История развития специальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 02:09, реферат

Краткое описание

Возникла спец психология (от греч. особенный) как самостоятельная отрасль психологической науки и практики в 60-ых гг XX столетия. Тогда она появилась в перечне научных специальностей учебных вузов в разделе «Психология». Но было лишь формальное закрепление продолжавшегося уже многие десятилетия становления этой своеобразной отрасли психологии, которая вобрала в себя накопившиеся научные достижения и практический опыт — все, что касается изучения феноменологии, механизмов и условий психического развития человека под воздействием различных групп патогенных факторов, а также закономерностей протекания компенсаторных и коррекционных процессов.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по специальной.docx

— 249.23 Кб (Скачать файл)

Механизмы социальных влияний в период индивидуального развития. Условием полноценного развития в младенческом возрасте является наличие условий для развертывания непосредственного эмоционального общения ребенка со взрослым, и отсутствие таких условий приводит к задержке психоэмоционального развития ребенка той или иной степени тяжести. Однако пребывание ребенка в семье соц риска (алкоголизм, наркомания) повышает риск развития состояний пед и соц запущенности у детей, ухудшения состояния здоровья, как физического, так и психического, усугубления уже имеющихся недостатков развития.

 

13. Возрастная обусловленность дизонтогенеза.

Наиболее уязвимыми периодами детства является период «первичной незрелости» организма в период до 3-х лет, а также период перестройки организма в период пубертата, когда уже гармонически сформировавшиеся системы детского организма вновь утрачивают состояние равновесия, перестраиваясь на «взрослое» функционирование.

Согласно клинико-психологическим материалам, наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие воздействия повреждающих вредностей в период интенсивной клеточной дифференциации структур головного мозга, т. е. на ранних этапах эмбриогенеза, в первой трети беременности.

Каждый возраст накладывает свой отпечаток на характер реагирования в случае патогенного воздействия. Уровни нервно-психического реагирования детей и подростков на различные патогенные воздействия:

– сомато-вегетативный (от 0 до 3 лет) – на фоне незрелости всех систем организм в этом возрасте на любое патогенное воздействие реагирует комплексом сомато-вегетативных реакций, таких, как общая и вегетативная возбудимость, повышение температуры тела, нарушение сна, аппетита, желудочно-кишечные расстройства;

– психомоторный (4 — 7 лет) – интенсивное формирование корковых отделов двигательного анализатора, и в частности лобных отделов головного мозга, делает данную систему предрасположенной к гипердинамическим расстройствам различного генеза (психомоторная возбудимость, тики, заикание, страхи). Возрастает роль психогенных факторов — неблагоприятных травмирующих отношений в семье,  неблагоприятных межличностных отношений;

– аффективный (7–12 лет) – на любую вредность ребенок реагирует с заметным аффективным компонентом — от выраженной аутизации до аффективной возбудимости с явлениями негативизма, агрессии, невротическими реакциями;

– эмоционально-идеаторный (12–16 лет) – ведущий в препубертатном и пубертатном возрасте. Характеризуется патологическим фантазированием, сверхценными увлечениями, сверхценными ипохондрическими идеями, такими, как идеи мнимого уродства (дисморфофобия, нервная анорексия), психогенными реакциями протеста, оппозиции, эмансипации.

Преимущественная симптоматика каждого возрастного уровня реагирования не исключает симптомов предыдущих уровней, но отводит им менее заметное место в картине дизонтогении.

Перечисленные выше реакции являются обостренной формой нормального возрастного реагирования на ту или иную в редкость.

 

  1. Клинико-психологическая классификация задержки психического развития (по К.С.Лебединской).

Классификация предложена по этиопатогенетическому принципу.

