………………...………..…………………..…...…… 71

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ПДМШВ 2.2.docx

— 518.47 Кб (Скачать файл)

Для достижения поставленной цели мы решили следующие задачи:

1. Провели теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

2. Подобрали  комплекс  методик  с  их  апробацией  для  эмпирического исследования;

3. Провели  эмпирическое  исследование  с  целью  определения динамики уровня тревожности у детей младшего школьного возраста (с 1 по 4 класс);

4. Обработали и интерпретировали  результаты эмпирического исследования;

5. Предложили психолого-педагогические рекомендации родителям и педагогам по преодолению тревожности у учеников.

 

 

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы:

  • Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
  • Психодиагностика (тестирование: шкала явной тревожности CMAS        (по А.М. Прихожан), тест школьной тревожности Филлипса                         (по А. Филлипсу); анализ продуктов деятельности: тест «Несуществующее животное» (по М.З. Дукаревич);
  • Количественные методы обработки результатов, математическая обработка результатов (в программе SPSS Statistics 17.0), интерпретация полученных результатов.

Таким образом, проведя эмпирическое исследование, количественно, математически обработав и интерпретировав полученные результаты, мы можем утверждать, что уровень повышенной тревожности (школьной и скрытой) снижается с 1 по 4 класс. Уровень повышенной явной тревожности полностью не снижается с 1 по 4 класс, что ведет к отклонению                       в выдвинутой нами гипотезе.

Следовательно, гипотеза исследования: уровень повышенной тревожности (явной, школьной и скрытой) снижается с 1 по 4 класс, частично подтверждается, как теоретически, так и практически.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический Проект, 2001. – 215 с.
  2. Альманах психологических тестов / Сост. Р.Р. Римский, С.А. Римская. – М.: КСП, 2003. – 800 с.: ил.
  3. Андреева А.Н. Психологическая поддержка ребенка // Воспитание школьников, 2010, № 3. – С. 14-22.
  4. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психологический журнал, 2007, № 2. – С. 24-28.
  5. Аракелов Н.Е, Шишкова Н.С. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции // Вестник МГУ, серия «Психология», 2008, № 1. – С. 18.
  6. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться

понимать своего ребенка. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2004. – 345 с.

  1. Бассет Л. Только без паники! – СПб.: Полис, 2007. – 235 с.
  2. Безруких М.М., Ефимов С.П. Ребенок идет в школу. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Санриз, 2004. – 346 с.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском   возрасте (психологическое исследование). – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2008. – 657 с.
  4. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М.: Ореол, 2007. – 330 с.
  5. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. – М.: Типограф, 2006. – 118 с.
  6. Вачков И.Р. Умение владеть эмоциями // Воспитание школьников, 2006, № 5. – С. 34-49.
  7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: РПГУ, 2000. – 754 с.
  8. Габдрева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии // Тонус, 2004, № 5. – С. 56-58.
  9. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Что это было? – М.: АСТ-ПРЕСС, 2007. – 217 с.
  10. Захаров А.И.  Авторский   пакет   методик   «Клинико-психологическое консультирование при неврозах у детей и подростков». – М.: Палладиум, 2008. – 847 с.
  11. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Полис, 2002. – 316 с.
  12. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении детей. – М.: Ореол, 2003. – 419 с.
  13. Земска М. Семья и личность / Пер. с польск. Л.В. Васильева. – М.: Издательство «Прогресс», 2006. – 528 с.
  14. Имедадзе И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте. – Тбилиси: Заря, 2003. – 327 с.
  15. Ишманская М.Л.  Тревожный ребенок: кто он и как ему помочь? // Дошкольная педагогика, 2005, № 4. – С. 50-54.
  16. Кисловская В.Р. Школьники в среде сверстников и взрослых. – Алма-Ата: Солнце, 2004. – 426 с.
  17. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М.: Карис, 2004. – 654 с.
  18. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. – М.: Ореол, 2008. – 376 с.
  19. Кудрявцева Л.В. Типология эмоциональных состояний у детей и подростков // Народное образование, 2005, № 8. – С. 193-195.
  20. Кухранова И.И. Коррекционно-психологические упражнения и игры для детей с детьми на развитие адекватных эмоциональных состояний // Воспитание школьников, 2002, № 10. – С. 31-32.
  21. Кученко Т.А. О детской тревожности // Воспитание школьников, 2002,   № 5. – С. 45-48. 
  22. Лютова Е.К., Монина Г.Б.  Тренинг эффективного   взаимодействия        с детьми. – СПб.: Речь. – 190 с.: ил.
  23. Мэй Р. Проблема тревоги / Пер. с англ. А.Г. Гладкова. – М.: РГСУ, 2009. –  549 с.
  24. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2007. – 657 с.
  25. Нартова-Бочавер С. Coping behavior – в системе понятий психологии личности // Психологический журнал, 2007, № 5. – С. 56.
  26. Неймарк М.З. Аффекты  у  детей  и  пути  их  преодоления // Народное образование, 2009, № 5. – С. 43-47.
  27. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 319 с.
  28. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 754 с.
  29. Паниженко Г.И. Профилактика тревожности в школе. – М.: Ореол, 2004. – 515 с.
  30. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2003. – 584 с.
  31. Практикум  по  возрастной  психологии:  Учебное  пособие / Под  ред.            Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2008. – 688 с.: ил.
  32. Практикум по социально-психологическому  тренингу /  Под  ред.           Б.Д. Парыгина. – СПб.: Речь, 2006. – 723 с.
  33. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. – Самара: Дом «БАХРАХ», 2008. – 672 с.
  34. Прихожан А.М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 2004. – 748 с.
  35. Прихожан A.M. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. – М.: Ореол, 2001. – 420 с.
  36. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: Полис, 2002. – 378 с.
  37. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2009. – С. 412.
  38. Психология младших школьников / Сост. С.Ю. Головин. – М.: Харвест, 2011. – 518 с.
  39. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2001. – 742 с.
  40. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социально-педагогическая психология. – СПб.: Полис, 2009. – 806 с.
  41. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 529 с.
  42. Роджерс К. Наука о личности / История зарубежной психологии. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2009. – С. 542-557.
  43. Руководство по детской неврологии / Под ред. В.И. Гузеевой. – СПб.: Речь, 2002. – 684 с.
  44. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред.                        И.В. Дубровиной. – М.: РГСУ, 2010. – 795 с.
  45. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2007. – 350 с.: ил.
  46. Словарь-справочник по психодиагностике / Сост. Л.Ф. Бурлачук. –          3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – С. 279-280: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
  47. Спиваковская А.В. Психотерапия: игра, детство, семья. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2011. – 521 с.
  48. Спилбергер Ч.Д., Ханина Ю.Л. Коррекция повышения тревожности детей. – CПб.: Полис, 2008. – 484 с.
  49. Теплов Б.М. Избранные труды. В 2 т. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2004. – 793 с.
  50. Фрейд 3. Психология бессознательного. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2002. – 757 с.
  51. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: РГСУ, 2011. – 567 с.
  52. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / Пер.      с англ. / Под общ. ред. Т.В. Бурменской. – М.: Прогресс, 2009. – 734 с.
  53. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 2011. – 386 с.
  54. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. – М.: Ореол, 2012. – 695 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение I

