История развития специальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 02:09, реферат

Краткое описание

Возникла спец психология (от греч. особенный) как самостоятельная отрасль психологической науки и практики в 60-ых гг XX столетия. Тогда она появилась в перечне научных специальностей учебных вузов в разделе «Психология». Но было лишь формальное закрепление продолжавшегося уже многие десятилетия становления этой своеобразной отрасли психологии, которая вобрала в себя накопившиеся научные достижения и практический опыт — все, что касается изучения феноменологии, механизмов и условий психического развития человека под воздействием различных групп патогенных факторов, а также закономерностей протекания компенсаторных и коррекционных процессов.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по специальной.docx

— 249.23 Кб (Скачать файл)

 

  1. Основные принципы изучения ребенка с отклонениями в развитии.

К числу важнейших методологических принципов применительно к изучению социально-психологических и психологических особенностей личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья могут быть отнесены следующие:

Принцип гуманизма и педагогического оптимизма предполагает веру в ребенка, в его потенциальные возможности реализовать себя как личность, в его лучшее будущее. Принцип объективности и научности акцентирует внимание на то, чтобы при изучении особенностей развития личности ребенка, имеющего жизненные ограничения, понять не только общие законы ее развития, но и специфические особенности, связанные с влиянием на нее как первичных, так и вторичных дефектов.

Принцип детерминизма чтобы получить объективную информацию об особенностях развития ребенка с отклонениями в развитии, нужно установить причинно-следственные связи в развитии и формировании тех или иных личностных свойств ребенка, выявить основные факторы и условия отрицательно или положительно повлиявшие на этот процесс.

Принцип развития предполагает, что все психические и личностные особенности ребенка находятся в становлении, и основным условием их развития является та или иная деятельность.

Принцип единства сознания и деятельности вытекает из деятельностного подхода к проблеме развития психики и личности ребенка, предложенного С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым и др. Он означает обусловленность развития сознания деятельностью человека. Сознание руководит деятельностью, но в деятельности оно и формируется. Изучать сознание можно опосредованно — через деятельность ребенка.

Принцип систематичности, комплексности и системности. Его суть состоит в том, что изучение ребенка должно проводиться регулярно, через определенные промежутки времени, исследоваться не отдельные параметры, а все стороны развития личности. Для получения полной информации о развитии ребенка с ограниченными возможностями нужно также использовать результаты клинических исследований нарушенных функций и данные об особенностях развития вторичных нарушений.

Принцип индивидуального и личностного подхода означает, что каждый человек уникален и общие законы развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо.

Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому они предназначены.

 

 

57. Уровень актуального развития  ребенка, зона ближайшего развития

Понятие, введенное Л. С. Выготским для определения специфики развития человека в онтогенезе. Согласно Выготскому, развитие ребенка (в отличие от других видов развития) происходит посредством присвоения человеческого опыта в сотрудничестве. В любой деятельности ребенка можно выделить два уровня выполнения одного и того же задания — самостоятельное выполнение и выполнение в сотрудничестве со взрослым. Уровень первого выполнения называется актуальным, второй уровень, более высокий, представляет собой зону ближайшего развития — область несозревших, но созревающих процессов, и составляет по Выготскому зону ближайшего развития. Понятие зоны ближайшего развития основано на идее о примате обучения (во всех разнообразных его формах) в развитии человека и имеет большое практическое значение. Поскольку традиционная диагностика ориентируется на определение актуального уровня развития, ее прогноз, составленный на основе подобных методов, не достаточно надежен. Для определения перспективы развития необходимо знать и «завтрашний день развития», а он определяется именно измерением зоны ближайшего развития. Так, например, измерение готовности к школе на основе уже сформированных у ребенка способностей оказывается недостаточным. Необходимо определить, как ребенок может сотрудничать со взрослым, т. е. какова его зона ближайшего развития. Разработанные на этом принципе методы определения готовности к школе оказываются более надежными.

 

 

58. Изучение продуктов деятельности  аномальных детей.

 

Психолог, работающий с аномальными детьми и подходящий к ним с диагностической задачей, не знает, какая сторона психического развития и психической деятельности аномального ребенка станет центральной в исследовании. Прежде всего необходимо сориентироваться в особенностях развития ребенка, выделить изменения в его развитии и затем тщательно их проанализировать. Для ориентации психолог часто имеет ограниченное количество времени, особенно в условиях медико-педагогических комиссий. Методы экспериментально-психологического изучения аномальных детей должны отвечать тем специфическим задачам, на решение которых они направлены, а содержание исследования ограничено определенными рамками.

Методы изучения аномальных детей разнообразны и в основном совпадают с методами изучения детей с нормальным развитием, однако имеют свою специфику.

Изучение продуктов деятельности аномальных детей.

Этот метод широко применяется на практике. Анализируя конечный результат (детские рисунки, поделки, учебные работы: диктанты, упражнения, решение задач и т. д.), можно понять особенности работы ребенка.

Анализ продуктов детского творчества и учебной деятельности (тетради) позволяет судить о таких его качествах, как, например, воображение ребенка, сформированность у него зрительных представлений, развитие мелкой моторики рук, степень сформированности навыков учебной деятельности и др.

В продуктах деятельности аномальных детей очень часто отражается их отношение к действительности, природе, отражается уровень развития умственных, сенсорных и моторных навыков, а зачастую и отношение к своему дефекту. Особенно большое значение имеет изучение школьных работ при отборе детей во вспомогательные школы.

Как правило, продукты деятельности аномальных детей по сравнению с нормой имеют типичные особенности. Рисунки и поделки их часто специфичны как по технике исполнения, так и по содержанию, а учебные работы изобилуют специфическими ошибками. Изучая эти работы, необходимо выделить особенности творчества, трудовой и учебной деятельности, характерные для разных групп аномальных детей. Это будет способствовать в дальнейшем правильной диагностике.

 

59. Обучающий эксперимент в психодиагностике аномального развития

 

Для определения обучаемости как способности к усвоению знаний в специальной психологии применяется обучающий эксперимент. Принцип обучающего эксперимента разрабатывался в детской патопсихологии Н.И. Непомнящей, а для диагностики умственной отсталости – А.Я. Ивановой.

Любая методика модифицируется следующим образом: избираются заведомо трудные для ребенка задания, а затем экспериментатор обучает ребенка решению задачи. Помощь экспериментатора строго регламентирована в виде фиксированных инструкций – кратких «уроков». В качестве показателя обучаемости учитываются:

  • количество и качество помощи, необходимой для правильного выполнения задания (процесс формирования навыка);
  • возможность и качество словесного отчета о проделанной работе;
  • возможность переноса сформированного навыка в новые условия.

В задачу экспериментатора входит обеспечение регистрации не только конечного результата, но и самого процесса, способов, при этом применяемых. При этом нужно учитывать зону ближайшего развития, для чего при неудаче необходимо оказывать строго дозированную помощь. Мера помощи связана с изменением степени сложности предлагаемого ребенку задания. Каждое из экспериментальных заданий может быть представлено как задание с несколькими степенями сложности. Понятие «степень сложности» включает: а)характеристику объема материала, с которым действует ребенок во время выполнения задания; б)степень участия экспериментатора в разъяснении ребенку пути выполнения задания; в)виды помощи, которые могут быть предложены ребенку в процессе выполнения задания.

Помощь оказывается в следующей последовательности:

  1. Стимуляция к действию (подумай, постарайся сделать, у тебя получится). 2. Разъяснение сущности действия (например, при классификации: сюда будем откладывать все желтые круги, а сюда – красные); 3. Введение наглядности при показе пути решения (экспериментатор выкладывает перед ребенком детали, необходимые для заданной конструкции, и начинает конструирование, предлагает ребенку продолжить действие); 4. Демонстрация образца (конкретная помощь) выполнения задания с последующей репродукцией его ребенком (экспериментатор сложил разрезную картинку, показал ребенку результат деятельности, разобрал конструкцию и предложил ребенку сделать то же самое).

Также важно, что психологическое обследование, проведенное с помощью методик, построенных в виде обучающего эксперимента, позволяет проводить точную дифференциальную диагностику сходных нарушений психического развития у детей. Обучающий эксперимент может выступать как универсальный метод диагностической, коррекционной, развивающей  и обучающей работы с детьми с нарушенным психическим развитием.

 

  1. Понятие о психологической экспресс-диагностике и основные требования к созданию блока психодиагностических методик для  экспресс-диагностики аномального развития, интерпретация результатов экспресс-диагностического обследования.

Психологическая экспресс диагностика проводится в тех случаях, когда время и финансы не позволяют провести психологическую глубинную диагностику. Экспресс диагностика ограничена по своим возможностям. Но она позволяет приблизительно оценить некоторые важнейшие свойства человеческой психики.

- Интеллект и творческие  способности, если вас интересует  ваше социальное будущее: учеба, работа, карьера, бизнес, успех, творчество.

- Уровень эмоционального  благополучия, если вы подозреваете, что с вами что-то не так  по настроению, эмоциям, чувствам.

- Наличие или отсутствие  психологических проблем, идущих  из детства, которые могут серьезно  мешать во взрослом возрасте.

Для диагностики используются классические методики, позволяющие выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы. Материалы структурированы по возрастам: 3-4 года (вторая младшая группа), 4-5 лет (средняя группа), 5-6 лет (старшая группа), 6-7 лет (подготовительная к школе группа). В комплект входят методическое пособие, в котором подробно описаны процедура диагностики и критерии оценки результатов, а также необходимые для проведения диагностики материалы.

 Психологическая экспресс  диагностика не позволяет глубоко  и комплексно обследовать психику  человека, поставить точный психологический  диагноз, выдать письменное заключение  психолога или справку (например, для суда или при трудоустройстве). Но экспресс диагностика помогает, сэкономив деньги и время, получить  примерный ориентировочный результат. На основании этого результата  можно решать, что делать дальше. 

 Психологическая экспресс диагностика, как правило, совмещается в одно целое с психологической экспресс консультацией, т.к. психологу необходимо внимательно поговорить с клиентом. Общая продолжительность процедуры не более 1 часа.

Помимо всестороннего и глубокого обследования детей (школьников), имеющих нарушения развития, психологу в ряде случаев требуется в данный момент получить некоторую информацию о ребенке (по запросу или по личной инициативе). Для этого можно использовать экспресс-методики, так называемые скрининговые пробы, которые не требуют громоздкой процедуры обработки данных. Экспресс-методики в большой степени основаны на качественном анализе высказываний и продуктов деятельности, способов выполнения различного вида заданий.

Психологу не следует забывать, что для более глубокого, полного и точного определения причин того или иного психического явления или отклонения в протекании процесса он должен уметь соединить воедино собственные впечатления при обследовании ребенка с полученным в результате тестовых и других методик заключением.

Цели, задачи и содержание работы психолога-педагога в специальных коррекционных школах определяются концептуальными положениями, ее организацией в соответствии со спецификой школы, а также имеющимися теоретическими и методическими подходами психологической службы в школах общего назначения и их практической реализацией на протяжении последних десяти лет.

61. Изучение общих структур деят-ти, игровой деят-ти, учебной деят-ти

Изучением деят-ти занимались отечествен психологи и физиологи: Анохин, Выготский,.Запорожец, Леонтьев, Рубинштейн, Эльконин и др. Деят-ть - специфически человеч форма взаимодействия со средой; актив-ть чел,направлен на познание(преобразование)среды в целях удовлетв его потребн. Деят-ть имеет мотив, цель, предмет и средства реализации. внеш и внутр компоненты,кот взаимопереходят друг в друга, образуя процессы интериоризации (переход вовнутрь) и экстериоризации (перехода внутреннего вовне).

Изучение различных видов деятельности можно построить с опорой на следующие направления и задачи: Исследование развития игровой деят-ти дошкольников: -изучение взятия ребенком на себя роли; -устойчивости в подчинении игровому правилу; -влияния сюжета и роли на подчинение правилу игры; -возрастных изменений в подчинении правилу игры; -замещение предмета в игре. Возрастные особенности. В возрасте 7-10 мес ребенок не только овладевает достаточно тонкой моторикой, но и обретает способность самостоятельно перемещаться в пространстве. Игры ребенка с предметами в этом возрасте имеют еще чисто манипулятивный хар-р(предметы перекладываются из руки в руку,бросают,стучат). После 10мес игры с предметами приобретают дифференцированный, функциональн хар-р(куклу укачивают, машину катают). Новой хар-кой деят-ти 2-го года жизни явл его направленность на достижение рез-та, интерес к функцион назначению объектов,т.е переход от манипулятивн к предметной деят-ти.

Информация о работе История развития специальной психологии