Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:43, курс лекций
1. Характеристика профессиональных сфер деятельности психолога ,психотерапевта психиатра:сравнительный анализ.
Психолог – это специалист, который занимается исследованиями психики человека или оказанием психологической помощи психически здоровым людям. Если даже психолог и работает с людьми, страдающими психическими заболеваниями, он сотрудничает в этом вопросе с другими специалистами – психиатрами, врачами-психотерапевтами и т.д.
Психолог – это специалист, имеющий завершенное высшее психологическое образование или прошедший переподготовку на базе высшего образования по специальности «Психология». В России право на оказание психологических услуг имеют специалисты с данным образованием, подтвержденным дипломом государственного образца.
Третья Ф. р. п. г. характеризуется
процессом структурирования группы,
консолидацией ее норм, целей и
ценностей. Проявляются активность,
самостоятельность и
Четвертая Ф. р. п. г. представляет собой фазу активно работающей группы. Возникшие в предыдущей фазе сплоченность, заинтересованность участников друг в друге, эмоциональная поддержка, искренность, спонтанность создают возможности для развития процесса, направленного на решение собственно психотерапевтических задач. Для этого периода характерно принятие решений и использование приобретенного опыта во внеклинических ситуациях. В литературе эту фазу обозначают как “рабочую фазу”, “фазу развития”, “фазу целенаправленной деятельности”, “фазу изменения отношений и установок”, “фазу выработки новых ценностей”.
В зависимости от специфики
конкретной группы указанные фазы могут
иметь различную
17. Условия эффективности
Считают, что критерии эффективности
психотерапии должны соответствовать
следующим условиям: во-первых, достаточно
полно характеризовать
Для оценки эффективности
личностно-ориентированной (реконструктивной)
психотерапии при неврозах можно
использовать несколько критериев,
которые до некоторой степени
могут рассматриваться и как
показатели "глубины" лечения. При
проведении психотерапии на первом этапе
достигается определенная степень
понимания больным связи между
имеющейся симптоматикой и
приводит к нормализации социального функционирования больного на работе, в обществе, в семье. В качестве третьего критерия используется субъективно и объективно (в том числе катамнестически) определяемая степень нормализации социального функционирования в различных сферах деятельности.Возрастает интерес к разработке критериев и методов оценки эффективности психотерапии при ряде других заболеваний. Так, Б.М. Гузиков (1982) предлагает применять для оценки эффективности психотерапии (в частности, в групповой форме) при алкоголизме следующие 4 критерия: 1) степень преодоления пациентом анозогнозии (неспособности признать себя больным алкоголизмом, нежелание лечиться и т.д.); 2) степень объективности оценки больным своих личностных особенностей, способность к восстановлению самоуважения и др.; 3) степень социально-психологической реадаптации, которая определяется характером восстановления нарушенных семейных, производственных и иных отношений пациента; 4) длительность ремиссии.В исследованиях В.М.Воловика (1979) анализируются вопросы эффективности психотерапии в системе лечебно-реабилитационных воздействий у больных с малопрогредиентными формами шизофрении. В дополнение к клиническому здесь также выступают психологический и социальный критерии, содержательные аспекты которых, естественно, определяются целями проводимой индивидуальной и групповой психотерапии. Основные направления оценки действия психотерапевтического вмешательства: 1) субъективная оценка болезни и отношение к лечению; 2) наличие трудностей и конфликтов в иных значимых сферах отношений личности и степень их осознания; 3) искажение социальной перцепции, самооценки и уровня притязаний; 4) недостаток индивидуального опыта и наличие вторично усвоенных форм поведения, дезадаптирующих больного.
В настоящее время отчетливо
выражено стремление к разработке таких
методов оценки эффективности психотерапии,
которые могли бы дать возможность
получения количественных показателей
для их последующего статистического
анализа.В этом случае, как и при других
видах терапии, применяются различные
шкалы, используемые в психиатрической
клинике, экспериментально-
Психофизиологические и физиологические методы оказались особенно эффективными при оценке психотерапии у больных неврозами [Мягер В.К., 1971; Карвасарский Б.Д., 1990]. Установлено, что улучшению состояния больного сопутствует нормализация (или тенденция к ней) психофизиологической реактивности. Для определения эффективности преимущественно симптоматических психотерапевтических методов регистрируются изменения вегетативно-соматических, физиологических и психических функций [Платонов К.И., 1962; Буль П.И., 1974; Свядощ A.M., 1976].
