Лекции по "Психодиагностике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 04:16, курс лекций

Краткое описание

Место и роль практической психологии в контексте проблем отношений науки и практики. Особенности развития практической психологии. Практическая психология в России.
Определение психодиагностики. История термина «психодиагностика». Психодиагностика как раздел психологии и вид работы практического психолога.

Вложенные файлы: 1 файл

Психодиагностика Конспекты лекций.doc

— 1.93 Мб (Скачать файл)

Интересной  и  многообещающей  выглядит  попытка  А.М. Эткинда  трактовать  природу  связи  перцепции  и  личности  в  терминах  «образа  мира»  как  изоморфизм  двух  структур  -  чувственной  ткани  перцептивного  образа  и  аффективно-когнитивного  единства  личности  (Эткинд А.М.).

 

В  1935 г.  впервые  в  журнальном  варианте  под  двойным  авторством  появилось  сообщение  о  Тематическом  апперцептивном  тесте  (ТАТ)  как  методике  экспериментального  изучения  фантазии  (Morgan C., Murray H.).  В  то  время  тест  не  был  обеспечен  ни  общей  теоретической  концепцией  -  в  качестве  метода  исследования  личности  он  стал  рассматриваться  в  более  поздних  публикациях  Г. Мюррея,  ни  стандартизованным  руководством  по  применению.  У  этого  метода,  как  и  у  теста  Роршаха,  имелись  свои  предшественники  и  своя  предыстория.  Психологам  и  психиатрам  давно  было  известно,  что  рассказы  по  сюжетным  картинкам,  специально  подобранным  для  исследуемого  контингента,  позволяют  судить  о  склонностях  людей  и  нередко  выявляют  болезненные  состояния  психики.  На  первый  взгляд  замысел  ТАТ  казался  более  простым  и  очевидным,  чем  идея  Г.Роршаха. 

Появление  Тематического  апперцептивного  теста  поставило  ряд  острых  проблем,  обсуждаемых  и  по  сей  день.  Одна  из  них  качается  прогностичности  ТАТ.  Исследования  1930-50-х гг.,  проведённые  в  русле  идей  «нового  взгляда»,  в  целом  подтвердили  положение  Мюррея  об  отражении  в  рассказах  ТАТ  фрустрируемых  или  отвергаемых  «Я»-потребностей.  Лишение  сна,  пищевая,  сексуальная  депривация,  предшествующие  успехи  или  неудачи  существенно  сказываются  на  ответах  ТАТ.

Однако  в  этих  же  экспериментах  обнаружилось,  что  «сила»  потребности  и  её  отражение  в  ТАТ  связаны  не  линейной,  а  U-образной  зависимостью:  наиболее  непосредственно  в  рассказах  проявляются  потребности  умеренной  интенсивности;  очень  сильная  депривация  приводит  к  вытеснению  или  искажению  соответствующих  образов  фантазии.  Тот  же  компенсаторный  принцип  действует  и  применительно  к  так  называемым  латентным  или  социально  неодобряемым  потребностям,  например  агрессии  или  гомосексуальности.  В  итоге  действия  защитных  механизмов  в  рассказах  ТАТ  может  искажаться  реальная  картина  личностных  особенностей.  Так,  Эриксон  и  Лазарус  показали,  что  лица,  страдающие  скрытым  гомосексуализмом,  на  провоцирующие  таблицы  ТАТ  дают  нейтральные  рассказы.  Ещё  более  сложным  является  вопрос  о  соотношении  рассказов  и  реального  поведения.  Согласно  Мюррею,  латентные  потребности  не  осознаются  и  невыводимы  из  открыто  наблюдаемого  поведения,  а  проявляются  только  в  фантазиях  и  фантазиоподобной  активности  типа  ТАТ.  Эксперименты  уточнили  эту  гипотезу:  если  потребность  -  явная  или  латентная  -  не  имеет  «моторной  разрядки»,  фрустрируется  в  открытом  социальном  поведении,  то  она  находит  компенсаторное  удовлетворение  в  рассказах  ТАТ.

Однако  лица,  уже  совершившие  особо  тяжкие  преступления,  могут  продуцировать  нейтральные  или  подчёркнуто  просоциальные  темы  (Станишевская М.М.,  Гульдан В.В.,  Владимирская  М.Т.).

Возвращаясь  к  хронологии,  следует  остановиться  на  работах  Лоуренса  Фрэнка  1939 – 1948 гг.,  в  которых  он  впервые  сформулировал  основные  принципы  проективной  психологии.  Ему  же  принадлежит  приоритет  в  использовании  термина  «проекция»  для  обозначения  особой  группы  методов  исследования  личности.  Наиболее  существенной  чертой  проективных  методик  Фрэнк  считал  неопределённость  стимульных  условий,  позволяющих  испытуемому  проецировать  свой  способ  видения  жизни,  свои  мысли  и  чувства.  Чем  более  неструктурированным  является  «стимульное  поле»,  тем  в  большей  степени  его  структурирование  индивидом  будет  изоморфично  структуре  его  реального  жизненного  пространства.

Концепция  Фрэнка,  испытавшая  сильное  влияние  «холистических»  теорий  личности,  акцентирует  ряд  моментов,  чрезвычайно  важных  для  понимания  назначения  и  диагностических  границ  проективных  методик.  Проективные  методики  направлены  на  раскрытие  внутреннего  мира  личности,  мира  субъективных  переживаний,  чувств,  мыслей,  ожиданий,  а   вовсе  не  на  экспресс-диагностику  реального  поведения.  Узкопрагматическая  ориентация  многих  исследователей  часто  игнорировала  это  ограничение,  составляющее  суть  проективного  метода  как  особого  подхода,  способа  понимания  человека.  Важно  не  то,  как  человек  действует,  а  то,  что  он  чувствует  и  как  управляет  своими  чувствами.  Ясно,  что  совпадение  поведенческого  уровня  и  плана  переживаний  есть  частный  случай,  поэтому  возможность  прогноза  поведения  по  проективным  методам  ограниченна,  зато  открывается  перспектива  проникновения  в  уникальный  мир  человеческих  чувств  и  внутреннюю  логику  его  построения. 

Общая  оценка  проективных  методик  как  психодиагностических  процедур  исторически  связана  с  обсуждением  так  называемой  проблемы  проекции.  В  отечественной  литературе  дискуссия  по  этому  поводу  также  достаточно  освещена,  однако  сама  проблема  ещё  далека  от  своего  разрешения.

 

Как  известно,  Л. Фрэнк  ввёл  термин  «проекция»,  не  определив  его  конкретного  психологического  содержания.  Подразумевалось,  что  благодаря  неопределённости  стимульного  материала  личность  «проецируется»  на  него,  как  на  экран.  Образное  выражение  Фрэнка  породило  представление  о  проективных  методиках  как  о  своего  рода  «рентгеновских  лучах»,  высвечивающих  глубины  личности.  Ясно,  что  подобное  толкование  механизма  проекции  не  удовлетворяло  исследователей.  Первые  содержательные  интерпретации  проекции  как  феномена,  возникающего  в  ситуации  проективного  исследования,  связывались  в  теоретическом  отношении  с  концепцией  З. Фрейда;  для  подтверждения  психоаналитической  концепции  привлекались  также  эксперименты  Г. Мюррея,  Р. Стэнфорда  и  других  исследователей,  посвящённые  изучению  мотивации  через  продукты  воображения.  Однако  фрейдовское  понятие  «проекции»  не  отличалось  однозначностью,  что  сразу  же  породило  ряд  трудностей  при  попытках  интерпретировать  проективные  методики  с  позиций  психоанализа.  Это  отмечалось  и  отечественными  исследователями. 

 

Главные  из  этих  трудностей  могут  быть  сформулированы  в  трёх  пунктах:

1)                               недостаточная  разработанность,  многозначность  термина  «проекция»  в  психоанализе,  многообразие  описываемых  явлений;

2)                               лишь  частичное  сходство  феноменов,  обозначаемых  в  психоанализе  этим  термином,  с  процессами,  имеющими  место  в  проективном  исследовании;

3)                               различие  типов  проекции  в  разных  проективных  тестах.

 

Впервые  термин  «проекция»  в  его  психологическом  значении  был  использован  З. Фрейдом  для  объяснения  патологических  симптомов  паранойи  в  1896г.,  а  затем  при  разборе  «случая  Шребера»  в  1911 г.  В  этих  работах  проекция  понималась  как  приписывание  другим  людям  социально  неприемлемых  желаний,  в  которых  человек  как  бы  отказывает  сам  себе.  В  этом  случае  проекция  рассматривалась  Фрейдом  как  механизм  защиты  против  неосознаваемых  асоциальных  влечений,  в  частности  гомосексуальности,  которая  лежит  в  основе  бредообразования  при  паранойе.  Впоследствии  была  описана  так  называемая  фобическая  защитная  проекция  -  вынесение  вовне,  экстериоризация  страха,  тревоги,  в  действительности  имеющих  эндогенную  природу  (Фрейд З., 1924).  В  работах   последующих  лет  наряду  с  концепцией  защитной  проекции,  входящей  в  состав  различных  патологических  состояний,  Фрейд  вводит  понятие  проекции  как  нормального  психологического  процесса,  участвующего  в  формировании  нашего  восприятия  внешнего  мира.  Проекция  интерпретируется  им  как  первичный  процесс  «уподобления»  окружающей  реальности  собственному  внутреннему  миру  (Фрейд З.,  1925).  Таков  механизм,  например,  детского  или  религиозно-мифологического  мировосприятия.

 

Таким  образом,  проекцией  Фрейд  называет  два  существенно  отличающихся  друг  от  друга  явления,  в  основе  которых  лежат  процесс  самозащиты  и  процесс  «самоуподобления».  Их  объединяет  неосознаваемость  трансформаций,  которым  подвергаются  исходные  влечения,  -  в  сознании  выступает  лишь  продукт  этих  преобразований.  Со  временем  проекция  стала  столь  расхожим  термином,  что  дифференцировать  её  от  явлений  идентификации,  переноса  и  некоторых  других  психоаналитических  феноменов  стало  чрезвычайно  трудно. 

 

Б. Мюрстейн  и  Р. Прайер,  критикуя  многозначность  и,  следовательно,  недостаточную  разработанность  понятия  проекции,  предлагают  различать  несколько  видов  проекции.  Классическая  защитная  проекция  Фрейда  находит  подтверждение  во  многих  клинических  наблюдениях.  Атрибутивная  проекция  -  это  приписывание  собственных  мотивов,  чувств  и  поступков  другим  людям  (по  смыслу  близка  фрейдовскому  «уподоблению»).  Аутистическая  проекция  -  это  детерминированность  восприятия  потребностями  воспринимающего;  для  иллюстрации  этого  проекции  авторы  ссылаются  на  эксперименты  New  Look.  Рациональная  проекция  отличается  от  классической  защитной  проекции  «рациональной»  мотивировкой. 

Д. Холмс,  подводя  итоги  многолетних  исследований,  считает  необходимым  выделить  два  «измерения»  проекции.  Первое  из  них  относится  к  тому,  что  проецируется;  субъект  воспринимает  в  другом  свои  собственные  черты  или  черты,  ему  самому  не  присущие.  Второе  измерение  -  осознаёт  ли  субъект  обладание  той  чертой,  которая  проецируется,  или  нет.  Комбинация  этих  измерений  позволяет  классифицировать  все  известные  виды  проекции.

 

Д. Холмс  утверждал,  что,  несмотря  на  неоднократные  попытки  экспериментального  изучения,  проекция  неосознаваемых  черт  не  может  считаться  доказанной.  Исходя  из  психоаналитической  концепции,  симулятивная  проекция  выполняет  защитные  функции,  препятствуя  осознанию  того  факта,  что  субъект  в  действительности  обладает  какой-то  нежелательной  чертой.  Проекция,  метафорически  названная  в  честь  «Панглосса»  и  «Кассандры»,  может  рассматриваться  как  вариант  защитного  механизма  «реактивное  образование».  Что  касается  черт,  наличие  которых  субъект  осознаёт,  то  их  интенсивное  изучение  шло  в  русле  проблемы  межличностного  восприятия.  Экспериментальное  подтверждение  находит  прежде  всего  атрибутивная  проекция  -  приписывание  другим  людям  имеющейся  у  субъекта  и  осознаваемой  им  черты.  Р. Кеттелл  считал  этот  вид  проекции  наивным  умозаключением,  основанным  на  недостатке  опыта:  люди  склонны  воспринимать  других  по  аналогии  с  собой,  приписывать  другим  те  же  мысли,  чувства  и  желания,  которые  находят  в  самих  себе.  Комплиментарная  проекция  предполагает  проекцию  черт,  дополнительных  к  тем,  которыми  субъект  обладает  в  действительности.  Например,  если  человек  ощущает  страх,  то  он  склонен  других  воспринимать  как  угрожающих;  в  этом  случае  приписываемая  черта  служит  причинным  объяснением  собственного  состояния. 

 

 

Таблица  2

Классификация  видов  проекции  по  Холмсу

Осознание  субъектом  проецируемой  черты

Наличие  у  субъекта  проецируемой  черты

Отсутствие  субъекта  проецируемой  черты

Субъект  не  осознаёт  свою  черту

Симулятивная  проекция

Проекция  «Панглосса»  или  «Кассандры»

Субъект  осознаёт  свою  черту

Атрибутивная  проекция

Комплиментарная   проекция

 

Как  соотносятся  эти  виды  проекции  с  процессами,  имеющими  место  в  проективном  исследовании?  По  этому  вопросу  не  существует  единства  взглядов.  Например,  Г. Мюррей,  употребляя  термин «идентификация»  применительно  к  ТАТ,  фактически  имел  в  виду  защитную  проекцию  З. Фрейда  (симулятивный  вид  проекции  по  Холмсу);  отождествляя  себя  с  «героем»,  испытуемый  получает  возможность  неосознанно  приписать  ему  собственные  «латентные»  потребности.  В  этом  случае  уподобление  себя  другому  позволяет  успешно  избегать  осознания  своей  «плохости»  или  психической  ненормальности.  Вместе  с  тем  клинические  и  экспериментальные  исследования  показали,  что  содержание  проекции  не  сводимо  к  асоциальным  тенденциям:  объектом  проекции  могут  стать  любые  положительные  или  отрицательные  проявления  личности.  По-видимому,  само  проективное  поведение  является  производным  от  многих  факторов.  В  частности,  оказалось,  что  даже  манера  экспериментатора,  индуцируемые  им  чувства,  влияют  на  аффективный  знак  тематических  рассказов:  агрессивная  установка  приводит  к  возрастанию  агрессивных  «тем»,  дружелюбная  -  к  преобладанию  релаксационных.  Таким  образом,  в  целом  защитную  концепцию  проекции  неправомерно  рассматривать  в  качестве  принципа  «обоснования  проективного  метода,  хотя  сам  феномен  защиты  может  иметь  место,  в  частности,  если  ситуация  эксперимента  воспринимается  как  угрожающая.  Что  касается  других  видов  проекции,  то  их  экспериментальное  изучение  применительно  к  проективным  тестам  не  дало  однозначных  результатов.  Однако  большинство  авторов,  опираясь  на  идею  З. Фрейда  об  «уподоблении»,  считают  возможным  привлекать  феномены  атрибутивной  и  аутистической  проекции  для  доказательства  значимости  проективной  продукции.  К  сожалению,  в  обоснованиях  подобного  рода  описание  тех  или  иных  явлений,  наблюдающихся  в  эксперименте,  нередко  заменяет  раскрытие  их  собственно  психологических  механизмов.  Как  одну  их  попыток  преодоления  кризиса  в  обосновании  проективного  метода  можно  рассматривать  отказ  от  понятия  проекции  в  виде  объяснительной  категории;  примером  такого  подхода  является  концепция  апперцептивного  искажения  Л. Беллака.

 

Исходя  из  анализа  фрейдовской  концепции  проекции,  Беллак  приходит  к  выводу  о  неадекватности  использования  этого  понятия  в  целях  обоснования  проективного  метода,  так  как  оно  не  способно  описать  и  объяснить  процессы,  обуславливающие  проективное  поведение;  последнее  должно  быть  рассмотрено  в  контексте  проблемы  «личность  и  восприятие».  Основу  категориальной  системы  Беллака  составляет  понятие  «апперцепция»,  понимаемая  как  процесс,  посредством  которого  новый  опыт  ассимилирует  и  трансформируется  под  воздействием  следов  прошлых  восприятий.  Термин  «апперцепция»  имеет  принципиально  иное  содержание,  чем  в  теории  Мюррея,  так  как  учитывает  природу  стимульных  воздействий  и  описывает  не  «первичные»  процессы,  а  собственно  когнитивные.

Информация о работе Лекции по "Психодиагностике"