Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:56, дипломная работа
Целью работы является изучение структурных компонентов направленности личности подростков и юношей.
Объектом исследования является направленность личности.
Предметом исследования выступают компоненты структуры направленности личности в подростковом и юношеском возрастах.
Гипотеза: Мы предполагаем, что существуют различия в особенностях структуры направленности личности в подростковом и юношеском возрастах.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме направленности личности подростков и юношей;
2. Провести исследование структурных компонентов направленности личности подростков и юношей:
1) видов и типов направленности личности подростков и юношей (проявления направленности личности);
Широта направленности личности чаще всего связана с интересами, которые могут быть широкими, глубокими, не должна становиться дилетантством, разбросанностью, когда человек необоснованно начинает считать себя всезнайкой. Среди широкой направленности, большого круга интересов должен быть центральный, главный, интерес, направленный на профессиональную деятельность, выполняемый личностью.
Интенсивность направленности связана с ее эмоциональной окраской. Она может иметь весьма большой диапазон выраженности, колеблясь от смутных, нечетких влечений, через осознанные желания и активные стремления до полной убежденности.
Устойчивость направленности личности характеризуется ее протяженностью во времена. Это качество направленности личности в первую очередь связано с настойчивостью как проявлением воли.
Действенность направленности личности определяет активность реализации целей направленности в деятельности [25].
Форма проявления компонентов структуры направленности, может быть, простой и сложной.
Направленность личности, как отмечает В.С. Мерлин, может проявляться в отношении: к другим людям, к обществу, к самому себе. В соответствии с этим направленность разделяется на «коллективистическую» (общественную), «деловую», «эгоистическую» (индивидуалистическую) (К.К. Платонов, Н.И. Рейнвальд, В.Э. Чудновский).
Направленность личности проявляется в видах и типах.
Личностная направленность проявляется в доминировании мотивов из группы эгоистических (доминирование мотива личного самоутверждения, первенства). Создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей: игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников.
Деловая направленность проявляется как доминирующее стремление к бескорыстной деятельности, к бескорыстному овладению новыми умениями и знаниями. Отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи
Коллективистическая направленность проявляется как доминирующее стремление действовать в интересах других людей, сочувствовать их нуждам и переживаниям (действовать в интересах своего коллектива). Имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной.
Направленность личности проявляется в типах.
Д.И. Фельдштейн и И.Д. Егорычева выделяют следующие типы личностной направленности: гуманистический, эгоистический, депрессивный и суицидальный – с рядом акцентуаций [10,36]. В более поздних исследованиях два последних типа направленности переименованы в социоцентрический и негативистический типы.
Гуманистическая направленность характеризуется положительным отношением личности к себе и к обществу. Это такая направленность, при которой личность не стремится к автономии, но признает при этом право каждого, и свое в том числе, на свободное самоопределение как индивидуально, так и в рамках группы. Главная ценность для человека с такой направленностью – личность. Внутри этого типа авторы выделяют два подтипа: с альтруистической акцентуацией, при которой центральным мотивом поведения являются интересы других людей или социальной общности, и с индивидуалистической акцентуацией, при которой для человека наиболее важным является он сам, окружающие люди при этом не игнорируются, но их ценность, по сравнению с собственной, несколько ниже.
Эгоистическая направленность характеризуется положительным отношением к себе и отрицательным — к обществу. Это такой тип направленности, при котором личность находится в центре внимания самой себя, вся ее активность сосредоточена на самой себе, собственных интересах, проблемах, личность стремится к признанию обществом ее абсолютных прав в нем, ее особой ценности для него. Внутри этого типа также выделены два подтипа: а) с индивидуалистической акцентуацией — ценность для человека собственной личности так же высока, как и при гуманистической направленности с индивидуалистической акцентуацией, но при этом ценность окружающих еще более низкая (отрицательное отношение к окружающим), хотя об абсолютном отвержении и игнорировании их речи нет; б) с эгоцентрической акцентуацией — ценность собственной личности для человека не очень высока, концентрируется он только на себе самом; общество для него не представляет почти никакой ценности, отношение к обществу резко отрицательное.
Социоцентрическая (депрессивная) направленность личности характеризуется тем, что для человека он сам не представляет никакой ценности, а его отношение к обществу можно охарактеризовать как терпимое. Главная особенность такой направленности в том, что личность не приемлет себя. В этом типе направленности выделяются две акцентуации: с преимущественно положительным отношением к обществу, при отрицательном отношении к себе – конформистская акцентуация; и с преимущественно отрицательным отношением к себе, при в целом положительном отношении личности к обществу – самоуничижительная акцентуация социоцентрической направленности.
Негативистическая (суицидальная) направленность наблюдается в тех случаях, когда ни общество, ни личность для самой себя не представляют никакой ценности. Человек не приемлет ни себя ни других; он переживает свою несостоятельность как крайне дискомфортное внутреннее состояние. Переживания по поводу крушения идеалов, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, в семье, фрустрированные ведущие возрастные потребности чаще всего и приводят человека к такому отношению к себе и к обществу. В этом типе направленности выделяются две акцентуации: с преимущественно отрицательным отношением к обществу, при отрицательном отношении к себе – мизантропическая акцентуация; и с преимущественно отрицательным отношением к себе, при менее отрицательном отношении к обществу – самоуничижительная акцентуация негативистической направленности.