Помимо оценки эффективности психотерапии у отдельных больных или групп пациентов, сравниваются и разные методы психотерапии. Так, K.Grawe и соавт. (1994) обобщили результаты 41 исследования, опубликованного до 1991 г. Сопоставлялись те методы, которые хорошо известны и допускали статистические подходы: клиент-центрированная психотерапия по C.Rogers, психоанализ, семейная психотерапия (системная и поведенческая), собственно поведенческая психотерапия. Оказалось, что методы психоаналитической и "разговорной" (по выражению авторов) терапии не отличаются степенью эффективности. Мало различаются по эффективности также поддерживающие методы семейной и поведенческой психотерапии. Установлено, что поведенческие методы в 2 раза эффективнее, чем психоаналитическая психотерапия. Кроме того, было выявлено, что большинству пациентов нужна была в основном помощь в преодолении их проблем, а не в обнаружении скрытых мотивов и переживаний. В заключение K.Grawe и соавт. указывают, что применение современных методов психотерапии обходится здравоохранению в 3 раза дешевле, чем лечение без психотерапевтической поддержки.При всей трудности оценки эффективности психотерапии необходима разработка теоретических и практических аспектов этой проблемы с учетом природы, клинической картины, механизмов развития болезни, методов лечения и тех целей, которые стремятся реализовать с их
18. Механизмы психологической
Психологическая коррекция представляет собой направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. Как направленное психологическое воздействие психологическая коррекция применяется в самых разнообразных формах человеческой практики (в педагогике, медицине и др.); элементы психологической коррекции присутствуют даже при обычном житейском общении, хотя не всегда этот процесс осуществляется в достаточной степени осознанно и целенаправленно. В медицине психологическая коррекция используется в двух основных планах: в целях психогигиены и психопрофилактики и собственно лечения — психотерапии. Следует принять точку зрения Ю. Ф. Полякова (1985), согласно которой психологическая коррекция преимущественно призвана решать задачи психопрофилактики на всех, ее этапах, особенно при осуществлении вторичной и третичной профилактики. Однако жесткое ограничение области применения психологической коррекции лишь сферой профилактики представляется в известной мере искусственным. Во-первых, в области неврозов, как отмечает Б. Д. Карвасарский (1982), полностью развести понятия «психологическая коррекция» и «психотерапия», «лечение» и «профилактика» не удается, так как невроз представляет собой заболевание в динамике, где не всегда возможно отделить состояние «предболезни» от собственно болезни, а сам процесс лечения в значительной степени может рассматриваться и как вторичная профилактика. Во-вторых, в настоящее время в системе восстановительного лечения самых различных заболеваний все шире реализуется комплексный подход, учитывающий наличие биологического, психологического и социального компонентов в их этиопатогенезе. И каждый из них предполагает лечебные, или корригирующие, воздействия такими методами, которые соответствовали бы их природе. Если психологический фактор в том или ином заболевании выступает как один из этиологических, то его коррекция в значительной степени совпадает с содержанием психотерапии — одного из компонентов лечебного процесса. По-видимому, определить общую схему соотношения психологической коррекции и психотерапии вне конкретной нозологии практически невозможно. Чем большее значение имеет психологический фактор в происхождении того или иного заболевания, тем в большей степени методы психологической коррекции решают и собственные лечебные — психотерапевтические — задачи, иными словами выступают как методы психотерапии. Таким образом, задачи психологической коррекции могут существенно видоизменяться: от психопрофилактических задач при соматической патологии (вторичная и третичная профилактика в отношении основного заболевания и первичная профилактика возможных в качестве его последствий психопатологических расстройств) до собственно лечебных психотерапевтических задач при неврозах (в рамках патогенетической концепции неврозов и психотерапии В. Н. Мясищева). Следует также подчеркнуть, что в целом как психотерапия, использующая наряду с личностно-ориентированными и другие методы, например суггестивные, так и психопрофилактика, включающая воздействия на объективные патогенные сре-довые факторы, не ограничивают свою практику лишь методами психологической коррекции [Карвасар-ский Б. Д., 1985]. Это еще раз указывает на сложный, динамичный характер соотношения методов психологической коррекции, психотерапии и психопрофилактики, сферы применения которых являются взаимопересекающимися.
При определении целей психологической коррекции часто исходят из ее направленности на коррекцию неадекватных реакций и стереотипов поведения, т. е. межличностного взаимодействия. Однако неадекватные реакции и формы поведения представляют собой следствие более глубоких личностных нарушений, а это означает, что психологическая коррекция, так же как и личностно-ориентированная психотерапия, должна быть направлена на личность в целом, точнее на те ее характеристики, которые являются системообразующими и отвечают за формирование неадекватного поведения и реагирования. В таком контексте без определенной личностной концепции невозможны понимание природы и специфики личностных нарушений, разработка теории и практики психологической коррекции и психотерапии.
В. Н. Мясищев выделяет основные классы или подсистемы системы отношений: 1) отношение к миру явлений и предметов; 2) отношение в другим людям; 3) отношение к себе. Следует подчеркнуть особое значение такой характеристики как отношение к себе,. Формируясь в процессе деятельности, познания и общения, становясь все более точным и реалистичным, отношение к себе выступает как специфическая образующая самосознания, как важный внутренний фактор формирования и полноценности функционирования личности, обеспечивающий ее целостность и единство.
Нарушение целостности системы отношений может определяться нарушением связей между отдельными отношениями или блоками отношений; нарушением иерархической согласованности отдельных отношений; наличием противоречивых отношений, одинаково значимых для личности. Нарушение отдельных отношений связано прежде всего с неадекватностью отдельных компонентов отношения (познавательного, эмоционального и поведенческого) и их дисбалансом. Так, неадекватность отношения применительно к его объекту, обнаруживающаяся в поведении и возникающая либо в процессе формирования данного конкретного отношения, либо вследствие его ригидности, неспособности пластично изменяться вслед за изменением объекта отношения или реальной ситуации, может, в частности, выражаться в преобладании характеристик субъекта над характеристиками объекта и рассматриваться как результат дисбаланса между познавательным и эмоциональным компонентами отношения или их неадекватности.
Нарушения системы отношений формируются в процессе индивидуального развития под воздействием факторов самой разнообразной природы. Однако, вероятно, как для понимания специфики данного конкретного отношения, так и понимания причин его неадекватности наибольшее значение имеют микросоциальные влияния, в частности эмоционально-психологические воздействия в детстве и на протяжении всей дальнейшей жизни человека. Система отношений, сформировавшаяся под влиянием неблагоприятных воздействий в основном психологического порядка, характеризуется наличием неадекватных отношений или нарушением своей структурной целостности, в результате чего система отношений становится неадекватной для решения задач обеспечения полноценного функционирования личности, адекватной регуляции поведения, адаптации и дальнейшего развития личности. Чем более значимые элементы системы отношений оказываются нарушенными, тем более тяжелые последствия это имеет для личности, тем в более широком диапазоне и более интенсивно нарушается адекватное функционирование, что находит выражение в неспособности человека конструктивным образом разрешать свои внутренние и внешние конфликты. Но наличие конфликта еще не свидетельствует о личностном нарушении.
Сами по себе конфликты, особенно внутренние, могут выступать как существенные факторы развития личности. Преодоление и разрешение таких конфликтов предполагает активную деятельность личности, мобилизацию и развитие самых разнообразных ее способностей, тренировку различных психических функций, формирование более высокого уровня развития и иерархии потребностей. В результате повышаются функциональные возможности, развивается и совершенствуется система отношений, т. е. осуществляется процесс самовоспитания и самосовершенствования, направленный на развитие личности и ее более полноценное функционирование. Однако нарушенная система отношений (особенно в том случае, если неадекватными являются наиболее значимые для личности отношения) не позволяет человеку конструктивным образом разрешить конфликт, что приводит к возникновению нервно-психического напряжения и конфликтам в сфере межличностного взаимодействия, которые уже вторично усиливают внутренний психологический конфликт, обостряя и порождая новые трудности и противоречия, что в свою очередь ведет к росту нервно-психического напряжения. Нарастающее нервно-психическое напряжение влечет за собой функциональную дезорганизацию личности — психологическую и физиологическую, которая проявляется как на личностном уровне, так и на уровне физиологических сдвигов, т. е. в психологических и клинических феноменах. Включение защитных механизмов невротического характера лишь на непродолжительный срок может привести к некоторому снижению нервно-психического напряжения. В целом же их действие в ситуации хронического внутреннего конфликта, вызванного нарушениями системы отношений, регулирующей поведение человека, не является эффективным, так как не приводит к конструктивному разрешению конфликтов, а, напротив, ведет к их хронизации.
Необходимо подчеркнуть, что в основе невроза, как он понимается в рамках патогенетической концепции, лежит не нарушение системы отношений под воздействием внешней психотравмирующей ситуации, на что обычно указывается, а неадекватность системы отношений, обусловленная всей историей развития личности больного неврозом. Ситуация же играет роль пускового механизма, актуализирующего уже имевшуюся ранее неадекватность системы отношений.
Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия при неврозах может осуществляться в двух основных формах — индивидуальной и групповой, каждая из которых обладает собственным специфическим психотерапевтическим потенциалом. Использование групповой психотерапии как метода коррекции системы отношений, неадекватных эмоциональных и поведенческих стереотипов представляется обоснованным в связи с той особой ролью, которую играют человеческое общество, различные группы, межличностное взаимодействие в процессе формирования индивидуальной системы отношений, ценностей, установок, стереотипов поведения. Многими авторами отмечается, что ценность групповой психотерапии заключается в том, что она является моделью естественных групп, пациент переносит в группу свойственные ему стереотипы поведения. Специфика групповой психотерапии как самостоятельного метода заключается в целенаправленном использовании всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы — групповой динамики в лечебных, психотерапевтических целях. Групповая динамика рассматривается при этом как совокупность групповых действий, интеракций, представляющих собой развитие или движение группы во времени [Kratochvil S., 1978], как характер формирования, функционирования и структурирования группы, который приобретает важное значение для терапевтического процесса [Hock К., 1973]. Представления о групповой динамике могут быть дополнены с позиций страто-метрической концепции групповой активности, разработанной А. В. Петровским и его сотрудниками (1973, 1975, 1979), в рамках которой она понимается как содержательный процесс формирования, развития и функционирования психотерапевтической группы, в ходе которого осуществляется переход от диффузной группы, где межличностное взаимодействие определяется непосредственными эмоциональными контактами, к группе более высокого уровня развития, в которой межличностные отношения опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием совместной деятельности .