 

Шкала явной тревожности CMAS

(по А.М. Прихожан)

 

 

Описание

Шкала явной тревожности для детей (The Children,s Form of Manifest Anxiety Scale – CMAS) предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 7-12 лет (исследование явной тревожности). Шкала была разработана американскими психологами            A. Castaneda, B.R. McCandless,  D.S. Palermo в 1956 году на основе шкалы явной тревожности (Manifest Anxiety Scale) Дж. Тейлор (J.A. Taylor, 1953), предназначенной для взрослых. Для детского варианта шкалы было отобрано 42 пункта, оцененных как наиболее показательные с точки зрения проявления хронических тревожных реакций у детей. Специфика детского варианта также в том, что о наличии симптома свидетельствуют только утвердительные варианты ответов. Кроме того, детский вариант дополнен   11 пунктами контрольной шкалы, выявляющей тенденции испытуемого давать социально одобряемые ответы. Показатели этой тенденции выявляются с помощью как позитивных, так и негативных ответов. Таким образом, методика содержит 53 вопроса.

Данная методика является стандартизированной. В России адаптация детского варианта шкалы была проведена и опубликована русским психологом А.М. Прихожан в 1965 г. По данным авторов и пользователей детский вариант шкалы доказывает достаточно высокую клиническую валидность и надежность ее применения для широкого круга профессиональных задач. Шкала прошла стандартную психометрическую проверку, в которой участвовали около 1600 школьников 7-12 лет из различных регионов страны.

Примерное время выполнения теста – 15-25 минут.

Инструкция

На следующих страницах напечатаны предложения. Около каждого из них два варианта ответа: ВЕРНО и НЕВЕРНО. В предложениях описаны события, случаи, переживания. Внимательно прочтите каждое предложение и решите, можете ли вы отнести его к себе, правильно ли оно описывает вас, ваше поведение, качества. Если да, подчеркните слово ВЕРНО, если нет – НЕВЕРНО. Не думайте над ответом долго. Если не можете решить, верно или неверно то, о чем говорится в предложении, выбирайте то, что бывает, как вам кажется, чаще. Нельзя давать на одно предложение сразу два ответа (т.е. подчеркивать оба варианта). Не пропускайте предложения, отвечайте на все подряд. Давайте потренируемся:

1. Ты – мальчик.                                                           ВЕРНО            НЕВЕРНО

2. Тебе нравится играть на улице, а не дома.             ВЕРНО             НЕВЕРНО    

3. Твой любимый урок  – математика.                         ВЕРНО             НЕВЕРНО

Шкала явной тревожности CMAS

1. Тебе трудно думать  о чем-нибудь одном.              ВЕРНО             НЕВЕРНО

2. Тебе неприятно, если  кто-нибудь наблюдает        ВЕРНО             НЕВЕРНО

за тобой.

