Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 22:36, курсовая работа
Цель работы: изучить взаимосвязь уровня тревожности детей младшего школьного возраста с уровнем их самооценки.
В данной работе нами решались следующие задачи:
Проанализировать литературные источники по данной проблеме;
Подготовить и провести необходимые исследования уровней тревожности и самооценки у детей младшего школьного возраста;
Обработать результаты и сделать соответствующие выводы;
Подобрать комплекс психо-коррекционных занятий по снижению тревожности и коррекции самооценки для детей младшего школьного возраста и апробировать его на практике;
Введение...……………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте
1.1.Тревожность как эмоциональное нарушение. Виды, причины возникновения тревожности……………………………………………………..4
1.2. Самооценка как психолого-педагогическое явление……………….10
1.3. Особенности тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте..………………………………………………………………………….16
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте
2.1. Определение методов исследования…………………………………21
2.2. Проведение эксперимента и анализ полученных результатов……29
Глава 3. Коррекция тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте
3.1. Психо-коррекционная работа с младшими школьниками по снижению тревожности и коррекции самооценки…………………………….41
3.2. Результаты влияния коррекционной работы на уровни тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте…………………………………51
Заключение…………………………………………………………………61
Литература…………………………………
Повышенный уровень
Как видим из полученных данных, наибольшее количество неблагополучных ответов дали 5 испытуемых. Это 42 % от общего числа испытуемых. Уровень тревожности данной группы испытуемых достаточно высок.
Эти дети проявляют постоянную тревогу в отношениях с учителем, одноклассниками, родителями. Они всегда боятся быть осмеянными, неуспешными, наказанными, ненужными значимым взрослым, своим сверстникам. Присутствует также страх за свое здоровье и здоровье близких людей. Дети данной группы не уверенны в своих возможностях, и поэтому испытывают также страх, связанный с предстоящим ответом на учебный вопрос учителя, выходом к доске или написанием контрольной работы.
58 % испытуемых в большинстве своих ответов имеют положительный смысл. Эти дети имеют адекватный уровень тревожности, они достаточно уверенны в себе, не боятся ошибок, не теряются при возникновении трудностей. У детей данной группы достаточно стабильные и в целом благополучные отношения со сверстниками, родителями и учителями.
Следующим этапом повторного эмпирического изучения взаимосвязи уровня тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте являлась методика определения эмоционального уровня самооценки (А.В. Захарова).
Проанализировав полученные повторно данные по методике А.В.Захарова, мы сделали следующие выводы.
После посещения младшими школьниками психокоррекционной программы у 47 % испытуемых, имевших неадекватную самооценку при первичном исследовании, уровень самооценки при повторном исследовании стал адекватным.
Для повторного изучения самооценки нами также была использована методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн).
В результате диагностики была составлена таблица № 7, показывающая, на какое место определил себя ребенок. После посещения психокоррекционных занятий.
Имя ребенка |
Лестница здоровья (название и номер ступени) |
Лестница ума (название и номер ступени) |
Лестница характера (название и номер ступени) |
Лестница счастья (название и номер ступени) |
Исп№1 |
3 - здоровые |
3 – умные |
4- С неплохим характером |
3- счастливы |
Исп.№2 |
6 – более менее больные |
4 –более менее умные |
5- С обычным характером |
5- не очень счастливы |
Исп.№3 |
3 - здоровые |
5- среднего ума |
5- С обычным характером |
5- Не очень счастливы |
Исп№4 |
6-более или менее больные |
7-неумные |
6- С неважным характером |
6- мало счастливы |
Исп.№5 |
1- Самые здоровые |
5- среднего ума |
3- С более или менее хорошим характером |
3- счастливы |
Исп.№6 |
7- Очень больные |
7-неумные |
6- С неважным характером |
6- мало счастливы |
Исп.№7 |
3- здоровые |
5- среднего ума |
5- С обычным характером |
4- Более или менее счастливы |
Исп.№8 |
5- среднего здоровья |
6- более или менее неумные |
5- С обычным характером |
4- Более или менее счастливы |
Исп.№9 |
5- среднего здоровья |
5- среднего ума |
6- С неважным характером |
3- счастливы |
Исп.№10 |
3- Здоровые |
5- среднего ума |
5- С обычным характером |
4- Более или менее счастливы |
Исп.№11 |
5- среднего здоровья |
4 –более менее умные |
3- С более или менее хорошим характером |
3- счастливы |
Исп.№12 |
6-более или менее больные |
7-неумные |
5- С обычным характером |
6- мало счастливы |
Таб.7. Результаты проведения методики
определения самооценки (Т.В.Дембо,С.Я.Рубинштейн)
Из ходя из полученных данных при повторном исследовании в данной исследуемой группе младших школьников после проведения коррекционных занятий детей с завышенной самооценкой не оказалось.
В группу с адекватной самооценкой вошло 75% испытуемых, в группу с заниженной самооценкой так же 25%.
Для удобства проведения анализа полученных данных по всем методикам, данные были систематизированы и представлены в сводной таблице № 8.
№ исп.п/п |
Уровень тревожности до проведения психокоррекционных занятий |
Уровень тревожности после проведения психокоррекционных занятий |
Самооценка до проведения психокоррекционных занятий |
Самооценка после проведения психокоррекционных занятий |
Исп.1 |
Норма |
Норма |
Завышенная |
Норма |
Исп.2 |
Повышенный |
Повышенный |
Норма |
Норма |
Исп.3 |
Высокий |
Высокий |
Заниженная |
Заниженная |
Исп.4 |
Высокий |
Норма |
Заниженная |
Норма |
Исп.5 |
Норма |
Норма |
Норма |
Норма |
Исп.6 |
Высокий |
Высокий |
Заниженная |
Заниженная |
Исп.7 |
Норма |
Норма |
Норма |
Норма |
Исп.8 |
Высокий |
Норма |
Заниженная |
Норма |
Исп.9 |
Высокий |
Повышенный |
Заниженная |
Норма |
Исп.10 |
Норма |
Норма |
Норма |
Норма |
Исп.11 |
Норма |
Норма |
Завышенная |
Завышенная |
Исп.12 |
Высокий |
Повышенный |
Заниженная |
Заниженная |
Таб.8. Сводная таблица результатов
эмпирического изучения уровня тревожности
и самооценки младших школьников
Как видно из таблицы 8 изменение уровня тревожности с помощью психокоррекции на более адекватный уровень ведет за собой и изменение неадекватной самооценки. Самооценка становится нормальной для младшего школьного возраста, стабилизируется отношение к себе как личности, к своей внешности, возможностям, качествам.
Таким образом, мы доказали
существование взаимосвязи
При высокой тревожности, неуверенности в себе, постоянной боязни за свой внутренний мир у младшего школьника развивается неадекватная самооценка. Он уверен, что с плохим, неумным и неумелым ребенком не будут общаться и постоянно боится получить подтверждение своему мнению о себе, поэтому ему очень трудно идти на контакт, очень тревожно приступать к какому – либо делу, выполнять его и представлять его результаты другим.
При нормальном уровне тревожности ребенок имеет оптимальную, адекватную самооценку, Такой младший школьник правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле, не боится ошибок и критики в свой адрес.
При нормальном уровне тревожности также возникает и неадекватно завышенная самооценка. Ребенок при этом уверен в себе, своих возможностях, не боится ошибок, общения, неудач. Он уверен в своем превосходстве над другими, в своей уникальности и «непогрешимости».
На основе неадекватно завышенной
самооценки у человека возникает
неправильное представление о себе,
идеализированный образ своей личности
и возможностей, своей ценности для
окружающих, для общего дела. В таких
случаях человек идет на игнорирование
неудач ради сохранения привычной высокой
оценки самого себя, своих поступков
и дел. Завышенная самооценка приведет
и к тому, что человек склонен
переоценивать себя в ситуациях,
которые не дают для этого повода.
В результате он не редко сталкивался
с противодействиями
Заключение
Анализ литературы последних лет
позволяет рассматривать
Самооценка - это представление человека о своей важной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто. Самооценка личности – это отправная точка для достижения успеха.
Изучение самооценки дает возможность узнать о том, как ребенок оценивает себя, какими критериями он при этом пользуется и каких социально нравственных ориентиров придерживается.
Изучение уровня личностной
тревожности позволяет узнать насколько
тревожность является личностным свойством
и является ли стабильным индивидуальным
качеством для данного
Уровень тревожности может повышаться при неприятии себя, нелюбви к себе, непонимании себя по каким – то определенным параметрам самооценки. Адекватная самооценка помогает принять и понять себя, придает уверенности и силы.
Цель данного исследования было изучение взаимосвязи уровня тревожности детей младшего школьного возраста и уровня их самооценки.
Цель достигалась с помощью решения следующих задач:
Проанализировав полученные по всем методикам результаты пришли к выводу о том,, что младшие школьники, обладающие адекватным уровнем тревожности имеют адекватный или несколько завышенный уровень самооценки, а так же, что дети с высоким или повышенным уровнем тревожности имеют заниженную неадекватную самооценку.
Предложенное нами в начале исследования гипотетическое предположение о том, что дети с высоким уровнем тревожности будут иметь более низкую самооценку, чем дети, имеющие более низкий уровень тревожности была доказана.
Нами была сделана попытка разработать и апробировать на практике комплекс психокоррекционных занятий, направленных на создание психолого-педагогических условий для преодоления тревожности, обусловленной низкой самооценкой.
После проведения психокоррекционных занятий уровень тревожности как и характер самооценки значительных изменений по показателям группы не претерпел, это значит что работа по стабилизации уровня тревожности и самооценки должна проводится комплексно с привлечением коррекции личностных особенностей, развития коммуникативных навыков и мотивов достижения, а также с привлечением родителей и педагогов.
Полученные нами данные говорят о необходимости дальнейшего исследования этих конструктов и их взаимосвязей, для того, чтобы вырабатывать приемы снижения уровня личностной тревожности и иметь правильную самооценку, которая дает человеку нравственное удовлетворение, поддерживает его человеческое достоинство и является его опорой. Необходимо, чтобы ребенок лучше знал себя, имел гармоничную личность и больше верил в себя и в свои собственные силы.
Литература
Информация о работе Коррекция тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте