Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 04:16, курс лекций
Место и роль практической психологии в контексте проблем отношений науки и практики. Особенности развития практической психологии. Практическая психология в России.
Определение психодиагностики. История термина «психодиагностика». Психодиагностика как раздел психологии и вид работы практического психолога.
8. Громкова, М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов / Майя Тимофеевна Громкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 415 с.
9. Громкова, М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых: Учеб. пособие для системы доп. проф. образования; учеб. пособие для студентов вузов / Майя Тимофеевна Громкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 495 с.
10. Гуревич К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика / К.М. Гуревич. – СПб., 2008.
11. Забродин Ю.М. Психодиагностика / Забродин Ю.М., Пахальян В.Э.; под общ. ред. Ю.М. Забродина. – М.: Эксмо, 2010. – 448 с. – (Новейший справочник психолога).
12. Забродин Ю.М., Пахальян В.Э. Основные проблемы практической психологии в современной России // Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. 19 – 21 сентября. Т. 2. – Ростов н/Д, 2007. С. 18 – 19.
13. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов. – М.: Тривола, 1994. 330 с.
14. Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии / Николай Иванович Конюхов. − М., 1996. 160 с.
15. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.И. Непомнящая. – М.: ВЛАДОС, 2001.
16. Никишина В.Б. Психодиагностика в системе социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.Б. Никишина, Т.Д. Василенко. – М., 2004.
17. Общая психодиагностика // Под ред. А.А. Бодалёва и В.В. Столина. − СПб.: Речь, 2003. 440 с.
18. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова. – М., 1983.
19. Этический кодекс Российского психологического общества (РПО) // Российский психологический журнал. 2004. Т. 1. № 1. С. 37 – 54.
20. Этические стандарты психолога // Вопросы психологии. 1990. № 5. С. 158 – 161.
ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
Предмет и методы современной психодиагностики. Определение предмета в современной литературе. Предмет работы практического психолога. Познавательные и прагматические цели применения психодиагностических средств при определении предмета психодиагностики. Комплексность подхода к ситуации психодиагностики.
Анализ, разработка и применение трёх групп моделей в компетенции психодиагностики: психологическая модель личности с её модификациями; модель ситуации (решаемой задачи); модель психодиагностического метода. Успешность практического применения психодиагностических средств. Предмет психодиагностики. Порядок выбора или разработки моделей психодиагностики как одна из ключевых проблем теории психодиагностики. Определение спектра и специфических задач психодиагностики как в сфере исследований, так и в практической работе. Содержание деятельности психодиагностики.
Проблема методов в современной психодиагностике. Определение метода в современной литературе. Основания для классификации методов психодиагностики. Различные классификации методов современной психодиагностики.
Методы изучения документации о человеке. Методы изучения продуктов деятельности. Метод наблюдения. Метод беседы. Метод эксперимента. Психодиагностические тесты. История применения психодиагностических тестов.
Особенности развития отечественной психодиагностики.
О научных основах современной практической психодиагностики. Методы индивидуальной и групповой работы в современной психодиагностике. Принципы разработки психодиагностических методов. Предмет исследования в психодиагностике.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
2.1. Предмет и методы современной психодиагностики
Понимание предмета практической психологии в контексте вопроса о её целях:
цель и предмет деятельности психолога задаются требованиями профессии и характером выбранного направления работы;
в практической психологии как прикладной области общепсихологического знания цель и предмет деятельности психолога соотносятся с требованиями той социальной сферы, которую он обслуживает, чей запрос он выполняет;
в психологической практике цель и предмет деятельности психолога задаются требованиями профессии и профессиональной этики и соотносятся с особенностями личной жизни и характером внутренней проблемы человека, обратившегося к специалисту за помощью.
Предметом работы практического психолога являются психологические феномены (проблемы), возникающие, развивающиеся и проявляющиеся в той или иной сфере человеческой деятельности. Их специфика задаётся требованиями данной сферы и проявляется в содержании тех задач, которые ставятся перед практическим психологом заказчиком психологических услуг (Забродин Ю.М., Пахальян В.Э., 2010).
Психодиагностика же служит своеобразным соединительным звеном между психологической наукой и практикой. В этом плане теоретические основы психодиагностики задаются соответствующими областями психологической науки (общая, дифференциальная, возрастная, медицинская психология и т.д.), а её методические средства – конкретные приёмы изучения индивидуально-психологических особенностей, способы обработки и интерпретации получаемых результатов.
Различные точки зрения на определение предмета психодиагностики. Анализ подобных подходов позволяет сделать полезные выводы:
1) разделение психодиагностики на теоретическую и практическую при определении и формулировке её предмета не преодолевает, а только углубляет противоречия, возникшие между существующими концепциями оценки индивидуальных особенностей и средствами практического проведения такой оценки, так же как и средства часто базируются на различных психологических моделях личности;
2) недостаточная разработанность теории личности в общей психологии отрицательно сказывается на развитии общей теории психодиагностики. Однако опыт практического проведения психодиагностических обследований свидетельствует о том, что существуют возможности для преодоления этого недостатка за счёт создания некоторой общей (генерализованной) модели личности и применения в ряде конкретных случаев её частных модификаций;
3) сведение фундаментальных проблем психодиагностики только к проблеме психологического измерения – психометрике ограничивает возможности психодиагностических средств, исключая из рассмотрения такие важные качественные характеристики личности, как индивидуальные особенности и обстоятельства её реальной жизни, отношения и личный опыт, структура мотивов, особенности, целеполагания и многие другие, - и этот недостаток также можно преодолеть за счёт построения общей (генерализованной) модели личности и её модификаций, соответствующих данному методу и данной ситуации обследования (Забродин Ю.М., Пахальян В.Э., 2010).
Необходимо рассматривать понятие «предмет психодиагностики» с позиций системности и комплексности. Комплексность психодиагностического обследования предполагает не только всесторонность оценки личности, о и целенаправленность применения психодиагностических средств.
Получение прогностических выводов, определяющих особенности будущей деятельности или поведения человека, составляет одну из основных целей применения приходиагностических методов.
В этой связи целесообразно учитывать прагматические, а не только познавательные цели применения психодиагностических средств при определении предмета психодиагностики. Такой учёт позволит обеспечить комплексность подхода к ситуации психодиагностики и преодолеть ряд острых противоречий между психодиагностической теорией и психологической практикой:
выбор множества изучаемых индивидуальных особенностей должен осуществляться, исходя из положений общей теории на основе общей (генерализованной) модели личности;
интерпретация данных психологического диагноза осуществляется на основе частной модификации этой модели и учётом моделей ситуации (решаемой психодиагностической задачи) и принятой модели диагностического метода;
использование получаемых данных в качестве конкретного основания для построения прогноза также должно базироваться на общей модели личности. Прогноз должен «работать» на решение реальной практической задачи, содержание которой не всегда соответствует выбранным психологическим концепциям, а иногда и вовсе не учитывается (в силу своей специфичности) ни теорией психодиагностики, ни положениями общей психологии.
Необходимо использовать целостную психологическую модель в ходе психодиагностического обследования.
В компетенцию психодиагностики включается анализ, разработка и применение трёх групп моделей: а) психологической модели личности с её модификациями; б) моделей ситуации (решаемой задачи) и в) моделей психодиагностического метода с ориентацией на построение психологического прогноза по диагностическим данным (интерпретацию).
Предмет психодиагностики – это описание конкретного человека в терминах общей (генерализованной) психологической модели, полученное в ходе целенаправленной оценки индивидуальных особенностей психической регуляции деятельности и поведения обследуемого, объединённых в модифицированную модель личности, которая определяет порядок интерпретации указанных оценок, соответствует структуре генерализованной модели, конкретным целям и методам психодиагностического обследования, а также задаче прогнозирования параметров деятельности и поведения субъекта в различных обстоятельствах его жизни и при их изменении (Забродин Ю.М., Пахальян В.Э., 2010).
До настоящего времени нет однозначного понимания сущности понятия «методы психологии» в целом.
Если рассматривать этот вопрос в самом общем плане, где метод(ы) – это основной способ(ы) работы, наиболее универсальный инструментарий, то можно сказать следующее:
1) система методов практического психолога задаётся спецификой конкретных задач, встающих перед специалистом, работающим в той или иной сфере человеческой деятельности;
2) эта система представляет из себя три основные группы методов практической психологии:
методы практической экспертизы;
методы психопрогностики и психологического проектирования;
методы психологического управления (Забродин Ю.М., 1980, 1984).
2.2. Методы изучения документации о человеке
Задача изучения документации – сбор анамнестических данных и составление представления об особенностях поведения, об истоках нормального и аномального развития. В комплексном изучении человека каждый из специалистов должен уметь «читать» документацию коллег и черпать из неё те сведения, которые необходимы ему для составления полного психологического портрета человека, полной картины его функционирования и развития.
Примеры документов: педагогическая характеристика учащегося; личное дело; биография; отзывы окружающих; история семьи испытуемого и его родственников и т.п.
2.3. Методы изучения продуктов деятельности
Анализируя конечный результат деятельности человека, можно понять особенности процесса его работы. А значит – подойти к пониманию особенностей его психики и некоторых черт его личности. В продуктах деятельности человека очень часто и довольно верно отражается его отношение к действительности. Природе, уровень развития умственных, сенсорных и моторных навыков, аффективной и волевой сферы, отношение к миру и к людям.
Для правильной оценки результатов деятельности человека необходимо знать:
психологические механизмы получения того или иного результата; условия, в которых он получен;
типичные затруднения в достижении того или иного результата для разных групп испытуемых, в том числе «трудных» и отстающих;
методы, позволяющие обнаружить подлинные причины затруднений на каждом из этапов жизни.
2.4. Метод наблюдения
Наблюдение позволяет судить о состоянии тех или иных психических функций в процессе спонтанной деятельности и поведении человека при минимальном вмешательстве со стороны психолога. Наблюдение должно обеспечить естественность психических проявлений и при этом – быть целенаправленным.