Коррекция тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 22:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить взаимосвязь уровня тревожности детей младшего школьного возраста с уровнем их самооценки.
В данной работе нами решались следующие задачи:
Проанализировать литературные источники по данной проблеме;
Подготовить и провести необходимые исследования уровней тревожности и самооценки у детей младшего школьного возраста;
Обработать результаты и сделать соответствующие выводы;
Подобрать комплекс психо-коррекционных занятий по снижению тревожности и коррекции самооценки для детей младшего школьного возраста и апробировать его на практике;

Содержание

Введение...……………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте
1.1.Тревожность как эмоциональное нарушение. Виды, причины возникновения тревожности……………………………………………………..4
1.2. Самооценка как психолого-педагогическое явление……………….10
1.3. Особенности тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте..………………………………………………………………………….16
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте
2.1. Определение методов исследования…………………………………21
2.2. Проведение эксперимента и анализ полученных результатов……29
Глава 3. Коррекция тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте
3.1. Психо-коррекционная работа с младшими школьниками по снижению тревожности и коррекции самооценки…………………………….41
3.2. Результаты влияния коррекционной работы на уровни тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте…………………………………51
Заключение…………………………………………………………………61
Литература…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 149.54 Кб (Скачать файл)

Повышенный уровень тревожности  был обнаружен у испытуемого  № 12 после проведения коррекционных занятий. Процент неблагополучных ответов до занятий составлял 64%, после – 55%, что говорит о том, что ситуация несколько стабилизировалась. Особую тревогу до посещения коррекционных занятий вызывали отношения учителя к данному испытуемому, после посещения ребенком занятий тревожность несколько снизилась.

Как видим из полученных данных, наибольшее количество неблагополучных ответов дали 5 испытуемых. Это 42 % от общего числа испытуемых. Уровень тревожности данной группы испытуемых достаточно высок.

Эти дети проявляют постоянную тревогу  в отношениях с учителем, одноклассниками, родителями. Они всегда боятся быть осмеянными, неуспешными, наказанными, ненужными значимым взрослым, своим  сверстникам. Присутствует также страх  за свое здоровье  и здоровье близких  людей. Дети данной группы не уверенны в своих возможностях, и поэтому  испытывают также страх, связанный с предстоящим ответом на учебный вопрос учителя, выходом к доске или написанием контрольной работы.

58 % испытуемых в большинстве своих ответов имеют положительный смысл. Эти дети имеют адекватный уровень тревожности, они достаточно уверенны в себе, не боятся ошибок, не теряются при возникновении трудностей. У детей данной группы достаточно стабильные и в целом благополучные отношения со сверстниками, родителями и учителями.    

Следующим этапом повторного эмпирического изучения взаимосвязи уровня тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте являлась  методика определения эмоционального уровня самооценки (А.В. Захарова).

Проанализировав полученные повторно данные по методике А.В.Захарова, мы сделали следующие выводы.

После посещения младшими школьниками психокоррекционной программы  у 47 % испытуемых, имевших неадекватную самооценку при первичном исследовании, уровень самооценки при повторном исследовании стал адекватным. 

Для повторного изучения самооценки нами также была использована методика определения самооценки   (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн).

В результате диагностики была составлена таблица № 7, показывающая, на какое место определил себя ребенок. После посещения психокоррекционных занятий.

 

Имя ребенка

Лестница здоровья (название и номер ступени)

Лестница ума (название и  номер ступени)

Лестница характера (название и номер ступени)

Лестница счастья (название и номер ступени)

Исп№1

3 - здоровые

3 – умные

4- С неплохим характером

3- счастливы

Исп.№2

6 – более менее больные

4 –более менее умные

5- С обычным характером

5- не очень счастливы

Исп.№3

3 - здоровые

5- среднего ума

5- С обычным характером

5- Не очень счастливы

Исп№4

6-более или менее больные

7-неумные

6- С неважным характером

6- мало счастливы

Исп.№5

1- Самые здоровые

5- среднего ума

3- С более или менее хорошим характером

3- счастливы

Исп.№6

7- Очень больные

7-неумные

6- С неважным характером

6- мало счастливы

Исп.№7

3- здоровые

5- среднего ума

5- С обычным характером

4- Более или менее счастливы

Исп.№8

5- среднего здоровья

6- более или менее неумные

5- С обычным характером

4- Более или менее счастливы

Исп.№9

5- среднего здоровья

5- среднего ума

6- С неважным характером

3- счастливы

Исп.№10

3- Здоровые

5- среднего ума

5- С обычным характером

4- Более или менее счастливы

Исп.№11

5- среднего здоровья

4 –более менее умные

3- С более или менее хорошим характером

3- счастливы

Исп.№12

6-более или менее больные

7-неумные

5- С обычным характером

6- мало счастливы


 

Таб.7. Результаты проведения методики

определения самооценки (Т.В.Дембо,С.Я.Рубинштейн)

 

Из ходя из полученных данных при повторном исследовании в данной исследуемой группе младших школьников после проведения коррекционных занятий детей с завышенной самооценкой не оказалось.

В группу с адекватной самооценкой  вошло 75% испытуемых, в группу с заниженной самооценкой так же 25%.

Для удобства проведения анализа  полученных данных по всем методикам, данные были систематизированы и  представлены в сводной таблице № 8.

№ исп.п/п

Уровень тревожности до проведения психокоррекционных занятий

Уровень тревожности после проведения психокоррекционных занятий

Самооценка до проведения психокоррекционных занятий

Самооценка после проведения психокоррекционных занятий

Исп.1

Норма

Норма

Завышенная 

Норма

Исп.2

Повышенный 

Повышенный

Норма

Норма

Исп.3

Высокий

Высокий

Заниженная 

Заниженная

Исп.4

Высокий

Норма

Заниженная 

Норма

Исп.5

Норма

Норма

Норма

Норма

Исп.6

Высокий

Высокий

Заниженная 

Заниженная 

Исп.7

Норма

Норма

Норма

Норма

Исп.8

Высокий

Норма

Заниженная 

Норма

Исп.9

Высокий

Повышенный

Заниженная 

Норма

Исп.10

Норма

Норма

Норма

Норма

Исп.11

Норма

Норма

Завышенная 

Завышенная

Исп.12

Высокий

Повышенный

Заниженная 

Заниженная 


 

Таб.8. Сводная таблица результатов

 эмпирического  изучения уровня тревожности 

и самооценки младших  школьников 

 

Как видно из таблицы 8  изменение уровня тревожности с  помощью психокоррекции на более адекватный уровень ведет за собой и изменение неадекватной самооценки. Самооценка становится нормальной для младшего школьного возраста, стабилизируется отношение к себе как личности, к своей внешности, возможностям, качествам.

Таким образом, мы доказали существование взаимосвязи между  уровнем тревожности и адекватности самооценки.

При высокой тревожности, неуверенности в себе, постоянной боязни за свой внутренний мир у  младшего школьника развивается  неадекватная самооценка. Он уверен, что  с плохим, неумным и неумелым ребенком не будут общаться и постоянно боится получить подтверждение своему мнению о себе, поэтому ему очень трудно идти на контакт, очень тревожно приступать к какому – либо делу, выполнять его и представлять его результаты другим.

При нормальном уровне тревожности ребенок имеет оптимальную, адекватную самооценку, Такой младший школьник правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле, не боится ошибок и критики в свой адрес.

При нормальном уровне тревожности  также возникает и неадекватно  завышенная самооценка. Ребенок при  этом уверен в себе, своих возможностях, не боится ошибок, общения, неудач. Он уверен в своем превосходстве над  другими, в своей уникальности и  «непогрешимости».

На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает  неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для  окружающих, для общего дела. В таких  случаях человек идет на игнорирование  неудач ради сохранения привычной высокой  оценки самого себя, своих поступков  и дел. Завышенная самооценка приведет и к тому, что человек склонен  переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он не редко сталкивался  с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию и в конце концов может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться. Происходит острое эмоциональное “отталкивание” всего, что нарушает представление о себе. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

 

 

 

 

Заключение

Анализ литературы последних лет  позволяет рассматривать тревожность  с разных точек зрения, допускающих  утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется  в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих  реакций, провоцируемых при воздействии  на человека различными стрессами.

Самооценка - это представление человека о своей важной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто. Самооценка личности – это отправная точка для достижения успеха.

Изучение самооценки дает возможность узнать о том, как ребенок оценивает себя, какими критериями он при этом пользуется и каких социально нравственных ориентиров придерживается.

Изучение уровня личностной тревожности позволяет узнать насколько  тревожность является личностным свойством  и является ли стабильным индивидуальным качеством для данного человека.

Уровень тревожности может  повышаться при неприятии себя, нелюбви  к себе, непонимании себя по каким  – то определенным параметрам самооценки. Адекватная самооценка помогает принять и понять себя, придает уверенности и силы.

Цель данного исследования было изучение взаимосвязи уровня тревожности детей младшего школьного возраста и уровня их самооценки.

Цель достигалась с  помощью решения  следующих задач:

  1. Проанализировать литературные источники по данной проблеме;
  2. Подготовить и провести необходимые исследования уровней тревожности и самооценки у детей младшего школьного возраста;
  3. Обработать результаты и сделать соответствующие выводы;
  4. Подобрать комплекс психо-коррекционных занятий по снижению тревожности и коррекции самооценки для детей младшего школьного возраста и апробировать его на практике;
  5. Повторно провести исследование уровней тревожности и самооценки и проанализировать полученные результаты

Проанализировав полученные по всем методикам результаты пришли к выводу о том,, что младшие школьники, обладающие адекватным уровнем тревожности имеют адекватный или несколько завышенный уровень самооценки, а так же, что дети с высоким или повышенным  уровнем тревожности имеют заниженную неадекватную самооценку.

Предложенное нами в начале исследования гипотетическое предположение  о том, что дети с высоким уровнем тревожности будут иметь более низкую самооценку, чем дети, имеющие более низкий уровень тревожности была доказана.

Нами была сделана попытка  разработать и апробировать на практике комплекс психокоррекционных занятий, направленных на создание психолого-педагогических условий для преодоления тревожности, обусловленной низкой самооценкой.

После проведения психокоррекционных занятий уровень тревожности как и характер самооценки значительных изменений по показателям группы не претерпел, это значит что работа по стабилизации уровня тревожности и самооценки должна проводится комплексно с привлечением коррекции личностных особенностей, развития коммуникативных навыков и мотивов достижения, а также с привлечением родителей и педагогов.

  Полученные нами данные говорят о необходимости дальнейшего исследования этих конструктов и их взаимосвязей, для того, чтобы вырабатывать приемы снижения уровня личностной тревожности и иметь правильную самооценку, которая дает человеку нравственное удовлетворение, поддерживает его человеческое достоинство и является его опорой. Необходимо, чтобы ребенок лучше знал себя, имел гармоничную личность и больше верил в себя и в свои собственные силы.

 

 

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001, 288 с.
  2. Анкудинова Н.Е. Об особенностях оценки и самооценки учащихся I – IV классов учебной деятельности // Вопросы психологии, 1968, №3, с. 131 – 138.
  3. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Тревога и тревожность. – СПб.: Питер, 2001, 156 – 165 с.
  4. Божович Л.И. Особенности самосознания у подростков // Вопросы психологии, 1955, №1
  5. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии, 1993, №1, с.104-113.
  6. Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал, 1992, Т.13, №4 с. 99 – 100.
  7. Бороздина Л.В. Теоретико –экспериментальное исследование самооценки. //Автореферат диссертации на соискание степени доктора психологических наук. -М., 1999.
  8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2006, 528 с.
  9. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. – М.: Просвещение, 1967. – 156с.
  10. Захарова А. Самосознание и самооценка подростка. Журнал "Семья и школа", №11, 1979г., стр. 21
  11. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки. // Вопросы  психологии, 1989, №1, с. 5

Информация о работе Коррекция тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте