Как повысить самооценку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 15:09, сочинение

Краткое описание

Несколько недель я работал с теми ребятами, кто этого хотел, пробуя различные методы и приемы. К концу срока число желающих заниматься резко сократилось. Ни одна из идей не давала не то чтобы результата, а даже надежды. Но я сделал одно важное открытие: ребята, прекрасно справлявшиеся с критическим самоанализом, совершенно не могли выслушивать критики из чужих уст. Я назвал это «синдром добровольцев».

Вложенные файлы: 1 файл

книга.docx

— 422.43 Кб (Скачать файл)

 

В разыгрываемой ситуации Мардж  пытаетсянабраться храбрости, чтобы  лично сообщить родителям о своем решении жить отдельно от них с двумя подругами. (На роль родителей выбраны два других участника группы.)

 

 Мардж.   Мам... и ты, пап... Я  хочу вам сказать кое-что. Я... как бы это сказать... что, если  я переберусь на квартиру?

 

 Отец.        Квартиру? Какую? Зачем? Тебе что, здесь  не нравится?

 

 Мардж.   Да нет, нравится, конечно. Просто мне уже девятнадцать, а Джойс и Сью вправду хотят,  чтобы я к ним перебралась.

 

 Мать.        Но, дорогая,  мы же ровным счетом ничего  не знаем об этих твоих приятельницах!

 

 Мардж.   Они славные, и  вообще я решила, что перееду  к ним, вот и все.

 

 Руководитель. Так, давайте здесь  прервемся. Вопрос к группе: в  чем проявилась уверенность Мардж?

 

 Участник №1. Мне, Мардж, понравилось,  что ты смотрела им в глаза  и говорила громко и твердо.

 

 Участник  №2. Я думаю, ты  правильно начала, сказав родителям,  что

 хочешь поговорить с ними.

 

 Руководитель. Отлично. Мардж,  а сами ты как оцениваешь  свою

 уверенность в этой ситуации?

 

 Мардж.   Я была совершенно  спокойной с самого начала  и сама завела раз­

 говор, что мне вообще-то  не свойственно.

 

 Руководитель. Отлично: А можно  что-то улучшить в этой сцене?  И если

 да, то как?

 

 Мардж.   Когда отец принялся  меня обвинять, я стала защищаться, а потом я вышла из терпения, когда мать принялась меня  расспрашивать.

 

 Руководитель. Хорошо. Ты все  правильно поняла. У кого-нибудь  есть

 что сказать? Предложения  будут?

 

 Участник  №3. В самом начале, Мардж, у тебя была неуверенность  в

 голосе. Вместо того чтобы просто сообщить родителям о cвоём

 решении, ты как бы искала их одобрения. Может, надо было сразу так и сказать: дескать, ты надеешься, что они одобрят твоё решение, но переедешь ты в любом случае.

 

 Участник №4, А я заметил,  как ты довольно-таки робко  улыбнулась как раз перед тем,  как сделать свое сильное заявление.

 

 Руководитель. Очень дельные  замечания. Мардж, не попробовать  ли тебе еще раз, с учетом  всего, что ты сейчас узнала?

 

После того как Мардж отработает свое поведение в разговоре с  относительно спокойными родителями руководитель можетпредложить ей, чтобы она, с  целью подготовиться к любому повороту событий, испытала себя в ситуации, когда родители настроены более  агрессивно.

 

 Обычно за одно занятие  делается попытка освоить только  небольшой фрагмент сложного  поведенческого комплекса. После  обмена несколькими репликами  руководитель прерывает репетицию  и ждет обратной связи от  группы. Он предлагает участнику,  игравшему активную роль, и остальным  членам группы рассказать о  своих впечатлениях (что в поведении  участника отражало уверенность,  а что нет) и соображениях (что  в поведении можно улучшить  и какие еще эксперименты имеет  смысл провести). Руководитель может  помогать, инструктируя участников. Инструктаж — это вмешательство,  при котором руководитель подсказывает, намекает и советует участникам, когда они оказываются в особенно трудном положении, поддерживая их в течение всего процесса взаимодействия.

 

 Еще одним компонентом процесса  отработки поведения является  подкрепление. Вообще концепция  подкрепления играет в науках  о поведении фундаментальную  роль и является краеугольным  камнем большинства методов изменения  поведения. Существует несколько  рабочих определений подкрепления. В разработанной Б. Ф. Скиннером  (Skinner, 1953) теории оперантного обусловливания  подкрепление понимается как  событие или стимул, который повышает  вероятность воспроизведения действия, предшествовавшего подкреплению. В  контексте обсуждаемого здесь  вопроса подкрепление — это  поощрение или, правильней сказать,  любая позитивная реакция со  стороны руководителя или членов  группы. Очень важно, чтобы подкреплялось  любое, даже самое небольшое  достижение, а не только успешно  завершенная сложная последовательность  действий. Процесс, в котором подкрепление  дается небольшими порциями по  мере того, как отрабатываемая  реакция постепенно приближается  к оптимальной, называется «формированием» поведения. В поведенческих группах подкрепление обычно применяется, чтобы формировать поведение отдельных участников в направлении тех целей, которые они сами себе ставят, В некоторых случаях можно модифицировать происходящие в группе взаимодействия или поведение участников в целом, используя групповые возможности для подкрепления поведения всех участников в направлении достижения их целей (Feldman and Wodarski, 1975). В других случаях учащиеся в классе, осужденные в тюрьме, пациенты в больничной палате могут принимать участие в поведенческих программах, которые предусматривают использование «жетонной системы» и привилегий за достижение поставленных целей.

 

 Моделирование, инструктаж и  подкрепление являются ключевыми  компонентами методики репетиции  поведения, хотя по вопросу  о том, какое их соотношение  можно считать оптимальным, существуют  разногласия (McFall and Twentyman, 1973). Репетиция  поведения при ее использовании  руководителем психокоррекционной  группы может быть сведена  к выполнению следующих семи  задач (Fensterheim and Baer, 1975):

 

 •   определение того, какого  рода поведение нуждается в  репетиции;

 

 •   инструктаж участника  и обучение его разыгрыванию  сцены;

 

 •   повторение сцены с  целью улучшить действия ее  участников;

 

 •   моделирование желательного  поведения;

 

 •    использование подходов, которые предусматривают иерархию  отдельных задач и их последовательное  выполнение в случаях, когда  решаемая проблема слишком трудна  для клиентов и вызывает у  них тревогу;

 

 •   многократная репетиция  поведения на протяжении всего  занятия в группе;

 

 •   получение обратной  связи о поведении клиента  в обычных для него условиях.

 

 


Информация о работе Как повысить самооценку