Коррекция агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 11:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель: поиск эффективных методов профилактики и снижения уровня агрессивности у дошкольников путем теоретического и практического изучения агрессивности старших дошкольников;
анализ влияния коррекционной программы на снижение уровня детской агрессивности.
Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:
1) изучить литературу по данному вопросу;
2) проанализировать истоки происхождения агрессивности;
3) определить методы исследования;
4) составить коррекционную программу;
5) провести первичную и вторичную диагностику уровня агрессивности группы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Теоретическая часть
1.1 Понятие «агрессивного поведения»………………………………………. 5
1.2. Специфика проявления агрессивного поведения в среднем и старшем дошкольном возрасте………………………………………………………………... 9
1.3. Анализ существующих программ, направленных на коррекцию агрессивности………………………………………………………………………...13
2. Практическая часть
2.1. Первичная диагностика……………………………………………………. 17
2.2. Коррекция агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………….. 22
2.3. Вторичная диагностика……………………………………………………. 23
2.4. Заключение……………….. ……………………………………………….. 27
Список литературы………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая агрессивность1.docx

— 105.92 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Практическая часть

    1. Первичная диагностика

Изучив теоретический  аспект выбранной темы, мы перешли  к эмпирической части исследования. Оно проводилось на базе МОБУ СОШ с. Варыпаево среди детей ГРР (группы раннего развития). Всего в группе 12 человек.

В исследовании приняли участие 6 воспитанников (из них 3 девочки и 3 мальчика). Количество обусловлено спецификой наполняемости группы. Само исследование состояло из трех этапов:

- констатирующий;

- формирующий;

- контрольный.

Были определены методы исследования.

Цель констатирующего  этапа: определение исходного уровня агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Для получения данных по исследованию мы опирались на следующие  критерии и показатели агрессивного поведения младших школьников (по Н.М. Платоновой):

1. Форма проявления агрессии

2. Частота агрессивных  проявлений

3. Степень проявления  агрессии

4. Адекватность проявления  агрессии

Для выявления уровня агрессивности старших дошкольников были использованы методики:

1.  Анкетирование воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» (авторы Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.Н.)

2.  Опросник «Узнай себя» (Подласый И.П.)

3.  Наблюдение (схема наблюдения из пособия Платоновой Н.М.)

4.  Проективная методика «Несуществующее животное»

1.  Анкетирование воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» (авторы Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.Н.)

Цель: оценить степень развитости агрессивности у старших дошкольников.

После подсчета числа детей  по каждому уровню агрессивности  были получены следующие результаты:

1 ребенок имеют высокий уровень агрессивности;

2 ребенка имеют уровень агрессивности выше среднего;

3 ребенка имеют средний уровень агрессивности.

При переводе в процентное соотношение получились следующие результаты:

16,5 % - высокий уровень агрессивности;

33,5 % - уровень агрессивности выше среднего;

50 % - средний уровень агрессивности.

В результате проведения данной методики мы получили, что в группе преобладает средний уровень агрессивности.

2.  Опросник «Узнай себя» (Подласый И.П.)

Цель: составить представление об агрессивных наклонностях детей.

Детям предлагается тест, состоящий  из 10 вопросов; за ответ «да» присваивается 1 балл, за отрицательный ответ – 0 баллов.

Говорят, что ты:

1.  Нарушаешь правила поведения;

2.  Любишь смеяться над другими;

3.  Можешь ударить товарища;

4.  Любишь драться;

5.  Ругаешься плохими словами;

6.  Не имеешь друзей;

7.  Можешь сломать дерево;

8.  Обзываешь детей;

9.  Бьешь свою кошку, собаку;

10.  Говоришь одно, а делаешь другое.

Путем подсчета суммы полученных баллов по каждому ребенку их результаты соотносятся с уровнями агрессивности:

0-2 балла – низкий уровень  агрессивности;

3-4 балла – уровень  агрессивности ниже среднего;

5-6 баллов - средний уровень  агрессивности;

7-8 баллов – уровень  агрессивности выше среднего;

9-10 баллов – высокий  уровень агрессивности.

После подсчета числа детей  по каждому уровню агрессивности  были получены следующие результаты:

1 ребенок имеет средний  уровень агрессивности;

3 ребенка имеют уровень агрессивности ниже среднего;

2 ребенка имеют низкий уровень агрессивности;

При переводе в процентное соотношение получились следующие результаты:

16,5 % - средний уровень агрессивности;

50 % - уровень агрессивности  ниже среднего;

33,5 % - низкий уровень агрессивности.

В результате проведения данной методики мы получили, что преобладает  уровень агрессивности ниже среднего.

3.  Наблюдение «Ребенок глазами взрослого» (схема наблюдения из пособия Платоновой Н.М.)

Цель: оценить степень развитости агрессивности у старших дошкольников.

После подсчета числа детей  по каждому уровню агрессивности  были получены следующие результаты:

2 ребенка имеют уровень агрессивности выше среднего;

2 ребенка имеют средний уровень агрессивности;

2 ребенка имеют уровень  агрессивности ниже среднего.

Перевод в процентное соотношение  дал следующие результаты:

33,3 % - уровень агрессивности выше среднего;

33,3 % - средний уровень агрессивности;

33,3 % - уровень агрессивности ниже среднего.

В результате проведения данной методики мы получили, что нет преобладания какого-то  уровня агрессивности.

4. Проективная  методика «Несуществующее животное»  (автор Е.И. Рогов).

Цель: оценить степень развитости агрессивности у старших дошкольников.

Ребенку предлагается нарисовать на альбомном листе несуществующее животное и дать ему название, не используя фломастеры и ручки.

Затем рисунки детей собираются и обрабатываются, за каждый показатель рисунку присваивается 1 балл:

1. Детали на голове (рога).

2. Рот с зубами, зубы  четко нарисованы.

3. Острые углы.

4. Выпученные глаза.

5. Ноздри.

6. Сильные лапы.

7. Штриховка от себя.

8. Лапа, как боксерская  перчатка.

9. Зубчатые неровные линии.

10. Ногти, иглы, щетина.

11. Оружие.

12. Линии с нажимом.

13. Длинные, большие пальцы  без ладони.

14. Тематически угрожающее  животное.

15. Угрожающее название  рисунка.

После этого по каждому  ребенку выявляется его уровень  агрессивности:

0-3 балла – низкий уровень  агрессивности;

4-6 балла - уровень агрессивности  ниже среднего;

7-9 баллов – средний  уровень агрессивности;

10-12 балла – уровень  агрессивности выше среднего;

13-15 баллов – высокий  уровень агрессивности.

После подсчета числа детей  по каждому уровню агрессивности  были получены следующие результаты:

2 ребенка имеют уровень агрессивности выше среднего;

1 ребенок имеет средний уровень агрессивности;

3 ребенка имеют низкий  уровень агрессивности.

При переводе в процентное соотношение получились следующие результаты:

33,5 % - уровень агрессивности выше среднего;

16,5 % - средний уровень агрессивности;

50 % - низкий уровень агрессивности.

В результате проведения данной методики мы получили, что преобладают уровни агрессивности выше среднего и низкий.

Уровень агрессивного поведения  мы оценивали по следующим критериям (по Н.М. Платоновой):

1. Форма проявления агрессии

2. Частота агрессивных  проявлений

3. Степень проявления  агрессии

4. Адекватность проявления  агрессии

В соответствии с критериями мы рассматривали следующие уровни агрессивного поведения:

низкий уровень – субнормальная агрессия – полное отсутствие агрессивных действий, даже в случае необходимости самозащиты;

ниже среднего – нормальная агрессия – отсутствие агрессии в привычных и безопасных ситуациях; адекватное использование агрессии в ситуациях реальной угрозы для самозащиты; сублимирование агрессии в деятельности и в стремлении к успеху; отсутствие деструктивности;

средний – умеренно-защитная агрессия – умеренное проявление агрессии в привычных ситуациях вследствие воображаемой угрозы со стороны окружающих людей (без реальной опасности); неадекватное использование агрессии в критических ситуациях; небольшая степень деструктивности, в том числе в форме аутодеструкции;

выше среднего – гипертрофированная агрессия – высокая частота и сила агрессивных реакций даже по небольшому поводу; выраженная степень деструкции – опасности для окружающих;

высокий – брутальная агрессия – чрезмерно частые или сверхсильные агрессивные реакции, сопровождающиеся разрушением предметов или насилием по отношению к окружающим; данное поведение не адекватно ситуации; оно представляет высокую угрозу для жизни окружающих или самого человека.

После обработки данных мы получили следующие результаты: низкого  и высокого уровня не было обнаружено, уровень выше среднего составил 16,5 %, средний уровень – 50 %, уровень ниже среднего – 35,5 %.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что уровень агрессивного поведения у детей исследуемой  группы в основном характеризуется как средний и ниже среднего.

    1. Коррекция агрессивного поведения у детей старшего до школьного возраста 

На основе результатов  констатирующего эксперимента был  проведен формирующий этап исследования.

Цель: разработать и реализовать коррекционно-развивающую программу с целью коррекции агрессивного поведения старших дошкольников.

Для проведения формирующего этапа исследования мы составили коррекционно-развивающую программу, в которую включили игровые упражнения, предлагаемые разными авторами (Кряжева Н.Л., Фопель К., Карпова Е.В., Лютова Е.К., Коротаева Е.В.) (Приложение №1)

Цель данной коррекционно – развивающей программы: преодоление агрессивного поведения у средних и старших дошкольников.

Задачами являются следующие положения:

1.      сформировать способность видеть сверстника (его переживания, желания, проблемы), обращать на него внимание;

2.       усвоение детьми моральных норм и правил;

3.      обеспечить ребенку возможности в социально приемлемой форме выразить свою агрессию, обучить его способам такого выражения в реальной жизни;

4.       обучить детей эффективным способам общения.

Работу мы организовывали во вторую половину дня, во время, отведенное для игр детей.

Для того чтобы использовать упражнения в комплексе, мы опирались на структуру агрессивного поведения, в которой выделяют несколько взаимосвязанных уровней:

- поведенческий (агрессивные  жесты, высказывания, мимика, действия);

- аффективный (негативные  эмоциональные состояния и чувства,  например, гнев, злость, ярость);

- когнитивный (неадекватные  представления, предубеждения, расовые  и национальные установки, негативные  ожидания);

- мотивационный (сознательные  цели или бессознательные агрессивные  стремления).

    1. Вторичная диагностика

Цель: определить эффективность данной коррекционно-развивающей программы в коррекции агрессивного поведения детей.

На данном этапе были проведены  те же диагностические методики, но вместо проективной методики «Несуществующее  животное» использовали проективную  методику «Кактус».

1.  Анкетирование воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» (авторы Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.Н.)

Цель: определить уровень агрессивности старших дошкольников.

После подсчета числа детей  по каждому уровню агрессивности  были получены следующие результаты:

1 ребенок имеет уровень агрессивности выше среднего;

3 ребенка имеют уровень агрессивности ниже среднего;

2 ребенка имеют низкий  уровень агрессивности.

При переводе в процентное соотношение получились следующие результаты:

16,5 % - уровень агрессивности выше среднего;

50 % - уровень агрессивности ниже среднего;

33,5 % - низкий уровень агрессивности.

В результате проведения данной методики мы получили, что преобладает уровень агрессивности ниже среднего.

2.  Опросник «Узнай себя» (Подласый И.П.)

Цель: составить представление об агрессивных наклонностях детей.

После подсчета числа детей  по каждому уровню агрессивности  были получены следующие результаты:

1 ребенок имеет средний  уровень агрессивности;

3 ребенка имеют уровень агрессивности ниже среднего;

2 ребенка имеют низкий уровень агрессивности.

При переводе в процентное соотношение получились следующие результаты:

Информация о работе Коррекция агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте