Контрольная работа по дисциплине «Психология и педагогика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 08:47, контрольная работа

Краткое описание

1. Характер и его структура. Типология характеров. Формирование и изменения характера.
2. Понятие малой группы и коллектива. Структура и феноменология малых групп. Конформизм и нонконформизм.
3. Педагогика в жизни семьи. Задачи и методы семейного воспитания.

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство сельского хозяйства РФ.docx

— 280.16 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского  хозяйства РФ.

Департамент научно-технологической политики образования

ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия»

 

Кафедра педагогики методики профессионального обучения

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Психология и педагогика»

вариант №9

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                  Выполнил: студент гр.

                                                                                             Факультета Зэк – 32

                                                                                           Студеникин М.А.

                                                                              Проверил:

 

 

 

 

 

 

Вариант №9

 

  1. Характер и его структура. Типология характеров. Формирование и изменения характера.
  2. Понятие малой группы и коллектива. Структура и феноменология малых групп. Конформизм и нонконформизм.
  3. Педагогика в жизни семьи. Задачи и методы семейного воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характер и  его структура. Типология характеров. Формирование и изменения характера.

 

Характер и  его структура

 

Характер, наряду с темпераментом, является одной из наиболее значительных форм проявления личности. Если темперамент  обусловливает динамическую сторону  личности, то характер - её содержание. Характер накладывает свой отпечаток  на все поступки, мысли и чувства  человека, по которым мы судим об особенностях личности. Не все её особенности  входят в состав характера, а только существенные и устойчивые.

 

Определение. Характер - это подструктура личности, которая образуется индивидуально своеобразной совокупностью устойчивых личностных особенностей, выражает её отношение к действительности и обуславливает типичный для данной личности способ поведения.

 

 Характер человеческой  личности всегда многогранен.  Его определяет совокупность  черт, качеств личности. Все эти  черты, или качества, личности  можно условно разделить на  несколько групп, которые отражают  отношение человека к разным  сторонам жизни. В каждую группу  входят позитивные и негативные  качества.

 

 Выделяют группу черт, в которых проявляется отношение  человека к окружающим его  людям и к обществу в целом.  Позитивными качествами, которые  входят в эту группу, являются  коллективизм, общительность, чуткость, преданность, доброта, честность,  правдивость, искренность и др., отрицательными - эгоизм, черствость, лживость, лицемерие и т. д.

 

 Следующая группа включает  черты характера, в которых  выражаются отношение человека  к самому себе, самооценка личности. В зависимости от самооценки  личность может быть довольна  собой или осуждать себя, соглашаться  с собой или находиться в  состоянии внутренней борьбы. Позитивными  чертами характера являются уверенность  в себе, реалистичная самооценка, к отрицательным относятся неадекватно  завышенная самооценка, излишняя  строгость к себе, недооценка  себя, неуверенность в своих силах,  застенчивость. 

 

 Значительную роль  в становлении характера человека  играют волевые и эмоциональные  качества. Волю называют основой  характера, его стержнем. Значимая  роль волевых качеств личности  находит отражение в таких  выражениях, как ``человек с характером'', ``твердый характер'', ``бесхарактерный  человек''. Выделяют положительные  волевые качества: смелость, решительность,  целеустремленность и др., - и отрицательные:  нерешительность, упрямство. Следует  сказать и об эмоциональных  качествах личности: тревожности  или эмоциональной устойчивости, сдержанности или импульсивности  и т.д. Соответствующие качества  будут рассмотрены подробнее  при изучении волевой и эмоциональной  сфер личности.

 

 Все черты, или качества, личности значимы для деятельности  и общения. У каждого конкретного  индивида выделяют основные черты  характера, задающие общую направленность  всего комплекса его проявлений, и второстепенные черты, которые  в одних случаях определяются  основными, а в других могут  противоречить им. Таким образом, черты характера не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера.

 

Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между  отдельными его чертами. Например, У. Шелдон в процессе исследований установил, что если человек обнаруживает любовь к комфорту, то с большой вероятностью будет отличаться хорошим аппетитом, приветливостью, контактностью, жаждой похвалы и одобрения. Если человек  трусоват, то ему не свойственны  решительность и самостоятельность  в принятии решений, характерные  для инициативных людей, поскольку  принятие решений предполагает личную ответственность.

 

 Закономерно сочетающиеся  черты характера образуют цельную  структуру. Цельный характер - характер, в котором преобладают положительные  связи между чертами. 

 

 Однако в жизни часто  встречаются противоречивые характеры.  Противоречивый характер (дискордантный) - характер, в котором есть черты,  которые противоречат друг другу  и обусловливают разные формы  поведения в похожих ситуациях.

 

 

Типология характеров

1. Соматический подход. Исторически  первыми, получившими широкое  распространение на протяжении  многих столетий, являются типологии  характера, в основе которых  лежит учение о темпераментах,  соединяющее в своих основах  физиологический и соматический  подходы. С точки зрения этого  учения психическое своеобразие  людей определяется либо особенностями  физиологических процессов, либо  соматическим типом строения  организма - конституцией тела, либо  сочетанием других физических  качеств, например, генных хромосом (авторы подхода Гиппократ, Гален,  Э. Кречмер, У. Шелдон, Ч. Ломбразо).

 

2. Социально-психологический  подход. Вторая типология связывает  характеры с направленностью  личности и взаимодействием личности  с обществом. Согласно этому  подходу К. Юнг выделяет ряд  психосоциотипов. Психосоциотип,  с точки зрения К. Юнга, является  врожденной психической структурой, определяющей конкретный вид  информационного обмена личности  с окружающей средой. К. Юнг  выделяет 2 основания для типологии  характера: 

 

1) направленность личности  вовне или вовнутрь (экстраверсия - интроверсия);

 

2) психические функции  (ощущения, интуиция, мышление, чувства).

 

 В соответствии с  этими признаками были выделены 8 типов характера: 

 

 экстравертно ощущающий, 

 

 экстравертно-интуитивный, 

 

 экстравертно-мыслительный,

 

 экстравертно-эмотивный, 

 

 интровертно ощущающий, 

 

 интровертно-интуитивный, 

 

 интровертно-мыслительный,

 

 интровертно-эмотивный. 

 

 К социально-психологическим  типологиям характера можно отнести  типологии А. Адлера, К. Хорни,  Э. Фромма. Можно также выделить  типы в зависимости от профессиональной  направленности личности. Например, такая типология людей представлена  в концепции Е. А. Климова:  типы людей, выбирающих деятельность  в сфере ``человек - человек'', ``человек  - техника'', ``человек - природа'', ``человек  - знаковая система'' или ``человек  - художественный образ''.

 

 Формирование  и изменения характера.

С точки зрения современной  психологии характер является развивающейся  функционально целесообразной структурой, участвующей в процессах адаптации  индивида к миру и формирующейся  в ходе этой адаптации. В связи  с этим в психологии обсуждаются  две проблемы:

1) наследственность и  приобретенность черт характера; 

2) временные рамки формирования  характера. 

 

1. Большинство психологов  склоняются к мнению, что детерминанты  свойств характера следует искать  как в наследственных признаках,  так и в особенностях средовых  воздействий. Здесь степень относительного  участия генотипических и средовых  факторов в формировании характера  может быть различной. Генотипические  и средовые влияния на характер  при неблагоприятном сочетании  обоих факторов могут суммироваться  и давать сильную степень отклонения, вплоть до патологической формы  (развитие психопатии). При благоприятном  средовом факторе, даже в случае  генотипической предрасположенности  к психическому заболеванию, патология  характера (психопатия) может и  не развиться. 

 

2. Вторая проблема - это временные рамки формирования характера. Первые признаки возникновения и стабилизации характера необходимо искать в начале жизни человека. Возраст от 2-3-х до 9-10-ти лет является сенситивным периодом для становления характера, то есть в жизни ребенка есть период, когда его психика наиболее восприимчива к внешним воздействиям и формированию определенных качеств личности. Под влиянием взрослых формируются черты характера, связанные с отношением к окружающему миру: положительные - доброта, отзывчивость, общительность, либо отрицательные - эгоистичность, безразличие к людям, черствость. Формирование этих черт во многом связано с первыми месяцами жизни ребенка и стилем общения с ним матери (заменяющего ее лица).

 

 В дошкольном возрасте  в играх и в процессе простейшего  домашнего труда у детей формируются  деловые качества: положительные  - трудолюбие, аккуратность, ответственность,  добросовестность, настойчивость, и  отрицательные - лень, неряшливость, безответственность, несамостоятельность, беззаботность. Развитие деловых качеств должны стимулировать взрослые.

 

Черты характера, проявляющиеся  в отношениях с людьми, в общении, которые начали формироваться ещё  в младенчестве, оформляются и  ярко выражены уже в начальных  классах школы, когда у ребенка  резко расширяется круг контактов  с новыми людьми (школьными друзьями и учителями).

 

Волевые черты характера  развиваются и закрепляются в  подростковом возрасте.

Нравственные и моральные  качества характера активно развиваются  в ранней юности.  К окончанию  школы (к 18 годам) характер фактически сформирован.

 

 Характер влияет практически  на все психические процессы (познавательные, волевые, эмоциональные) и эмоциональные  состояния личности. От других  компонентов личности он во  многом отличается своим ранним  формированием и устойчивостью.

 

 

Понятие малой  группы и коллектива. Структура и феноменология малых групп. Конформизм и нонконформизм.

 

Понятие малой  группы и коллектива.

Психология и поведение  отдельного человека как личности существенно  зависят от социальной среды. Последняя  представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее  устойчивые соединения, называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными  общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым  и другим всевозможным признакам. Через  эти группы опосредованно осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей.

 

Непосредственным проводником  влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая  группа. Она представляет собой небольшое  объединение людей (от 2—3 до 20—30 человек), занятых каким-либо общим делом  и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую  часть своей жизни. Известный  тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать как мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующих в малых группах. Примерами малых  групп, наиболее значимых для человека, являются семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения близких  друзей, приятелей и т.п.

 

Малую группу характеризует  психологическая и поведенческая  общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально-психологическим  образованием. Эта общность может  обнаруживаться по разным характеристикам  — от чисто внешних (например, территориальная  общность людей как соседей) до достаточно глубоких внутренних (например, члены  одной семьи). Мера психологической общности определяет сплоченность группы — одну из основных характеристик уровня ее социально-психологического развития.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Психология и педагогика»