3. Тебе очень хочется  во всем быть лучше всех.       ВЕРНО             НЕВЕРНО

4. Ты легко краснеешь.                                                 ВЕРНО             НЕВЕРНО

5. Все, кого ты знаешь, тебе нравятся.                        ВЕРНО             НЕВЕРНО

6. Нередко ты замечаешь, что у тебя сильно              ВЕРНО            НЕВЕРНО

бьется сердце.     

7. Ты очень сильно стесняешься.                                ВЕРНО             НЕВЕРНО

8. Бывает, что тебе хочется  оказаться как можно      ВЕРНО             НЕВЕРНО

дальше отсюда.

9. Тебе кажется, что у  других все получается            ВЕРНО             НЕВЕРНО

лучше, чем у тебя.

 

10. В играх ты больше  любишь выигрывать, чем      ВЕРНО             НЕВЕРНО

проигрывать.

11. В глубине души ты  многого боишься.                 ВЕРНО             НЕВЕРНО

12. Ты часто чувствуешь, что другие недовольны   ВЕРНО              НЕВЕРНО

тобой.        

13. Ты боишься остаться  дома в одиночестве.          ВЕРНО             НЕВЕРНО

14. Тебе трудно решиться  на что-либо.                      ВЕРНО             НЕВЕРНО

15. Ты нервничаешь, если тебе не удается                 ВЕРНО             НЕВЕРНО

сделать то, что тебе хочется.                                                                          

16. Часто тебя что-то  мучает, а что – не можешь     ВЕРНО             НЕВЕРНО

понять.          

17. Ты со всеми и всегда  ведешь себя вежливо.        ВЕРНО             НЕВЕРНО

18. Тебя беспокоит, что  тебе скажут родители.         ВЕРНО             НЕВЕРНО

19. Тебя легко разозлить.                                             ВЕРНО             НЕВЕРНО

20. Часто тебе трудно  дышать.                                    ВЕРНО             НЕВЕРНО

21. Ты всегда хорошо  себя ведешь.                            ВЕРНО             НЕВЕРНО

22. У тебя потеют руки.                                               ВЕРНО             НЕВЕРНО

23. В туалет тебе надо  ходить чаще, чем другим      ВЕРНО             НЕВЕРНО

детям.             

24. Другие ребята удачливее  тебя.                              ВЕРНО             НЕВЕРНО

25. Для тебя важно, что  о тебе думают другие.         ВЕРНО             НЕВЕРНО

26. Часто тебя трудно  глотать.                                    ВЕРНО             НЕВЕРНО

27. Часто волнуешься из-за  того, что, как                 ВЕРНО             НЕВЕРНО

выясняется позже, не имело значения.                      

28. Тебя легко обидеть.                                                ВЕРНО             НЕВЕРНО

29. Тебя все время мучает, все ли ты делаешь          ВЕРНО             НЕВЕРНО

правильно, так, как следует.    

30. Ты никогда не хвастаешься.                                  ВЕРНО             НЕВЕРНО

31. Ты боишься того, что  с тобой может что-то        ВЕРНО             НЕВЕРНО

случиться.        

32. Вечером тебе трудно  уснуть.                                 ВЕРНО             НЕВЕРНО

33. Ты очень переживаешь  из-за оценок.                   ВЕРНО             НЕВЕРНО

34. Ты никогда не опаздываешь.                                 ВЕРНО             НЕВЕРНО

35. Часто ты чувствуешь  неуверенность в себе.        ВЕРНО             НЕВЕРНО

36. Ты всегда говоришь  только правду.                      ВЕРНО             НЕВЕРНО

37. Ты чувствуешь, что тебя  никто не понимает.      ВЕРНО             НЕВЕРНО

38. Ты боишься, что тебе  скажут: «Ты все делаешь  ВЕРНО             НЕВЕРНО

плохо».      

39. Ты боишься темноты.                                             ВЕРНО             НЕВЕРНО

40. Тебе трудно сосредоточиться  на учебе.               ВЕРНО             НЕВЕРНО

41. Иногда ты злишься.                                                ВЕРНО             НЕВЕРНО

42. У тебя часто болит  живот.                                     ВЕРНО             НЕВЕРНО

43. Тебе бывает страшно, когда ты перед сном         ВЕРНО             НЕВЕРНО

остаешься один в темной комнате.

44. Ты часто делаешь  то, что не стоило бы делать.   ВЕРНО             НЕВЕРНО

45. У тебя часто болит  голова.                                     ВЕРНО             НЕВЕРНО

46. Ты беспокоишься, что  с твоими родителями       ВЕРНО             НЕВЕРНО

что-нибудь случится.

47. Ты иногда не выполняешь  свои обещания.          ВЕРНО             НЕВЕРНО

48. Ты часто устаешь.                                                    ВЕРНО            НЕВЕРНО

49. Ты часто грубишь  родителям и другим                 ВЕРНО            НЕВЕРНО

Информация о работе Исследование динамики уровня тревожности у детей младшего школьного возраста