Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:56, дипломная работа
Целью работы является изучение структурных компонентов направленности личности подростков и юношей.
Объектом исследования является направленность личности.
Предметом исследования выступают компоненты структуры направленности личности в подростковом и юношеском возрастах.
Гипотеза: Мы предполагаем, что существуют различия в особенностях структуры направленности личности в подростковом и юношеском возрастах.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме направленности личности подростков и юношей;
2. Провести исследование структурных компонентов направленности личности подростков и юношей:
1) видов и типов направленности личности подростков и юношей (проявления направленности личности);
В личностной (социальной) направленности различают три вида в зависимости о преобладания соответствующих сущностных социальных связей человека с окружающими людьми и миром вещей.
Личная направленность обнаруживается в стремлении к самосовершенствованию, а также к самоутверждению, престижу, собственной выгоде, благополучию, иногда в нежелании считаться с общепринятыми требованиями и т.п.;
общественная направленность – в стремлении действовать в интересах других людей, своего коллектива (группы) или общества в целом, действовать вместе с другими;
деловая направленность – в стремлении включаться в исследовательскую и преобразующую деятельность людей, стремлении к выполнению ранее начатых задач, к достижению ранее поставленных целей и задач, к выполнению ранее принятых обязательств.
Опросник социальной направленности включает 33 вопроса и три варианта ответов на них. Выбранные варианты ответов заносятся в бланк следующим образом: из всех предложенных вариантов ответов в первую колонку заносится тот, который «более всего выражает вашу точку зрения», затем из двух оставшихся выбирается тот который «менее всего соответствует вашей точке зрения». Полученные ответы обрабатываются по ключу.
Для изучения типов мотивации нами была использована методика «Конструктивность мотивации» (В.П. Трусова).
Данная методики направлена на выявление основного типа мотивации (мотивационной стратегии) и используется для непосредственного диагностирования индивидуальных различий людей по отношению к четырем основным типам мотивации, различающимся качеством (характером) конструктивной мотивации человека, индуцируемой особенностями его взаимодействия с внешним миром [11,14].
Методика состоит из 28 суждений, которым испытуемый дает свою оценку исходя из личного согласия или несогласия с ними.
Методика конструктивность мотивации является специальным психодиагностическим инструментом, позволяющим вскрыть сущность индивидуальных различий мотивации и активности человека и построить на этом теоретически опосредованном основании причинные типологии. Причинная типология мотивации отличается от собирательных или описательных типологий тем, что не только упорядочивает отношения индивидуального к типологическому, но и объясняет эти отношения существенными различиями способов взаимодействия внутреннего и внешнего, которые одновременно являются ведущими, глубинными мотивами этого взаимодействия. Эти четыре ведущих мотива, воплощающие собою четыре основные подструктуры внутреннего и внешнего взаимодействия, разворачиваются в соответствующие мотивационные стратегии.
В общепринятой психологической терминологии четыре основных типа мотивации могут быть раскрыты как результат отношения мотивации достижения (МД) и мотивации отношения (МО). Отношение МД к МО вполне может быть представлено следующими взаимоотношениями типов мотивации: взаимодействия - «да-да» (по К.Томасу – «сотрудничество»); взаимодействия - «да - нет» (по К.Томасу - «избегание»); взаимодействие - «нет-да» (по К.Томасу - «соперничество»); взаимодействия - «нет-нет» (по К.Томасу - «приспособление»).
Для определения ценностных ориентаций подростков и юношей нами была использована методика ценностные ориентации М. Рокича.
Тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека [11]. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни".
Разработанная М. Рокичем методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:
Это деление
соответствует традиционному де
Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Применение методики в целях отбора, экспертизы должно быть весьма осторожным.
Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Для преодоления социальной желательности и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций испытуемого возможны изменения инструкций, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы.
Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.
Для изучения установок подростков и юношей нами была использована методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (О.Ф.Потемкиной).
Ее цель – выявление степени выраженности социально-психологических установок.
Методика состоит
из 80 вопросов: 40 вопросов направлены на
выявление степени выраженности
социально-психологических
На основании
результатов использования
В процессе индивидуального консультирования целесообразно уточнить, в частности, причины дисгармоничности ориентации или низкую мотивацию. Эти причины могут быть временными и не нуждаться в коррекции.
В качестве метода математической обработки был использован двухвыборочный t-критерий Стьюдента для независимых переменных [16,32]. Расчет проводился по формуле:
M1,M2 - средние арифметические,
σ1,σ2 - стандартные отклонения,
N1,N2 - размеры выборок.
Количество степеней свободы рассчитывается как:
Также, для проверки гипотезы, было использовано угловое преобразование Фишера (критерий Фишера), предназначенный для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего эффекта [22]. Расчет производился по формуле:
Где φ1 – угол, соответствующий большей % доле;
φ2 – угол, соответствующий меньшей % доле;
n1 – количество наблюдений в выборке 1;
n2 - количество наблюдений в выборке 2.
Полученные результаты, полученные в ходе исследования, являются достоверными.
2.2 Изучение типов
и видов направленности
Для изучения типов личностной направленности нами была использована методика определения доминирующей личностной направленности И.Д. Егорычевой. В исследовании по данной методике проходили тестирование 74 учащихся в возрасте 11-14 лет и 98 учащихся в возрасте 15-17 лет.
Полученные результаты, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Типы направленности личности подростков и юношей в %
Группа испытуемых |
Типы направленности | |||
Гуманистическая направленность |
Эгоцентрическая направленность |
Негативистическая направленность |
Социоцентрическая направленность | |
Подростки |
45,6 |
47,8 |
10,5 |
0 |
Юноши |
32,3 |
16,9 |
0,5 |
2 |
Проведенный анализ по F-критерию Фишера показал, что существуют значимые различия между такими типами направленности как:
- гуманистическая направленность (φэм = 1,78, при р≥0,05);
- эгоцентрическая направленность (φэм = 4,42, при р≥0,01);
- негативистическая направленность (φэм = 3,36, при р≥0,01);
- социоцентрическая направленнос
Гуманистическая направленность в большей степени выражена у подростков, чем у юношей (45,6 % и 32,3 % соответственно). Данный тип направленности характеризуется положительным отношением личности к себе и к обществу. Это такая направленность, при которой личность не стремится к автономии, но признает при этом право каждого, и свое в том числе, на свободное самоопределение как индивидуально, так и в рамках группы. Главная ценность для человека с такой направленностью – личность.
Эгоцентрическая направленность в большей степени выражена у подростков, чем у юношей (47,8 % и 16,9 % соответственно). Данный тип направленности характеризуется положительным отношением к себе и отрицательным — к обществу. Это такой тип направленности, при котором личность находится в центре внимания самой себя, вся ее активность сосредоточена на самой себе, собственных интересах, проблемах, личность стремится к признанию обществом ее абсолютных прав в нем, ее особой ценности для него.
Негативистическая направленность в большей степени выражена у подростков, чем у юношей (10,5 % и 0,5 % соответственно). Причем у юношей данный тип направленности практически отсутствует. Этот тип направленности характеризуется тем, что для человека он сам не представляет никакой ценности, а его отношение к обществу можно охарактеризовать как терпимое. Главная особенность такой направленности в том, что личность не приемлет себя.
Социоцентрическая направленность выявляется только в юношеском возрасте (2%), в подростковом возрасте данный тип не выявляется вовсе. Этот тип направленности наблюдается в тех случаях, когда ни общество, ни личность для самой себя не представляют никакой ценности. Человек не приемлет ни себя ни других; он переживает свою несостоятельность как крайне дискомфортное внутреннее состояние.
Для определения доминирующего типа направленности подростков и юношей, мы использовали F-критерий Фишера. По результатам статистической обработки, мы получили, что в подростковом возрасте различий между двумя наиболее выраженными типами направленности (гуманистической направленности с индивидуалистической акцентуацией и эгоцентрической направленности с индивидуалистической акцентуацией) выявлено не было (φэм = 0,16, при р<0,05). Поэтому мы можем говорить о том, что в подростковом возрасте сочетается два типа направленности: гуманистическая направленность с индивидуалистической акцентуацией и эгоцентрическая направленность с индивидуалистической акцентуацией.
В юношеском возрасте были получены статистически значимые различия подтверждающие наличие доминирующего типа направленности. В юношеском возрасте доминирующим типом направленности является гуманистическая направленность с индивидуалистической акцентуацией (φэм = 2,29, при р>0,01).
Таким образом, статистически значимые различия между выборками были получены по всем типам направленности. Доминирующим типом направленности в подростковом возрасте является два типа направленности: гуманистическая направленность с индивидуалистической акцентуацией и эгоцентрическая направленность с индивидуалистической акцентуацией. В юношеском возрасте доминирующим типом направленности является гуманистическая направленность с индивидуалистической акцентуацией.
По результатам исследования типы направленности в подростковом и юношеском возрастах обладают устойчивостью, имеют определенный уровень общественной значимости и широты.
Для изучения видов направленности личности мы использовали методику определения социальной направленности (А.К. Осницкий). По данной методике было протестировано 35 подростков и 35 юношей. Полученные результаты представлены в таблице 2.
Информация о работе Исследование компонентов структуры направленности личности подростков и юношей