Коррекция агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 11:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель: поиск эффективных методов профилактики и снижения уровня агрессивности у дошкольников путем теоретического и практического изучения агрессивности старших дошкольников;
анализ влияния коррекционной программы на снижение уровня детской агрессивности.
Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:
1) изучить литературу по данному вопросу;
2) проанализировать истоки происхождения агрессивности;
3) определить методы исследования;
4) составить коррекционную программу;
5) провести первичную и вторичную диагностику уровня агрессивности группы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Теоретическая часть
1.1 Понятие «агрессивного поведения»………………………………………. 5
1.2. Специфика проявления агрессивного поведения в среднем и старшем дошкольном возрасте………………………………………………………………... 9
1.3. Анализ существующих программ, направленных на коррекцию агрессивности………………………………………………………………………...13
2. Практическая часть
2.1. Первичная диагностика……………………………………………………. 17
2.2. Коррекция агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………….. 22
2.3. Вторичная диагностика……………………………………………………. 23
2.4. Заключение……………….. ……………………………………………….. 27
Список литературы………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая агрессивность1.docx

— 105.92 Кб (Скачать файл)

Упражнение 1 «Здоровалки»

Упражнение 2 «Веретено»

Цель: пробуждение активности каждого ребенка, они учатся подчиняться определенным правилам, что организует, дисциплинирует и сплачивает играющих.

Ход игры: Играющие делятся  на две группы и становятся друг за другом. По команде «Начинаем!»  дети, стоящие первыми, должны быстро, как веретено, обернуться вокруг себя. Потом соседи берут их за талию и оборачиваются уже вдвоем и т.д. пока не дойдут до последнего в ряду.

Побеждает та группа, дети которой  обернулись быстрее. Музыкальное сопровождение: «Лезгинка»

Данная игра проводится несколько раз. Необходимо, чтобы каждая из подгрупп была победителем.

Продолжительность: 1-2 мин.

Упражнение 3 «А я …»

Цель: напоминание детям  о том, что они должны делать добрые дела, обучить детей более четко  дифференцировать добрые и злые поступки, усвоение моральных норм.

Ход упражнения: выяснение поступков, которые дети совершили в период между занятиями. Совместное обсуждение этих поступков с занесением их в книги. Выделение ребенка, который больше всех сделал хороших поступков.

Продолжительность – 5 мин.

 

 

Упражнение№4 «Мама устала»

Цель: закрепить способность дифференцировать понятия «добро» и «зло», осознание моральной стороны поступков, научить детей способам выражения сопереживания и сострадания.

Ход упражнения: Дети становятся в круг, в центре которого ставится стул. Выбирается ребенок на роль матери и садится или становится в круг. Все дети получают задание: представить, что «мама» пришла уставшая с работы. Вы хотите ей помочь. Как вы это сделаете? С какими словами вы обратитесь к «маме»? Ребенок, выбранный на роль матери, должен выразить ее состояние с помощью мимики и пантомимики. Если дети затрудняются, психолог предлагает возможные варианты помощи родителям: что-нибудь принести (тапочки, одежду), накрыть на стол, убрать со стола, помыть посуду и др.

Продолжительности – 7-10 мин.

Упражнение№5 «Рисуем эмоции пальцами»

Цель: Выражение осознания  своего эмоционального состояния.

Ход игры: Детям предлагается нарисовать свои эмоции пальцами. Для  этого необходимо использовать баночки  с гуашевой краской. После того, как все дети закончат выполнение задания, психолог ведет обсуждение рисунков.

Продолжительность – 10 мин.

Упражнение №6 «Фея (волшебник) сна»

 

Занятие №3.

Упражнение №1 «Здоровалки»

Упражнение №2 «Лохматый пес»

Цель: психофизиологическая мобилизация.

Ход игры: Выбирают «пса», который  сидит в стороне. Дети медленно идут к нему. Психолог читает:

Вот сидит лохматый пес,

В лапки свои уткнувши нос.

Тихо, мирно он сидит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что же будет?!

Дети тихонько подходят и  хлопают в ладоши. «Пес» вскакивает и ловит детей. Игра повторяется 3-4 раза.

Продолжительность – 2-3 мин.

