Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 08:47, контрольная работа
1. Характер и его структура. Типология характеров. Формирование и изменения характера.
2. Понятие малой группы и коллектива. Структура и феноменология малых групп. Конформизм и нонконформизм.
3. Педагогика в жизни семьи. Задачи и методы семейного воспитания.
Министерство сельского хозяйства РФ.
Департамент научно-технологической политики образования
ФГОУ ВПО «Волгоградская
государственная
Кафедра педагогики методики профессионального обучения
Контрольная работа
по дисциплине «Психология и педагогика»
вариант №9
Вариант №9
Характер и его структура. Типология характеров. Формирование и изменения характера.
Характер и его структура
Характер, наряду с темпераментом, является одной из наиболее значительных форм проявления личности. Если темперамент обусловливает динамическую сторону личности, то характер - её содержание. Характер накладывает свой отпечаток на все поступки, мысли и чувства человека, по которым мы судим об особенностях личности. Не все её особенности входят в состав характера, а только существенные и устойчивые.
Определение. Характер - это подструктура личности, которая образуется индивидуально своеобразной совокупностью устойчивых личностных особенностей, выражает её отношение к действительности и обуславливает типичный для данной личности способ поведения.
Характер человеческой
личности всегда многогранен.
Его определяет совокупность
черт, качеств личности. Все эти
черты, или качества, личности
можно условно разделить на
несколько групп, которые
Выделяют группу черт,
в которых проявляется
Следующая группа включает
черты характера, в которых
выражаются отношение человека
к самому себе, самооценка личности.
В зависимости от самооценки
личность может быть довольна
собой или осуждать себя, соглашаться
с собой или находиться в
состоянии внутренней борьбы. Позитивными
чертами характера являются
Значительную роль
в становлении характера
Все черты, или качества,
личности значимы для
Структура характера обнаруживается
в закономерной зависимости между
отдельными его чертами. Например, У.
Шелдон в процессе исследований установил,
что если человек обнаруживает любовь
к комфорту, то с большой вероятностью
будет отличаться хорошим аппетитом,
приветливостью, контактностью, жаждой
похвалы и одобрения. Если человек
трусоват, то ему не свойственны
решительность и
Закономерно сочетающиеся
черты характера образуют
Однако в жизни часто
встречаются противоречивые
Типология характеров
1. Соматический подход. Исторически
первыми, получившими широкое
распространение на протяжении
многих столетий, являются типологии
характера, в основе которых
лежит учение о темпераментах,
соединяющее в своих основах
физиологический и
2. Социально-психологический
подход. Вторая типология связывает
характеры с направленностью
личности и взаимодействием
1) направленность личности вовне или вовнутрь (экстраверсия - интроверсия);
2) психические функции (ощущения, интуиция, мышление, чувства).
В соответствии с этими признаками были выделены 8 типов характера:
экстравертно ощущающий,
экстравертно-интуитивный,
экстравертно-мыслительный,
экстравертно-эмотивный,
интровертно ощущающий,
интровертно-интуитивный,
интровертно-мыслительный,
интровертно-эмотивный.
К социально-психологическим
типологиям характера можно
Формирование и изменения характера.
С точки зрения современной
психологии характер является развивающейся
функционально целесообразной структурой,
участвующей в процессах
1) наследственность и
приобретенность черт
2) временные рамки формирования характера.
1. Большинство психологов
склоняются к мнению, что детерминанты
свойств характера следует
2. Вторая проблема - это временные рамки формирования характера. Первые признаки возникновения и стабилизации характера необходимо искать в начале жизни человека. Возраст от 2-3-х до 9-10-ти лет является сенситивным периодом для становления характера, то есть в жизни ребенка есть период, когда его психика наиболее восприимчива к внешним воздействиям и формированию определенных качеств личности. Под влиянием взрослых формируются черты характера, связанные с отношением к окружающему миру: положительные - доброта, отзывчивость, общительность, либо отрицательные - эгоистичность, безразличие к людям, черствость. Формирование этих черт во многом связано с первыми месяцами жизни ребенка и стилем общения с ним матери (заменяющего ее лица).
В дошкольном возрасте
в играх и в процессе
Черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми, в общении, которые начали формироваться ещё в младенчестве, оформляются и ярко выражены уже в начальных классах школы, когда у ребенка резко расширяется круг контактов с новыми людьми (школьными друзьями и учителями).
Волевые черты характера развиваются и закрепляются в подростковом возрасте.
Нравственные и моральные качества характера активно развиваются в ранней юности. К окончанию школы (к 18 годам) характер фактически сформирован.
Характер влияет практически
на все психические процессы (познавательные,
волевые, эмоциональные) и
Понятие малой группы и коллектива. Структура и феноменология малых групп. Конформизм и нонконформизм.
Понятие малой группы и коллектива.
Психология и поведение
отдельного человека как личности существенно
зависят от социальной среды. Последняя
представляет собой сложно устроенное
общество, в котором люди объединены
друг с другом в многочисленные,
разнообразные, более или менее
устойчивые соединения, называемые группами.
Среди таких групп можно
Непосредственным проводником
влияния общества и больших социальных
групп на индивида является малая
группа. Она представляет собой небольшое
объединение людей (от 2—3 до 20—30 человек),
занятых каким-либо общим делом
и находящихся в прямых взаимоотношениях
друг с другом. Малая группа представляет
собой элементарную ячейку общества.
В ней человек проводит большую
часть своей жизни. Известный
тезис о зависимости психологии
и поведения личности от социальной
среды правильнее было бы сформулировать
как мысль о зависимости
Малую группу характеризует
психологическая и
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Психология и педагогика»