Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 17:32, контрольная работа

Краткое описание

1.Развитие – процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.
Выделен ряд особенностей процесса развития, важных для психологии:
- тенденция к качественному изменению и переходу на более совершенные уровни функционирования;
- необратимость развития (обратное развитие как полное восстановление того, что было раньше, невозможно);
- обязательное сочетание, включение элементов прогресса и регресса (прогрессивное развитие как выбор одного из направлений развития оставляет нереализованными многие другие);

Содержание

1. Соотнесите термины и их определения…………………………………3 – 6
2. Определите, кризис, какого возраста описан в данной характеристике? Опишите более подробно симптоматику данного кризиса………………...6 – 9
3. Определите характерные особенности познавательной сферы на разных этапах возрастного развития………………………………………………..9 – 14
4. Психологическим определением кризиса является………………………14
5. Установите соответствие между понятиями и их признаками………15 – 20
Используемая литература……………………………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа № 1.docx

— 56.41 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Вариант № 1

1. Соотнесите термины  и их определения…………………………………3 – 6

2. Определите, кризис, какого  возраста описан  в данной характеристике?  Опишите более подробно симптоматику  данного кризиса………………...6 – 9

3. Определите характерные  особенности познавательной сферы  на разных этапах возрастного  развития………………………………………………..9 – 14

4. Психологическим определением  кризиса является………………………14

5. Установите соответствие  между понятиями и их признаками………15 – 20

Используемая литература……………………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант № 1

Задание № 1

1.Развитие – процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Выделен ряд особенностей процесса развития, важных для психологии:

- тенденция к качественному изменению и переходу на более совершенные уровни функционирования;

- необратимость развития (обратное развитие как полное восстановление того, что было раньше, невозможно);

- обязательное сочетание, включение элементов прогресса и регресса (прогрессивное развитие как выбор одного из направлений развития оставляет нереализованными многие другие);

- неравномерность развития (периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений);

- зигзагообразность развития (связана с формированием принципиально новых структур, которые на начальных этапах функционирования работают в некоторых отношениях хуже, чем старые, - например, при переходе от ползания к ходьбе ребенок перемещается в пространстве медленнее и иногда с ущербом для своего здоровья);

- переход стадий развития в уровни (с появлением новой, более высокой стадии предыдущие не исчезают, а сохраняются в качестве одного из иерархических уровней новой системы);

- тенденция к устойчивости (успешное развитие невозможно без сильной консервативной тенденции).

2. Филогенез психики – становление структур психики входе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества.

Развитие психики в филогенезе – качественные изменения психики, происходящие в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с внешней средой. Могут происходить на биологической или общественно – исторической основе. С позиций материализма, сама психика как способность ощущения возникла из раздражимости живых существ и развивалась в связи с образованием и развитием их системы нервной. В своей эволюции психика прошла ряд стадий: от сенсорной – к  перцептивной – и далее к интеллектуальной стадии – и к формированию сознания. Сознание как особенность психики человека является продуктом общественно – исторического развития человеческого общества, возможность существования коего обусловлена использованием и изготовлением орудий труда, элементов языка, знаний, норм поведения.

3. Функционалгенез, функциональное  развитие психики– развитие психических функций; возникновение нового уровня решения интеллектуальных, перцептивных, мнемических и других задач, процесс овладения новыми умственными действиями, понятиями и образами. Функционалгенез психики – составная часть онтогенетического  составления психических процессов человека.

Различают также нормативное психическое развитие и индивидуальное. Нормативность развития предполагает, что речь идет об общем, присущем большинству людей данного возраста характере изменений. В некоторых случаях о норме говорят как об идеале, наивысшем из возможных уровне психологического, личностного развития. Индивидуальное развитие связано с вариативностью нормы, с выявлением уникальности личности, с указанием на своеобразие некоторых ее способностей.

4. Психологический  возраст – как стадия развития индивида в онтогенезе – объективная, исторически  изменчивая, хронологически и символически фиксированная.

В зависимости от метода периодизации, от избранного основания (единицы периодизации) в разных психологических школах выделяют отличающиеся психологические возрасты.

Понятие возраста, предложенное Л. С. Выготским, включает в себя представления о социальной ситуации развития, о кризисных и литических периодах развития, о психологических новообразованиях, возникающих к концу каждого периода и определяющих психическое развитие ребенка, а также о доминирующем развитии в соответствующий сензитивный период отдельных психических процессов, что приводит к неравномерности психологического развития ребенка. Последователи Выготского, А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин, добавили в характеристику возраста представление о ведущей деятельности ребенка, внутри которой преимущественно осуществляется развитие детской психики. В каждом возрасте выделяется своя ведущая деятельность.

Каждый психологический возраст  характеризуется:

- социальной ситуацией  развития (своеобразие взаимосвязи  внешней среды и внутреннего мира ребёнка).

-возрастными новообразованиями (результаты развития и одновременно предпосылки дальнейшего развития).

Возникшие в данный период новообразования изменяют социальную ситуацию развития, ребёнок начинает требовать другой системы отношений со взрослыми, по – иному смотрит на мир.

Лев Выготский различал два типа возрастных периодов, сменяющих друг друга:

1) стабильное (развитие совершается  внутри социальной ситуации медленно, эволюционно); 
2) критическое (развитие совершается бурно и стремительно).

Кризисы сочетают в себе разрушительные и созидательные тенденции – это норма онтогенеза.

Периодизация (по Л.С. Выготскому) включает в себя следующие стадии развития: психики:

- кризис новорожденности;

-младенчество (2мес –1год);

- кризис 1 года;

- раннее детство (1 – 3 года);

- кризис 3 лет;

- дошкольный возраст (3 – 7 лет);

- кризис 7 лет;

- школьный возраст (8 –12лет);

- кризис 13 лет;

- пубертатный возраст (14 – 17лет);

- кризис 17 лет.

 

Задание №2

Кризис трех лет – (греч. krisis - решение, поворотный пункт) – возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному, характеризующийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребёнка, а также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими.

Л. С. Выготский назвал семь наиболее ярких особенностей поведения ребёнка в период кризиса трёх лет «семизвездием симптомов». Рассмотрим эти симптомы более подробно.

Негативизм - это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребёнок не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия - сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.

Упрямство - это реакция ребёнка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал у взрослого, и отказаться от собственного решения даже при изменившихся обстоятельствах ребёнок не может. Упрямство следует отличать от настойчивости в достижении какой-либо определённой цели.

Строптивость направлена в целом против норм воспитания, системы отношений, образа жизни в семье, а не против конкретного взрослого.

Своеволие – стремление ребёнка все делать самому (ключевые слова в речи «Я сам!»), проявление инициативы собственного действия, которая неадекватна возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. При этом меняется отношение ребёнка к окружающему миру: теперь ребёнком движет не только желание узнавать новое, овладевать действиями и навыками поведения. Ребёнок начинает активно удовлетворять познавательную потребность. Это проявляется в его активности, любознательности. Но проявление инициативы может вызывать конфликты со взрослыми, поскольку она зачастую неадекватна возможностям ребёнка. Необходимо учитывать то, что ребёнок пробует свои силы, проверяет возможности. Он утверждает себя, и это способствует появлению детского самолюбия–важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию.

Протест – бунт проявляется в частых конфликтах с родителями. Ребёнку важно, чтобы окружающие люди всерьёз относились к его самостоятельности. Если ребёнок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания – он начинает протестовать. Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений. Американский психолог Э. Эриксон считает, что именно в этом возрасте у ребёнка начинает формироваться воля, независимость и самостоятельность.

Обесценивание – в глазах ребёнка обесценивается все то, что было для него привычно, интересно, дорого раньше. Симптом обесценивания может проявляться в том, что ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, ломать любимые игрушки.

Деспотизм – ребёнок проявляет деспотическую власть по отношению к близким людям, заставляет родителей делать все, что он требует.