Концепция И.Д. Егорычевой позволяет рассматривать направленность личности как причинно-следственную связь доминирующих отношений – доминирующих социальных установок – доминирующих смыслообразующих мотивов ведущей деятельности – ее личностного смысла – жизненной позиции личности – личностных ценностей. Вся эта причинно-следственная цепь проявляется в двух позициях: в отношении личности к себе и в ее отношении к другим (обществу), со всеми из этих отношений последствиями [19].
Такое выделение типов направленности показывает, что она может определяться не комплексом каких-то факторов, а только одним из них, например личностной или коллективистской установкой и т. п. Точно так же направленность личности может определяться каким-то одним чрезмерно развитым интересом: к футболу, балету и т. п., в связи с чем и появляются футбольные фанаты, балетоманы, меломаны, коллекционеры, профессиональные картежники.
Таким образом, структура направленности личности может быть простой и сложной, но главное в ней — это устойчивое доминирование какой-то потребности, интереса, вследствие чего человек «настойчиво ищет средства возбуждать в себе нужные ему переживания как можно чаще и сильнее» (Б.И. Додонов, 1978). Только устойчивое доминирование потребности или интереса, выступающих в роли долговременных мотивационных установок, может формировать стержневую линию жизни.
В структуре и проявлениях направленности субъекта может быть выделено несколько уровней, своего рода психологических классов:
• иерархизированная и динамичная система потребностей, мотивов, связей между ними, которые отнюдь не линейны, а являются своеобразной индивидуальной особенностью человека;
• множественно соподчиненные системы целей и задач субъекта, заданные как относительно устойчивыми потребностно-мотивационными образованиями, так и текущими, переменчивыми условиями жизни;
• соответствующая двум предыдущим иерархия деятельности субъекта, выбор, реализация и развитие которой оформляет систему поступков, стиль поведения, этапы жизнедеятельности;
• широкая система субъективных и субъектных проявлений психики, куда входит психологическая структура деятельности, поведения, сознания, самосознания, характера, смысла.
Рассматривая вопрос о месте направленности личности в структуре личности, необходимо отметить концепцию динамической структуры личности, предложенную К.К. Платоновым, который определяет направленность как «высший уровень личности, ее первую подструктуру». К данной подструктуре он относит убеждения, мировоззрение, личностные смыслы и интересы [24].
Исследуя психологические проблемы мотивации поведения человека, П.М. Якобсон под направленностью подразумевает такое сложное образование в личности, которое должно очертить особенности тенденций поведения и действий человека, определяющих в социальном плане его облик по существенным линиям: его отношение к другим людям, к себе, к своему будущему. Можно сказать, что направленность личности проявляется:
а) в особенностях интересов личности;
б) в особенностях целей, которые человек перед собой ставит;
в) не только в интересах, но и пристрастиях и потребностях человека;
г) в установках личности, в отношении ее к существенным явлениям социальной и личной жизни.
Направленность личности сказывается в разнообразных мотивах поведения человека, однако, она может быть выражена в группе конфликтующих мотивов. Проявляются эти мотивы наиболее отчетливо в достаточно острой и значимой ситуации, когда обстоятельства выступают в ярко «обнаженном» виде. Тогда направленность личности, ее интересы, устремления, моральные установки, принципы действительно выявляются в наиболее ярко выраженных мотивах. В острой ситуации определенные мотивы становятся доминирующими (М.П. Якобсон, 1961).
Таким образом, направленность является сложным образованием и имеет многоуровневую и многокомпонентную структуру. В структуру направленности личности входят мотивы, интересы, ценности и установки. Мотивы, интересы, ценности и установки являются структурными компонентами направленности личности. Каждый из компонентов направленности личности вносит свой вклад в ее развитие и формирование.
Основными сферами для реализации мотивов, интересов, ценностей и установок человека, а в целом и направленности личности являются: личностная, деятельностная и коллективистическая сферы. Направленность проявляется в видах и типах.
Динамика компонентов направленности личности включается в себя: уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность.
Компоненты структуры направленности (мотивы, интересы, ценности и установки) образуют множество взаимосвязей, проявляясь в сферах их реализации (деловой, личной и общественной).
1.2 Мотивы как структурный компонент направленности личности
Мотив – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность, внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта [20].
Устойчиво доминирующие
мотивы, являясь ядром мотивационной
системы, определяют одну из наиболее
существенных характеристик личности,
ее направленность. Мотивационная система
является сложным психическим
Д.Н. Узнадзе понимал мотив как сложное психическое образование, возникающее в результате многоэтапного процесса мотивации [35].
В.Г. Леонтьев рассматривает
мотив как системное
Среди этих свойств В.Г. Леонтьев наиболее важными считает содержательные свойства, которые включают в себя первичные побудители. Именно они задают, по мысли автора, другие компоненты ядерной части мотива [17,18].
Установление границ мотива и рассмотрение стадий его формирования позволяют обозначить те психологические компоненты, которые могут входить в структуру мотива. В соответствии со стадиями формирования мотива, можно выделить три блока: потребностный, «внутренний фильтр» и целевой.
В потребностный блок входят следующие компоненты: биологические и социальные потребности, осознание необходимости, долженствования («квазипотребности» по К. Левину). В блок «внутреннего фильтра» — нравственный контроль, оценка внешней ситуации, оценка своих возможностей (знаний, умений, качеств), предпочтения (интересы, склонности, уровень притязаний). В целевой блок — образ предмета, могущего удовлетворить потребность, опредмеченное действие, потребностная цель, представление процесса удовлетворения потребности. Все эти компоненты мотива могут проявляться в сознании человека в вербализованной или в образной форме, притом не все сразу.
Информация о работе Исследование компонентов структуры направленности личности подростков и юношей