Лекции по "Психодиагностике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 04:16, курс лекций

Краткое описание

Место и роль практической психологии в контексте проблем отношений науки и практики. Особенности развития практической психологии. Практическая психология в России.
Определение психодиагностики. История термина «психодиагностика». Психодиагностика как раздел психологии и вид работы практического психолога.

Вложенные файлы: 1 файл

Психодиагностика Конспекты лекций.doc

— 1.93 Мб (Скачать файл)

 

Диалогические  техники  учитывают,  что  психодиагност  вступает  в  контакт  с  обследуемым  и  достигает  наилучших  диагностических  результатов  за  счёт  специфических  особенностей  этого  контакта,  релевантных  диагностической  задаче.  Так,  доверительный  контакт  необходим  при  диагностике  семейных  затруднений,  характера  личностного  развития  ребёнка  и  во  многих  случаях,  в  которых  диагност  одновременно  выступает  в  роли  и  консультанта,  и  психотерапевта.  Ситуация  диагностического  патопсихологического  обследования  диктует  построение  общения  по  принципу  экспертизы.

Диалогические  техники  могут  быть  вербальными  (интервью,  беседы)  и  невербальными  (например,  игра  с  ребёнком  может  выступать  как  невербальная  диагностическая  процедура).

Различные  методические  приёмы,  на  основе  которых  строятся  те  или  иные  методики,  можно  расположить  на  одной  шкале,  если  за  единое  основание  классификации  принять  меру  вовлечённости  в  диагностическую  процедуру  самого  психодиагноста  и  степень  его  влияния  на  результат  обследования. 

 

Аппаратурные  методики  и  объективные  психологические  тесты  обладают  наименьшей  вовлечённостью  психодиагноста  в  процедуру  психодиагностики,  минимальным  влиянием  личности  психодиагноста  и  его  опытности  как  психолога  на  результаты  обследования.  Почти  столь  же  малой  степенью  вовлечённости  психодиагноста  обладают  и  некоторые  формы  стандартизованных  самоотчётов  -  многие  опросники  и  шкальные  техники.  Можно  сказать,  что  в  этих  методиках  личные  качества  психолога  воплотились  на  этапе  разработки  методики;  сама  же  процедура  обследования,  как  и  фиксация  её  результата,  оказывается  рутинной  операцией,  которая  в  принципе  может  выполняться  с  помощью  лаборанта-непсихолога  или  по  компьютерной  программе.  Диагностические  техники,  напротив,  характеризуются  максимальной  степенью  вовлечённости  в  процесс  психодиагностики,  максимальным  влиянием  его  опытности,  профессиональных  навыков,  способностей  в  сфере  общения  на  результаты  обследования.  Этими  качествами  обладают  различные  виды  бесед,  интервью,  диагностических  игр.  Например,  патопсихологический  эксперимент  как  особый  психодиагностический  метод  характеризуется  высокой  степенью  вовлечённости  психодиагноста:  должен  быть  создан  «мотив»  экспертизы  (обследуемый  должен  понимать,  что  на  основе  его  ответов  будет  сделано  важное  для  него  диагностическое  заключение),  результаты  отдельных  проб интерпретируются  в  зависимости  от  того,  насколько  выражен  этот  мотив  (по  мнению  психодиагноста).  Не  менее  явным  оказывается  влияние  психодиагноста  на  результаты  диагностического  заключения,  выносимого  на  основе  беседы  с  клиентом  психологической  консультации.  Своими  реакциями,  ответными  репликами,  манерой  держаться  психодиагност  может,  как  создать  оптимальные  условия  для  получения  диагностически  важной  информации,  так  и  полностью  исказить  эту  информацию,  её  смысл.

 

Все  остальные  психодиагностические  методики  занимают  промежуточное  положение  между  двумя  полюсами,  образованными  объективными  тестами  и  диалогическими  техниками.

Уже  многомерные  тесты-опросники,  предполагающие  анализ  профиля  и  интерпретацию  отдельных  шкал  в  зависимости  от  значений  других  и  характера  профиля  в  целом,  требуют  клинической  опытности  психодиагноста  и,  следовательно,  на  этапе  психодиагностического  заключения  не  свободны  от  влияния  личности  диагноста.  Не  менее  значимым  является  это  влияние  и  при  необходимости  кодирования   результатов  обследования,  полученных  с  помощью  открытых  опросников  либо  проективных  техник.  В  последнем  случае  существенное  значение  имеет  создание  психодиагностом  атмосферы,  раскрывающей  способности  испытуемого  к  воображению,  творчеству.