Причины возникновения негативизма, упрямства, своеволия и других симптомов в поведении объясняются тем, что ребёнок начинает осознавать себя самостоятельной личностью и проявлять собственную волю. Обострение взаимоотношений со взрослыми может быть следствием авторитарной модели взаимодействия в семье, ограничения самостоятельности и личной инициативы ребёнка, частого и неадекватного применения запретов и наказаний, а также наличия гиперопеки в воспитании, несогласованности и непоследовательности в требованиях к ребёнку окружающих людей.

Л. С. Выготский подчеркивал, что за всяким негативным симптомом кризиса «скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме». Положительными личностными приобретениями детей на данном этапе развития является становление нового уровня самосознания, стремление к самостоятельности, развитие активности, волевых качеств, установление со взрослыми новых и более глубоких отношений в общении, игре, познавательной и предметной деятельности, в которой велика значимость положительной оценки родителями личных достижений, успехов детей.

Эти симптомы делают ребенка трудновоспитуемым, кажется, что он резко изменился в худшую сторону в течение столь короткого времени. Но в кризисе есть конструктивное содержание: все указанные симптомы вращаются вокруг оси «Я» ребенка и его отношений с окружающими и преследуют цель «отделения» ребенка от взрослого. Л. С. Выготский говорил, что в раннем детстве ребенок психологически, социально еще не отделен от окружающих его людей, и кризисом трех лет открывается это отделение.

Кризис протекает как кризис социальных отношений, отделения от близких взрослых и связан со становлением самосознания ребенка. В этом проявляется потребность в реализации и утверждении собственного Я. Возникающие в речи ребенка слова «хочу», «не хочу», «Я» наполняются реальным содержанием, становятся осмысленными. Возникает особая форма личного сознания, внешне проявляющаяся в знаменитой формуле «Я сам». Феномен «Я сам» знаменует психологическое отделение ребенка от взрослого и распад прежней ситуации социального развития.

Две взаимосвязанные тенденции развития реализуются в кризисный период - тенденция к эмансипации и тенденция к волевой форме поведения.

Кризис 3 лет – это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего «Я». Феномен «Я сам», хорошо знакомый всем родителям, означает не только возникновение внешней самостоятельности, но и одновременное отделение ребенка от взрослого. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Из мира, ограниченного предметами, этот мир превращается в мир, полный взрослыми. В этот период для ребенка очень важна поддержка взрослых: мамы и папы.

 

Задание № 3

1.Младенчество – ориентировочные реакции (D), сенсомоторный

интеллект (В).

Младенчество от 2 месяцев до 1 года. Социальная ситуация развития: ситуация эмоционального единства ребенка и взрослого («мы»). Сенсомоторное развитие, заключающееся в научении моторными навыками (овладение рукой, умение сидеть и ходить) и появлении познавательных (функциональных) действий (т.е. познание физической стороны предмета и имитация действий взрослым с этим предметом).

Основное новообразование инстинктивная психическая жизнь, которая характеризуется двумя особенностями: а) неспособностью выделения не только себя, но и других людей из слитной ситуации, возникающей на основе его инстинктивных потребности; б) «несуществованием» для ребенка объекта переживания, т.е. переживаются состояния, а не объективные содержания. К другим новообразованиям можно отнести формирование «автономной речи»: слова имеют функции наименования и указания, но не имеют значащую функцию; значение слова не постоянно; нет отношения общности между отдельными значениями слов и развитие активное сенсомоторных навыков. Развитие автономной речи является центральным новообразованием кризиса первого года жизни

2. Ранний возраст – элементы наглядно – образного мышления (С), Склонность к экспериментированию. (H)

Ранний возраст от 1 года до 3-х лет. В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с предметами. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен. Социальную ситуацию развития в раннем возрасте можно описать схемой: «ребенок – предмет – взрослый». Эта система отношений содержит в себе противоречие: способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период раннего возраста. Им является предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"