  1. ЗПР конституционального происхождения (неосложненный психический и психофизический инфантилизм, по классификации Певзнер и Власовой). Характерны: яркие, но поверхностные и нестойкие эмоции, преобладание игровой мотивации, повышенный фон настроения, непоследовательность. Трудности обучения в мл.классах связаны с преобл. игровой мотивации над познавательной, незрелостью эмоционально-волевой сферы и личности. + Инфантильный тип телосложения.
  2. ЗПР соматогенного происхождения. Обусловлены влиянием различных тяжёлых соматических состояний, перенесённых в раннем возрасте (операции с наркозом, болезни сердца, малая подвижность, астенические состояния).
  3. ЗПР психогенного происхождения. Связан с неблагоприятными условиями воспитания, рано возникшими и длительно действующими. ЗПР такого типа возникает в трёх основных случаях:
    • Недостаточная опёка, безнадзорность - наиболее часто. Аномальное развитие личности по типу психической неустойчивости. Не воспитываются формы поведения, связанные с активным торможением аффекта. Не стимулируется развитие познавательной деятельности, интеллектуальных интересов. Набл. черты незрелости эмоционально-волевой сферы: аффективная лабильность, импульсивность, повышенной внушаемость.
    • Гиперопека, или воспитание по типу «кумира семьи». Чаще всего - у тревожных родителей: «привязывают» ребёнка к себе, потакая капризам ребёнка, заставляя его поступать наиболее удобным и безопасным для родителей способом.
    • Развитие личности по невротическому типу - очень авторитарные родители или постоянное физическое насилие, грубость, деспотичность, агрессия к ребенку. Могут возникнуть навязчивости, неврозы или неврозоподобные состояния. Формируется эмоционально-незрелая личность, для к-рой характерны страхи, повышенный уровень тревожности, нерешительность, неинициативность, синдром выученной беспомощности. Интеллектуальная сфера страдает, т.к. деятельность подчинена мотиву избегания неудачи, а не достижения успеха, следовательно ребенок не будет делать ничего, что могло бы лишний раз подтвердить их несостоятельность.
  4. ЗПР церебрально-органического происхождения – наиб.часто. Среди таких деток Марковская выделяет: с проявлениями психической неустойчивости; психической тормозивности. Дети первой группы: шумные, подвижные: катаются на перилах, громко кричат, пытаются участвовать в играх других детей, но, не умея следовать правилам, ссорятся, мешают другим. С взрослыми бывают ласковыми и назойливыми, но легко вступают в конфликт, проявляя при этом грубость и крикливость. Чувства раскаяния и обиды неглубокие и кратковременные. Дети второй группы: личностная незрелость, несамостоятельность, нерешительность, робость, медлительность. Симбиотическая привязанность к родителям приводит к трудностям привыкания к школе. Часто плачут, скучают по дому, избегают подвижных игр, теряются у доски и часто не отвечают, даже зная правильный ответ. Низкие оценки и замечания могут вызвать у них слезы.

 

 

15 Задержка психического развития по типу гармонического инфантилизма и стратегия психологической помощи этим детям.

К простому психическому инфантилизму относится гармонический инфантилизм (ГПИ). Психическая незрелость охватывает все сферы деятельности ребенка, в том числе и интеллектуальную, однако преобладают проявления эмоционально-волевой незрелости. Это выражается в свойственных детям более младшего возраста повышенной эмоциональной живости, неустойчивости, преобладании мотива получения удовольствия, чрезмерной привязанности к матери, боязни всего нового. Эти дети неутомимы в игре, им свойственны живость воображения, фантазия, выдумка, жизнерадостность. В интеллектуальной деятельности также "преобладает влияние эмоций, слабо развиты собственно интеллектуальные интересы, в то время как игровые продолжают преобладать и в школьном возрасте. Активное внимание отличается повышенной неустойчивостью и пресыщаемостью, дети не могут организовать свою деятельность, подчинить ее требованиям школы, коллектива. Все это создает феномен "школьной незрелости".

ГПИ – задержка психического развития конституционального происхождения. Часто встречается и у других членов семьи, не достигая патологического уровня. В некоторых случаях задержка затрагивает не только психику, но и физическое развитие ребенка. При ГПИ ребенок несколько отстает в росте и весе от своих сверстников, отличается живостью моторики и эмоций. Круг интересов ограничивается игровой деятельностью. Игра развитая, сюжетно-ролевая, в которой ребенок может проявлять много выдержки и творчества. Учебно-познавательная деятельность - мало привлекательна, при выполнении заданий наступает быстрая пресыщаемость. Эмоции и мотивация соответствуют более мл возрасту. Самооценка слабо дифференцирована. При этом не отмечается существенных нарушений со стороны психических процессов. Задержка в основном затрагивает эмоционально-волевую сферу личности, приводит к недостаточности произвольной регуляции деятельности, мышления, запоминания, сосредоточения внимания. При организации помощи и поощрении дети с ГПИ показывают достаточный уровень достижений в интеллектуальной сфере. В дальнейшем возможно сглаживание различий между нормой и детьми с инфантилизмом, перевод их в обычный класс.

Работа с ГПИ:

1) коррекционно-развивающая, специфичная для того возраста, к-рый демонстрирует ребенок. Необходимо формирование и функций программирования, контроля и регуляции собственной деятельности в основном через игровой компонент с учетом ведущего типа мотивации. При необходимости - “параллельное” подключение логопеда - для коррекции звукопроизношения. Наблюдение врача-педиатра - ребенок нуждается в общеукрепляющей поддержке, витаминотерапии. Надо учитывать предпочтение ребенком того или иного содержания обучения и приучать его к мыслительной работе на том учебном материале, к-рый ему интересен. Нельзя стремиться учить ребенка подавлять свои эмоции, задача взрослых в том, что бы научить детей правильно направлять, проявлять свои чувства. Ребенку с ЗПР необходимо постоянное сотрудничество, когда взрослый шаг за шагом ведет его по “ступеням развития”, раскрывая потенциал возможности маленького человека.

2) Консультативно-просветительская работа м.б. направлена на повышение профессиональной и личностной компетенции педагогов и родителей.

16. Задержка психического развития  соматогенного происхождения и  основные направления в работе  психолога с детьми данной  категории.

 

        Дети  этой группы рождаются у здоровых  родителей. Задержка развития –  следствие перенесённых в раннем  детстве заболеваний, влияющих на  развитие мозговых функций: хронических  инфекций, аллергии, дистрофии, стойкой  астении, дизентерии. Несмотря на  то. Что первично интеллект не  нарушен, они в силу своей истощаемости, рассеянности оказываются крайне  непродуктивными в процессе школьных  занятий.

        В  школе дети данной категории  прежде всего испытывают большие  трудности в адаптации к новой  сфере. Они долго не могут освоиться  в школьном коллективе, часто  плачут, скучают по дому. Отличаются  пассивностью, бездеятельностью, безынициативностью. Со  взрослыми вежливы, адекватно  учитывают ситуацию. Без руководящего  воздействия неорганизованны, нецеленаправленны, беспомощны. Проблема данных детей  в школе – трудности в обучении. Они возникают в связи со  сниженной мотивацией достижения, отсутствием интереса к предлагаемым  заданиям, неумением и нежеланием  преодолевать возникающие при  их выполнении трудности. В состоянии  повышенного утомления ответы  ребёнка становятся необдуманными, нелепыми, часто имеет место аффективное  торможение: из-за боязни ответить  неверно дети вообще отказываются  отвечать.

        Нарастающая  при утомлении головная боль, понижение аппетита, болевые ощущения  в области сердца и прочее  используется такими детьми как  повод для отказа от деятельности  при встрече с трудностями, при  нежелании выполнять какую –  либо работу. Учителю сложно дифференцировать, когда состояние соматического  дискомфорта истинное, а когда  ложное.

        Дети  с соматогенной ЗПР нуждаются  в систематической лечебно-педагогической  помощи. Наиболее целесообразно  помещать такого ребёнка в  школы санаторного типа, при их  отсутствии – необходимо создать  в условиях обыкновенного класса  охранительный медикаментозно-педагогический  режим.

Этот тип аномалии развития обусловлен длительной соматической недостаточностью различного генеза: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, в первую очередь, порок сердца. В замедлении темпа развития этих детей значительная роль принадлежит стойкой астении, которая снижает не только общий, но и психический тонус. Нередко имеет место и задержка эмоционального развития – соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений – неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности, а иногда и с режимом определенных ограничений и запретов, в которых находится соматически ослабленный или больной ребенок.

 

 

 

 

 

 

 

17. ЗПР психогенного содержания.

Этот тип ЗПР связан с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка.

Социальный генезис этой аномалии развития не исключает ее патологического характера. Как известно, неблагоприятные средовые условия, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психического, в первую очередь эмоционального, развития. В таких случаях речь идет о патологическом (аномальном) развитии личности. Этот тип ЗПР следует отличать от явлений педагогической запущенности, не представляющих собой патологического явления, а ограниченных дефицитом знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации.

ЗПР психогенного происхождения наблюдается при аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости, чаще всего обусловленном явлениями гипоопеки - условиями безнадзорности, при которых у ребенка не воспитываются чувства долга и ответственности, формы поведения, связанные с активным торможением аффекта. Не стимулируется развитие и познавательной деятельности, интеллектуальных интересов и установок. Поэтому черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости у этих детей часто сочетаются с недостаточным уровнем знаний и представлений, необходимых для усвоения школьных предметов.

Вариант аномального развития личности по типу кумира семьи обусловлен, наоборот, гиперопекой - неправильным изнеживающим воспитанием, при котором ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности. Для этого психогенного инфантилизма, наряду с малой способностью к волевому усилию, характерны черты эгоцентризма и эгоизма, нелюбовь к труду, установка на постоянную помощь и опеку.

Вариант патологического развития личности по невротическому типу чаще наблюдается у детей, в семьях которых имеют место грубость, жестокость, деспотичность, агрессия к ребенку, другим членам семьи. В такой обстановке нередко формируется личность робкая, боязливая, эмоциональная незрелость которой проявляется в недостаточной самостоятельности, нерешительности, малой активности и инициативы. Неблагоприятные условия воспитания приводят к задержке развития и познавательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Психологические особенности детей-воспитанников закрытых учреждений      (синдром детского госпитализма, психологический портрет ребёнка-сироты)

Информация о работе История развития специальной психологии