Если  ввести  одновременно  два  основания  -  меру  вовлечённости  психодиагноста,  его  влияние  на  результаты  обследования,  с  одной  стороны,  и  предметную  направленность  инструмента  -  с  другой,  то  известные  на  сегодня  психодиагностические  методики  можно  расположить  в  двухмерной  классификационной  таблице.

Соответствующие  методики  окажутся  расположенными  в  клетках  таблицы,  при  этом  столбцы  будут  заполнены  неравномерно  по  строкам  таблицы.  Так,  способности и психические функции  диагностируются  в  основном  методами,  влияние психодиагноста в которых выражено минимально, − в основном  объективными  тестами  и  тестами-опросниками.  Личностные  черты  преимущественно  диагностируются  тестами-опросниками;  когнитивная  организация,  другие  индивидуальные  свойства  выявляются  преимущественно  методиками  среднего  уровня (по  степени  влияния  психодиагноста  на  процесс  диагностики) − репертуарными  решётками,  проективными  техниками. 

 

Мотивация,  отношение  диагностируются  преимущественно  проективными  техниками.  Роль  диалогических  методик,  обладающих  максимальной  степенью  включённости  психодиагноста,  особенно  важна  в  области  диагностики  взаимоотношений,  общения  (таких  свойств,  актуализация  которых  требует  воссоздания  реальных  ситуаций  общения).

Проведённая  в  данном  разделе  классификация  отражает  достаточно  грубо  лишь  общие  черты  психологических  диагностических  методик.  Однако  и  в  таком   виде  предлагаемая  классификация  обладает  эвристической  ценностью.  Если  заполнить  все  клетки  таблицы,  станет  видно,  где  существует  нехватка  методов  определённого  типа.  Так,  например,  явно  не  хватает  методик  диалогического  типа  для  определения  способностей,  поскольку  эффективная  демонстрация  способностей  у  некоторых  субъектов  существенно  зависит  от  условий  психодиагностики  и  характера  контакта  с  психодиагностом.  Пользователь  психодиагностических  методик,  так  же  как  их  разработчик,  может  расчертить  и  заполнить  подобную  таблицу  для  себя  и  вписать  в  клетки  известные  ему  методики.  Это  позволит  ему  лучше  представить  себе,  какими  методами  необходимо  овладеть  и  где  возникнет  необходимость  в  поиске  и  научной  разработке  методов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Основания  классификации  психодиагностических  методик

 

Влияние  психодиагноста  на  результат  обследования

 

Предмет    психодиагностики

Способности

и  психические  функции

Личностные

черты

Когнитивная

организация  и

другие 

индивидуальные

характеристики

субъективного

опыта

Мотивация,

отношение

Характерис-

тики 

общения,

взаимо-

действия

Минимальное

 

 

 

 

 

Среднее

 

 

 

 

 

Максимальное

 

 

 

 

 

 

 

              1.3.   Психодиагностические   задачи

             

Общая  психодиагностика  в  известной  степени  отвлекается  от  специфических  диагностических  задач,  возникающих  в  различных  частных  областях  психодиагностики.  Однако  психодиагност  должен  представлять  себе  эти  задачи,  поскольку  они  существенно  определяют  ограничения  в  использовании  методов.

              Одно  из  важных  различий  относится  не  только  к  задачам.  Но  и  в  целом  к  ситуациям  психодиагностики.  Это  различение  ситуации  клиента  и  ситуации  экспертизы.

              В  первой  ситуации  человек  обращается  за  помощью  к  психологу,  он  охотно  идёт  на  сотрудничество,  старается  выполнить  инструкции  как  можно  более  точно,  не  имеет  сознательных  намерений  приукрасить  себя  или  фальсифицировать  результаты.  Во  второй  ситуации  человек  знает,  что  подвергается  экспертизе,  старается  выдержать  «экзамен»,  а  для  этого  вполне  осознанно  контролирует  своё  поведение  и  свои  ответы  так,  чтобы  предстать  в  максимально  выигрышном  свете  (или  добиться  своей  цели  даже  ценой  симуляции  отклонений  и  расстройств).

              В  ситуации  клиента  к  диагностическому  инструменту  можно  предъявлять  гораздо  менее  жёсткие  требования  относительно  его  защищённости  от  фальсификации  вследствие  сознательной  стратегии,  чем  в  ситуации  экспертизы.

             

Психодиагностические  задачи  (и  ситуации  психодиагностики  в  целом)  можно  различать  также  с  точки  зрения  того,  кто  и  как  будет  использовать  диагностические  данные  и  какова  ответственность  психодиагноста  за  выбор  способов  вмешательства  в  ситуацию  обследуемого.  Кратко  опишем  эти  ситуации.

 

              1.  Данные  используются  специалистом-смежником    для  постановки  непсихологического  диагноза  или  формулирования  административного  решения.  Эта  ситуация  типична  для  использования  психодиагностических  данных  в  медицине.  Психолог  выносит  суждение  о  специфических  особенностях  мышления,  памяти,  личности  больного,  а  врач  ставит  медицинский  диагноз.  Психолог  не  несёт  ответственности  ни  за  диагноз,  ни  за  то,  какое  именно  лечение  будет  проведено  больному  врачом.  По  той  же  схеме  происходит  использование  психодиагностических  данных  при  психодиагностике  по  запросу  суда,  комплексной  психолого-психиатрической  экспертизе,  психодиагностике  профессиональной  компетентности  работника  или  профпригодности  по  запросу  администрации.

 

              2.  Данные  используются  самим  психодиагностом  для  постановки  психологического  диагноза,  хотя  вмешательство  в  ситуацию  обследуемого  осуществляется  специалистом  другого  профиля.  Такова,  например  ситуация  психодиагностики  применительно  к  поиску  причин  школьной  неуспеваемости:  диагноз  имеет  психологический  (или  психолого-педагогический)  характер,  а  работу  по  его  реализации  в  жизнь  проводят  учителя,  родители,  другие  воспитатели.

 

              3.  Данные  используются  самим  психодиагностом  для  постановки  психологического  диагноза,  а  последний  служит  ему  основанием  (или  основанием  для  действий  его  коллеги-психолога)  для  разработки  путей  психологического  воздействия.  Такова  ситуация  психодиагностики  в  условиях  психологической  консультации.

 

              4.  Диагностические  данные  используются  самим  обследуемым  в  целях  саморазвития,  коррекции  поведения  и  т.п.  В  этой  ситуации  психолог  несёт  ответственность  за  корректность  данных,  за  этические,  деонтологические  аспекты  «диагноза»  и  лишь  частично  -  за  то,  как  этот  диагноз  будет  использован  клиентом.

              Хотя  и  не  существует  жёсткого  соответствия  между  характером  задачи  и  психодиагностическим  методом,  всё  же  можно  отметить  некоторую  предпочитаемость  тех  или  иных  методов  в  конкретных  случаях.

 

              Так,  в  ситуациях  1   и   2              методы  должны  давать  «стратегическую»  информацию  о  клиенте,  т.е.  обеспечивать  более  или  менее  долгосрочный  прогноз,  они  также  должны  позволять  соотнесение  обследуемого  с  другими  людьми, т.е.  предполагать  стандартизацию.  Поэтому  в  данных  ситуациях  наиболее  часто  употребляются  объективные  тесты  и  тесты-опросники,  причём  последние  иногда  основаны  не  на  психологических  категориях,  а  на  категориях  (системе  понятий)  заказчика.  Таковы,  например,  известный  Миннесотский  многофакторный  личностный  опросник  и  его  модификации.

 

              В  ситуации  3  информация  зачастую  рассчитана  на  регулирование  тактики  практической  работы  самого  психолога,  соотнесение  с  «нормой»  имеет  меньшее  значение,  поэтому  чаще  используются  идеографические  техники,  проективные  и  диалогические  методы.

 

              В  ситуации  4  главное  требование  к  методам  -  лёгкость  перевода  получаемых  с  их  помощью  данных  на  язык  самого  обследуемого.

Информация о работе Лекции по "Психодиагностике"