Упражнение №3 «А я…»

Упражнение №4 "Попроси игрушку" — вербальный вариант

Цель: обучить детей эффективным способам общения.

Ход упражнения: Группа делится  на пары, один из участников пары (участник 1)берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

Продолжительность – 10 - 12 мин.

Упражнение №5 «Что это…?»

Цель: осознание детьми чувств испытываемых на занятии, эффективного поведения во взаимодействии.

Ход упражнения: далее происходит обсуждение этой игры. Дети по кругу  могут поделиться своими впечатлениями  и ответить на вопросы: когда было легче просить игрушку (или другой предмет); когда вам действительно  хотелось ее отдать; какие нужно  было произносить слова? Какие чувства  вы испытывали, играя добрых эльфов, тружеников?

Продолжительность – 5-6 мин.

Упражнение №6 «Фея (волшебник) сна»

 

Занятие №4.

Упражнение №1 «Здоровалки» (см. занятие №1)

 

Упражнение №2 «Своя тень»

Цель: психофизическая мобилизация детей, сплочение группы.

Ход игры: Дети делятся на пары, в каждой из которой один ребенок играет сам себя, а другой - его тень. Тот, кто играет сам себя, по сигналу бегает по кругу. Не далее чем в шаге от него бежит его «тень». Первый ребенок стремится уйти от преследователя («тени»), который старается от него не отстать. Первый ребенок может делать обманные остановки, замедлять или ускорять движения, путая свою «тень».

Затем дети меняют ролями и  проигрывают еще раз.

Продолжительность - 3 мин.

Упражнение №3 «А я….»

Упражнение №4 "Два барана"

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность "легальным образом" выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

Ход упражнения: Психолог разбивает  детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки "Бе-е-е". Необходимо соблюдать "технику безопасности", внимательно следить, чтобы "бараны" не расшибли себе лбы.

Продолжительность- 2-3 мин.

Продолжительность – 10-12 мин.

Упражнение №5 "Попроси игрушку" — невербальный вариант

Цель: закрепление у детей эффективных способов общения.

Ход упражнения: Упражнение выполняется аналогично упражнению №4 из занятия №3, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т.д.).

Продолжительность – 8-10 мин.

 

Упражнение №6  Беседа

Цель: сделать более осознанным то, что трудно понять партнера и выразить свои состояния и мысли, но это необходимо при реальном взаимодействии. Сделать, что бы дети понимали и старались соблюдать способы эффективного взаимодействия.

Ход беседы: задаются следующие  примерные вопросы: трудно было вам  сделать, что бы вашу историю поняли зрители, почему вы думаете, это сложно? Легко ли вам удалось попросить  игрушку? Что нужно сделать, что  бы вас поняли и отдали игрушку  быстрее? То, что вы сейчас сказали, можно использовать в общении  с воспитателем, родителями и друзьями?

Продолжительность – 5-8 мин.

Упражнение №7 «Каждый спит»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, обучение приемам саморасслабления.  

Ход упражнения: В зал  входит психолог и видит…

На дворе встречает  он

Тьму людей и каждый спит:

Тот, как вкопанный, сидит,

Тот, не двигаясь, идет,

Тот стоит, раскрывши рот.

Психолог подходит к фигурам  детей, застывшим в различных  позах. Он пытается их разбудить, беря за руки. Он поднимает чью-то руку, но рука опускается.

Продолжительность – 1 мин.

 

Занятие №5.

Упражнение №1 «Здоровалки»

Упражнение №2 «Будь внимателен!»

Цель: стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы, стимулирование готовности к работе на занятии.

Ход игры: дети шагают под  «Марш». Затем на слово «зайчики», произнесенное психологом, дети должны начать прыгать, на слово «лошадки» - как бы ударять «копытом» об пол, «раки» - пятиться назад, «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны, «аист» - стоять на одной ноге.

Продолжительность – 2-3 мин.

Упражнение №3 «А я…»

Упражнение №4 «Передай настроение»

Цель: закрепить внимание на сверстнике, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выражать свое.

Ход упражнения: Дети, образуя  круг, закрывают глаза. Взрослый –  ведущий «будит» своего соседа и  передает ему свое настроение (грустное, веселое, тоскливое и др.). Это  настроение ребенок показывает следующему, и так – по кругу. Дети, передав  настроение по кругу, обсуждают, что  загадал ведущий. Затем ведущим  становится любой желающий. Если он испытывает затруднения, психолог ему  помогает. Действия детей не оцениваются  и не обсуждаются. Важно одно: все  играющие должны внимательно наблюдать  за партнерами и воспроизводить их настроение.

Продолжительность – 10-13 мин.

Упражнение №5 «Головомяч»

Цель: развивать навыки сотрудничества в парах, научить детей доверять друг другу.

Ход упражнения: Скажите  следующее: "Разбейтесь на пары и  ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы  ваша голова оказалась рядом с  головой партнера. Положите мяч точно  между вашими головами. Теперь вам  нужно его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате".

Продолжительность- 3-4 мин.

Упражнение №6 «Что такое быть злюкой?»

Цель: вербализация испытываемых чувств, закрепление положительной  черты характера (миролюбия).

Ход беседы: Цель осуществляется через следующие вопросы. К ребенку  – играющему: Бывает ли у тебя в  жизни, что ты то «Злюка», то «Добряка»? кем ты бываешь чаще? В роли кого тебе было удобнее играть? Что ты испытывал, когда был перед всеми  «Злюкой»? Что ты испытывал, когда  был «Добрякой»? Вопросы к другим детям: Кто вам понравился больше? Почему?

Продолжительность – 4-5 мин.

Упражнение №7 «Фея (волшебник) сна»

 

Занятие №6.

Упражнение №1 «Здоровалки»

Упражнение №2 «Спящий кот»

Цель: вызвать бодрое, устойчивое настроение, создать благоприятный  климат для работы группы, сплотить детей.

Ход игры: Один играющий ложится (садится) на скамью (стулья), стоящую  в середине комнаты, изображая спящего  кота. Остальные дети – мыши –  тихо на носочках обходят его со всех сторон. На сигнал ведущего кот  «просыпается» и ловит разбегающихся  мышей. Пойманный в свою очередь  становится котом. Игра повторяется  несколько раз.

Продолжительность – 3-4 мин.

Упражнение №3 «А я…»

Упражнение №4 «Аэробус»

Цель: научить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей дает уверенность и спокойствие.

Ход упражнения: «Кто из вас  хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет  в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким Аэробусом? Остальные ребята будут помогать Аэробусу «летать». Один из детей (по желанию) ложится животом вниз на ковер  и разводит руки в стороны, как  крылья самолета. С каждой стороны  от него встает по три человека. Пусть  они присядут и просунут руки под  его ноги живот и грудь. На счет «три» они одновременно встают и  поднимают Аэробус с поля... Так, теперь можно потихонечку поносить Аэробус по помещению. Когда он почувствует себя совершенно уверенно, пусть закроет глаза, расслабится, совершит «полет» по кругу и снова медленно «приземлится на ковер».

Когда Аэробус «летит», ведущий  может комментировать его полет, обращая особое внимание на аккуратность и бережное отношение к нему. Вы можете попросить Аэробус самостоятельно выбрать тех, кто его понесет. Когда вы увидите, что у детей  все получается хорошо, можно «запускать»  два Аэробуса одновременно.

Продолжительность – 3-4 мин.

Упражнение №5  «Чувствуем вслух»

Цель: вербализация чувств, их осознание и закрепление.

Ход беседы: дети отвечают по кругу, что им понравилось и не понравилось на занятии, почему? Дополнительно  задается вопрос детям, которые были аэробусами о том, легко ли им было «летать», закрыть глаза, почему, как  они думают.

Продолжительность – 5-7 мин.

Упражнение №6 «Спать хочется»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Ход упражнения: ребенок  попросил родителей, чтобы ему разрешили  встретить со взрослыми Новый  год. Ему разрешили, но, чем ближе  к ночи, тем больше ему хочется  спать. Он долго борется со сном, но, в конце концов, засыпает. Выразительные  движения: зевота, верхние веки опущены, брови приподняты, голова клонится вниз, руки опущены.

Информация о работе Коррекция агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте